от 6 апреля 2016 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18. Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Разделы

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Уточнен порядок использования изображений и высказываний физических лиц в агитационных материалах при проведении выборов

В частности, установлено, что использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" права проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, об избирательном объединении, выдвинувшем список кандидатов, кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, о кандидате (кандидатах), по вопросу референдума не допускается.

Аналогичные ограничения внесены и в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", согласно которым использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с указанным Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах) не допускается.

Предусматривается, что использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:

использование избирательным объединением (политической партией) изображений выдвинутых кандидатов (в том числе в составе списка), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;

использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.

Установлено, что положения статей 48 и 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

24 апреля 2016 года Магаданская область будет перемещена из девятой в десятую часовую зону (МСК+8, UTC+11)

Отмечается, что с момента перехода в 2014 году Магаданской области в девятую часовую зону поступило большое количество обращений граждан и организаций о необходимости возвращения ранее действовавшей на территории системы исчисления времени.

С 1 года до 2 лет увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования

Соответствующая поправка внесена в статью 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Уточнен порядок осуществления государственного контроля (надзора) на территории Крымского федерального округа

Необходимость внесения изменений связана с окончанием переходного периода по интеграции новых субъектов РФ в правовую систему страны и упразднением Министерства Российской Федерации по делам Крыма и передачей его функций Минэкономразвития России.

Так, Федеральным законом установлено, что внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Уточняется, что максимальный срок в пять рабочих дней применяется в отношении внеплановых выездных проверок.

Кроме того, в связи с упразднением Министерства РФ по делам Крыма исключаются положения о необходимости его уведомления о выявленных при проведении проверок нарушений.

Органы местного самоуправления не смогут отказывать журналистам в аккредитации по формальному признаку

Ранее в тексте статьи 48 Закона РФ "О средствах массовой информации", предусматривающей право журналистов на аккредитацию, отсутствовало прямое указание на органы местного самоуправления, тем самым позволяя органам местного самоуправления отказывать журналистам в аккредитации со ссылкой на то, что перечень органов, обязанных предоставлять журналистам аккредитацию, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В целях устранения несовершенства действующего законодательства о СМИ в статью 48 Закона РФ "О средствах массовой информации" внесены изменения, устанавливающие, что редакция имеет право подать заявку в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.

Ряд нормативных актов приведен в соответствие с Федеральным законом "О стандартизации в Российской Федерации"

В частности, в некоторые законодательные акты РФ внесены изменения в части уточнения наименований документов по стандартизации и функций федеральных органов исполнительной власти в сфере стандартизации, а также применения законодательства о стандартизации в сферах деятельности, определенных данными законодательными актами. Соответствующие изменения внесены, в часности, в Федеральные законы: "О безопасности дорожного движения", "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О пожарной безопасности", "Об обязательном экземпляре документов", "О соглашениях о разделе продукции", "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", "О гидрометеорологической службе", "О связи", "О ветеринарии", "О племенном животноводстве", "О мелиорации земель", "Об отходах производства и потребления", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "Об охране окружающей среды", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, иные законодательные акты.

В Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" вносится блок изменений, обеспечивающих разделение сферы действия указанного закона (связанной с установлением и выполнением обязательных требований безопасности) и нового федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации", сфера действия которого значительно шире, но при этом не затрагивает вопросов технического регулирования, в частности, исключаются положения о разработке и применении документов по стандартизации. В федеральные законы "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" вносятся изменения, обеспечивающие применение законодательства о стандартизации при описании объекта закупки.

В Федеральном законе "О стандартизации в Российской Федерации" уточняются определения национального стандарта и предварительного национального стандарта.

Указано, что технический регламент, принятый Федеральным законом, действует до дня вступления в силу соответствующего технического регламента, принятого международным договором РФ. В случае несоответствия технического регламента, принятого Федеральным законом, интересам национальной экономики, международным нормам и правилам, а также уровню развития материально-технической базы или научно-технического развития, Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязаны начать процедуру внесения в него изменений или отмены.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба

Функции и полномочия указанных ведомств, а также их штатная численность передаются МВД России. При этом предусматривается, что штатная численность ФМС России будет сокращена на 30 процентов.

Организационно-штатные мероприятия, связанные с реализацией настоящего Указа, должны быть завершены до 1 июня 2016 года.

Скорректированы объемы финансирования федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 годы

Уточнены также целевые показатели реализации федеральной целевой программы.

Целью программы является развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога.

Утвержден план мероприятий ("дорожная карта"), направленный на сокращение количества проверок и снижение административного давления на бизнес

Целями "дорожной карты" являются:

повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;

снижение при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля административных и финансовых издержек граждан и организаций, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности, в том числе путем исключения существующих и предотвращения установления новых избыточных контрольно-надзорных функций, избыточных и устаревших обязательных требований, а также обеспечения соответствия обязательных требований достижениям науки, техники и уровню развития экономики;

оптимизация использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Итогами реализации мероприятий "дорожной карты" станут внесение в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации, а также подготовка предложений об исключении избыточных и дублирующих контрольных функций.

Минэкономразвития России предлагает применять риск-ориентированный подход при проведении проверок хозяйствующих субъектов

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля" случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя или используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

К видам государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, предлагается отнести:

федеральный государственный пожарный надзор;

федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый Роспотребнадзором и ФМБА России;

федеральный государственный надзор в области связи;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Выделяются 6 категорий риска и классов (категорий) опасности - чрезвычайно высокий риск (1 класс), высокий риск (2 класс), значительный риск (3 класс), средний риск (4 класс), умеренный риск (5 класс), низкий риск (6 класс).

Проектом предлагаются правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и/или используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

Положения Федерального закона N 44-ФЗ предлагается распространить на основную часть закупок, осуществляемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями

В настоящее время государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". При этом отдельные заказчики при формировании закупочной политики с помощью различных наименований способов закупок "маскируют" закупку у единственного поставщика, что негативным образом отражается на обеспечении прозрачности и добросовестной конкуренции между участниками закупок.

Проектом предусматривается, что основную массу закупок государственные и муниципальные унитарные предприятия будут осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", устанавливающим более жесткие требования к осуществлению закупок.

В соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ закупки будут осуществляться только при наличии утвержденного нормативного акта:

- за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия.

Вступление в силу соответствующего Федерального закона предполагается с 1 января 2017 года.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Правительство РФ предлагает повысить уровень защиты прав акционеров при поглощении

Предметом законопроекта являются отношения, возникающие в связи с приобретением крупного пакета голосующих акций общества, создание системы действенных мер, защищающих интересы инвесторов от недобросовестных поглощений.

Законопроектом, в частности, предлагается:

определить отношения связанности (аффилированности) между лицами. При этом к лицам, фактически образующим одну группу, будут относиться как аффилированные лица, так и лица, осуществляющие косвенный контроль, "контролирующие лица" и "подконтрольные лица (подконтрольные организации)";

отнести к единой группе лиц супругов, родителей, детей, полнородных и неполнородных братьев и сестер, усыновителей и усыновленных;

распространить обязанность по направлению обязательного предложения, а также последствия, связанные с неисполнением такой обязанности, на всех лиц, которые получают определенный (высокий) уровень корпоративного контроля, независимо от того, каким образом (прямо или косвенно, самостоятельно или совместно с иными лицами) такие лица распоряжаются голосами, приходящимися на голосующие акции публичного акционерного общества;

распространить правила приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ, предусмотренные главой XII Закона "Об акционерных обществах", на акционеров - владельцев неголосующих привилегированных акций публичного акционерного общества, а также на владельцев эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в неголосующие привилегированные акции публичного акционерного общества;

использовать европейский подход к регулированию получения антимонопольного одобрения сделок по приобретению акций в рамках процедуры поглощения для всех предусмотренных законодательством РФ случаев, требующих получения предварительного согласия соответствующего уполномоченного органа на заключение договоров о приобретении акций в рамках процедуры поглощения. В рамках реализации указанного подхода законопроектом предусматривается, что, если договоры о приобретении ценных бумаг, заключаемые на основании добровольного или обязательного предложения, требуют предварительного согласия на их заключение антимонопольного органа в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, Банка России в соответствии с законодательством РФ о банках и банковской деятельности или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ об осуществлении иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, добровольное или обязательное предложение должно содержать сведения о соответствующих решениях антимонопольного органа, Банка России или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, о предварительном согласии на заключение указанных договоров;

внести необходимые изменения в федеральные законы от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", чтобы обеспечить получение предварительного согласия на заключение договоров, предусматривающих приобретение до 100 процентов голосующих акций публичного акционерного общества;

установить единый (общий) механизм контроля за любой процедурой поглощения, основанный на предварительном уведомлении об этой процедуре Банка России, в целях недопущения направления документов о поглощении в публичное акционерное общество до проведения их проверки на предмет соответствия требованиям Закона "Об акционерных обществах", а в случае выявления в ходе проверки соответствующих нарушений - до их устранения;

пересмотреть правила определения количества голосов, приходящихся на голосующие акции, которыми вправе голосовать соответствующее лицо до направления обязательного предложения, с целью недопущения превышения такого количества предела 30 процентов от общего числа голосов, которыми обладают иные лица. Кроме того, срок действия указанного ограничения предлагается продлить до представления оферентом отчета об итогах принятия обязательного предложения, поскольку одно лишь направление обязательного предложения не может служить надлежащим подтверждением исполнения оферентом обязанности по приобретению ценных бумаг публичного акционерного общества у их владельцев, которые принимают (акцептуют) обязательное предложение.

Кроме того, законопроект вводит новый механизм защиты прав владельцев ценных бумаг в случае неисполнения лицом, получившим высокий уровень корпоративного контроля, обязанности по направлению обязательного предложения. Этот механизм предусматривает право владельца ценных бумаг направить лицу, получившему указанный выше контроль, требование о выкупе принадлежащих ему ценных бумаг, указав при этом минимальную цену, по которой он согласен продать такие ценные бумаги. Требования владельцев направляются в публичное акционерное общество, которое должно в соответствии с действующими процедурами раскрыть информацию о поступлении первого такого требования и направлять поступающие требования владельцев ценных бумаг лицу, получившему корпоративный контроль.

Предполагается, что федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2016 года.

ЖИЛИЩЕ

Утверждены порядок предоставления выписки из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций и ее форма

Порядок разработан в целях обеспечения заинтересованных лиц сведениями о лицах управляющих организаций, дисквалифицированных на основании вступивших в законную силу решений суда об аннулировании лицензии или вступивших в законную силу постановлений суда о применении административного наказания в виде дисквалификации.

Содержащиеся в реестре сведения о конкретном лице предоставляются по запросу заинтересованного лица по форме согласно приложению к Приказу. Устанавливаются требования к содержанию данного запроса, который должен включать, среди прочего, сведения о:

- фамилии, имени, отчестве (при наличии) лица, обратившегося с запросом, - при обращении физического лица;

- полном наименовании юридического лица, его ОГРН, ИНН, фамилии, имени отчестве (при наличии), дате и месте рождения лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, - при обращении юридического лица;

- фамилии, имени, отчестве (при наличии), дате и месте рождения лица, о котором запрашивается информация.

В запросе указывается также удобный для заявителя способ получения информации, почтовый адрес заинтересованного лица (в случае получения ответа по почте) или адрес электронной почты заинтересованного лица (в случае получения ответа в электронной форме).

Запрос на бумажном носителе представляется непосредственно в Минстрой России, запрос в электронной форме направляется через официальный сайт Минстроя России в сети "Интернет" или Единый портал госуслуг. Запрос в электронной форме должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью лица, направившего запрос.

Срок предоставления сведений составляет 5 рабочих дней со дня поступления в Минстрой России запроса.

Кроме того, выписка может быть получена заявителем самостоятельно из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Минтрудом России утверждены правила по охране труда в сельском хозяйстве

Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении основных производственных процессов по возделыванию, уборке и послеуборочной обработке продукции растениеводства, содержанию и уходу за сельскохозяйственными животными и птицей, мелиоративных работ и работ по очистке сточных вод производства и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Требования правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сельскохозяйственные работы. Соблюдение правил обязательно при проектировании новых и разработке проектов реконструкции действующих объектов производства сельскохозяйственной продукции, изменении существующих производственных процессов проведения сельскохозяйственных работ.

В соответствии с Правилами, работодатель должен обеспечить безопасную эксплуатацию производственных зданий, сооружений, машин, инструментов, оборудования, безопасность производственных процессов, сырья и материалов, используемых при проведении сельскохозяйственных работ и их соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Работодателем должна быть организована разработка инструкций по охране труда для профессий и видов выполняемых работ, которые утверждаются локальными нормативными актами работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа, а также технологических документов на производственные процессы (работы).

Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Сумма страховой выплаты поставщику товаров в связи с неоплатой их покупателем включается в базу по НДС, только если налог не был исчислен поставщиком в момент отгрузки данных товаров

Соответствующее уточнение внесено в подпункт 4 пункта 1 статьи 162 НК РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 01.07.2015 N 19-П данное положение НК РФ было признано не соответствующим Конституции РФ, поскольку позволяло требовать от налогоплательщика - поставщика товаров (работ, услуг), заключившего договор страхования риска неисполнения договорных обязательств покупателем по оплате поставленных товаров (работ, услуг), включения в налоговую базу по НДС:

стоимости реализованных товаров (работ, услуг) на день их отгрузки покупателю;

суммы страховой выплаты, полученной им в связи с нарушением покупателем обязательства по оплате поставленных ранее товаров (работ, услуг).

В целях исключения возможности двойного налогообложения одной и той же операции Законом внесено уточнение в статью 162 НК РФ.

Уточнены размеры госпошлин, взимаемых при подаче заявлений о вынесении судебного приказа

Подпункт 2 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ дополнен отсылкой, на основании которой при подаче заявления о вынесении судебного приказа госпошлина взимается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, предусматривающей размеры госпошлин при подаче исковых заявлений имущественного характера в зависимости от цены иска.

В Налоговом кодексе РФ уточнены категории запасов углеводородного сырья с учетом их новой классификации

Положения НК РФ приведены в соответствие с Классификацией запасов и ресурсов нефти и горючих газов, утвержденной приказом Минприроды России от 01.11.2013 N 477, вступившим в силу с 1 января 2016 года.

В связи с продлением на 2016 год пилотного проекта по выплате пособий через органы ФСС РФ обновлены особенности заполнения формы 4-ФСС для страхователей - участников проекта

В рамках пилотного проекта, проводимого на основании Постановления Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, расчет и выплата пособий по обязательному социальному страхованию осуществляются территориальными органами ФСС РФ.

Поправками, внесенными в названное постановление, проведение проекта продлено на 2016 год. Кроме того, с 1 июля 2016 года к участию в проекте присоединяются Республика Мордовия, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновская области.

С учетом данного обстоятельства уточнены общие сроки применения установленных особенностей, а также порядок формирования отдельных показателей расчета 4-ФСС.

В связи с началом действия Порядка обмена счетами-фактурами в электронной форме с применением электронной подписи уточнены положения, касающиеся Сети доверенных операторов электронного документооборота

В новой редакции изложены утвержденные Приказом ФНС России от 20.04.2012 N ММВ-7-6/253@:

- Временное положение о Сети доверенных операторов электронного документооборота;

- Временное положение о порядке присоединения к Сети доверенных операторов электронного документооборота.

Данные изменения связаны со вступлением в силу Приказа Минфина России от 10.11.2015 N 174н, которым был утвержден порядок обмена счетами-фактурами в электронной форме с применением электронной подписи.

В новой редакции, в частности, уточнены требования к организациям, желающим присоединиться к Сети доверенных операторов электронного документооборота, в части наличия у них необходимых лицензий.

Приказ вступает в силу с 1 июля 2016 года. Паспорта о присоединении к Сети доверенных операторов электронного документооборота, выданные в соответствии с Приказом ФНС России от 20.04.2012 N ММВ-7-6/253@, сохраняют действие в течение 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего приказа.

На сайте Минпромторга России размещен перечень плательщиков утилизационного сбора, признанных крупнейшими производителями самоходных машин и (или) прицепов к ним

Перечень размещен по адресу http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!2228.

Для таких плательщиков установлен срок уплаты сбора - не позднее 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором составлен расчет утилизационного сбора.

Величина коэффициента, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за февраль 2016 года установлена в размере 4,5391.

По сравнению с прошлым налоговым периодом размер данного коэффициента (Кц) увеличился (в январе 2016 года он составлял 3,9560).

Изменение коэффициента связано с ростом среднего уровня мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. Так, в январе 2016 года данный показатель составлял 28,53 долл. США за баррель, в феврале 2016 года - 30,34 долл. США за баррель.

Второй показатель, исходя из которого рассчитывается коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю. В феврале его значение составило 77, 2298 (в январе - 76,3127).

Минфин России разъяснил новые правила определения дохода от экономии на процентах

С 1 января 2016 года вступило в силу положение НК РФ, определяющее дату фактического получения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах для целей исчисления НДФЛ. Теперь такой датой является последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства (ранее такой доход рассчитывался на день уплаты процентов по займу).

Сообщается, что новый порядок применяется вне зависимости от даты получения займа (кредита), а также вне зависимости от того, в какой из дней месяца было прекращено долговое обязательство.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

В случае наличия у кредитной организации оснований для отзыва лицензии у нее возникает обязанность по передаче на хранение в Банк России резервных копий баз данных

Усовершенствованы положения законодательства в части обеспечения хранения информации о деятельности кредитной организации в виде электронных баз данных.

Установлено, что единоличный исполнительный орган кредитной организации при освобождении его от должности обязан передать базы данных на электронных носителях кредитной организации лицу из числа ее руководителей. В случае отсутствия такого лица на момент освобождения от должности единоличного исполнительного органа он обязан обеспечить сохранность баз данных на электронных носителях кредитной организации, уведомив о принятых мерах Банк России.

Предусмотрена обязанность Банка России в случае возникновения у кредитной организации оснований для отзыва лицензии, предусмотренных Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", направить в кредитную организацию требование о создании и передаче на хранение в Банк России резервных копий баз данных, ведение которых предусмотрено вышеуказанным Федеральным законом. Также предусмотрены основания, при возникновении которых Банк России вправе направить в кредитную организацию требование о создании и передаче на хранение в Банк России резервных копий баз данных.

Кроме того, внесены поправки в Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, установлено, что валютные операции (в том числе зачисление денежных средств), совершенные до даты представления декларации (в настоящее время - совершенные до 1 января 2015 года) по счетам (вкладам), указанным в декларации и открытым в банках, расположенных за пределами РФ, признаются совершенными без нарушения Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

Банком России согласован федеральный стандарт актуарной деятельности "Актуарное оценивание деятельности страховщика. Страховые резервы по договорам страхования жизни"

Стандарт устанавливает требования к порядку проведения актуарием оценки и проверки адекватности величины страховых обязательств (расчета величины страховых резервов) по договорам страхования, относящимся к страхованию жизни (страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события, страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, пенсионное страхование).

Данный федеральный стандарт должен применяться в каждом из следующих случаев:

- при проведении актуарием обязательного актуарного оценивания деятельности страховщика в части оценки страховых обязательств по договорам страхования и (или) перестрахования жизни;

- если основная задача, поставленная актуарию, состоит в подготовке вывода о фактическом объеме совокупных страховых обязательств организации, деятельность которой являлась объектом актуарного оценивания;

- указание на необходимость применения настоящего федерального стандарта содержится в поставленной перед актуарием задаче.

Актуарию следует руководствоваться применимыми положениями настоящего федерального стандарта при решении иных задач, связанных с актуарной оценкой страховых обязательств по договорам страхования жизни.

Указанный стандарт разработан в дополнение к федеральному стандарту актуарной деятельности "Общие требования к осуществлению актуарной деятельности", утвержденному Советом по актуарной деятельности 12 ноября 2014 года, протокол N САДП-2 и согласованному Банком России 12 декабря 2014 года N 06-51-3/9938.

Настоящий федеральный стандарт вступает в силу по истечении десяти дней с даты его опубликования в "Вестнике Банка России".

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Расширен перечень наркотических средств и психотропных веществ, используемых в ветеринарии

Предусмотрено, что в ветеринарии могут использоваться наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III и зарегистрированные в России в порядке, установленном законодательством об обращении лекарственных средств (в настоящее время применяется Перечень наркотических средств и психотропных веществ, используемых в ветеринарии, утвержденный Минздравом России и Минсельхозом России, включающий 12 позиций).

Кроме того, Федеральным законом отдельные требования к разработке и государственной регистрации новых наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также требования к упаковке и маркировке наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренные соответственно статьями 16 и 27 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", распространены на наркотические средства и психотропные вещества, используемые в ветеринарии.

Также установлено, что на наркотические средства и психотропные вещества, разрешенные для использования в ветеринарии, распространяется действие законодательства об обращении лекарственных средств в части, не противоречащей Федеральному закону "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Скорректированы сроки применения положений закона о закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Крым и Севастополя

Установлено, что положения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также к отношениям, связанным с обеспечением мониторинга, аудита и контроля в сфере указанных закупок, не с 1 января 2016 года, как было установлено ранее, а с 1 января 2017 года.

До 31 декабря 2016 года заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя в порядке, установленном Законом о закупках, или в порядке, который согласован федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок и установлен нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Отдельные положения Закона РФ "О таможенном тарифе" приведены в соответствие с Классификацией запасов и ресурсов нефти и горючих газов

Классификация запасов и ресурсов нефти и горючих газов (утверждена приказом Минприроды России от 01.11.2013 N 477) устанавливает единые для Российской Федерации принципы подсчета и государственного учета запасов и ресурсов нефти, горючих газов (свободного газа, газа газовых шапок, газа, растворимого в нефти) и газового конденсата, используемых при установлении ставок вывозной таможенной пошлины на нефть сырую с особыми физико-химическими характеристиками.

Изменениями, внесенными в подпункт 3 пункта 5 статьи 3.1 Закона РФ "О таможенном тарифе" категории запасов углеводородного сырья, используемых при подсчете и учете запасов полезных ископаемых в государственном балансе запасов полезных ископаемых, приведены в соответствие с указанной Классификацией.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Вводится понятие защитной зоны объектов культурного наследия

Защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещается строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, некрополей, захоронений в границах некрополей, объектов монументального искусства, памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места, для которого установлены требования и ограничения в соответствии со статьей 56.4 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Устанавливаются следующие границы защитной зоны объекта культурного наследия:

для памятников в границах населенного пункта - 100 м от внешних границ территории памятника;

для памятника вне границ населенного пункта - 200 м от внешних границ памятника;

для ансамбля в населенном пункте - 150 м от внешних границ ансамбля;

для ансамбля вне границ населенного пункта - 250 м от внешних границ памятника;

для объекта культурного наследия в границах населенного пункта при отсутствии утвержденных границ территории объекта - 200 м от внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля;

для объекта культурного наследия вне границ населенного пункта при отсутствии утвержденных границ территории объекта - 250 м от внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля.

На основании заключения историко-культурной экспертизы региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе изменить расстояние, на котором устанавливается защитная зона.

Вводится обязанность для органов охраны культурного наследия направлять в орган кадастрового учета документы о зонах охраны объекта культурного наследия, защитной зоне, необходимые для внесения сведений о них в государственный кадастр недвиждимости.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Полномочия по осуществлению лицензионного контроля в сфере охраны здоровья переданы на федеральный уровень

Принятым Федеральным законом полномочия по осуществлению лицензионного контроля в сфере охраны здоровья исключаются из перечня полномочий РФ в сфере охраны здоровья, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, и передаются уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья (Росздравнадзору).

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования.

Форма статнаблюдения N 62 "Сведения о ресурсном обеспечении и оказании медицинской помощи населению" за 2015 год представляется с учетом разъяснений Минздрава России

Сообщается о составе и порядке направления отчета:

медицинскими организациями, подведомственными Минздраву России, ФМБА России и другим распорядителям средств федерального бюджета, оказывающие медицинскую помощь населению;

медицинскими организациями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья.

Органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья дополнительно предоставляют в Минздрав России отчет по форме N 62 по каждой медицинской организации стоматологического профиля отдельно.

Разъяснены также особенности заполнения отдельных разделов отчета.

Органами управления здравоохранением субъектов РФ, медицинскими организациями, подведомственными Минздраву России, оказывающими медицинскую помощь, ФМБА России и другими распорядителями федерального бюджета по подведомственным медицинским организациям должен быть представлен в Минздрав России на бумажном носителе и в электронном виде в Системе "Оказание и ресурсное обеспечение медицинской помощи населению", размещенной на Интернет-портале Минздрава России по адресу: http://62.rosminzdrav.ru.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

В России образована Федеральная служба войск национальной гвардии

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

Внутренние войска МВД России преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации.

Кроме того, в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии РФ включены:

органы управления и подразделения МВД России, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственная охрана, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны МВД России;

специальные отряды быстрого реагирования территориальных органов МВД России;

отряды мобильные особого назначения территориальных органов МВД России;

Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России и авиационные подразделения МВД России.

Согласно Указу на Федеральную службу войск национальной гвардии РФ возлагается решение следующих основных задач:

участие совместно с органами внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

участие в борьбе с терроризмом и в обеспечении правового режима контртеррористической операции;

участие в борьбе с экстремизмом;

участие в территориальной обороне РФ;

охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

оказание содействия пограничным органам ФСБ России в охране государственной границы РФ;

осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также осуществление вневедомственной охраны.

Предлагаются законодательные основы организации и деятельности органов наркоконтроля

Основными целями проекта являются четкое определение обязанностей и прав органов наркоконтроля, правового статуса сотрудника органов наркоконтроля, обеспечение правовых гарантий укрепления законности в их деятельности и повышение результативности этой деятельности, регламентация вопросов, связанных с прохождением службы в органах наркоконтроля, усиление антикоррупционной составляющей в деятельности органов наркоконтроля.

В проекте определяются в том числе система органов наркоконтроля, основные направления деятельности органов наркоконтроля, права и обязанности органов наркоконтроля, порядок применения сотрудниками наркоконтроля физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, порядок прохождения службы в органах наркоконтроля, заключительные и переходные положения. Вносятся изменения в отдельные законодательные акты, в том числе в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", Кодекс РФ об административных правонарушениях.

ПРАВОСУДИЕ

В городе Покачи, а также поселках городского типа Игрим и Приобье Ханты-Мансийского автономного округа - Югры образованы постоянные судебные присутствия

Судебные присутствия образованы в Нижневартовском, Березовском и Октябрьском районных судах соответственно.

Такая мера необходима для выравнивания судебной нагрузки и улучшения доступа населения к правосудию.

В Сургуте и Нижневартовске образованы постоянные судебные присутствия в составе суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Судебные присутствия образованы для выравнивания судебной нагрузки и улучшения доступа населения к правосудию.

Количество мировых судей в Мордовии увеличено с 42 до 44

Увеличение числа судей необходимо для выравнивания судебной нагрузки и улучшения доступа населения к правосудию.

Мировые судьи будут рассматривать заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, предусмотренном КАС РФ

С этой целью в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации включена новая глава 11.1 "Производство по административным делам о вынесении судебного приказа".

На вступивший в законную силу судебный приказ распространяются положения КАС РФ об обязательности судебных актов (статья 16 КАС РФ). Судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Определены в том числе:

порядок подачи заявления о вынесении судебного приказа;

форма и содержание заявления о вынесении судебного приказа;

основания для возвращения заявления о вынесении судебного приказа или отказа в его принятии;

порядок вынесения судебного приказа, его содержание, порядок отмены судебного приказа и его обжалования.

Взыскатель, пропустивший срок предъявления судебного приказа к исполнению, может обратиться в суд, вынесший соответствующий судебный приказ, с заявлением о восстановлении пропущенного срока.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 31.12.2015 N 406
"Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации"

Определены правила доступности для инвалидов зданий судов общей юрисдикции и арбитражных судов

Установлено, что федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды и органы Судебного департамента, в отношении закрепленных за ними объектов, принимают меры по обеспечению условий доступности объектов для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), которые включают:

- возможность беспрепятственного доступа к объектам с соблюдением контрольно-пропускного режима;

- возможность самостоятельного или с помощью сопровождающих их лиц передвижения по территории, на которой расположен объект, входа на объект и выхода из него;

- надлежащее размещение оборудования и средств отображения информации, необходимых для получения инвалидами требуемой информации либо достижения места назначения с учетом ограничений жизнедеятельности;

- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

- допуск на объекты собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Россия и Узбекистан договорились об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств

Россией ратифицировано соответствующее Соглашение, подписанное 10 декабря 2014 года в Ташкенте.

Соглашением предусматривается урегулирование взаимных финансовых требований и претензий сторон на следующих условиях:

- отказ российской и узбекской сторон от всех претензий, возникших по операциям бывшего СССР, в связи с распадом бывшего СССР, а также по кредитам, предоставленным Узбекистану в 1992 - 1993 годах;

- осуществление узбекской стороной платежа в пользу российской стороны в сумме 25 млн. долларов США; платеж осуществляется в течение 30 календарных дней с даты вступления Соглашения в силу единовременным денежным платежом в долларах США;

- в случае неосуществления узбекской стороной платежа - объявление этой задолженности просроченной и начисление на нее штрафных процентов по ставке Libor + 3 процента годовых;

- самостоятельное урегулирование российской и узбекской сторонами претензий своих физических и юридических лиц в случае предъявления ими финансовых претензий к РФ или к Республике Узбекистан по урегулируемым Соглашением операциям.

Соглашение вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении сторонами необходимых внутригосударственных процедур.

Россией ратифицировано соглашение с Финляндией о прямом международном железнодорожном сообщении, подписанное 28 апреля 2015 года в Санкт-Петербурге

Соглашение регулирует прямое международное железнодорожное сообщение между Россией и Финляндией и определяет общие положения железнодорожного сообщения, а также устанавливает требования к договору перевозки, определяет ответственность перевозчиков и порядок рассмотрения претензий.

В настоящее время между Россией и Финляндией действует двустороннее соглашение о российско-финляндском прямом международном железнодорожном сообщении, заключенное 16 апреля 1996 года в Хельсинки, которое прекратит свое действие с даты вступления в силу нового соглашения.

Необходимость заключения нового межправительственного соглашения обусловлена, прежде всего, проводимыми реформами железнодорожного транспорта в РФ.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы