КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2010 N 14-П
"По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.М. Малицкого"
Лишение гражданина РФ, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, признано не соответствующим Конституции РФ
Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ явились взаимосвязанные положения подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части, лишающей гражданина РФ, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Конституционный Суд РФ в частности, отметил, что получение гражданином РФ вида на жительство на территории иностранного государства означает, что он приобретает право долгосрочного проживания на территории этого государства на законных основаниях, возможность наряду с его гражданами пользоваться на сопоставимых условиях экономическими и социальными правами, заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, а также свободно покидать данное государство и возвращаться на его территорию. При этом наличие у гражданина РФ вида на жительство на территории иностранного государства само по себе не приводит к возникновению между ним и соответствующим иностранным государством постоянной и распространяющейся на все сферы сопряжения индивида и государства политико-правовой взаимосвязи, равноценной по своему содержанию и значению гражданству РФ, являющемуся в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" устойчивой правовой связью лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Предоставление гражданину РФ вида на жительство на территории иностранного государства само по себе не может служить достаточным основанием такого ограничения его прав и свобод, вытекающих из российского гражданства, возможность которого допускается по смыслу статьи 62 Конституции РФ в отношении граждан РФ в случае наличия у них гражданства иностранного государства.
Конституционный Суд РФ указал, что ограничение права граждан РФ, имеющих вид на жительство на территории иностранного государства, на участие в управлении делами государства в качестве члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса не согласуется с конституционным принципом равенства прав и свобод граждан, не обусловлено конституционно признаваемыми целями, приводит к искажению самого существа данного конституционного права, необоснованно ставя под сомнение лояльность таких граждан по отношению к своему государству, на которое Конституцией РФ возлагается обязанность охранять достоинство личности.
С учетом изложенного, Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части, лишающей гражданина РФ, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, не соответствующими Конституции РФ.
Постановление Правительства РФ от 17.06.2010 N 453
"О внесении изменений в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации"
В Единый перечень коренных малочисленных народов РФ включен еще один малочисленный народ России
В указанный перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255, включена новая позиция "Сету (сето) Псковская область".
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Постановление Правительства РФ от 09.06.2010 N 422
"О внесении изменений в федеральную целевую программу "Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах"
Уменьшены объемы финансирования федеральной целевой программы "Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах"
В частности, общий объем финансирования Программы сокращен с 5858,5 млн. рублей до 5041,2187 млн. рублей. Основными разработчиками ФЦП определены: Минэкономразвития РФ, Росстат, Минсельхоз РФ, Минздравсоцразвития РФ, Минприроды РФ, Минобрнауки РФ, Минспорттуризм РФ, Росинформтехнологии, ФСТ РФ, Ростуризм. В новой редакции изложены целевые индикаторы ФЦП, перечень мероприятий федеральной целевой программы, предельные объемы капитальных вложений.
Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 463
"О внесении изменений в перечень должностных лиц, за подписью которых телеграммы категорий "Президент Российской Федерации", "Председатель Правительства Российской Федерации", "высшая правительственная" и "правительственная" передаются в приоритетном порядке"
Расширен перечень должностных лиц, за подписью которых телеграммы категорий "правительственная" передаются в приоритетном порядке
В указанный перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 года N 74, включены: Руководитель Секретариата Заместителя Председателя Правительства РФ - Руководителя Аппарата Правительства РФ, Руководитель Секретариата Заместителя Председателя Правительства РФ, Руководитель Секретариата Заместителя Председателя Правительства РФ - Министра финансов РФ, Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества.
Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 469
"Об утверждении Типового договора на обучение между федеральным государственным органом и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы и о порядке предоставления и размере дополнительной выплаты гражданам, заключившим соответствующие договоры"
Разработана типовая форма договора на обучение между федеральным государственным органом и гражданином РФ с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы
В соответствии с Указом Президента РФ от 21.12.2009 N 1456 "О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам на обучение" договоры на обучение с гражданами заключаются с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы на должностях гражданской службы категорий "специалисты" и "обеспечивающие специалисты", относящихся к старшей и младшей группам должностей. В соответствии с предметом договора гражданин обязуется освоить образовательную программу высшего или среднего профессионального образования и проходить федеральную государственную гражданскую службу в государственном органе, а последний обязуется осуществить дополнительную выплату в размере 50 процентов стипендии в период обучения, и по окончании обучения заключить с ним срочный служебный контракт о прохождении федеральной государственной гражданской службы.
Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р
Установлен перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
Утвержденный перечень, состоящий из 91 позиции, включает, в частности: ГОСТ 30494-96 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях", раздел 3; ГОСТ Р 52748-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения", разделы 4, 5; ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния; СНиП 2.05.09-90 "Трамвайные и троллейбусные линии", разделы 1 - 5; СНиП 3.06.04-91 "Мосты и трубы", разделы 1 - 10, приложение 1; СНиП 23-03-2003 "Защита от шума", разделы 4 - 13.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Приказ Минфина РФ от 04.05.2010 N 40н
"О внесении изменений и дополнений в Порядок составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 ноября 2007 г. N 120н
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.06.2010 N 17574.
Скорректирован порядок формирования показателей для кассового плана федерального бюджета
Согласно изменениям, внесенным в "Порядок составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году", показатели для кассового плана по доходам федерального бюджета будут формироваться с учетом сведений о помесячном распределении поступлений доходов, администрируемых главными администраторами доходов федерального бюджета, осуществляющими полномочия собственника в отношении федерального имущества (ранее - Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом). Установлено также, что в случае внесения изменений в состав главных администраторов доходов федерального бюджета или перечень КБК, закрепленных за ними, уточненный прогноз поступлений доходов должен быть представлен в Федеральное казначейство по утвержденной форме (приложение N 1) в двухнедельный срок с даты внесения указанных изменений. Кроме того, в новой редакции изложены приложения, содержащие формы учетных документов.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2010 N 355н
"Об утверждении Правил предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидии Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" в виде имущественного взноса Российской Федерации в эту государственную корпорацию для осуществления мероприятий, связанных с завершением строительства и ввода в эксплуатацию федеральных центров высоких медицинских технологий, в том числе для проведения аудиторской проверки и оценки объектов незавершенного строительства указанных центров"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.06.2010 N 17610.
Определен порядок предоставления субсидии государственной корпорации "Ростехнология"
Субсидия в виде имущественного взноса РФ в государственную корпорацию предоставляется на осуществление мероприятий, связанных с завершением строительства и ввода в эксплуатацию федеральных центров высоких медицинских технологий. Отчет о строительстве и вводе в эксплуатацию таких центров должен предоставляться в Минздравсоцразвития РФ ежемесячно.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 468
"О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства"
Установлена процедура проведения проверки выполнения работ при строительстве на соответствие установленным требованиям в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений
Утвержденное Положение определяет порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета. Строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство; застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной по договору для осуществления контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации). Определены мероприятия, осуществляемые подрядчиком и заказчиком при проведении строительного контроля. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов.
Установлено, что если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки до вступления в силу данного Положения, заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без расчета размера затрат на проведение строительного контроля. В этом случае отсутствие расчета размера затрат не будет являться основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Приказ Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 N 229
"О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.06.2010 N 17626.
Товары, используемые для создания элементов конструкций, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений, должны соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности
Разработаны требования энергетической эффективности в отношении: товаров, используемых для создания инженерно-технических систем ресурсоснабжения зданий, строений, сооружений; материалов, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений; а также иные требования энергетической эффективности в отношении товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения. Кроме того, установлены ограничения на размещение заказов на поставки товаров, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов. В частности, предусмотрено, что при остеклении оконных блоков доля стеклопакетов, показатели сопротивления теплопередаче которых ниже, чем у стеклопакетов со стеклами с низкоэмиссионным твердым покрытием, при размещении государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных заказов на поставки стеклопакетов с суммарной площадью остекления более 200 квадратных метров в год, не должна превышать 90 процентов от общего объема таких заказов (в натуральном выражении).
Приказ вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Приказ Минпромторга РФ от 09.06.2010 N 489
"О внесении изменений в Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18 ноября 2008 г. N 335"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.06.2010 N 17607.
Минпромторг РФ приводит свою нормативную правовую базу в соответствие с международными договорами РФ
Во исполнение пункта 2 Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" в Порядке организации работы по подтверждению целевого назначения ввозимых плазменных модулей (экранов) и устройств на жидких кристаллах, утвержденном Приказом Минпромторга РФ от 18 ноября 2008 года N 335, используемые по тексту слова "ТН ВЭД России" заменены словами "ТН ВЭД ТС".
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Приказ Минприроды РФ от 30.04.2010 N 138
"Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.06.2010 N 17603.
Разработаны нормативы допустимого изъятия и нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях
Для поддержания охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства, в соответствии с Лесным кодексом РФ утверждены по видам охотничьих ресурсов: нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи, и нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется без утверждения лимита добычи; нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях. Приведена формула расчета показателей максимальной и минимальной численности охотничьих ресурсов.
Приказ Росрыболовства от 12.05.2010 N 445
"Об утверждении Порядка организации контроля за осуществлением органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных им Российской Федерацией полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.06.2010 N 17569.
Контроль за осуществлением субъектами РФ переданных полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов будет осуществляться в соответствии с утвержденным Порядком
Контроль осуществляется непосредственно Росрыболовством и его территориальными органами в форме выездных плановых и внеплановых проверок. Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней. Плановые проверки проводятся на основании планов, ежегодно утверждаемых руководителем Росрыболовства или его территориальных органов. Планы проверок доводятся до сведения органов государственной власти посредством их размещения на официальном сайте Росрыболовства в сети "Интернет". По результатам проверки составляется акт проверки. В случае выявления при проведении проверки нарушений должностные лица Росрыболовства обязаны выдать предписание об устранении нарушений и принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений.
Приказ Минсельхоза РФ от 14.05.2010 N 162
"Об утверждении Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.06.2010 N 17594.
Установлены требования к использованию лесов для переработки древесины
В соответствии с утвержденными Правилами, в частности, при использовании лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Строительство, реконструкция и эксплуатация таких объектов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду или постоянное (бессрочное) пользование для переработки древесины и иных лесных ресурсов, создается лесоперерабатывающая инфраструктура (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты). При использовании лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов исключаются случаи: проведения работ, вызывающих нарушение поверхностного и внутрипочвенного стока вод, затопление и заболачивание лесных участков; захламления предоставленного участка; загрязнения участка химическими и радиоактивными отходами; проезда транспортных средств по произвольным, неустановленным маршрутам за пределами участка.
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Приказ Минобрнауки РФ от 16.04.2010 N 369
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 270802.02 Изготовитель арматурных сеток и каркасов"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.05.2010 N 17356.
Установлены требования, обязательные при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии "Изготовитель арматурных сеток и каркасов"
Областью профессиональной деятельности выпускников, получивших квалификации "Арматурщик", "Сварщик арматурных сеток и каркасов", является выполнение работ по изготовлению арматурных сеток и каркасов для армирования железобетонных конструкций на строительных площадках и в производственных цехах. Определены требования к результатам освоения образовательной программы, к структуре, условиям реализации и оцениванию качества освоения образовательной программы.
Приказ Минобрнауки РФ от 23.04.2010 N 428
"Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы учебников"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.06.2010 N 17623.
Установлен новый порядок проведения экспертизы учебников
Согласно утвержденному Положению порядок проведения экспертизы учебников включает в себя педагогическую и научную экспертизу. В проведении экспертизы участвуют Российская академия наук, Российская академия образования, а также иные организации на основании утвержденных Правительством РФ уставов, в которых закреплены соответствующие полномочия. Как и прежде экспертиза учебников проводится по инициативе заказчика - юридических и физических лиц, заинтересованных в проведении экспертизы. Теперь заявление на проведение экспертизы может быть подано с 1 января по 1 августа текущего года (ранее по 1 марта). Кроме того, в новом Положении более подробно прописаны требования к содержанию экспертного заключения. При этом установлено, что учебник, получивший отрицательное заключение, повторно на экспертизу в текущем году не принимается. Приказ Минобрнауки РФ от 11.01.2007 N 4 "Об экспертизе учебников" признан утратившим силу.
Приказ Минобрнауки РФ от 26.04.2010 N 445
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 262023.02 Обойщик мебели"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.05.2010 N 17384.
Установлены требования, обязательные при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии "Обойщик мебели"
Областью профессиональной деятельности выпускников, получивших квалификации "Обойщик мебели", "Комплектовщик мебели", является отделка и комплектация мебельных изделий. Определены требования к результатам освоения образовательной программы, к структуре, условиям реализации и оцениванию качества освоения образовательной программы.
ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
"О некоторых вопросах, связанных с применением отдельных норм Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество"
(подготовлено Федеральной нотариальной палатой)
Федеральной нотариальной палатой подготовлены ответы на вопросы, связанные с обращением взыскания на заложенное имущество
Нотариальные палаты субъектов РФ просили разъяснить вопросы, касающиеся, в частности: возможности совершения нотариусом исполнительной надписи на договоре о залоге движимого имущества, заключенного до даты вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 306-ФЗ; возможности совершения исполнительной надписи, если направленное нотариусом уведомление о предстоящем совершении исполнительной надписи возвращено с отметкой о невозможности вручения его залогодателю; возможности совершения исполнительной надписи на договоре о залоге автотранспортных средств без государственной регистрации его; возможности обращения взыскания на переданные в залог земельные участки во внесудебном порядке; возможности применения положений, содержащихся в статье 55 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)", в случаях, когда предметом залога является имущество, находящееся в общей собственности супругов. Применительно к последнему случаю Федеральной нотариальной палатой выражено мнение, что если предметом ипотеки является имущество, находящееся в общей собственности супругов, то обращение взыскания на такое заложенное имущество осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 55 (подпункт 4 пункта 2) указанного Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)", поскольку данная норма относится именно к случаям, когда предметом залога является имущество, находящееся в общей собственности, в том числе в совместной собственности супругов. Таким образом, при наличии согласия супруга как на передачу объекта в залог (ипотеку), так и на внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество обращение взыскания на предмет залога, находящийся в совместной собственности супругов, по исполнительной надписи нотариуса допустимо.
"Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"