Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18. Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
Минздрав России уполномочен утверждать перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому
Кроме того, Минздрав России уполномочен утверждать требования к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок, наборов, комплектов для оказания паллиативной медицинской помощи.
Обновлена процедура установления ПФ РФ страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
Административным регламентом определены, в частности:
круг заявителей в рамках соответствующей государственной услуги;
требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги;
результат предоставления государственной услуги (в том числе, назначение пенсии, отказ в ее назначении, перевод с одной пенсии на другую либо отказ в таком переводе, перерасчет размера пенсии);
срок предоставления государственной услуги;
состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур;
формы контроля за предоставлением государственной услуги.
В приложениях приведены формы необходимых документов (в том числе заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую), заявления о перерасчете размера пенсии и др.), блок-схема оказания государственной услуги.
Признан утратившим силу Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 157н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению".
"Разъяснение N 2 "Вертикальные" соглашения, в том числе дилерские соглашения" (утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 N 3)
ФАС России приведены разъяснения по вопросам соответствия "вертикальных" соглашений законодательству о защите конкуренции
В частности, разъяснено, что соглашение между производителем товаров и покупателем, имеющим намерение осуществлять перепродажу товаров (дистрибьютором), следует относить к "вертикальным", например, в том случае, если стороны такого соглашения реализуют товары в одних и тех же границах товарного рынка (товарных рынков), при условии, что на этом товарном рынке дистрибьютор осуществляет реализацию товаров, которые им приобретены у данного производителя, и не осуществляет производство взаимозаменяемых товаров, а также в случаях реализации дистрибьютором взаимозаменяемых товаров, производимых разными производителями.
Включение в "вертикальное" соглашение, достигнутое между хозяйствующими субъектами, например, условия о минимальных либо фиксированных для реализации соответствующего товара ценах может рассматриваться ФАС России в качестве нарушения Федерального закона "О защите конкуренции", при условии, что доля хотя бы одного из хозяйствующих субъектов, участвующих в соглашении на товарном рынке товара, являющегося предметом данного соглашения, превышает двадцать процентов.
В качестве допустимых "вертикальных" соглашений могут быть признаны дилерские соглашения между автопроизводителями/автодистрибьюторами и официальными дилерами, отвечающие всем положениям Кодекса поведения, регулирующего отдельные аспекты взаимоотношений между автопроизводителями/автодистрибьюторами, официальными дилерами и независимыми сервисными станциями в автомобильном секторе, разработанного Комитетом автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса и согласованного с ФАС России.
Согласно преамбуле Кодекса поведения, участники Комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса, заявившие о присоединении к данному Кодексу поведения, обязуются придерживаться принципов надлежащего ведения бизнеса, установленных в нем.
Так, например, в соответствии с пунктом 7 Кодекса поведения участникам не следует устанавливать для официальных дилеров фиксированные цены перепродажи на реализуемую автомобильную продукцию, а также стоимость нормо-часа при выполнении негарантийного ремонта. Исключением являются лишь случаи установления максимальных цен перепродажи.
"Разъяснение N 3 "Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах" (утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 N 3)
ФАС России определены особенности выявления и доказывания недопустимых соглашений и согласованных действий на товарных рынках
В частности, при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства.
Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения (непосредственно соглашения, договоры в письменной форме, протоколы совещаний (собраний), переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде).
На практике к косвенным доказательствам обычно относятся в том числе:
отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности - получению прибыли;
оформление сертификатов электронных цифровых подписей на одно и то же физическое лицо;
формирование документов для участия в торгах разных хозяйствующих субъектов одним и тем же лицом;
наличие взаиморасчетов между участниками соглашения, свидетельствующее о наличии взаимной заинтересованности в результате реализации соглашения и др.
В качестве доказательств могут использоваться документы и материалы, полученные с соблюдением требований к порядку и оформлению их получения.
Одним из этапов доказывания нарушения антимонопольного законодательства является анализ состояния конкуренции на товарном рынке. Результаты проведенного анализа также являются доказательствами по делу.
Также одним из способов получения доказательств является проведение проверок антимонопольным органом. В рамках проведения проверки может проводиться осмотр территории, помещений (за исключением жилища проверяемого лица), документов и предметов проверяемого лица. Должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию.
"Разъяснение N 4 "Соглашения в инновационных и высокотехнологичных сферах деятельности" (утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 N 3)
ФАС России разъяснены особенности применения антимонопольного законодательства к соглашениям хозяйствующих субъектов в инновационных и высокотехнологичных сферах деятельности
В частности, Федеральный закон "О защите конкуренции" устанавливает безусловный запрет заключения соглашений хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Вместе с тем данным Законом определены исключения, в соответствии с которыми действия (бездействие), соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов могут быть признаны допустимыми.
Для признания действий (соглашений, сделок) допустимыми необходимо наличие ряда условий. Например, действия (соглашения, сделки) не должны создавать возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке и накладывать на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (соглашений).
Хозяйствующие субъекты могут рассчитывать на признание их действий (соглашений) допустимыми при обязательном установлении указанных условий и достижении (возможности достижения) результатов в совокупности. Таким образом, соглашения хозяйствующих субъектов в инновационных или высокотехнологичных сферах деятельности могут быть признаны антимонопольным органом допустимыми согласно указанным исключениям.
Допускаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на товарном рынке товара, являющегося предметом "вертикального" соглашения, не превышает двадцать процентов. Доли сторон такого соглашения определяются в отношении товара, являющегося предметом "вертикального" соглашения, на каждом из рынков, на которых осуществляется реализация, приобретение и перепродажа такого товара сторонами данного соглашения.
Отдельные исключения в отношении соглашений между хозяйствующими субъектами утверждены постановлениями Правительства РФ.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения госконтракта только в случае, если в нем предусмотрена такая возможность
ФАС России и Минэкономразвития России полагают целесообразным включать в проект контракта перечень случаев такого отказа от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в частности:
отказ поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему;
невыполнение поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара;
неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товаров и др.
За нарушение условий исполнения контракта, в том числе просрочки обязательств, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, заказчик обязан предусмотреть взыскание с поставщика (подрядчика, исполнителя) неустойки (штрафов, пеней).
В случае одностороннего отказа от исполнения контракта заказчик обязан соблюсти последовательность и сроки совершения необходимых действий, а именно, надлежащим образом уведомить поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта и разместить решение об отказе в единой информационной системе в сфере закупок.
Проект Федерального закона "О ветеринарии"
Минсельхозом России подготовлен новый закон о ветеринарии
Предлагаемый проект направлен на замену ныне действующего Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии".
В проекте содержатся, в частности:
нормы о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в области ветеринарии;
общие положения об обеспечении ветеринарной безопасности;
положения об учете и информационном обеспечении ветеринарной деятельности;
положения о ветеринарно-санитарной экспертизе и лабораторных исследованиях в сфере ветеринарии;
положения о государственном ветеринарном контроле и надзоре;
нормы об осуществлении мероприятий по охране территории РФ от заноса заразных болезней животных и обеспечении ветеринарной безопасности при ввозе подконтрольных товаров.
Предполагается, что до 1 января 2018 года будет установлен переходный период, в течение которого:
принятые до вступления в силу настоящего Федерального закона ветеринарные правила, устанавливающие обязательные требования по обеспечению ветеринарной безопасности, будут применяться в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону;
ветеринарную экспертизу, ветеринарно-санитарную экспертизу и ветеринарную сертификацию наряду с ветеринарными экспертами смогут осуществлять ветеринарные специалисты организаций, осуществляющих деятельность в сфере ветеринарии и находящихся в ведении указанных в законе органов государственной власти;
оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары, на которые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона ветеринарные сопроводительные документы не оформлялись, не будет производиться или будет производиться в электронной форме по желанию собственника этих подконтрольных товаров.
В случае принятия закона с 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов будет производиться в электронной форме.
<Информация> Роструда
"Ответы на типовые вопросы"
Рострудом подготовлены ответы на наиболее распространенные вопросы, связанные с работой по трудоустройству
В связи со вступлением в силу с 1 января 2016 года положений Федерального закона от 05.05.2014 N 116-ФЗ, регулирующего деятельность по предоставлению труда работников (персонала), у граждан и юридических лиц возникают вопросы, связанные с его применением. Роструд дает ответы на некоторые из возникающих вопросов.
В частности, разъясняется, что следует понимать под стажем работы в области трудоустройства или содействия занятости в РФ для целей аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала), каков порядок учета стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в РФ для целей такой аккредитации.
Кроме того, отмечается, что обязательства по договорам возмездного оказания услуг по предоставлению персонала, заключенным до 1 января 2016 года, должны исполняться в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Налогоплательщики УСН обязаны вести раздельный учет доходов и дохода по виду предпринимательской деятельности, по которому уплачивается торговый сбор
Это связано с тем, что налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы":
в случае осуществления нескольких видов деятельности вправе уменьшить на сумму торгового сбора сумму налога, исчисленного только по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор;
вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по доходам от осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли и зачисляемого в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование, в котором установлен торговый сбор, на общую сумму торговых сборов, уплаченных по каждому из объектов обложения сбором.
Раздел 1 расчета по форме 6-НДФЛ заполняется ежеквартально нарастающим итогом, раздел 2 - за последние три месяца отчетного периода
ФНС России разъяснила некоторые вопросы, касающиеся заполнения и представления формы расчета 6-НДФЛ.
Сообщено, в частности:
налоговые агенты, начиная с отчетного периода первого квартала 2016 года, обязаны ежеквартально представлять в налоговые органы по месту своего учета расчет по форме 6-НДФЛ;
расчет представляется по форме, форматам и в порядке, утвержденным приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@;
организации - крупнейшие налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, заполняют расчет отдельно по каждому обособленному подразделению и представляют его, в том числе в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, либо в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета по соответствующему обособленному подразделению.
В письме содержатся также разъяснения порядка заполнения разделов и отдельных строк расчета с приведением конкретных примеров.
Население России, российская экономика, а также финансовая индустрия рассматриваются Банком России в качестве приоритетных целей развития российского финансового рынка на период 2016 - 2018 годов
На сайте Банка России http://www.cbr.ru/Press/?PrtId=event&id=186&PrintVersion=Y сообщается, что Банк России направил Президенту РФ и в Правительство РФ проект "Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016 - 2018 годов". Документ был одобрен Советом директоров Банка России 19 февраля 2016 года.
Банк России в качестве единого регулятора финансового рынка впервые разработал документ, обладающий кросс-секторальным характером и содержащий описание запланированных действий Банка России по развитию всех секторов финансового рынка на среднесрочный период. Для этого были определены основные стороны, заинтересованные в развитии российского финансового рынка:
население РФ, которому должен быть доступен широкий ассортимент понятных финансовых продуктов и услуг, использование которых будет способствовать повышению уровня и качества жизни;
российская экономика, росту которой будет способствовать развитый финансовый рынок, удовлетворяющий потребности в капитале и позволяющий эффективно перераспределять финансовые ресурсы и управлять рисками;
финансовая индустрия как полноценная отрасль российской экономики, способная расти выше среднеотраслевых показателей, формируя привлекательную отдачу на капитал и способствуя диверсификации экономики России.
Для достижения указанных целей Банк России определил мероприятия, реализацию которых необходимо осуществить в среднесрочном периоде (в течение 2016 - 2018 годов) и частично в долгосрочной перспективе. Эти мероприятия сгруппированы по следующим основным направлениям развития финансового рынка:
обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг и повышение финансовой грамотности населения РФ;
повышение доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства;
дестимулирование недобросовестного поведения на финансовом рынке;
повышение привлекательности для инвесторов долевого финансирования публичных компаний за счет улучшения корпоративного управления;
развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования;
совершенствование регулирования финансового рынка, в том числе применение пропорционального регулирования, оптимизация регуляторной нагрузки на участников финансового рынка;
повышение квалификации лиц, профессиональная деятельность которых связана с финансовым рынком;
стимулирование применения механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке;
международное взаимодействие в области выработки и внедрения правил регулирования глобального финансового рынка;
совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка.
Планируется, что после одобрения Правительством РФ доработанный документ будет представлен в Государственную Думу.
Банком России планируется детализировать перечень совершаемых банками операций с наличной иностранной валютой и чеками
Проект Банка России разработан в целях совершенствования учета операций физических лиц (резидентов и нерезидентов) по переводу денежных средств в иностранной валюте без открытия банковских счетов на территории РФ.
Проект содержит более подробный перечень таких операций с присвоением им кодов.
Соответствующие переводы подлежат отражению в реестре операций с наличной валютой и чеками в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией Банка России от 16.09.2010 N 136-И.
Актуализирован порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства
Отдельные положения "Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" (РД-11-02-2006) приведены в соответствие с действующей редакцией Градостроительного кодекса РФ, Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468.
Также уточнен порядок оформления исполнительной документации представителями заказчика и лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля. Исполнительная документация, оформляемая при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте, дополнена указаниями на реквизиты свидетельств о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Минприроды России подготовлены требования к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению некоторых групп однородных отходов I - V классов опасности
Предусматривается установить требования для следующих видов отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, формируемый Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792:
- отходы бумаги и изделий из бумаги, утративших потребительские свойства;
- отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей, отходы электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей;
- отходы продукции из пластмасс;
- отходы шин, покрышек, камер автомобильных.
Предполагается, что приказ вступит в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования.
За использование электронного сервиса "Личный кабинет кадастрового инженера" будет взиматься плата в размере 2500 рублей за 100 оказанных услуг
При этом количеством оказанных услуг является количество направленных на предварительную проверку межевых и технических планов, карт-планов территории, актов обследования, а также количество помещенных на временное хранение таких документов.
Соответствующее положение установлено новыми утвержденными Минэкономразвития России правилами взимания платы за использование сервиса взаимодействия кадастрового инженера с органом кадастрового учета и регистрации прав, в электронной форме через портал госуслуг (gosuslugi.ru) или сайт органа регистрации прав с использованием Единой системы идентификации и аутентификации, обеспечивающего предоставление следующих услуг:
- предварительную автоматизированную проверку межевого и технического планов;
- предварительную автоматизированную проверку карт-планов территории, актов обследования;
- временное хранение указанных документов в электронном хранилище.
Приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.
Утвержден гигиенический норматив "Ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ) O-изобутил-бета-n-диэтиламиноэтилтиолового эфира метилфосфоновой кислоты (вещества типа Vx) в атмосферном воздухе населенных мест и в зонах защитных мероприятий объектов по хранению и уничтожению химического оружия"
Норматив предназначен для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с контролем качества окружающей среды, профилактикой неблагоприятного воздействия на здоровье работающих и населения, проектированием производственных зданий, технологических процессов, оборудования и вентиляции, расчетом площадей зон защитных мероприятий в районах размещения объектов по хранению и уничтожению химического оружия, а также для органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Признаны утратившими силу Постановления Главного государственного санитарного врача РФ:
- от 05.06.2003 N 121 "О введении в действие ГН 2.1.6.1372-03 "Гигиенические нормативы ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест и зонах защитных мероприятий объектов хранения и уничтожения химического оружия";
- от 03.09.2010 N 117 "Об утверждении ГН 2.1.6.2737-10 "Изменение N 1 в ГН 2.1.6.1372-03 "Гигиенические нормативы ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест и зонах защитных мероприятий объектов хранения и уничтожения химического оружия".
Приказ Минспорта России от 25.12.2015 N 1248
"Об утверждении рекомендаций для работодателей по организации, подготовке и выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) для лиц, осуществляющих трудовую деятельность"
Минспортом России подготовлены рекомендации работодателям по организации подготовки работников к выполнению нормативов комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)
В частности, рекомендуется выполнить следующие мероприятия:
- включение в планы работы организации, положения, графики и регламенты о проведении корпоративных спартакиад, фестивалей, праздников, иных мероприятий, мер, направленных на подготовку, включая самостоятельную подготовку, работников к выполнению ГТО;
- закрепление в локальных нормативных актах организации мероприятий, направленных на подготовку и выполнение нормативов ГТО, организацию недельной двигательной активности работников;
- установление мер материального и нематериального поощрения работников (стимулирующие выплаты, премии, награждение благодарственными письмами, почетными грамотами, предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска для участия в мероприятиях комплекса ГТО и др.) за деятельность, связанную с подготовкой работников и членов их семей к выполнению ГТО, а также личное участие в тестировании физической подготовленности в центрах тестирования ГТО;
- разработка и утверждение порядка компенсации работникам оплаты занятий в спортивных клубах на основании Приказа Минтруда России от 16.06.2014 N 375н;
- использование возможностей отнесения затрат на организацию и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий по внедрению ГТО в состав прочих расходов с целью уменьшения налоговой базы;
- организация получения работниками медицинского заключения о допуске к занятиям физической культурой, массовым спортом и выполнению ГТО в ведомственных амбулаторно-поликлинических учреждениях с учетом результатов медицинских осмотров.