Цель трудового законодательства – установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Достижение поставленных целей осуществляется, прежде всего, принятием обязательных для применения на всей территории России федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Трудовое законодательство по сравнению с другими отраслями права более статично. Однако и его не обходят вниманием наши законодатели, постоянно предлагая новые идеи по решению правовых пробелов и устранению недочетов в ранее принятых актах.
Предложений много. Какие-то из них внесены в Госдуму и уже рассматриваются парламентариями в комитетах. Другие находятся на стадии общественного обсуждения.
Рассмотрим наиболее важные из них.
Предполагается, что госинспектор труда получит право взыскать с работодателя начисленную, но не выплаченную, в том числе частично, зарплату и другие выплаты в рамках трудовых отношений, минуя судебные разбирательства.
Так, в случае невыполнения работодателем в срок законного предписания госинспектора труда об устранении нарушений трудового законодательства может быть принято решение о принудительном исполнении такой обязанности. В предписании должна быть указана информация о возможности принятия решения о принудительном исполнении. Решение о принудительном исполнении будет иметь статус исполнительного документа, оформляться в письменном виде в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «Об исполнительном производстве», и направляться в службу судебных приставов.
Кроме того, предполагается, что предлагаемый принудительный порядок взыскания зарплаты не применяется по отношению к взысканию денежных средств, начисленных, но не выплаченных лицам, которые занимают должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера банка и его заместителя, руководителя, главного бухгалтера филиала банка, членов совета директоров (наблюдательного совета) банка, перед контролирующими банк лицами, определяемыми в соответствии с законодательством о банкротстве.
Дополнительно разработаны законопроекты о внесении корреспондирующих изменений в Федеральный закон «Об автономных учреждениях» и Бюджетный кодекс в связи с принятием указанных изменений.
Все законопроекты опубликованы на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения и находятся на стадии подготовки заключения по итогам процедуры ОРВ (оценка регулирующего воздействия).
Минтранс разработал законопроект, согласно которому к деятельности, которая непосредственно связана с управлением транспортными средствами, предназначенными для перевозки пассажиров легковыми такси, автобусами, троллейбусами, трамваями, предлагается не допускать лиц, в том числе являющихся индивидуальными предпринимателями, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Напомним, что к тяжким преступлениям относятся умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы (кража в особо крупном размере (более 1 млн руб.), разбой, захват заложника и др.).
А особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (убийство, изнасилование несовершеннолетней, террористический акт и др.).
Считается, что лица, которые отбыли наказание за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, до момента погашения или снятия судимости могут быть подвержены рискам совершения общественно опасных деяний. А значит, жизнь и здоровье граждан могут подвергаться опасности. То есть, после погашения судимости по мнению разработчиков проекта, такая опасность снижается.
Разработка и внесение законопроекта направлены на повышение безопасности жизни и здоровья граждан, которые пользуются общественным транспортом и такси.
Законопроект опубликован на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения и находится на стадии публичных обсуждений и проведения антикоррупционной экспертизы.
Предложение о внесении изменений в главу 43 ТК РФ поступило в Госдуму от депутата Курултая Республики Башкортостан (законопроект №401336-7).
Обязанность отчитываться о своих доходах и имуществе предусмотрена для руководителя и членов коллегиального исполнительного органа организации. Этот список предлагается расширить, включив в него заместителей руководителей учреждений.
Так, лица, которые поступают либо занимают должность заместителя руководителя государственного (муниципального) учреждения при поступлении на работу и ежегодно будут обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Считается, что заместители руководителей подвержены коррупционным факторам не меньше, чем их руководители. А значит, надлежит и за ними установить дополнительный контроль.
Проект разработан в рамках антикоррупционного пакета законопроектов, включающего также проект федерального закона «О внесении изменений в ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» (законопроект №401661-7).
Комитет – соисполнитель рекомендовал Госдуме отклонить проекты при рассмотрении в первом чтении: авторы законопроекта предлагают ввести лишь обязанность, не установив при этом порядок проверки достоверности и полноты представленных сведений, не обозначив санкции за неисполнение предлагаемой обязанности. По мнению комитета, предлагаемое изменение недостаточно обоснованно.Законопроекты опубликованы на официальном сайте Госдумы, уже назначены ответственные комитеты, комитеты – соисполнители, и документы подготовлены для принятия в первом чтении.
В Госдуму внесен законопроект №387974-7 о внесении изменений в ту же ст. 275 ТК РФ в части представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, которые претендуют на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а также хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной (муниципальной) собственности.
Для них также предусмотрена обязанность не только отчитываться о своих доходах и имуществе, но также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Надо заметить, что комитет – соисполнитель рекомендовал Госдуме принять его при условии устранения недоработок.
Отмечено, что авторами законопроекта не представлена информация о количестве государственных и муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ в настоящее время, поэтому оценить круг лиц, которых затронут изменения, не представляется возможным. Так, по данным комитета на 1.09.2017 функционировало около 19 500 унитарных предприятий, из них 1000 – федеральных унитарных предприятий, 3500 – государственных унитарных предприятий субъектов и 15 000 муниципальных унитарных предприятий.
В случае принятия законопроекта круг лиц, которые будут обязаны представлять сведения о доходах, значительно расширится. А это приведет к увеличению нагрузки на лиц, которые уполномочены принимать и проверять представленные сведения.
Также предложено добавить норму о том, что предлагаемая обязанность распространяется только на руководителей крупных унитарных предприятий и хозяйствующих обществ.
Дополнительно, по мнению комитета, следует обсудить порядок представления сведений работодателю, поскольку такая процедура в проекте не указана.
Законопроект опубликован на официальном сайте Госдумы, уже назначен ответственный комитет, комитет – соисполнитель, и документ подготовлен для принятия в первом чтении.
В Госдуму внесен законопроект №463784-7 о внесении изменений в ТК РФ в части особенностей распространения регионального соглашения о МРОТ на работодателя – религиозную организацию.Инициатор законопроекта – депутат Госдумы, который предлагает упростить для религиозных организаций процедуру отказа от присоединения к региональному соглашению о МРОТ.
Предполагается, что при представлении отказа от присоединения к региональному соглашению религиозная организация освобождается от обязанности прикладывать к отказу протокол консультаций с профсоюзом и предложений по срокам повышения минимальной зарплаты работников до размера, предусмотренного соглашением.
Кроме того, такой отказ может направляться не только от имени работодателей – религиозных организаций, но и централизованной религиозной организацией.
Однако в случае такого отказа сохраняется общая для всех работодателей возможность проведения консультаций между религиозной организацией и руководителем уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.
Законопроект опубликован на официальном сайте Госдумы и направлен в комитеты.
Госдума в первом чтении приняла проект №430594-7, который представлен Президентом РФ.
Предполагается внесение изменений в Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О прокуратуре Российской Федерации», «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.
Согласно нововведениям руководители федеральных государственных органов (согласно перечню), высшие должностные лица субъектов, руководители государственных корпораций, публично-правовых компаний, руководители ПФ, ФСС, ФФОМС и др., а также должностные лица и работники указанных органов и организаций несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, за разглашение банковской тайны.
Указанные должностные лица и работники не вправе раскрывать третьим лицам информацию об операциях, о счетах и вкладах физических и юридических лиц, полученную в соответствии с законодательством о противодействии коррупции в Банке России, кредитных организациях, а также в представительствах иностранных банков. Такая информация может быть использована только в соответствии с законодательством о противодействии коррупции.
Устанавливается упрощенный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений государственными и муниципальными служащими, работниками государственных корпораций (компаний), государственных внебюджетных фондов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Так, предполагается, что с согласия прокурорского работника, сотрудника ОВД, сотрудника таможенного органа и др., при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения и письменного объяснения сотрудника.
Кроме того, предлагается установить единый срок давности для применения взысканий за коррупционные правонарушения – не позднее 3 лет со дня совершения правонарушения.
Также проектом предлагается дополнить список исполнительных документов, которые направляются судебному приставу – исполнителю, определением судьи о наложении ареста на имущество в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Согласно планируемым изменениям в Законе «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» устанавливается дополнительный контроль за расходами лиц, замещавших одну из должностей, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих расходах.
Контроль устанавливается за расходами таких лиц, а также за расходами супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, в том числе по сделкам по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенным лицами в период замещения (занятия) таких должностей.
Контроль за расходами уволившегося лица, а также за расходами его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей осуществляется прокурором.
Если в ходе контроля прокурор выявляет несоответствие расходов и доходов, то обращается в суд с заявлением об обращении в доход государства имущества, в отношении которого лицом не представлены сведения о законности дохода. Если же обратить такое имущество в доход государства невозможно, то взысканию подлежит денежная сумма, эквивалентная стоимости такого имущества.
Законопроект опубликован на официальном сайте Госдумы, принят в первом чтении, установлен срок для представления поправок – 30.06.2018.
Как видим, проекты Роструда и Минтранса находятся в самом начале пути, в стадии общественного обсуждения.
У проектов из антикоррупционного пакета, внесенных депутатом Курултая Республики Башкортостан мало шансов пройти далее первого чтения в Госдуме, поскольку комитеты предлагают новшества отклонить.
Законопроект группы депутатов относительно унитарных предприятий в случае устранения недоработок может быть принят. По проекту о религиозных организациях решение пока не принято.
Думается, что больше всего шансов быть принятым быстро и в неизменном виде именно у президентского законопроекта.
Источник: www.klerk.ru