Аналитический обзор от 22 ИЮНЯ 2010 года

Название документа

"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 22 июня 2010 года

Федеральный закон от 31.05.2010 N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"

Источник публикации

Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".

Примечание к документу

Текст документа

КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 22 ИЮНЯ 2010 ГОДА

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 31.05.2010 N 106-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА"

Рассматриваемым Федеральным законом (далее - Закон N 106-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации).

Внесенные изменения состоят в следующем:

- увеличен срок действия прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества;

- переданы функции по организации продажи федерального имущества;

- отменен институт нормативной цены федерального имущества;

- усовершенствовано информационное обеспечение приватизации государственного и муниципального имущества;

- дана возможность использовать при проведении приватизации электронные торги.

Прогнозный план приватизации федерального имущества

Ранее приватизация федерального имущества осуществлялась в соответствии с ежегодно утверждаемой Правительством РФ программой (планом) приватизации. Согласно Закону N 106-ФЗ Правительство РФ теперь может утверждать прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на срок от одного до трех лет (абз. 1 п. 1 ст. 7 Закона о приватизации в новой редакции). В данном плане (программе) должны быть указаны основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, спрогнозировано влияние приватизации этого имущества на экономику, дана характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки приватизации (абз. 2 п. 1 ст. 7 Закона о приватизации в новой редакции).

В соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 8 Закона о приватизации при разработке проекта прогнозного плана (программы) на плановый период должны быть учтены направления внутренней политики РФ, социально-экономические программы, а также программы и задачи, определенные по итогам приватизации за прошедший период.

Организация продажи федерального имущества

Законом N 106-ФЗ изменена ст. 6 Закона о приватизации в части определения лиц, имеющих право организовывать от имени Российской Федерации продажу приватизируемого федерального имущества и (или) осуществлять функции продавца.

В соответствии с новой редакцией абз. 16 п. 1 ст. 6 Закона о приватизации организацией продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществлением функций продавца такого имущества могут заниматься юридические лица, перечень которых утверждается Правительством РФ (пп. 8.1 п. 1 ст. 6 Закона о приватизации). В решении Правительства РФ о поручении определенному юридическому лицу выполнения таких функций должны быть указаны:

- подлежащее приватизации федеральное имущество;

- конкретные действия данного юридического лица;

- размер и порядок выплаты ему вознаграждения.

В прежней редакции Закона о приватизации функции по продаже приватизируемого федерального имущества выполняло специализированное государственное учреждение - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Цена приватизируемого имущества

Изменения, внесенные Законом N 106-ФЗ, исключили из правового регулирования приватизации институт нормативной цены федерального имущества - минимальной цены, по которой возможно отчуждение этого имущества, определяемой в порядке, установленном Правительством РФ (п. 1 ст. 12 Закона о приватизации в старой редакции).

Нормативная цена определялась на основании Постановления Правительства РФ от 14.02.2006 N 87 "Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества" (далее - Правила). В соответствии с п. 2 Правил нормативная цена подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия устанавливается равной балансовой стоимости подлежащих приватизации активов этого предприятия. Исходя из этого, нормативная цена может быть значительно меньше среднерыночной.

Однако нормативная цена может быть и завышена, так как в нее могут включаться затраты на организацию и проведение приватизации (Постановления ФАС Поволжского округа от 29.10.2009 по делу N А06-1081/2009, ФАС Дальневосточного округа от 19.03.2010 N Ф03-1338/2010 по делу N А73-9145/2009).

Новая редакция ст. 12 Закона о приватизации предусматривает установление начальной цены приватизируемого имущества в соответствии с законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность.

Информационное обеспечение приватизации

В соответствии с п. 9 Закона N 106-ФЗ ст. 15 Закона о приватизации, посвященная информационному обеспечению приватизации государственного и муниципального имущества (далее - информационное обеспечение), изложена в новой редакции.

Под информационным обеспечением понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа лиц к информации о приватизации и включающие в себя опубликование в средствах массовой информации, размещение в сети Интернет прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, ежегодных отчетов о результатах приватизации, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже указанного имущества и об итогах его продажи.

Перечень сведений, которые должны содержаться в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, указан в п. п. 3 - 5 ст. 15 Закона о приватизации.

Как видно из материалов судебной практики, неисполнение обязанности по указанию таких сведений или их ненадлежащее указание может повлечь за собой признание торгов и соответствующей сделки купли-продажи имущества недействительными (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.02.2008 N Ф03-А73/08-1/177 по делу N А73-13181/2006-51).

Основным отличием новой редакции данной статьи от прежней является закрепление возможности использования в процессе информационного обеспечения сети Интернет.

Продажа государственного и муниципального

имущества в электронной форме

Закон о приватизации дополнен ст. 32.1, допускающей возможность продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме (далее - продажа в электронной форме).

В соответствии с п. 2 ст. 32.1 Закона о приватизации сведения о проведении продажи в электронной форме должны быть указаны в решении об условиях приватизации имущества.

Продавец государственного или муниципального имущества может привлекать юридических лиц, способных обеспечить требуемое качество электронной площадки, в качестве организаторов торгов (п. 3 ст. 32.1 Закона о приватизации).

Основными требованиями к системам, используемым организатором при проведении продажи в электронной форме, в соответствии с п. 4 ст. 32.1 Закона о приватизации являются:

- открытый, свободный и бесплатный доступ к информации о проведении продажи в электронной форме и к правилам работы с использованием такой системы;

- возможность представления претендентами заявок и прилагаемых к ним документов в электронной форме;

- хранение и обработка в электронной форме заявок и иных документов, представляемых претендентами, с использованием сертифицированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке средств защиты информации;

- защита информации, представляемой претендентами, в том числе сохранность этой информации, предупреждение ее уничтожения, несанкционированного изменения и копирования;

- создание, обработка, хранение и представление в электронной форме информации и документов, в том числе о результатах проведения торгов;

- бесперебойное функционирование таких систем и доступ к ним пользователей в течение всего срока проведения торгов.

Чтобы принять участие в электронных торгах, претендентам на приобретение государственного или муниципального имущества необходимо зарегистрироваться на сайте, указанном в информационном сообщении о проведении продажи в электронной форме (п. 7 ст. 32.1 Закона о приватизации).

Пунктом 11 ст. 32.1 Закона о приватизации предусмотрен порядок подведения итогов продажи в электронной форме. В соответствии с данным порядком в течение одного часа с момента окончания электронных торгов на сайте в сети Интернет, на котором проводилась продажа в электронной форме, размещаются:

1) наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения;

2) цена сделки;

3) имя физического лица или наименование юридического лица - победителя торгов.

Порядок продажи в электронной форме во многом аналогичен порядку, предусмотренному Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Так, аналогично правовое регулирование следующих вопросов:

1) требования к системам обеспечения доступности и открытости предложений для претендентов;

2) требование регистрации претендентов;

3) бесплатность участия для претендентов;

4) перечисление средств в обеспечение заявки;

5) порядок подведения итогов.

Характерным отличием является невозможность включения лица, выигравшее торги, однако уклонившегося от заключения договора купли-продажи имущества, в реестр недобросовестных приобретателей имущества, как это предусмотрено Законом N 94-ФЗ в отношении недобросовестных поставщиков.

Закон N 106-ФЗ вступил в силу 15.06.2010.

"Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"

 

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы