Аналитический обзор от 30 МАРТА 2010

Название документа

"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 30 марта 2010 года

Постановление Правительства РФ от 16.01.2010 N 2 "Об утверждении Положения о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны"

Источник публикации

Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".

Примечание к документу

Текст документа

КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 30 МАРТА 2010 ГОДА

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 16.01.2010 N 2

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ

ОРГАНОМ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПРОЕКТОВ ГЕНЕРАЛЬНЫХ

ПЛАНОВ ПОСЕЛЕНИЙ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ, ПРОЕКТОВ ДОКУМЕНТАЦИИ

ПО ПЛАНИРОВКЕ ТЕРРИТОРИИ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ДЛЯ ИСТОРИЧЕСКИХ

ПОСЕЛЕНИЙ, А ТАКЖЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ,

УСТАНАВЛИВАЕМЫХ В ПРЕДЕЛАХ ТЕРРИТОРИЙ ОБЪЕКТОВ

КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И ИХ ЗОН ОХРАНЫ"

Данным Постановлением Правительства РФ (далее - Постановление от 16.01.2010 N 2) утверждено Положение о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны (далее - Положение).

Положением реализуется норма п. 4 ст. 60 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия), согласно которому градостроительная документация, разрабатываемая для исторических поселений, и градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемые в правила застройки муниципальных образований, подлежат обязательному согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, который определяется Правительством РФ.

Следует отметить, что в силу п. 1 ст. 59 Закона об объектах культурного наследия историческим поселением признается городское или сельское поселение, в границах территории которого расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию. Таким образом, к данным поселениям может быть отнесено значительное количество городских и сельских поселений.

Отсутствие указанного Положения приводило к возникновению следующей ситуации: субъект РФ принимал свое положение о согласовании, из которого следовало, что градостроительная документация должна быть согласована с органами власти субъекта РФ. Однако согласованная таким образом документация может быть признана недействительной (незаконной), поскольку нарушен п. 4 ст. 60 Закона об объектах культурного наследия (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 18.10.2006 N 50-Г06-5).

Необходимо обратить внимание на то, что градостроительная документация (схемы и положения территориального планирования, генеральные планы, правила землепользования и застройки, включающие в себя градостроительные регламенты) нормативно определяет, каким образом использовать соответствующую территорию, в том числе и в целях строительства (п. п. 8 и 9 ст. 1, гл. 3 и 4 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГК РФ)).

Порядок согласования градостроительной

документации исторических поселений и градостроительных

регламентов, установленных в пределах территории

объекта культурного наследия

Положение устанавливает следующий порядок согласования.

1. Орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (далее - орган субъекта РФ), направляет на согласование в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее - Федеральная служба) градостроительную документацию и (или) градостроительные регламенты в двух экземплярах в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения об их согласовании. При этом историко-культурный опорный план или его фрагмент прилагается к каждому экземпляру проекта генерального плана поселения или городского округа, составленного в границах исторического поселения, а также проекта документации по планировке территории, подготовленной в соответствии с ч. 6 ст. 45 ГК РФ.

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, подлежат согласованию с Федеральной службой до утверждения представительным органом местного самоуправления правил землепользования и застройки этой территории.

2. Федеральная служба рассматривает градостроительную документацию и (или) градостроительные регламенты в течение 30 дней с даты получения их от органа субъекта РФ, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, и согласовывает документы либо отказывает в согласовании.

Пунктом 5 Положения установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в рассматриваемом согласовании. К ним относятся:

а) несоответствие градостроительной документации и (или) градостроительных регламентов целям и условиям обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов исторического поселения, предусмотренных п. 2 ст. 59 Закона об объектах культурного наследия;

б) отсутствие в градостроительной документации и (или) градостроительных регламентах сведений об объектах культурного наследия и обо всех исторически ценных градоформирующих объектах исторического поселения, предусмотренных п. 2 ст. 59 Закона об объектах культурного наследия, либо наличие неполных, недостоверных или неточных сведений.

Отказ в согласовании градостроительной документации и (или) градостроительных регламентов оформляется в виде заключения с обоснованием причин такого отказа.

Заключение об отказе, один экземпляр градостроительной документации и (или) градостроительных регламентов и прилагаемые к ним документы и материалы направляются в соответствующий орган субъекта РФ. Второй экземпляр градостроительной документации и (или) градостроительных регламентов и прилагаемые к ним документы и материалы, а также копия заключения об отказе хранятся в Федеральной службе.

Следует отметить, что отказ в согласовании не является безусловным, поэтому после устранения его причин орган субъекта РФ может повторно обратиться за согласованием.

Решение Федеральной службы о согласовании градостроительной документации и (или) градостроительных регламентов оформляется в виде заключения об их соответствии требованиям законодательства РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. На каждом экземпляре градостроительной документации проставляется отметка (штамп) с указанием даты и номера такого заключения.

3. В течение пяти рабочих дней Федеральная служба направляет в орган субъекта РФ заключение о согласовании градостроительной документации, один экземпляр данной документации с проставленными на нем отметками (штампами) и (или) градостроительных регламентов и прилагаемые к ним документы и материалы.

Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"

 

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы