Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18. Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2016 N 5-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина Республики Молдова М. Цуркана"
Правовое регулирование административной ответственности за нарушение отдельными категориями иностранных граждан режима проживания в РФ нуждается в корректировке
Конституционный Суд РФ признал положение части 3 статьи 18.8 КоАП РФ, предусматривающее административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан, имеющих вид на жительство в России и зарегистрированных по месту проживания в Москве и Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградской областях, за неисполнение требования о ежегодном уведомлении территориальных органов ФМС России о подтверждении своего проживания в России, не соответствующим Конституции РФ, в той мере, в какой это положение не допускает возможность отказа от назначения административного наказания в случае однократного нарушения указанного требования, если суд, учитывая определенные обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение, влекущее пятилетнее ограничение права на въезд в РФ, является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания (такими обстоятельствами являются длительность проживания иностранного гражданина в РФ, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем в России, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство и др.).
Федеральному законодателю предписано внести в правовое регулирование административной ответственности за нарушение режима проживания в РФ иностранными гражданами, имеющими вид на жительство и зарегистрированными по месту проживания в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, изменения, вытекающие из Постановления.
Российским предприятиям авиационного приборостроения будут предоставляться субсидии на компенсацию затрат на реализацию проектов по выходу на мировой рынок в качестве поставщиков компонентов 2 - 4 уровней
Под затратами понимаются расходы организаций, связанные с прохождением процедур сертификации, установленных правилами, утвержденными авиационными администрациями Европейского союза и Соединенных Штатов Америки, за исключением расходов капитального характера;
Под компонентами понимаются пилотажно-навигационные комплексы, системы и комплексы индикации, наблюдения и связи, общесистемное оборудование, комплексы интегрированной модульной авионики (совокупность всех электронных систем и программного обеспечения, разработанных для использования в авиации).
Предоставление субсидии осуществляется по факту понесенных организацией до даты заключения договора (дополнительного соглашения к договору) затрат. Авансирование субсидируемых затрат не предусматривается. Размер субсидии определяется из расчета 50 процентов суммы затрат организации на сертификацию (валидацию) разработчиков и производителей бортового приборного оборудования, а также компонентов приборного оборудования в соответствии с международными требованиями.
Для получения субсидии организация представляет в Минпромторг России ежегодно, не позднее 30 июня, в частности, следующие документы:
- заверенные руководителем организации копии платежных документов, которые подтверждают факт понесенных затрат организации;
- документы, подтверждающие факт оказания услуг по сертификации (валидации) в Европейском агентстве по авиационной безопасности (EASA) или Федеральном управлении гражданской авиации (FAA);
- расчет размера субсидии по форме, приведенной в приложении;
- нотариально заверенная копия сертификата (иного документа) Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) или Федерального управления гражданской авиации (FAA), подтверждающего соответствие разработчиков и производителей бортового приборного оборудования, а также компонентов приборного оборудования международным требованиям.
Российским предприятиям авиационного агрегатостроения будут предоставляться субсидии на компенсацию затрат на реализацию проектов по выходу на мировой рынок в качестве поставщиков компонентов и агрегатов 2 - 4 уровней
Под затратами понимаются расходы организаций, связанные с прохождением процедур сертификации, установленных правилами, утвержденными авиационными администрациями Европейского союза и Соединенных Штатов Америки, кроме расходов капитального характера.
Под компонентами и агрегатами понимаются взлетно-посадочные устройства, системы электроснабжения, системы безопасности и жизнеобеспечения, вспомогательные силовые установки, гидравлическая и топливная системы, агрегаты управления, исполнительные механизмы.
Предоставление субсидии осуществляется по факту понесенных организацией до даты заключения договора (дополнительного соглашения к договору) затрат. Авансирование субсидируемых затрат не предусматривается. Размер субсидии определяется из расчета 50 процентов суммы затрат организации на сертификацию (валидацию) разработчиков и производителей авиационных систем и агрегатов, а также компонентов и агрегатов в соответствии с международными требованиями.
В целях заключения договора о предоставлении субсидии организация представляет в Минпромторг России:
- заявление, составленное в произвольной форме и подписанное руководителем организации;
- справку, подписанную руководителем и главным бухгалтером организации, подтверждающую, что организация не получает из бюджетной системы РФ иных средств на возмещение части затрат на сертификацию (валидацию) разработчиков и производителей авиационных систем и агрегатов, а также компонентов и агрегатов в соответствии с международными требованиями;
- заверенные копии договоров на оказание услуг по сертификации (валидации) в Европейском агентстве по авиационной безопасности (EASA) или Федеральном управлении гражданской авиации (FAA) или аналогичные документы;
- копию бизнес-плана проекта по выходу на мировой рынок в качестве поставщиков компонентов и агрегатов 2 - 4 уровней, содержащего обоснования востребованности указанной продукции на мировом рынке и целесообразности осуществления затрат в рамках такого проекта, а также достижения организацией определенного объема продаж на мировом рынке.
Законопроект об ограничении деятельности коллекторских агентств внесен в Госдуму
В связи с отсутствием в действующем законодательстве законодательных механизмов, направленных на предупреждение совершения взыскателями действий, нарушающих права должников - физических лиц, предлагается издание отдельного федерального закона, регламентирующего действия по возврату долгов, осуществляемые кредиторами и другими лицами, а также регулирующего деятельность юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату долгов на постоянной основе.
Законопроектом определяются, в том числе, общие правила совершения действий, направленных на возврат долгов, способы взаимодействия с должником, ограничения использования отдельных способов взаимодействия с должником (в частности, не допускаются направленные на возврат долгов действия кредитора или лица, действующего от его имени или в его интересах, связанные в том числе с применением к должнику физической силы либо угрозой, уничтожением или повреждением имущества либо угрозой такого уничтожения или повреждения, оказанием психологического давления на должника).
По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени или в его интересах, не допускается направленное на возврат долга взаимодействие с должником (непосредственное взаимодействие) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по месту жительства должника, известному кредитору или лицу, действующему от его имени или в его интересах, частое взаимодействие посредством личных встреч (более одного раза в неделю), при взаимодействии посредством телефонных переговоров (более одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц).
В начале каждого случая непосредственного взаимодействия по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени или в его интересах, должнику должны быть сообщены ФИО физического лица, осуществляющего такое взаимодействие, ФИО или наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени или в его интересах. Должник вправе направить через нотариуса кредитору или лицу, действующему от его имени или в его интересах, заявление с указанием на осуществление взаимодействия только через указанного должником представителя или на отказ от взаимодействия.
Устанавливается, что юрлицо приобретает права и обязанности лица, осуществляющего деятельность по возврату долгов в качестве основного вида деятельности со дня внесения сведений о нем в государственный реестр юрлиц, осуществляющих деятельность по возврату долгов в качестве основного вида деятельности, и утрачивает такие права и обязанности со дня исключения сведений о нем из реестра.
Определяются требования к юрлицу (в том числе регистрация в форме хозяйственного общества, размер чистых активов - не менее 10 млн. рублей, отсутствие решения о ликвидации или о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и др.), к работникам такого юрлица.
Устанавливается порядок осуществления контроля за деятельностью таких юрлиц, а также основания для проведения внеплановых проверок их деятельности, порядок выдачи предписаний об устранении нарушений.
За нарушение требований законодательства о защите прав физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов предлагается установить административную ответственность
В связи с разработкой проекта Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов" предусматривается внесение изменений, в том числе, в Федеральные законы "О персональных данных", "О кредитных историях", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "О потребительском кредите (займе)", а также в КоАП РФ.
В частности, предлагается установить административную ответственность, в том числе за:
совершение кредитором или лицом, действующим от его имени или в его интересах (за исключением кредитных организаций), действий, направленных на возврат долгов, нарушающих законодательство о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов (штраф для граждан от 5 тысяч до 50 тысяч рублей, для должностных лиц - от 10 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификация от 6 месяцев до 1 года, штраф для юрлиц - от 20 тысяч до 200 тысяч рублей);
аналогичное нарушение, совершенное юрлицом, включенным в государственный реестр юрлиц, осуществляющих деятельность по возврату долгов в качестве основного вида деятельности (штраф для должностных лиц - от 20 тысяч до 200 тысяч рублей или дисквалификация от 6 месяцев до 1 года, штраф для юрлиц - от 50 тысяч до 500 тысяч рублей или администравное приостановление деятельности до 90 суток);
незаконное осуществление лицом, не включенным в реестр, действий, которые могут осуществляться только включенным в реестр юрлицом (штраф для граждан от 50 тысяч до 500 тысяч рублей, для должностных лиц - от 100 тысяч до 1 миллиона рублей или дисквалификация от 6 месяцев до 1 года, штраф для юрлиц - от 200 тысяч до 2 миллионов рублей).
Утверждены федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2016 - 2018 годы
В частности, федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади в месяц установлен на 2015 год в размере 126 рублей, на 2017 год - 132 рубля, на 2018 год - 137 рублей. Кроме того, установлены федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам РФ на 2016 - 2018 годы.
Федеральные стандарты устанавливаются в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Федеральные стандарты, утвержденные настоящим Постановлением, подлежат применению к отношениям, возникшим с 1 января 2016 года.
Приказ Минтруда России от 02.11.2015 N 835н
"Об утверждении Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ"
Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 N 41009.
Минтрудом России утверждены правила охраны труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах, а также при проведении лесохозяйственных работ
Правила обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами при организации и осуществлении ими указанных работ. Ответственность за выполнение правил возлагается на работодателя.
Правилами установлены требования охраны труда, предъявляемые:
- к организации проведения работ (производственных процессов);
- к производственным помещениям и организации рабочих мест;
- к осуществлению производственных процессов и эксплуатации оборудования.
К выполнению указанных работ допускаются работники, прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Работники, выполняющие работы, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, должны проходить повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца, а также не реже одного раза в двенадцать месяцев - проверку знаний требований охраны труда. К выполнению работ с вредными или опасными условиями труда допускаются работники, прошедшие обязательные предварительные медицинские осмотры.
Государственный надзор за выполнением данных правил осуществляют должностные лица Роструда и его территориальных органов.
Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.
<Информация> Банка России
Условия и форматы представления страховщиками годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и отчетности в порядке надзора за 2015 год в виде электронных документов
Определен порядок представления страховщиками в Банк России годовой бухгалтерской отчетности и отчетности в порядке надзора за 2015 год
Предусмотрено несколько способов подачи такой отчетности:
- в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью и направляемых через личный кабинет субъектов страхового дела, ссылка на который размещена на сайте Банка России;
- в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью и направляемых по электронной почте на адрес ssd_reports@mail.cbr.ru;
- на бумажном носителе (ксерокопии не принимаются) и в виде электронных документов, направляемых по электронной почте на адрес ssd_reports@mail.cbr.ru.
Страховщик самостоятельно выбирает способ представления отчетности. Использование нескольких способов не рекомендуется.
Страховщики представляют отчетность в виде набора файлов, упакованного в один архив формата ZIP. Документом регламентрованы состав и форматы предоставляемых файлов.
<Информация> Банка России
Контрольные соотношения показателей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и отчетности в порядке надзора за 2015 год
Страховщикам необходимо обеспечить соблюдение доведенных Банком России контрольных соотношений показателей годовой отчетности и отчетности в порядке надзора за 2015 год
Соблюдение контрольных соотношений призвано обеспечить правильность составления отчетности.
Установлено также, что показатели каждой строки и каждой графы всех форм отчетности должны быть больше или равны нулю. В противном случае соответствующее разъяснение должно содержаться в пояснениях. Показатель, имеющий отрицательное значение, отражается в круглых скобках.
В секции attributes в обязательном порядке заполняются все предусмотренные реквизиты (кроме краткого наименования страховщика).
Утверждены правила профилактики инфекций, передающихся иксодовыми клещами
К инфекциям, передающимся иксодовыми клещами, относятся клещевой вирусный энцефалит (КВЭ), Крымская геморрагическая лихорадка (КГЛ), иксодовые клещевые боррелиозы (ИКБ), туляремия, клещевые риккетсиозы (КР), в частности, североазиатский клещевой риккетсиоз (сибирский клещевой тиф) и другие риккетсиозы группы клещевой пятнистой лихорадки (КПЛ), гранулоцитарный анаплазмоз человека (ГАЧ), моноцитарный эрлихиоз человека (МЭЧ), лихорадка Ку и другие инфекции.
В комплекс профилактических мероприятий против инфекций, передающихся иксодовыми клещами, входят:
- специфическая профилактика (вакцинопрофилактика КВЭ, туляремии или экстренная профилактика иммуноглобулином КВЭ);
- экстренная антибиотикопрофилактика - профилактический прием антибиотиков в инкубационном периоде в дозах и курсами значительно меньшими, чем при уже развившихся клинических проявлениях;
- неспецифическая профилактика - противоклещевые мероприятия в природных очагах, меры индивидуальной противоклещевой защиты, гигиеническое воспитание населения.
Положения Правил касаются в том числе выявления больных инфекциями, передающимися иксодовыми клещами, и лиц с подозрением на эти заболевания; лабораторной диагностики данных инфекций, а также регистрации, учета и статистического наблюдения случаев заболевания такими инфекциями.
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.02.2016 N 4-П
"По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 11 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и статьи 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и гражданина Федеративной Республики Нигерия Х.Э. Увангуе"
Разрешение на временное проживание в течение срока, превышающего срок ранее выданной визы, не отменяя законность уже состоявшегося по визе въезда, во всяком случае изменяет (продлевает) обусловленное визой время законного нахождения в Российской Федерации
Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения части 2 статьи 18.1 КоАП РФ, статьи 11 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" и статьи 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" постольку, поскольку в целях защиты суверенитета Российской Федерации, государственной и общественной безопасности, здоровья населения они устанавливают режим пересечения Государственной границы РФ, в рамках которого при выезде иностранного гражданина из Российской Федерации осуществляется проверка наличия у него законных оснований въезда в Российскую Федерацию и пребывания в Российской Федерации, и предусматривают административную ответственность за его нарушение.
Одновременно признаны не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные положения части 2 статьи 18.1 КоАП РФ и статьи 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в той мере, в какой в силу неопределенности действующего нормативного регулирования эти положения позволяют привлекать к административной ответственности за нарушение правил пересечения Государственной границы РФ имеющего действующее разрешение на временное проживание в Российской Федерации иностранного гражданина - в случае, если он при выезде из Российской Федерации предъявил данное разрешение и визу, по которой осуществлял въезд в Российскую Федерацию и срок действия которой истек, подтверждающие законность его въезда в Российскую Федерацию и пребывания в Российской Федерации, - на одном лишь формальном основании отсутствия у него визы с неистекшим сроком действия, а также отказывать ему в связи с этим в пропуске через Государственную границу РФ на выезд.
По мнению Конституционного Суда РФ, федеральному законодателю надлежит внести надлежащие изменения в действующее нормативное регулирование порядка получения визы и разрешения на временное проживание в Российской Федерации иностранными гражданами.
"Методические рекомендации по организации проведения проверок в области гражданской обороны в отношении субъектов надзора"
(утв. МЧС России 10.01.2016 N 2-4-71-2-28)
МЧС России подготовлены рекомендации по организации проведения проверок в области гражданской обороны
Методическими рекомендациями определены, в частности:
- права и обязанности должностных лиц органов государственного надзора в области гражданской обороны;
- права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются проверки;
- сроки проведения проверок;
- общие требования к планированию и проведению проверок;
- особенности проведения плановых проверок с учетом рискориентированного подхода;
- особенности проведения внеплановых проверок;
- особенности проведения документарных проверок;
- особенности проведения выездных проверок;
- основные требования и мероприятия в области гражданской обороны, выполнение которых субъектами надзора подлежит проверке надзорными органами;
- оформление результатов проверок.
"Методические рекомендации по организации проведения проверок в области пожарной безопасности на объектах защиты"
(утв. МЧС России 10.01.2016 N 2-4-71-1-28)
МЧС России сформулированы рекомендации по организации проведения проверок в области пожарной безопасности на объектах защиты
В документе содержатся рекомендации, касающиеся, в частности:
- обязанностей должностных лиц органов государственного пожарного надзора;
- учета объектов надзора;
- составления плана проведения проверок и применения риск-ориентированного подхода;
- порядка организации проверки;
- сроков и порядка проведения плановых и внеплановых проверок, мер, принимаемых по результатам их проведения, составления акта проверки.
Кроме того, МЧС России проинформировал о некоторых изменениях законодательства, касающегося организации и проведения проверок в области пожарной безопасности.