За последние полгода в трудовое законодательство было внесено довольно много поправок. Как применять все изменения, какие нововведения повлияют на трудовые отношения и как будут проходить трудовые проверки – на эти и другие вопросы мы ответим в нашей статье.
Величина прожиточного минимума за второй квартал 2017 года для трудоспособного населения в России 11 163 рубля (Постановление Правительства РФ от 19.09.2017 N 1119). Новый МРОТ по закону – 85% от этой суммы.
Поэтому с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 N 421-ФЗ составит 85% от прожиточного минимума для трудоспособного населения за второй квартал 2017 года – 9 489 рублей. А с 1 января 2019 года МРОТ приравняют к прожиточному минимуму. Причём будут брать значение в соответствии со вторым кварталом предыдущего года. При этом МРОТ на следующий год не должен быть меньше значения, который установили на текущий.
Да, согласно Постановлению Правительства РФ от 02.12.2017 N 1456, с 2018 года должностные оклады работников федеральных госорганов проиндексируют на 4%. На столько же повысят оплату труда работникам федеральных казённых, бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, поднимут зарплату гражданскому персоналу воинских частей, сотрудникам учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Также Указом Президента РФ от 26.12.2017 N 630 с 1 января 2018 года должностные оклады судей повысились в 1,04 раза. Речь идёт о должностных окладах судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, а также мировых судей субъектов РФ.
С 1 января 2018 года на основании Постановления Правительства РФ от 21.12.2017 N 1598 в 1,04 раза повышается денежное довольствие военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти.
Повышение затронет:
- размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
- размеры окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;
- размеры должностных окладов и окладов по специальным званиям лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов РФ и лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи.
При повышении окладов денежного содержания военнослужащих и сотрудников их размеры подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.
Постановлением Правительства РФ от 04.12.2017 N 1467 размер установлен для следующих видов деятельности, предусмотренных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)):
- выращивание овощей (код 01.13.1) – 50% общей численности работников;
- деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) и деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) – 28% общей численности работников;
- деятельность в области спорта прочая (код 93.19) – 25% общей численности работников;
- торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1) и торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26) – 15% общей численности работников;
- торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73), торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) и торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99) – 0% общей численности работников.
Указанные ограничения не распространяются на хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории Ставропольского края, Хабаровского края, Астраханской области, Волгоградской области, Воронежской области, Липецкой области, Московской области, Ростовской области и Саратовской области.
Согласно ст. 108 ТК РФ, в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
Теперь дополнено, что в том же порядке работодатель может устанавливать правило, в соответствии с которым перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырёх часов.
На сайте Роструда опубликован перечень типовых нарушений обязательных требований трудового законодательства с классификацией по степени риска причинения вреда работнику. Перечень составлен в формате таблицы и включает в себя наименование нарушения трудового законодательства – всего 76 позиций, статью Трудового кодекса РФ, содержащую требование, а также категорию нарушения в зависимости от негативных последствий для работника, в баллах от 1 до 10, при этом высокий риск оценивается от 7 до 10 баллов, средний – от 4 до 6 и низкий – от 1 до 3 баллов.
Например, к высокому риску причинения вреда работнику, оцениваемому в 10 баллов, отнесено в числе прочего уклонение от оформления трудового договора; нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношении водителей автомобиля, членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ; невыплата работодателем работнику установленной трудовым договором заработной платы; выплата заработной платы ниже минимального размера оплаты труда; допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда; допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей при наличии медицинских противопоказаний.
Из данной классификации можно сделать вывод: чем больше штрафных баллов наберётся при проверке, тем строже будет наказание.
На основании Федерального закона от 01.07.2017 N 132-ФЗ, с 1 января 2018 года сведения о коррупционерах, уволенных с государственной службы в связи с утратой доверия, будут включаться в специальный реестр. Предусматривается, что сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сроком на 5 лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.
Указанный реестр подлежит размещению на официальном сайте федеральной ГИС в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Сведения о лице, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, исключаются из реестра в случаях:
- отмены акта, явившегося основанием для включения в реестр сведений о лице, уволенном в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;
- вступления в установленном порядке в законную силу решения суда об отмене акта, явившегося основанием для включения в реестр сведений о лице, уволенном в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;
- истечения 5 лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр сведений о лице, уволенном в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;
- смерти лица, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.
Проверочные листы – это списки контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении работодателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.
Приказом Роструда от 10.11.2017 N 655 утверждены 107 проверочных листов.
Государственные инспекторы труда при проведении плановых проверок работодателей (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) должны использовать проверочные листы, соответствующие предмету проверки (абз. 2 п. 8 Положения о надзоре в сфере труда).
Во время проверки инспектор вправе задавать только те вопросы, которые есть в проверочном листе по предмету проверки. Никаких иных вопросов, не относящихся к тематике конкретной проверки, инспектор задавать не может (абз. 4 п. 8 Положения о надзоре в сфере труда).
Для проверки всех работодателей предназначены проверочные листы, тематика которых относится к общим обязательным требованиям.
Проверочные листы по проверке требований охраны труда разделены по видам деятельности.
Важно отметить, что Приказ Роструда вступил в силу 1 января 2018 года. Однако с этого момента проверочные листы при плановых проверках используются только в отношении работодателей, деятельность которых относится к категории умеренного риска. Для всех остальных работодателей это произойдёт только с 1 июля 2018 года.
Источник: www.4dk.ru
Читайте также:
Нет КонсультантПлюс?
Оформите заявку на доставку полной версии документа или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации