Договор аренды транспортного средства с экипажем. Составляем правильно

Многие индивидуальные предприниматели и предприятия пошли по пути оптимизации персонала. Один из вариантов в таком случае – исключение из штата водителя, и оформление отношений с ним путем договора аренды транспортного средства с экипажем. Это особенно актуально, если услуги по транспортировке требуются периодически и нерегулярно. Рассмотрим порядок заключения договора в таком случае с помощью сервиса Конструктор договоров СПС Консультант Плюс.

Аренда транспортного средства вместе с услугами по его управлению и эксплуатации – вид договора аренды движимого имущества. Условия договора аренды транспорта отражены в параграфе 3 Главы 34 второй части ГК РФ. Конструкция этого договора предполагает, что одна сторона (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо) передает другой стороне на условиях возмездного временного владения и пользования транспортное средство, а также предоставляет ей услуги по его управлению и эксплуатации.

Предмет договора

В главном разделе договора, содержащем его существенные условия по статье 632 ГК РФ, необходимо отразить: сколько транспортных средств отдается в аренду и какие именно (с указанием полных характеристик - год выпуска, наименование, цвет, государственный регистрационный номер, номер двигателя и кузова, мощность, модель, марка и т.д.). С легковой машиной привычнее и проще – достаточно взять данные об объекте из паспорта транспортного средства. По специфическим объектам следует обратиться к спецнормам законодательства. Например, в соответствии со статьей 200 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, в договоре о фрахтовании судна и услуг членов экипажа (тайм-чартер) должны быть сведения о грузовместимости и грузоподъемности, районе плавания, скорости, целях фрахтования, времени, месте передачи, возврата судна, ставке фрахта, сроках действия тайм-чартера.

В принципе полного описания предмета передачи достаточно, но желательно предусмотреть в этом разделе и такие условия:

  • цели использования арендуемого с экипажем транспорта;
  • какие документы и вещи передаются одновременно с транспортным средством;
  • имеются ли какие-то ограничения или права третьих лиц на транспорт;
  • выявлены ли недостатки при передаче (важный момент, его описание позволит получающей транспорт стороне избежать споров о вине в причинении каких-либо повреждений транспорту в период действия договора).

При формулировании различных ситуаций этого раздела вам поможет сервис Конструктор договоров:

Срок аренды и порядок передачи

Срок в этом договоре не является существенным условием. Закон допускает не устанавливать конкретный срок при аренде транспортного средства с экипажем. Но если стороны выбирают указание на неопределенный срок своих правоотношений, то следует принять во внимание статью 610 ГК РФ, из которой следует, что при заключении договора аренды на неопределенный срок каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за месяц (или за срок, установленный в самом договоре).

В данном разделе следует оговорить, в каком месте осуществляется передача транспортного средства, в каком возвращается, какими документами фиксируются эти события. Вот примеры формулировок этих условий в договоре:

Описание услуг по управлению и эксплуатации транспортного средства

Рассматриваемый нами договор является договором аренды с экипажем, значит, необходимо указывать в нем специальные условия, связанные с предоставлением услуг по управлению, обслуживанию, эксплуатации арендуемого транспортного средства.

Будет ли арендатор предъявлять какие-либо требования к водителю, связанные с его опытом, квалификацией, возрастом и т.д.? Какие именно требования? Каков будет режим его работы? Будет ли ограничение по территории поездок, по командировкам? Конечно же, эти вопросы будут возникать при исполнении договора и их желательно оговаривать при заключении. Например, такими пунктами:

Данная договорная конструкция применяется при аренде не только обычных легковых автомобилей, но и иных транспортных средств. Поэтому требования к экипажу могут являться очень важными (ст. 52 Кодекса торгового мореплавания РФ, ст. ст. 26 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, ст. ст. 56 Воздушного кодекса РФ). Требования к составу экипажа в договоре, естественно, не должны вступать в противоречия с обязательными условиями нормативно-правовых актов.

 

Оплата услуг членов экипажа

Один из ключевых вопросов в данном договоре – оплата работы водителя (члена экипажа). Водитель является сотрудником арендодателя, поэтому, по общим правилам статьи 635 ГК РФ, расходы по оплате услуг членов экипажа и расходы на их содержание несет арендодатель. Но данная норма диспозитивна и предоставляет сторонам возможность предусмотреть иные условия распределения расходов на услуги управления транспортом. Если стороны договора приходят к соглашению об ином порядке оплаты, то прямо предусматривают это в соответствующем разделе договора.

Условия содержания и эксплуатации транспортного средства

Еще один важный раздел и для арендатора, и для арендодателя - условия эксплуатации и содержания арендуемого имущества. Транспортное средство – вещь дорогостоящая, и имеет смысл предусмотреть порядок его сохранности, а также правила эксплуатации. Последние содержатся в специализированных нормативных актах (стандарты, ГОСТы и др.), поэтому по согласованию сторон достаточно в договоре на них сослаться.

По правилам статьи 634 ГК РФ, поддерживать надлежащее состояние переданного в аренду транспорта, включая проведение текущего и капитального ремонта, предоставление необходимых принадлежностей, обязан арендодатель. Данная норма императивна, и пункт договора, где предусматривается возложение этой обязанности на сторону арендатора, является ничтожным, что подтверждается судебными решениями (например, постановлением ФАС Московского округа от 20.01.2009 № КГ-А40/12869-08 по делу № А40-23676/08-52-237). Однако допустимо, если ремонт транспортного средства произведет арендатор, но с последующим возмещением ему расходов со стороны арендодателя, при условии, что по вине арендодателя произошла поломка.

Вот такие формулировки в помощь по данному разделу предлагает сервис Конструктор договоров СПС Консультант Плюс:

Расходы на оплату топлива

При обсуждении расходов на оплату топлива сторонам необходимо договориться, за чей счет оно будет закупаться. Об этом прямо сказано в статье 636 ГК РФ. Расходы на приобретение топлива могут ложиться на арендодателя и даже включаться в состав арендной платы (анализ имеющихся судебных решений позволяет сделать вывод о такой возможности), но эти распределения должны быть прямо прописаны в договоре. Если договором это не предусматривается, то оплата топлива, расходных материалов при нормальной эксплуатации производится арендатором.

Страхование

В отношении транспортного средства действуют два вида страхования – имущественное страхование и страхование гражданской ответственности. Конструкция статьи 637 ГК РФ гласит, что обязанность по страхованию несет арендодатель, но только в тех случаях, когда страхование является обязательным в силу прямого указания закона.

Арендная плата

В сервисе Конструктор договоров уже заранее предусмотрено большинство формулировок в зависимости от вариантов арендной платы: форма расчетов, период, за который вносится плата, валюта оплаты, возможности изменения порядка и размера арендной платы, момент исполнения обязательства арендатора по оплате.

Ответственность сторон

Со стороны арендодателя нарушение обязательств может выражаться, например, в несоблюдении сроков передачи транспортного средства, нарушении порядка его технической эксплуатации. А арендатор может нести ответственность за нарушение сроков либо порядка перечисления арендной платы, за нецелевое использование арендованного транспорта, за просрочку возврата его в связи с окончанием срока аренды. Вид ответственности (неустойка или штраф) и ее размер стороны должны оговорить в договоре, а также определить соотношения убытков и неустойки в различных ситуациях. Конструктор договоров поможет с формулировками.

Статьями 639 ГК РФ и 640 ГК РФ предусматриваются случаи, когда ответственность наступает за повреждение транспортного средства, переданного в аренду, а также за вред, причиненный транспортным средством. В силу особого статуса объекта аренды – источник повышенной опасности – закон установил, что ответственность за причиненный транспортом вред третьим лицам ложится на арендодателя с правом предъявления в дальнейшем регрессных требований к виновному арендатору.

Заключительные положения, касающиеся порядка расторжения договора, подсудности, срока действия договора и др., не отличаются от иных типов договоров.

В отношении договора аренды транспортного средства с услугами по управлению и эксплуатации особое внимание обратите на следующие моменты:

  • Объект, который не предназначен для эксплуатации в целях перевозки вещей и людей, не может относиться к категории транспортных средств. Так, в качестве объекта договора аренды транспортного средства с экипажем может выступать только транспортное средство. Из анализа решений судов видим, что объектами аренды по таким договорам выступают различные самоходные машины, краны, иные технологические механизмы. Для разграничения понятий транспортного средства используйте нормативные акты – Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 2) и Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359).
  • Срок начала аренды можно определить по-разному: связать с моментом фактической передачи транспорта, определить календарной датой, привязать к определенному событию. Это позволительно, поскольку статья 632 ГК РФ не содержит прямого указания, что договор аренды транспортного средства с экипажем является реальным (т.е. заключенным с момента передачи вещи). Однако судебная практика в этом случае не так однозначна. Некоторые суды считают формулировку статьи 632 ГК РФ характерной для реальных видов договоров. Учитывая этот «скользкий» момент, рекомендуется все же связывать начало срока аренды с моментом передачи транспортного средства с экипажем арендатору.
  • Расходы на оплату услуг экипажа, на его содержание по общим правилам возлагаются на сторону арендодателя (п. 2. ст. 635 ГК РФ). Однако если данные затраты фактически понес арендатор, то у него есть право требовать их возмещения. Предотвратить данные споры возможно путем включения в договор четких условий о данных расходах и выполнения взятых на себя стороной обязательств.
  • Если стороны решили прописать в договоре аренды транспортного средства с экипажем условия договора об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в этом случае они не должны противоречить установленным Правилам страхования, утвержденным Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П.

Договор аренды транспортного средства с экипажем должен отражать все нюансы взаимоотношений сторон. К нему стоит отнестись внимательно, исходя из того, что многие нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие эти правоотношения, предписывают сторонам самим устанавливать «правила игры». Кроме того, объект аренды является не только технически сложной дорогостоящей вещью, но и источником повышенной опасности.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы