от 10 марта 2016 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18. Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Разделы

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Федеральный закон от 09.03.2016 N 52-ФЗ
"О внесении изменения в Федеральный закон "О парламентском контроле"

Установлен порядок заслушивания палатами ФС РФ информации представителей Правительства РФ о ежегодных государственных и национальных докладах

Государственные и национальные доклады являются важными элементами парламентского контроля за состоянием дел в наиболее важных сферах общественной жизни.

Подготовка и заслушивание таких докладов предусмотрены положениями ряда Федеральных законов, в частности, статьей 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (национальный доклад о ходе и результатах реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия), статьей 40.1 Закона РФ от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации).

Настоящим Федеральным законом определено, что на заседание палаты Федерального Собрания Российской Федерации в рамках заслушивания информации о государственном или национальном докладе вместе с представителями Правительства РФ и иными должностными лицами приглашается для выступления с содокладом аудитор Счетной палаты Российской Федерации, возглавляющий соответствующее направление деятельности Счетной палаты Российской Федерации.

В ходе заслушивания информации о ежегодном государственном или национальном докладе в обязательном порядке обсуждаются вопросы эффективности использования средств федерального бюджета по соответствующим направлениям, а также вопросы достижения целевых показателей, утвержденных государственными программами Российской Федерации.

Федеральный закон от 09.03.2016 N 61-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 2 и 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

Автопробеги и "палаточные городки" отнесены к публичным мероприятиям

Так, осуществление "автопробегов" теперь признается публичным мероприятием, осуществляемым в форме демонстрации, а размещение у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих, в том числе, сборно-разборные конструкции, - пикетированием.

Кроме того, устанавливается, что при осуществлении пикетирования с использованием быстровозводимых сборно-разборных конструкций требуется подача его организатором уведомления о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном законом.

Федеральный закон от 09.03.2016 N 65-ФЗ
"О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статью 65 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

Избирательные объединения и политические партии, зарегистрировавшие списки кандидатов, а также зарегистрированные кандидаты обязаны участвовать в совместных агитационных мероприятиях

В противном случае доля эфирного времени, отведенная им для участия в совместном агитационном мероприятии, распределяется между его другими участниками, в том числе, если в указанном мероприятии может принять участие только один участник.

В совместных агитационных мероприятиях могут участвовать только зарегистрированные кандидаты лично.

Федеральный закон от 09.03.2016 N 66-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации"

Внесены изменения в различные законодательные акты, регулирующие комплекс отношений, связанных с проведением выборов и референдумов в Российской Федерации

В частности:

в Федеральном законе "О политических партиях" уточняются сроки извещения избирательных комиссий о проведении мероприятий, связанных с выдвижением политической партией или ее структурным подразделением своих кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" дополнен положением, согласно которому члену комиссии с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, могут компенсироваться за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, расходы по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, в случае если в соответствии с решением комиссии он направляется за пределы населенного пункта, на территории которого расположена комиссия, для исполнения полномочий члена комиссии;

устанавливается возможность закупки у единственного поставщика информационных материалов, размещаемых в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума и помещениях для голосования, услуг по доставке избирательной документации и иных отправлений избирательных комиссий, комиссий референдума;

определены единые сроки рассмотрения всех жалоб, поступающих в избирательные комиссии как в ходе выборов, так и в межвыборный период;

изменениями в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что положения, регламентирующие порядок обращения взыскания на денежные средства должника, не распространяются на средства, находящиеся на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума;

КоАП РФ дополнен нормой, согласно которой в случае вмешательства в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, либо создания помех участию избирателей, участников референдума в голосовании, виновные граждане и должностные лица могут быть подвергнуты административному взысканию в виде штрафа.

Кроме того, изменения и дополнения внесены также в Федеральные законы "О занятости населения в Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Установлено, что если срок полномочий избирательной комиссии субъекта РФ истекает в 2016 году после 29 мая, полномочия этой избирательной комиссии продлеваются до окончания избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Формирование нового состава такой избирательной комиссии субъекта РФ не производится до дня официального опубликования общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Срок приема предложений по новому составу избирательной комиссии субъекта РФ составляет 30 дней и должен начинаться не ранее дня официального опубликования общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и оканчиваться не позднее чем через 60 дней со дня указанного официального опубликования. Избирательная комиссия субъекта РФ нового состава собирается на свое первое заседание в десятидневный срок после дня окончания избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный закон от 09.03.2016 N 51-ФЗ
"О внесении изменения в статью 77 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации"

Изменен порядок введения ограничений или запрещения движения судов

В соответствии со статьей 77 Кодекса внутреннего водного транспорта вследствие непреодолимой силы и военных действий, объявления карантина, а также при чрезмерном скоплении грузов и судов в порту в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны жизни и здоровья людей, сохранности грузов, администрация бассейна внутренних водных путей вправе принять решение об ограничении или о запрещении движения судов, об ограничении их осадки вследствие низких уровней воды на определенных участках или определенных направлениях внутренних водных путей.

Такое ограничение вводится распоряжением администрации соответствующего бассейна внутренних водных путей с незамедлительным уведомлением об этом Росморречфлота. В течение 3 суток Росморречфлот выносит распоряжение о сроке действия ограничения и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет".

В случае, если распоряжением установлен запрет или ограничение на срок более 5 суток, Росморречфлот информирует об этом Минтранс России и Правительство РФ.

Информацию о введении ограничений движения или запрещения движения судов, о сроке его действия, администрация бассейна внутренних водных путей незамедлительно размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доводит до сведения организаций внутреннего водного транспорта, осуществляющих судоходство в соответствующем бассейне, грузоотправителей, грузополучателей, соответствующих территориальных органов органа государственного надзора, а также до сведения администраций бассейнов внутренних водных путей, смежных с данным бассейном внутренних водных путей, в отношении которого введено ограничение или запрещение движения судов.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 09.03.2016 N 54-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

За организацию "финансовых пирамид" установлена административная ответственность

В КоАП РФ включена новая статья 14.62 "Деятельность по привлечению денежных средств и (или) иного имущества".

В частности, организация либо осуществление лицом деятельности по привлечению денежных средств или иного имущества физических или юридических лиц, при которой выплата дохода или предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств иных физических или юридических лиц при отсутствии инвестиционной, законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств, в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 5 тысяч до 50 тысяч рублей, на должностных лиц - от 20 тысяч до 100 тысяч рублей, на юридических лиц - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

Федеральный закон от 09.03.2016 N 57-ФЗ
"О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени"

Алтайский край будет перемещен из пятой в шестую часовую зону (московское время плюс 4 часа) 27 марта 2016 года в 2 часа 00 минут

Федеральным законом от 21.07.2014 N 248-ФЗ были внесены изменения в закон об исчислении времени, в соответствии с которыми Алтайский край был отнесен к пятой часовой зоне (московское время плюс три часа), при этом отменен переход на зимнее и летнее время.

В связи с этим, в настоящее время суточный счет времени в Алтайском крае не совпадает с естественным ритмом смены дня и ночи. Отмечается, что световой день начинается задолго до пробуждения человека, а заход наступает настолько рано, что большая часть второй половины дня приходится на темное время суток.

Федеральный закон от 09.03.2016 N 58-ФЗ
"О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени"

27 марта 2016 года в 2 часа 00 минут Республика Алтай будет переведена из пятой в шестую часовую зону (МСК + 4)

Новый закон принят в связи с тем, что после изменения порядка исчисления времени в РФ с 2014 года в Республике Алтай произошло смещение светового времени. В результате световой день начинается задолго до пробуждения человека, а заход наступает настолько рано, что большая часть второй половины дня приходится на темное время суток.

Таким образом, установленная в настоящее время для Республики Алтай часовая зона не соответствует естественным биологическим ритмам человека.

Кроме того, неэффективное использование светлого времени суток и раннее наступление темного времени суток влечет экономические потери за счет увеличения расходования электроэнергии.

Федеральный закон от 09.03.2016 N 59-ФЗ
"О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени"

Сахалинская область будет переведена из девятой в десятую часовую зону (московское время плюс 8 часов) 27 марта 2016 года в 2 часа 00 минут

Федеральным законом от 21.07.2014 года N 248-ФЗ внесены изменения в закон об исчислении времени, в соответствии с которыми Сахалинская область (за исключением Северо-Курильского района) отнесена к девятой часовой зоне, в которой время опережает московское на семь часов.

Отмечается, что в связи с недостатком солнечного света в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях имеют место многочисленные обращения жителей Сахалинской области с жалобами на ухудшение здоровья и с требованиями о возврате ранее действовавшего "летнего" времени.

С принятием нового закона и переводом Сахалинской области в 10-ю часовую зону количество часов светового дня, приходящееся на активную деятельность человека, возрастет, что позволит жителям региона вернуться к привычному образу жизни.

Федеральный закон от 09.03.2016 N 63-ФЗ
"О внесении изменения в статью 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Устранено противоречие отдельных норм Общей и Особенной частей КоАП РФ в части установления размера штрафа

Федеральным законом от 31.12.2014 N 530-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий" статья 14.10 КоАП РФ изложена в новой редакции (новое наименование статьи - "Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)").

Этим Законом в абзаце втором части 2 указанной статьи в отношении юридических лиц установлен административный штраф в размере пятикратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения. Такой размер административного штрафа противоречит части 3 статьи 3.5 КоАП РФ (общим положениям), согласно которой размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения.

Внесенными в часть 3 статьи 3.5 КоАП РФ поправками предусмотрено, что размер административного штрафа в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14.10 КоАП РФ, не может превышать пятикратный размер стоимости предмета административного правонарушения.

Федеральный закон от 09.03.2016 N 64-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Усилена административная ответственность за незаконную передачу вознаграждения от имени юридического лица

Установлено, что юридическое лицо, совершившее административное правонарушение о незаконном вознаграждении от имени юридического лица, за пределами РФ, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов РФ, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если указанное юридическое лицо не было привлечено за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.

Иностранное юридическое лицо, совершившее за пределами РФ такое административное правонарушение, направленное против интересов РФ, подлежит административной ответственности на общих основаниях. Дело об административном правонарушении о незаконном вознаграждении от имени юридического лица, совершенном за пределами РФ, рассматривается по месту нахождения органа, возбудившего указанное дело.

Кроме того, Федеральным законом усилена административная ответственность за нарушение стороной заключенного не на организованных торгах договора репо, договора, являющегося производным финансовым инструментом, договора иного вида, предусмотренного нормативными актами Банка России, установленных федеральным законом и/или нормативными актами Банка России порядка и/или сроков предоставления информации об указанных договорах и/или генеральном соглашении (едином договоре) в репозитарий или Банк России либо предоставление неполной и/или недостоверной информации.

Также установлена административная ответственность:

за неправомерный отказ или уклонение репозитария от внесения записи о заключенном не на организованных торгах договоре репо, договоре, являющемся производным финансовым инструментом или за иное нарушение репозитарием при осуществлении им репозитарной деятельности установленных законодательством требований к репозитарной деятельности;

за незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании слова "репозитарий", а также производных от него слов и сочетаний с ним.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 09.03.2016 N 68-ФЗ
"О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 6 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"

На Правительство РФ возложены полномочия по установлению порядка осуществления контроля за обеспечением безопасности объектов ТЭК

Также установлено, что положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются, в числе прочего, при осуществлении государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК.

Федеральный закон от 09.03.2016 N 69-ФЗ
"О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени"

27 марта 2016 года в 2 часа 00 минут Ульяновская область будет перемещена из второй в третью часовую зону (московское время плюс 1 час)

Отмечается, что в Ульяновской области солнце находится в наивысшей точке раньше в среднем на 46 минут, чем в Московской области. В результате на территории Ульяновской области произошла потеря порядка 170 часов светлого времени в год.

Кроме того, в связи с ранним наступлением темного времени суток отмечается рост потребления жителями Ульяновской области электрической энергии.

Указ Президента РФ от 08.03.2016 N 103
"О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 808"

Усилены полномочия Росфинмониторинга в области противодействия коррупции, отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма

Установлено, в частности, что Росфинмониторинг:

- запрашивает и получает в установленном порядке информацию об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций;

- осуществляет проверку информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в целях выявления операций, связанных с отмыванием преступных доходов или финансированием терроризма;

- принимает решение о запрете направления информации в иностранный налоговый орган на удержание иностранных налогов и сборов;

- сообщает в Минюст России о некоммерческой организации, в отношении которой имеются сведения о неполноте или недостоверности полученной информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом либо неисполнении ею требований законодательства РФ;

- имеет право запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством РФ, от хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности России, информацию о совершаемых ими операциях с денежными средствами или иным имуществом, характере и целях этих операций.

Постановление Правительства РФ от 03.03.2016 N 167
"О порядке информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с иными государственными или муниципальными информационными системами"

Правительством РФ утверждены правила взаимодействия федеральной информационной системы ведения ЕГРН с иными государственными или муниципальными информационными системами

Действие данных правил не распространяется на сведения и документы, представляемые в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3 - 13 и 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".

Взаимодействие системы ведения ЕГРН с информационными системами осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

При взаимодействии сведения предоставляются его участниками в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в формате XML. Электронные документы предоставляются посредством единого электронного сервиса системы межведомственного электронного взаимодействия. Информационное взаимодействие осуществляется в автоматизированном режиме без направления запросов.

В целях организации информационного взаимодействия указанных систем орган регистрации прав и орган власти, в ведении которого находится соответствующая система, заключают соглашение об информационном взаимодействии.

Для организации информационного взаимодействия орган власти, в ведении которого находится соответствующая информационная система, направляет в орган регистрации прав соответствующее обращение.

Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.

Приказ Ростехнадзора от 02.10.2015 N 394
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)"
Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2016 N 41303.

Обновлен порядок выдачи Ростехнадзором разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений (кроме судоходных и портовых)

Заявителем на получение госуслуги может быть собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация. Срок ее предоставления не должен превышать 30 календарных дней с даты регистрации соответствующего заявления.

К заявлению о получении разрешения прилагаются, в частности, реквизиты договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на ГТС и реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты госпошлины.

При наличии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах дополнительное подтверждение не требуется.

С заявлением о получении разрешения заявитель вправе представить по собственной инициативе реквизиты документа, подтверждающего внесение ГТС в Российский регистр ГТС.

В приложении к Приказу приведена контактная информация территориальных органов Ростехнадзора.

Признан утратившим силу приказ Ростехнадзора от 10.02.2012 N 90, которым был утвержден ранее действовавший порядок выдачи таких разрешений.

Приказ Минэнерго России от 08.10.2015 N 738
"Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по ведению реестра субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти"
Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2016 N 41298.

Обновлен порядок ведения реестра субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти

Государственная услуга предоставляется Минэнерго России. Результатом предоставления государственной услуги является внесение сведений о заявителе в реестр, изменение сведений о заявителе в реестре, отказ во внесении сведений о заявителе в Реестр, предоставление сведений из Реестра, отказ в предоставлении сведений из Реестра. Приказом регламентированы, в частности:

срок предоставления государственной услуги;

исчерпывающий перечень документов, подлежащих предоставлению заявителем;

исчерпывающий перечень для отказа в предоставлении государственной услуги;

состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;

порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги;

ответственность должностных лиц Минэнерго России за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги;

досудебный (внесудебный) порядок обжалований решений и действий (бездействия) Минэнерго России, а также его должностных лиц при предоставлении государственной услуги.

В приложениях к Приказу приведена рекомендуемая форма заявления.

Утратившим силу признан приказ Минэнерго России от 14.02.2012 N 54 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по ведению реестра субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти".

Проект Федерального закона "О Технологической долине"

Предлагается создать Технологическую долину для проведения исследований, разработок и их коммерциализации, включая создание наукоемких производств

Для реализации проекта предусматривается учредить особое юридическое лицо - управляющую компанию, в уставе которой должны быть определены направления деятельности Технологической долины. Управляющая компания получит ряд полномочий в сфере градостроительной, хозяйственной деятельности, деятельности по обеспечению жизнедеятельности населения на территории долины, осуществления регулирования образовательной, медицинской деятельности на территории долины.

Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории долины будут осуществляться в ограниченном объеме.

Кроме того, предполагается, что участникам проекта Технологической долины будут предоставлены гарантии от неблагоприятных изменений налогового законодательства: акты законодательства РФ, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - участников проекта, за исключением актов законодательства РФ о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не будут применяться в отношении участников проекта с момента их внесения в реестр участников и до момента утраты статуса участника проекта.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 09.03.2016 N 60-ФЗ
"О внесении изменения в статью 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"

Максимальный размер денежных средств, выдаваемых банком наследнику на достойные похороны наследодателя, увеличен с 40 тысяч до 100 тысяч рублей

Соответствующая поправка внесена в статью 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Расходы на достойные похороны наследодателя, включая необходимые расходы на оплату места погребения, возмещаются за счет наследства в пределах его стоимости. Банки, во вкладах или на счетах которых находятся денежные средства наследодателя, обязаны по постановлению нотариуса предоставить их лицу, указанному в постановлении нотариуса, для оплаты указанных расходов.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Федеральный закон от 09.03.2016 N 55-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 4.8 и 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

В случае банкротства организации выплата пособий по больничным листкам будет осуществляться органами ФСС РФ

Соответствующим основанием дополнен перечень случаев, при наступлении которых назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребенком вместо работодателя осуществляются территориальными органами ФСС РФ.

Помимо этого отменена отчетность для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Федеральный закон от 09.03.2016 N 53-ФЗ
"О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Освобождена от госпошлины выдача паспорта гражданина РФ взамен утраченного или пришедшего в негодность в результате чрезвычайной ситуации

Соответствующее дополнение внесено в пункт 1 статьи 333.35 НК РФ. Ранее в такой ситуации за выдачу паспорта взамен утраченного или пришедшего в негодность граждане должны были уплатить госпошлину в размере 1 500 рублей.

Федеральный закон от 09.03.2016 N 62-ФЗ
"О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Введена госпошлина за государственную регистрацию вертодрома

Изменениями, внесенными в Воздушный кодекс РФ, отменена государственная регистрация аэропортов и введено понятие вертодромов, подлежащих государственной регистрации.

В связи с этим:

отменена пошлина за госрегистрацию аэропорта и пошлина за продление сроков действия свидетельства о государственной регистрации и годности аэропортов и гражданских аэродромов к эксплуатации.

установлена государственная пошлина в размере 65000 рублей за госрегистрацию вертодрома.

Указание Банка России от 21.12.2015 N 3906-У
"О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета"
Зарегистрировано в Минюсте России 01.03.2016 N 41289.

Определен порядок информационного взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена

Установлено, что указанные организации направляют в Банк России отчетность, документы (информацию), сведения, осуществляют иные права и обязанности, установленные законодательством, а также получают от Банка России документы, в том числе запросы, требования (предписания) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством использования информационных ресурсов.

Некредитные финансовые организации и саморегулируемые организации в сфере финансовых рынков должны обеспечить направление в Банк России и получение от него указанных электронных документов посредством использования информационных ресурсов. Другие участники информационного обмена вправе осуществлять взаимодействие с Банком России посредством использования информационных ресурсов путем получения электронных документов, в том числе запросов, требований (предписаний), и направления в Банк России уведомлений об использовании личного кабинета или об отказе от использования личного кабинета.

Участник информационного обмена направляет электронный документ в Банк России посредством следующих информационных ресурсов:

- индивидуального раздела на сайте Банка России, доступ к которому осуществляется по защищенному соединению (личный кабинет);

- сетевого интерфейса, который используется участником информационного обмена для направления электронных документов в Банк России без авторизации в личном кабинете.

Личный кабинет используется Банком России и участником информационного обмена для направления, получения и просмотра вышеуказанных электронных документов. Доступ к личному кабинету осуществляется при условии идентификации, аутентификации и регистрации участника на сайте Банка России.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Со дня его вступления в силу не применяется приказ ФСФР России от 25.03.2010 N 10-21/пз-н "Об утверждении Порядка организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной цифровой подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам".

Приказ ФНС России от 28.01.2016 N ММВ-7-14/41@
"Об утверждении формы и формата представления в электронной форме сообщения об участниках иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - о ее учредителях, бенефициарах и управляющих), имеющей имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения формы сообщения и порядка ее представления в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 01.03.2016 N 41266.

Утверждена форма сообщения об участниках иностранной организации (учредителях, бенефициарах, управляющих иностранной структуры без образования ЮЛ), имеющей облагаемое налогом имущество

Иностранная организация (иностранная структура без образования юридического лица), имеющая недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, одновременно с налоговой декларацией представляет сведения об участниках этой иностранной организации (учредителях иностранной структуры без образования юридического лица).

Утверждены форма, формат, а также порядок заполнения и представления данного сообщения.

Письмо ФНС России от 01.03.2016 N БС-4-11/3406@
"Об уплате налога на доходы физических лиц с доходов в виде дивидендов по ценным бумагам иностранных эмитентов, находящихся в доверительном управлении российской организации"

ФНС России даны разъяснения об уплате НДФЛ с доходов в виде дивидендов по ценным бумагам иностранных эмитентов, находящихся в доверительном управлении российской организации

Сообщается, что российские организации в отношении выплачиваемых дивидендов могут признаваться налоговыми агентами в случаях, когда:

они являются эмитентами ценных бумаг, по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3 и 4 пункта 2 статьи 226.1 НК РФ;

они являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

В иных случаях сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами РФ, определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Порядок зачета в России уплаченных в иностранном государстве налогов установлен в статье 232 НК РФ. Зачет производится по окончании налогового периода на основании представленной налоговой декларации. В ней указывается подлежащая зачету сумма налога, а также прилагаются подтверждающие эту сумму документы (например, копия налоговой декларации, представленной в иностранном государстве, и копия платежного документа об уплате налога и их нотариально заверенный перевод на русский язык).

Письмо ОАО "РЖД" от 16.02.2016 N ИСХ-2141/ЦБС
"О порядке применения ставок НДС в отношении стоимости услуг, включенных в проездные документы на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении"

Разъяснен порядок применения вычетов по НДС в связи с установлением льготной налоговой ставки в отношении железнодорожных перевозок пассажиров

С 1 января 2016 года:

ставка НДС 10 процентов применяется к услугам внутренней перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом (по билетной и плацкартной составляющим стоимости проездного документа);

ставка НДС 18 процентов применяется к остальным сборам и сервисным услугам (в том числе услугам за пользование постельными принадлежностями и питание).

С 8 февраля 2016 года при формировании проездных билетов внутренних железнодорожных перевозок обеспечивается выделение разных ставок НДС в отдельные позиции.

Сообщается, что по проездным железнодорожным документам, оформленным в период с 1 января по 8 февраля 2016 года на командированных сотрудников организаций, суммы НДС могут быть включены в состав налоговых вычетов, исходя из справки "Тарифы на комплекс сервисных услуг в вагонах поездах формирования АО "ФПК".

Указанная справка формируется в АСУ "Экспресс" и представляется по требованию подразделением АО "ФПК", с которым у организации заключен договор на оформление проездных железнодорожных документов, либо в любом сервисном Центре железнодорожного агентства АО "ФПК".

Также соответствующую информацию можно получить в Едином информационном сервисном центре ОАО "РЖД" на единый номер 8-800-775-0000 либо через сайт РЖД по электронному адресу http://pass.rzd.ru/.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Указание Банка России от 05.02.2016 N 3957-У
"О внесении изменений в Указание Банка России от 16 июля 2013 года N 3027-У "О порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих Банка России и членов их семей на официальном сайте Банка России и порядке предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования"
Зарегистрировано в Минюсте России 01.03.2016 N 41261.

Уточнен порядок раскрытия сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера служащих Банка России и членов их семей

В частности, изменена форма сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Так, раздельные графы даны для представления сведений об объектах недвижимости, находящихся в собственности, и объектах, находящихся в пользовании. Устанавливаются дополнительные графы - для указания декларированного годового дохода и сведений об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Определено, что размещению на официальном сайте Банка России в сети "Интернет" и предоставлению для опубликования общероссийским СМИ подлежат, в том числе, сведения об источниках получения средств, за счет которых служащим Банка России, его супругой (супругом) или несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году предоставления сведений, совершены сделки по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если общая сумма таких сделок (такой сделки) превышает общий доход данного служащего Банка России и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Указание вступает в силу со дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Указание Банка России от 09.03.2016 N 3978-У
"Об обязательных резервных требованиях"

С 1 апреля 2016 года повышаются некоторые нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций в иностранной валюте

С 1 апреля 2016 года нормативы обязательных резервов для кредитных организаций устанавливаются в следующем размере:

по обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами в валюте РФ - 4,25%;

по обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами в иностранной валюте - 5,25%;

по обязательствам перед физическими лицами в валюте РФ - 4,25%;

по обязательствам перед физическими лицами в иностранной валюте - 4,25%;

по иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ - 4,25%;

по иным обязательствам кредитных организаций в иностранной валюте - 5,25%.

Указанные нормативы применяются начиная с регулирования размера обязательных резервов кредитных организаций за отчетный период с 1 апреля по 1 мая 2016 года.

Коэффициент усреднения обязательных резервов, применяемый для расчета усредненной величины обязательных резервов, не изменяется и составляет:

для банков - 0,8;

для небанковских кредитных организаций - 1,0.

Настоящее Указание вступает в силу с 1 апреля 2016 года.

Со 2 апреля 2016 года утрачивает силу Указание Банка России от 28.12.2015 N 3924-У "Об обязательных резервных требованиях". Предусматривается, что при проведении регулирования размера обязательных резервов кредитных организаций за отчетный период с 1 марта по 1 апреля 2016 года применяются нормативы обязательных резервов, установленные Указанием Банка России 3924-У.

Информация Банка России
"Об изменении нормативов обязательных резервов"

Банк России информирует о повышении с 1 апреля 2016 года на 1 п. п. до 5,25% нормативов обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций в иностранной валюте, за исключением обязательств перед физическими лицами

Сообщается, что с 1 апреля 2016 года установлены следующие нормативы обязательных резервов:

перед юридическими лицами - нерезидентами в валюте РФ - 4,25%;

перед юридическими лицами - нерезидентами в иностранной валюте - 5,25%;

перед физическими лицами в валюте РФ - 4,25%;

перед физическими лицами в иностранной валюте - 4,25%;

по иным обязательствам в валюте РФ - 4,25%;

по иным обязательствам в иностранной валюте - 5,25%.

Установленные нормативы применяются начиная с регулирования размера обязательных резервов кредитных организаций за отчетный период с 1 апреля по 1 мая 2016 года. Коэффициент усреднения обязательных резервов, используемый кредитными организациями для расчета усредненной величины обязательных резервов, сохранен без изменений.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Федеральный закон от 09.03.2016 N 56-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"

Увеличены размеры страховых и компенсационных выплат в части возмещения вреда, причиненного имуществу физических и юридических лиц в результате аварий на опасных объектах

Предусматривается осуществление страховых выплат потерпевшим по возмещению вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности по упрощенной процедуре в виде фиксированных выплат, исходя из фактического периода нарушения условий жизнедеятельности, с последующей доплатой за фактически понесенные потерпевшими затраты сверх размера произведенной страховщиком фиксированной выплаты.

Расширяется перечень лиц (выгодоприобретателей), имеющих право на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего. В частности, при отсутствии лиц, имеющих право в соответствии с гражданским законодательством РФ на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего кормильца, осуществление страховых выплат производится супругу (супруге), родителям, детям умершего, иным гражданам, у которых потерпевший находился на иждивении (усыновители, опекуны).

Кроме того, Федеральным законом:

- исключается коэффициент страховых тарифов, устанавливаемый в зависимости от максимально возможного количества потерпевших;

- предусматривается обязанность обеспечения страхователем свободного доступа к информации о заключенном им со страховщиком договоре обязательного страхования и информации, связанной с урегулированием претензий потерпевших;

- расширяются полномочия профессионального объединения страховщиков;

- предусматривается осуществление взаимодействия информационных систем профессионального объединения страховщиков с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением ряда положений, вступающих в силу в иные сроки. Указано, что до подключения профессионального объединения страховщиков к единой системе межведомственного электронного взаимодействия, но не позднее 550 дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона взаимодействие страховщиков и федеральных органов исполнительной власти будет осуществляться на основании соглашений между профессиональным объединением страховщиков и федеральными органами государственной власти.

Приказ Минтранса России от 16.09.2015 N 278
"О внесении изменений в Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, утвержденный Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 августа 2011 г. N 211"
Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2016 N 41302.

Уточнен порядок введения временных ограничений движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий

Кроме того, скорректирован порядок принятия акта о введении ограничения или прекращения движения по автомобильным дорогам федерального значения, и определен порядок принятия такого акта Государственной компанией "Автодор".

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Федеральный закон от 09.03.2016 N 67-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с увековечением памяти жертв политических репрессий"

Расширены полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области увековечения памяти жертв политических репрессий

В частности, указано, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе:

- осуществлять меры по увековечению памяти жертв политических репрессий;

- поддерживать деятельность организаций и граждан, направленную на увековечение памяти жертв политических репрессий;

- оказывать поддержку социально ориентированным НКО, осуществляющим деятельность по увековечению памяти жертв политических репрессий.

Кроме того, установлен порядок включения обнаруженных мест захоронения жертв массовых политических репрессий в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

<Информация> Роспотребнадзора от 08.03.2016
<О порядке соблюдения отдельных положений Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг>

Медицинским организациям не требуется прилагать к договорам на оказание платных медицинских услуг копии лицензий и прейскурантов на все виды выполняемых услуг

Роспотребнадзор сообщает, что соблюдение требований Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006) достигается посредством указания в заключаемых договорах:

- сведений о номере лицензии на осуществление медицинской деятельности, дате ее регистрации;

- перечня тех платных медицинских услуг, которые будут предоставляться в соответствии с конкретным договором, с одновременным указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, к которым относятся определенные договором соответствующие платные медицинские услуги;

- стоимости конкретных платных медицинских услуг, которые будут предоставляться в рамках заключаемого договора, сроки и порядок оплаты этих услуг.

ПРАВОСУДИЕ

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.02.2016 N 33
"О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде"

Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде приведена в соответствие с действующим законодательством

Инструкция актуализирована в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановлений Правительства РФ от 08.05.2015 N 449 "Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам", от 20.10.2015 N 1119 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.03.2016 N 39
"О внесении изменений в Инструкцию по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов"

Актуализирована Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов

В Инструкции учтены положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановлений Правительства РФ от 08.05.2015 N 449 "Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам", от 20.10.2015 N 1119 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 09.03.2016 N 50-ФЗ
"О ратификации Протокола к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, учитывающего присоединение Республики Хорватии к Европейскому союзу"

Россией ратифицирован протокол о присоединении Хорватии к соглашению о партнерстве и сотрудничестве между РФ и Европейским сообществом и их государствами-членами, подписанный 17 декабря 2014 года в Брюсселе

Указанным соглашением учреждено партнерство между Россией, с одной стороны, и Европейским сообществом (а также Европейским объединением угля и стали, Европейским сообществом по атомной энергии) и их государствами-членами, с другой стороны. Целями этого партнерства являются:

- обеспечение соответствующих рамок для политического диалога между сторонами, способствующего развитию тесных отношений между ними в этой области;

- содействие торговле, инвестициям и гармоничным экономическим отношениям между сторонами, базирующимся на принципах рыночной экономики и, таким образом, поощрение устойчивого развития сторон;

- укрепление политических и экономических свобод;

- поддержка усилий России по укреплению ее демократии, развитию ее экономики и завершению перехода к рыночной экономике;

- обеспечение основы для экономического, социального, финансового и культурного сотрудничества, базирующегося на принципах взаимной выгоды, взаимной ответственности и взаимной поддержки;

- поощрение деятельности, представляющей взаимный интерес;

- обеспечение соответствующих рамок для постепенной интеграции между Россией и более широкой зоной сотрудничества в Европе;

- создание необходимых условий для учреждения в будущем зоны свободной торговли между Россией и Сообществом, охватывающей в основном всю торговлю между ними, а также условий для реализации свободы учреждения компаний, трансграничной торговли услугами и движения капитала.

Протокол временно применяется по истечении 15 дней с даты его подписания.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы