Организации и предприниматели, производящие алкогольную продукцию и торгующие ею, обязаны передавать данные в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).
А с 1 июля розничные продавцы должны будут отражать в ЕГАИС продажу потребителям каждой бутылки алкоголя.
На вопросы читателей журнала "Главной книги" о том, как действует эта система и как при работе с ней избежать ошибок, отвечает представитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
Антон Валерьевич, для чего предназначена ЕГАИС? Кто обязан подключиться к ЕГАИС и вносить в нее сведения?
А.В. Гущанский: Эта система предназначена для того, чтобы контролировать объем производства и оборота алкогольной продукции на территории России. Сейчас наша главная задача — исключить оборот нелегального алкоголя в легальной рознице.
К ЕГАИС подключены все производители и оптовики, а также подавляющее большинство розничных организаций. Производители фиксируют объемы производства и продажи (отгрузки) алкогольной продукции, оптовики — объемы приобретения и продажи. Розница на данный момент фиксирует факт закупки алкоголя, а с 1 июля текущего года обязана будет фиксировать также продажу алкогольной продукции конечному потребителю. То есть с этого дня надо будет при розничной продаже сканировать марку на каждой бутылке алкоголя.
Это должны будут делать все розничные продавцы?
А.В. Гущанский: Пока только розничные магазины в городских поселениях. У магазинов сельских поселений такая обязанность появится через год, с 1 июля 2017 г. Получили отсрочку также розничные продавцы алкогольной и слабоалкогольной продукции в Республике Крым и г. Севастополе. В городских поселениях этих регионов — до 1 июля 2017 г., в сельских — до 1 января 2018 г.
Как розничный продавец будет передавать сведения, если в населенном пункте, где находится магазин, нет подключения к Интернету?
А.В. Гущанский: В этом случае продавец освобождается от обязанности передавать в ЕГАИС информацию о розничных продажах. Но только если населенный пункт, в котором нет Интернета, занесен в официальный перечень, утвержденный нормативным актом субъекта РФ (далее — Закон № 171-ФЗ). Росалкогольрегулирование собирает такие сведения через свои территориальные подразделения.
При этом информацию о закупке алкогольной продукции розничные продавцы все равно обязаны передавать в ЕГАИС.
Для передачи данных в ЕГАИС нужен проводной Интернет или достаточно мобильного?
А.В. Гущанский: Для ЕГАИС подходит как проводное соединение, так и подключение посредством мобильной или спутниковой связи.
В какой срок надо вносить данные в ЕГАИС? В каких днях — рабочих или календарных — отсчитывается этот срок?
А.В. Гущанский: Сроки фиксации информации в ЕГАИС исчисляются в рабочих днях. Поставщик продукции (производитель или оптовик) может внести сведения об отгрузке продукции получателю (оптовику или розничному продавцу) в течение 3 рабочих дней после отгрузки продукции. Покупатель также должен подтвердить поставку в городских поселениях в течение 3 рабочих дней, а в сельских поселениях — в течение 7 рабочих дней.
Как быть, если Интернет работает с перебоями?
А.В. Гущанский: В случае перебоев со связью сведения можно будет передавать в отложенном режиме. Но надо уложиться в предельный срок, который я назвал. Сейчас Росалкогольрегулирование разрабатывает специальный функционал, который позволит в таких ситуациях формировать файлы данных, а потом, когда связь восстановится, автоматически выгружать и передавать их.
Сколько примерно стоит оборудование и программное обеспечение, необходимое для подключения к ЕГАИС и введения в нее данных?
А.В. Гущанский: Программное обеспечение ЕГАИС (универсальный транспортный модуль — УТМ ЕГАИС), которое устанавливается в оптовых и розничных организациях, предоставляется организациям безвозмездно. Его можно скачать на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка РФ в личном кабинете. Для работы ЕГАИС в рознице также требуется компьютер, сканер PDF-417 (чтобы с 1 июля фиксировать продажи), электронная подпись и криптоключ. В настоящее время на рынке предлагается большое количество готовых комплектов для работы в системе. Их стоимость начинается от 15—20 тыс. руб.
Можно ли подключиться к ЕГАИС и вводить данные при помощи планшета или смартфона?
А.В. Гущанский: Да, на рынке для оптовых и розничных организаций есть готовые решения, использующие в своей работе планшет или терминал сбора данных.
Можно ли вводить данные по нескольким подразделениям (торговым точкам) с одного компьютера?
А.В. Гущанский: Нет, фиксировать данные в ЕГАИС надо по каждому месту ведения деятельности. Другими словами, в каждом торговом объекте должен быть установлен свой УТМ. И на один компьютер или планшет несколько разных УТМ устанавливать нельзя.
Можно ли без подключения к ЕГАИС продавать в рознице и общепите алкогольную и слабоалкогольную продукцию, закупленную в 2015 г. и ранее?
А.В. Гущанский: Сейчас это возможно, если организация распродает остатки, закупленные до 1 января 2016 г. Но по этой продукции необходимо до 1 октября привести остатки в системе ЕГАИС в соответствие с реальными.
Если же розничная организация после 1 января продолжала закупать алкогольную продукцию, она обязана была с этой даты подключиться к ЕГАИС и фиксировать закупки. Правда, для таких организаций действовала отсрочка по фиксации закупок алкоголя в I квартале. Их разрешалось отразить в ЕГАИС не позднее 20 апреля.
Какова ответственность за неприменение ЕГАИС?
А.В. Гущанский: За нарушение лицензионных требований предусмотрен штраф до 150 тыс. руб. с конфискацией алкогольной продукции и оборудования для ее производства и оборота, а за нарушение порядка учета алкогольной продукции — штраф до 200 тыс. руб.
Кроме того, организации розничной торговли за неприменение ЕГАИС будут лишаться лицензий в судебном порядке.
Какие типичные ошибки допускают организации и предприниматели, вводящие информацию в систему?
А.В. Гущанский: Мы проводили анализ и выявили следующие проблемы.
Первая проблема — сбой бухгалтерской программы. Предприятие взаимодействует с ЕГАИС с помощью своей собственной бухгалтерской (учетной) системы. Таких систем большое количество, и мы предусмотрели возможность подключиться к ЕГАИС с помощью любой из них, чтобы не ограничивать предпринимателей дополнительными требованиями.
Но случается, что собственные системы предприятий оказываются не настроены, дают сбои. Так, с этим примерно год назад столкнулась одна из крупнейших розничных сетей в своих распределительных центрах. Накладные от поставщиков приходили, но в учетную систему не загружались, хотя ЕГАИС работала в штатном режиме. Пока предприятие не наладило учетную программу, автомобили поставщиков стояли под окнами его распределительных центров, так как оно не могло принять продукцию.
Вторая проблема — поставщик не фиксирует данные в ЕГАИС. Получатель продукции (оптовик или розничный продавец) обращается к нам на горячую линию и говорит, что не может найти в системе данные накладной, которые ему нужно подтвердить. Когда мы проводим проверку, оказывается, что контрагент не внес информацию о накладной в ЕГАИС.
Третья проблема — отправка данных с указанием реквизитов не того (то есть находящегося по другому адресу) магазина. Компании жалуются, что накладные, отправленные им контрагентами по системе ЕГАИС, не доходят. Поставщики указывают ошибочные данные, а не реквизиты магазинов, куда товар фактически уехал. Такая проблема обнаружилась, в частности, у одного из ведущих пивоваров.
Но есть и такие участники рынка, которые легко адаптировались и интегрировали собственные учетные системы с ЕГАИС без каких-то проблем. Их, к счастью, большинство.
Оптовая организация продает предпринимателю алкоголь на три торговые точки. Предприниматель зарегистрирован в ЕГАИС на свой домашний адрес. Что оптовая организация должна указывать в товарно-транспортной накладной (ТТН), данные которой вводятся в ЕГАИС?
А.В. Гущанский: Поставщик должен указывать в ТТН фактическое место поставки продукции, то есть адрес каждой торговой точки. Аналогичные сведения указываются и в бумажных документах, сопровождающих поставку. Эти данные он заносит в ЕГАИС.
Что бы вы посоветовали тем организациям, которые столкнулись с трудностями из-за ошибок контрагентов?
А.В. Гущанский: Поставщик, если он ошибся, имеет возможность отозвать данные своей накладной на поставки продукции до момента подтверждения этих данных получателем. Если поставщик этого не сделал, покупатель, обнаружив ошибку, может сформировать в системе ЕГАИС акт отказа от такой накладной. После этого поставщик имеет возможность оформить в ЕГАИС правильную накладную.
Может получиться, что поставщик уже ввел данные о поставке в ЕГАИС, но покупатель отказался от закупки части алкогольной продукции либо часть продукции по дороге разбилась. Как отразить это в ЕГАИС?
А.В. Гущанский: ЕГАИС в таком случае работает по аналогии с первичными учетными документами. Покупатель должен составить в ЕГАИС акт расхождений на недостающее или ненужное количество продукции. А поставщик подтверждает в ЕГАИС этот акт. И тогда покупатель отмечает в ЕГАИС фактически принятое количество продукции.
Есть и другой способ — покупатель может оформить возвратную накладную и зафиксировать в ЕГАИС ее электронный аналог.
Как быть, если покупатель уже после приема продукции и подтверждения закупки в ЕГАИС обнаружил в этих сведениях ошибки?
А.В. Гущанский: Если выявилось, что в ЕГАИС были указаны недостоверные сведения, необходимо внести в них изменения. Если штатный функционал ЕГАИС не позволяет это сделать самостоятельно, организации необходимо обратиться в Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования с заявлением о необходимости внести изменения в ЕГАИС.
Должны ли данные накладной, введенные в ЕГАИС, быть абсолютно идентичны данным бумажной накладной? Например, если по одной бумажной накладной проходит и алкогольная, и другая продукция, вводятся ли в ЕГАИС только данные по алкогольной продукции?
А.В. Гущанский: В ЕГАИС отражаются сведения только об алкогольной продукции. При этом в бумажной ТТН может быть указана и иная (неалкогольная) продукция.
Как можно будет исправить ошибку, если после 1 июля при продаже алкоголя в розницу продавец забудет отсканировать бутылку?
А.В. Гущанский: Это будет технически невозможно. С 1 июля касса не позволит продавцу «забыть» о необходимости сканирования марки, нанесенной на алкогольную продукцию. После сканирования обычного штрихкода на этикетке программа требует сканировать штрихкод с марки.
Если предприниматель, занимающийся общепитом, сам закупает алкогольную и слабоалкогольную продукцию в супермаркете, должен ли он подключаться к ЕГАИС?
А.В. Гущанский: Такой предприниматель нарушает закон. И не только потому, что не подключился к ЕГАИС. Он покупает продукцию в рознице, а розничная продажа — это продажа конечному потребителю. Перепродавать алкогольную продукцию, приобретенную в рознице, нельзя, такая продукция выбыла из оборота.
Как быть, если компьютер, подключенный к ЕГАИС, вышел из строя? Например, поставщик (оптовая организация) отгрузил продукцию получателю (розничному магазину), отразил данные, а у покупателя сломался компьютер.
А.В. Гущанский: Получатель должен починить компьютер либо установить УТМ на другой, уложившись в предельные сроки — 3 или 7 рабочих дней для городских и сельских поселений соответственно.
Данные, переданные в ЕГАИС, при этом не теряются. Они хранятся на серверах службы.
Торговать алкогольной продукцией со старыми акцизными марками можно до 1 сентября, а фиксировать розничные продажи в ЕГАИС надо с 1 июля. Не возникнет ли сложностей при считывании старых акцизных марок?
А.В. Гущанский: ЕГАИС позволяет отражать информацию об обороте алкогольной продукции с любыми марками, которые находятся в легальном обороте.
Организации по-прежнему обязаны сдавать декларацию по алкогольной продукции, хотя они параллельно вводят данные в ЕГАИС. Планируется ли отменить эту декларацию?
А.В. Гущанский: По закону организации обязаны вести учет и декларирование. Рассмотрение вопроса об отмене представления деклараций возможно только после повсеместного внедрения и функционирования ЕГАИС.
Как исправить ошибку в декларации, если, например, по декларации на конец 2015 г. остатки алкогольной продукции указаны равными нулю, а фактически остатки были?
А.В. Гущанский: Надо внести изменения в декларацию за IV квартал 2015 г. Для этого следует письменно обратиться за разрешением в региональное министерство или департамент, который выдал лицензию на розничную продажу алкогольной продукции. В заявлении необходимо объяснить причины внесения изменений в декларацию.
Сможет ли потребитель проверить легальность приобретенной алкогольной продукции?
А.В. Гущанский: Это можно будет сделать с 1 июля. Любой покупатель алкогольной продукции, получая чек на кассе, сможет отсканировать смартфоном напечатанный на чеке QR-код с помощью программы или специального бесплатного мобильного приложения от Росалкогольрегулирования и проверить подлинность купленного алкоголя.
Такие программы-сканеры доступны для смартфонов уже сейчас. А Росалкогольрегулирование представит свое мобильное приложение в ближайшее время.
Источник: "Главная книга"
Подробную информацию о подключении кассовых аппаратов к ЕГАИС читайте здесь.