Название документа
"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 20 апреля 2010 года
Федеральный закон от 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций"
Источник публикации
Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".
Примечание к документу
Текст документа
КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 20 АПРЕЛЯ 2010 ГОДА
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 05.04.2010 N 40-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСУ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО
ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ"
Данный Федеральный закон (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ) значительно дополнил гл. VI Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях).
Федеральный закон N 40-ФЗ ввел новую форму некоммерческих организаций - социально ориентированные некоммерческие организации, установил порядок их поддержки со стороны государства и органов местного самоуправления, а также определил полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по решению вопросов поддержки данных организаций.
Определение социально ориентированной
некоммерческой организации
Согласно Федеральному закону N 40-ФЗ социально ориентированной является некоммерческая организация (за исключением государственных корпораций, государственных компаний и политических партий), которая ведет деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в России, а также предусмотренную ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях.
В данной статье указаны следующие виды деятельности:
1) социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, а также мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, защита прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительность, а также содействие благотворительности и добровольчеству;
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.
Формы поддержки социально ориентированных
некоммерческих организаций
Федеральный закон N 40-ФЗ в Закон о некоммерческих организациях ввел новую статью, которая устанавливает правовое регулирование поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и местного самоуправления.
В силу п. 3 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях допускаются следующие формы такой поддержки:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством;
3) размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством;
5) иные способы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций за счет ассигнований бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.
Следует обратить внимание на то, что в судебной практике при разрешении споров об оказании государственными органами и органами местного самоуправления поддержки некоммерческим организациям возник вопрос, вправе ли такие органы передать в собственность некоммерческой организации (как правило, посредством внесения в уставный капитал) государственное и муниципальное имущество.
Суды отвечают на этот вопрос отрицательно, исходя из того, что ст. 31 Закона о некоммерческих организациях не предусматривает такой формы поддержки указанных организаций, как передача государственного (муниципального) имущества в их собственность (Определения Верховного Суда РФ от 23.05.2007 N 42-Впр06-22, от 05.04.2007 N 42-Впр06-22, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.07.2007 по делу N А31-10063/2005-22, Постановление ФАС Центрального округа от 06.11.2007 по делу N А62-2156/2007).
Законодатель поддержал данный подход, предусмотрев, что государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни имущества, направляемого на долгосрочную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность некоммерческих организаций.
В то же время в силу п. 6 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях органы государственной власти и местного самоуправления вправе передавать такое имущество социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) пользование. При этом указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.
Следует отметить, что во владение и (или) пользование имущество передается, как правило, на основании договора аренды или безвозмездного срочного пользования.
Однако исходя из текста данной статьи (п. п. 7 и 9), можно заключить, что передачей имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) пользование является договор аренды, в том числе с возможностью установления льготного размера арендной платы.
Необходимо помнить, что и ранее Закон о некоммерческих организациях не исключал такой формы поддержки некоммерческих организаций, как предоставление им в аренду государственного имущества (Постановление ФАС Московского округа от 14.09.2009 N КГ-А40/8878-09 по делу N А40-72809/08-2-116).
Кроме того, п. 10 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях установлен запрет на продажу переданного социально ориентированным некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества, переуступку прав пользования данным имуществом, передачу прав пользования в залог и внесение таких прав в уставный капитал других субъектов хозяйственной деятельности.
Нельзя не обратить внимание на новую редакцию ст. 31 Закона о некоммерческих организациях, которая устанавливает общие правила экономической поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и местного самоуправления. Если в ранее действовавшей редакции к формам поддержки некоммерческих организаций было отнесено предоставление льгот по уплате таможенных платежей, то в новой редакции данный способ поддержки не упомянут.
Реестры социально ориентированных
некоммерческих организаций
Федеральный закон N 40-ФЗ ввел в Закон о некоммерческих организациях ст. 31.2, согласно которой федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местные администрации, оказывающие поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей такой поддержки.
Порядок ведения данного реестра и хранения представленных социально ориентированными некоммерческими организациями документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 3 ст. 31.2 Закона о некоммерческих организациях).
Информация, содержащаяся в реестрах социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, открыта для всеобщего ознакомления.
Полномочия органов государственной власти
и местного самоуправления по решению вопросов поддержки
социально ориентированных некоммерческих организаций
Статьей 31.3 Закона о некоммерческих организациях установлен исчерпывающий перечень полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"