Аналитический обзор от 27 АПРЕЛЯ 2010 года

Название документа

"Консультантплюс: Аналитический обзор от 27 апреля 2010 года

Федеральный закон от 07.04.2010 N 60-ФЗ "о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Источник публикации

Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".

Примечание к документу

Текст документа

КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 27 АПРЕЛЯ 2010 ГОДА

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 07.04.2010 N 60-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ

АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Данным Федеральным законом (далее - Закон от 07.04.2010 N 60-ФЗ) внесены важные изменения, касающиеся прежде всего правового регулирования ответственности за экономические преступления. В частности, увеличены санкции за совершение одних преступлений и одновременно смягчена ответственность за другие деяния, вплоть до их декриминализации. Помимо этого, изменены отдельные нормы уголовно-процессуального законодательства, в результате чего существенно улучшено положение подозреваемых и обвиняемых в части применения к ним таких мер пресечения, как залог и заключение под стражу. Исходя из новелл уголовно-процессуального законодательства подверглись изменению и положения Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", касающиеся госрегистрации прав на имущество, заложенное в рамках уголовного процесса.

Законом от 07.04.2010 N 60-ФЗ конкретизированы основания для ограничения выезда граждан из Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Следует отметить, что изменения в части смягчения уголовной ответственности и декриминализации некоторых деяний имеют обратную силу согласно п. 1 ст. 10 УК РФ.

Изменение регулирования уголовно-правовой

ответственности за совершение преступлений

в сфере экономической деятельности

Изменения, внесенные Законом от 07.04.2010 N 60-ФЗ, коснулись гл. 22 УК РФ ("Преступления в сфере экономической деятельности"). В частности, конкретизированы санкции за совершение отдельных видов преступлений, предусмотренных указанной главой.

Так, в соответствии с новой редакции ч. 1, 2 ст. 169 УК РФ ужесточена санкция за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности:

1) размер штрафа увеличен более чем в два раза - до 500 000 руб., ранее такой штраф не мог превышать 200 000 руб. (ч. 1 ст. 169 УК РФ);

2) срок лишения свободы увеличен до трех лет, согласно старой редакции максимальный срок лишения свободы составлял не более двух лет (ч. 2 ст. 169 УК РФ).

Помимо этого, изменено примечание к указанной статье, а именно: установлен больший размер ущерба, дохода или задолженности для целей применения гл. 22 УК РФ (за исключением ст. ст. 174, 174.1, 178, 185 - 185.4, 193, 194, 198, 199 и 199.1 УК РФ). Теперь крупным размером признается стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 1 500 000 руб., особо крупным - 6 000 000 руб. (в старой редакции - соответственно 250 000 руб. и 1 000 000 руб.).

Рассматриваемым Законом изменена диспозиция ч. 1 ст. 171 и ч. 1 ст. 172 УК РФ и исключено словосочетание "с нарушением лицензионных требований и условий". Тем самым декриминализованы такие деяния, как осуществление предпринимательской и банковской (банковских операций) деятельности с нарушением лицензионных требований и условий. Ответственность за данные правонарушения теперь предусмотрена только в гл. 14 КоАП РФ.

Законом от 07.04.2010 N 60-ФЗ из Уголовного кодекса РФ исключена ст. 173 ("Лжепредпринимательство"). Одной из возможных причин данного решения могла стать трудность установления и доказывания причинно-следственной связи между созданием коммерческой организации и причиненным таким созданием крупным ущербом и вызванная этим незначительная практика применения указанной статьи.

На отсутствие самостоятельного правового значения ст. 173 УК РФ указывает п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 51 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате", в силу которого при создании коммерческой организации без намерения фактически вести предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющем целью хищение чужого имущества или приобретение права на него, содеянное полностью охватывается составом мошенничества. Данное деяние может быть дополнительно квалифицировано по ст. 173 УК РФ как лжепредпринимательство только в случаях реальной совокупности названных преступлений, когда лицо получает также иную, не связанную с хищением, имущественную выгоду.

Изменения коснулись ст. ст. 174, 174.1 УК РФ о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем либо в результате совершения ими преступления.

В соответствии с примечанием к ст. 174 УК РФ в новой редакции финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в целях легализации в крупном размере, признаются указанные операции и сделки, которые совершены на сумму свыше 6 000 000 руб., что в шесть раз больше, чем сумма, предусмотренная данной статьей в старой редакции.

Статья 174.1 УК РФ изложена в новой редакции, исходя из которой можно заключить, что декриминализирована легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления в размере менее 6 000 000 руб., так как п. 1 данной статьи предусмотрена ответственность за финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения преступления, лишь в крупном размере, который установлен примечанием к ст. 174 УК РФ.

Кроме того, смягчены санкции за указанное преступное деяние, в том числе за деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо лицом с использованием своего служебного положения, а также совершенное организованной группой.

Изменения затронули и примечания к ст. ст. 193 и 194 УК РФ. Так, согласно новой редакции примечаний к данным статьям невозвращение из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк России, будет считаться крупным, если сумма невозвращенных средств превышает 30 000 000 руб., что в шесть раз больше суммы, предусмотренной ст. 193 в старой редакции. Уклонение же от уплаты таможенных платежей будет признаваться совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных платежей превышает 3 000 000 руб. (по сравнению со старой редакцией сумма увеличена в шесть раз), а в особо крупном размере - 36 000 000 руб. (в старой редакции - 1 500 000 руб.).

Таким образом, в отношении указанных преступлений прослеживается либерализационная позиция законодателя, выражающаяся в увеличении размера денежных средств, после превышения которого деяние признается преступным.

Изменения правового регулирования применения

отдельных мер пресечения в уголовном процессе

Законом от 07.04.2010 N 60-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. В соответствии с этими изменениями ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ ("Заключение под стражу") дополнена рядом статей (ст. ст. 159, 160, 165, если преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также ст. ст. 171 - 174, 174.1, 176 - 178, 180 - 183, 185 - 185.4, 190 - 199.2 УК РФ). Согласно данной части в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений не может быть применено заключение под стражу в качестве меры пресечения при отсутствии обстоятельств, указанных в п. п. 1 - 4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ.

Следовательно, такая мера пресечения не может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении большинства преступлений в сфере экономической деятельности.

Рассматриваемым Законом изменена ст. 106 УПК РФ ("Залог"). Новая редакция содержит следующие новеллы:

- установлены минимальные пороговые размеры залога (по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не может быть менее 100 000 руб., а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях - менее 500 000 руб.);

- конкретизированы лица, имеющие право ходатайствовать о применении залога (подозреваемый, обвиняемый либо другое физическое или юридическое лицо);

- закреплена возможность внесения в качестве залога как движимого (денежные средства, ценности, допущенные к публичному обращению в Российской Федерации акции и облигации), так и недвижимого имущества (за исключением имущества, на которое в соответствии со ст. 446 ГПК РФ не может быть обращено взыскание);

- предусмотрена необходимость предоставления подлинников документов, подтверждающих право собственности залогодателя на передаваемое в залог недвижимое имущество, на допущенные к публичному обращению акции и облигации и отсутствие ограничений (обременений) прав на такое имущество. Так, например, право собственности на недвижимое имущество может быть подтверждено свидетельством о праве собственности установленного образца, а права на бездокументарные ценные бумаги - выпиской из соответствующего реестра, выдаваемой регистратором.

Рассматриваемым Законом также внесены изменения в отдельные статьи Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", касающиеся государственной регистрации прав на имущество, заложенное в рамках уголовного процесса.

Изменение оснований, по которым гражданин

может быть ограничен в выезде за пределы

Российской Федерации

Законом от 07.04.2010 N 60-ФЗ внесены изменения в п. 3 ст. 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ). В частности, ограничен выезд гражданина из Российской Федерации, являющегося в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством подозреваемым. Согласно старой редакцией п. 3 ст. 15 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ гражданин мог быть ограничен в выезде лишь в случае задержания по подозрению в совершении преступления (пп. 2 ч. 1 ст. 46 УПК РФ). В настоящее время законодатель распространил ограничение на выезд из РФ на граждан, признаваемых подозреваемыми в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ, независимо от классификации оснований, по которым лицо признается подозреваемым по конкретному уголовному делу.

Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"

 

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы