Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18. Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
Постановление Правительства РФ от 13.02.2016 N 99
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Уточнены полномочия Россельхознадзора в области фитосанитарного надзора
Россельхознадзор уполномочен осуществлять государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) за производственной деятельностью в морских портах и на судах рыбопромыслового флота, а также выдавать реэкспортные фитосанитарные разрешения (сертификаты) и свидетельства на поднадзорные грузы при их перевозках.
В полномочия Россельхознадзора также включены, в частности:
- мониторинг карантинного фитосанитарного состояния территории РФ;
- формирование и ведение базы открытых данных карантинных фитосанитарных зон в электронной форме;
- контроль за посевом и посадкой подкарантинной продукции, ввезенной в РФ из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции;
- проведение анализа фитосанитарного риска;
- введение, изменение и отмена экстренных карантинных фитосанитарных мер;
- контроль на территории иностранных государств в местах производства (переработки), отгрузки подкарантинной продукции, ввозимой в РФ в целях ее использования для посевов и посадок, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами РФ;
- ведение федеральных государственных информационных систем выдачи и учета фитосанитарной документации, результатов лабораторных исследований в области карантина растений и лицензий на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию;
- включение в реестр подкарантинных объектов, на которых используются технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности;
- установление и упразднение карантинных фитосанитарных зон, введение и отмену карантинного фитосанитарного режима, организацию осуществления мероприятий по локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта.
Постановление Правительства РФ от 13.02.2016 N 100
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части распределения полномочий федеральных органов исполнительной власти по мобилизационной подготовке и мобилизации"
Уточнены полномочия Минобрнауки России, Росмолодежи и Рособрнадзора в области мобилизационной подготовки и мобилизации
Установлено, что Росмолодежь, Минобрнауки России и Рособрнадзор организуют и обеспечивают внутреннюю мобилизационную подготовку и мобилизацию, а кроме того, обеспечивают контроль и координацию деятельности находящихся в их ведении организаций по их мобилизационной подготовке и мобилизации.
<Письмо> Минэкономразвития России от 09.02.2016 N Д28и-221
<По вопросу о применении Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)>
Действующий функционал единой информационной системы в сфере закупок предусматривает кодирование закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с ОКПД2
При определении соответствующего кода ОКПД2 Минэкономразвития России рекомендует использовать соответствующие переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим, размещенные по адресу: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators/.
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.02.2016 N 3-П
"По делу о проверке конституционности положений части 9 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Е.В. Потоцкого"
Новый порядок исчисления срока исковой давности не должен лишать кредитора права на судебную защиту
Конституционный Суд РФ признал часть 9 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" не соответствующей Конституции РФ, в той мере, в какой на ее основании решается вопрос о применении к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 года (даты вступления в силу отдельных положений данного Закона), положения абзаца второго пункта 2 статьи 200 ГК РФ о том, что срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня возникновения обязательств, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования.
В силу указанной нормы Федерального закона установленные положениями ГК РФ (в редакции данного Закона) сроки исковой давности и правила их исчисления применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 года. При этом согласно абзацу второму пункта 2 статьи 200 ГК РФ по обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать 10 лет со дня возникновения обязательства.
В результате распространения действия нового порядка определения начала течения срока исковой давности по обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, на правоотношения, возникшие до принятия указанного Закона, кредитор, предъявивший к должнику через 2 месяца после опубликования данного Закона требования об исполнении существовавших между сторонами более 10 лет обязательств, не имеет возможности защитить в судебном порядке свои нарушенные права.
Федеральный законодатель вправе внести коррективы в переходные положения данного Закона, установив разумный срок, в течение которого исковая давность не считается истекшей и кредитор может рассчитывать на получение эффективной судебной защиты.
Минстроем России предлагаются изменения в порядок предоставления коммунальных услуг в части обращения с твердыми коммунальными отходами
Изменения вносятся в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, иные нормативные акты.
Проектом, в частности, устанавливаются:
- правила определения объемов твердых коммунальных отходов (путем измерения объема контейнеров, используемых для их накопления);
- перечень лиц, ответственных за содержание контейнеров, контейнерных площадок, и мест, прилегающих к месту погрузки ТКО;
- порядок и формулы расчета размера платы за услугу по обращению с ТКО.
Предполагается, что указанные изменения будут применяться со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 года.
Приказ Минтруда России от 21.01.2016 N 16н
"Об утверждении профессионального стандарта "Продавец оптики"
Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2016 N 41066.
Утвержден профессиональный стандарт для продавцов оптики
Согласно стандарту, основной целью деятельности данных специалистов является обеспечение населения качественными средствами коррекции зрения.
Стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами функции по продаже оптических средств коррекции зрения.
Установлены требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения своих функций.
Стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
Депутатами предложено усовершенствовать порядок оплаты отпуска работнику
В соответствии с действующей редакцией статьи 136 Трудового кодекса РФ оплата отпуска работнику производится не позднее чем за три дня до его начала.
Вместе с тем, вследствие ряда объективных и субъективных причин, многие работники подают заявления о предоставлении отпуска не по графику, а в наиболее удобное им время, часто за день или два до начала отпуска. В результате оплата за отпуск не по вине работодателя начисляется с нарушением установленного трехдневного срока. За несвоевременную выплату отпускных организация может быть привлечена к административной и материальной ответственности. В результате многие предприятия вынуждены отказывать в предоставлении отпуска работникам в указанную ими дату, если заявление подано позднее чем за три дня до даты отпуска.
В целях устранения возникшего пробела законопроектом, внесенным в Госдуму в порядке депутатской инициативы, предлагается дополнить статью 136 ТК РФ нормой, согласно которой в случае подачи работником заявления на отпуск менее чем за три дня до его начала, его оплата производится не позднее чем через три рабочих дня после поступления заявления работодателю.
Для кредитных кооперативов установлены числовые значения и порядок расчета финансовых нормативов
Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ изменены финансовые нормативы, которые обязан соблюдать кредитный потребительский кооператив.
Указание устанавливает формулы расчета финансовых нормативов (в том числе для кооперативов второго уровня), а также определяет их числовые значения с учетом применения дифференцированного подхода в зависимости от числа членов (пайщиков) кооператива.
Так, например, в числе таких нормативов - соотношение величины резервного фонда и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков) (ФН1).
Минимальное допустимое числовое значение норматива ФН1 установлено в пределах от 2 до 5 процентов в зависимости от числа пайщиков кооператива.
<Письмо> ФНС России от 30.12.2015 N ГД-4-14/23321@
<О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2015)>
ФНС России подготовлен очередной обзор судебной практики по делам, связанным с государственной регистрацией юридических лиц и ИП
В обзоре содержатся, в частности, следующие разъяснения:
поскольку при первом изменении учредительных документов наименование юридического лица не приведено заявителем в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ), в которых положения об открытых акционерных обществах отсутствуют, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что представленные в регистрирующий орган документы не могли рассматриваться как надлежащим образом оформленные и содержащие достоверные сведения;
поскольку срок исполнения действий по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица на основании определения суда о завершении конкурсного производства наступил, а производство по апелляционной жалобе заявителя возбуждено не было, суды признали законными действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ соответствующей записи;
ограничения на государственную регистрацию гражданина в качестве индивидуального предпринимателя до истечения года со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, к главе крестьянского (фермерского) хозяйства, признанного банкротом, не применяются;
поскольку заявление физического лица (бывшего руководителя общества) не отвечало требованиям пункта 1.3 статьи 9, пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), не содержало информацию, предусмотренную формой заявления N Р14001, у инспекции не имелось оснований для его рассмотрения в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ, и вынесения по нему решения об исключении из ЕГРЮЛ сведений о нем как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
<Письмо> ФНС России от 03.02.2016 N БС-4-11/1584@
<По вопросу заполнения представления сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ>
Разъяснены особенности заполнения и представления сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ
Сообщается, в частности, что с целью обеспечения полноты формирования и достоверности данных, содержащихся в информационном ресурсе "Сведения о физических лицах", а также исключения приема от налогового агента Справок с заведомо недостоверными данными ФНС России установила дополнительные правила форматно-логического контроля за содержанием реквизитов в отношении физического лица - получателя доходов, в том числе проверку на наличие обязательности заполнения поля "ИНН в Российской Федерации" при реквизите "Гражданство (код страны)" равном "643".
Результатом данного контроля является формирование "Протокола приема сведений о доходах физических лиц" с типом сообщения налоговому агенту вида "Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России". При этом сведения о доходах физических лиц (при отсутствии иных нарушений форматно-логического контроля) считаются прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему.
Указание Банка России от 11.12.2015 N 3892-У
"О внесении изменений в Указание Банка России от 19 февраля 2015 года N 3572-У "О порядке направления запросов в Центральный каталог кредитных историй и получения из него информации о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории, через бюро кредитных историй"
Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 N 41022.
Внесены уточнения в порядок направления и получения информации из Центрального каталога кредитных историй
В частности, установлено, что идентификация личности финансового управляющего осуществляется на основе паспорта гражданина РФ или при его отсутствии - иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ, и судебного акта об утверждении финансового управляющего в деле о несостоятельности (банкротстве) запрашиваемого субъекта кредитной истории - физического лица. В случае если с запросом обратился представитель финансового управляющего, помимо проверки указанных документов проверяется наличие у представителя оформленного в соответствии с законодательством РФ документа, подтверждающего наличие соответствующих полномочий, и сверяются данные, указанные в этих документах.
Запрос финансового управляющего (ответ ЦККИ на такой запрос) направляется в порядке, аналогичном для субъектов кредитных историй - физических лиц.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Указание Банка России от 11.12.2015 N 3893-У
"О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй посредством обращения в кредитную организацию"
Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 N 41021.
Установлен порядок направления субъектом кредитной истории, пользователем кредитной истории и финансовым управляющим запросов в Центральный каталог кредитных историй
Субъект кредитной истории вправе получить информацию о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории, либо об отсутствии такой информации, обратившись с соответствующим запросом в письменной форме в любую кредитную организацию (головной офис, филиал или дополнительный офис кредитной организации).
В Указании приводится, в частности, порядок идентификации субъекта (пользователя) кредитной истории и финансового управляющего, порядок представления согласия субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета, порядок направления запроса в ЦККИ и получения ответа, сроки информирования субъекта (пользователя) кредитной истории и финансового управляющего о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России". Со дня вступления настоящего Указания в силу признается утратившим силу Указание Банка России от 31 августа 2005 года N 1612, регламентирующее порядок направления запросов в ЦККИ, с внесенными в него изменениями.
Федеральный стандарт актуарной деятельности
"Актуарное оценивание деятельности страховщика. Страховые резервы по договорам страхования иного, чем страхование жизни"
(утв. Советом по актуарной деятельности от 28.09.2015, протокол N САДП-6)
Банком России согласован Федеральный стандарт актуарной деятельности "Актуарное оценивание деятельности страховщика. Страховые резервы по договорам страхования иного, чем страхование жизни"
Настоящий федеральный стандарт устанавливает требования к порядку проведения актуарных расчетов величины страховых резервов и проверке их адекватности обязательствам по договорам страхования иного, чем страхование жизни.
Указанный федеральный стандарт должен применяться в каждом из следующих случаев:
- при проведении актуарием обязательного актуарного оценивания деятельности страховщика в части оценки страховых обязательств по договорам страхования и (или) перестрахования иного, чем страхование жизни;
- если основная задача, поставленная актуарию, состоит в подготовке вывода о фактическом объеме совокупных страховых обязательств организации, деятельность которой являлась объектом актуарного оценивания;
- указание на необходимость применения настоящего федерального стандарта содержится в задаче, поставленной актуарию.
Актуарию следует руководствоваться применимыми положениями настоящего федерального стандарта при решении иных задач, связанных с актуарной оценкой страховых обязательств по договорам страхования, иного чем страхование жизни.
Настоящий федеральный стандарт вступает в силу по истечении десяти дней с даты его опубликования в "Вестнике Банка России".
Постановление Правительства РФ от 15.02.2016 N 102
"О порядке отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных"
Обновлены критерии и порядок отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных
Установлено, что субъекты добычи драгоценных металлов и драгоценных камней отбирают и предлагают для приобретения в приоритетном порядке ФКУ "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации" самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, отвечающие критериям, установленным Постановлением.
Сформулировано, какие самородки драгоценных металлов и драгоценные камни могут быть отнесены к категории уникальных. Решение об отнесении самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных принимается Экспертной комиссией Минфина России по уникальным ювелирным изделиям, уникальным самородкам драгоценных металлов и уникальным драгоценным камням в течение 10 рабочих дней с даты приобретения. Устанавливаются критерии, на основании которых принимается указанное решение.
Кроме того, указано, что при осуществлении Экспертной комиссией Минфина России аттестации (установлении классификационных характеристик) самородков драгоценных металлов и драгоценных камней, имеющих историческую, научную и культурную ценность, могут привлекаться представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1068, которым были утверждены ранее действовавшие критерии и порядок отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных, а также вносившее в него изменения Постановление Правительства РФ от 19.07.2010 N 535, признаны утратившими силу.
Самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, отнесенные к категории уникальных до вступления в силу настоящего Постановления, сохраняют эту категорию независимо от критериев, установленных настоящим Постановлением.
Технический регламент на масложировую продукцию (TP ТС 024/2011) предлагается дополнить положениями, регламентирующими порядок перевозки пищевой масложировой продукции наливом
Проектом, в частности, устанавливается, что:
кокосовое, пальмовое, пальмоядровое масла и их фракции, вводимые в состав пищевой продукции, после их транспортирования наливом подлежат дополнительной очистке (рафинации и/или дезодорации) с целью удаления остаточных количеств предшествующих грузов;
перевозка растительных масел наливом осуществляется в специально предназначенных для этих целей вагонах-цистернах, контейнерах, внутренняя поверхность которых выполнена из нержавеющей стали или из низкоуглеродистой стали, имеющей гигиеническое покрытие, инертное в отношении растительных масел (для данного положения предусматривается переходный период - 1 год);
при перевозке масложировой продукции наливом должны быть соблюдены условия, максимально уменьшающие контакт продукта с воздухом;
транспортное средство, предназначенное для перевозки пищевой масложировой продукции должно сопровождаться документацией, обеспечивающей прослеживаемость перевозимых в нем грузов.
Кроме того, указанный Технический регламент предлагается дополнить следующими приложениями:
перечень пищевой продукции, допустимой в качестве предшествующих грузов при перевозке масложировой продукции наливом;
перечень грузов, допустимых в качестве предшествующих при перевозке пищевой масложировой продукции водными видами транспорта наливом;
перечень грузов, запрещенных в качестве предшествующих при перевозке пищевой масложировой продукции водными видами транспорта наливом.
Вступление в силу соответствующего Решения предполагается по истечении 6 месяцев с даты его официального опубликования.
"Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года"
(утв. Президентом РФ 28.11.2014 N Пр-2753)
Обозначены основные направления государственной политики по противодействию экстремизму на период до 2025 года
Экстремизм проявляется в общественно опасных и противоправных деяниях, совершаемых по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а также деяниях, способствующих возникновению или обострению межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтов.
Утвержденная Стратегия направлена на реализацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер организационного и правового характера, разрабатываемых с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия экстремизму.
Стратегию предусматривается реализовать в три этапа.
На первом этапе (2015 год) предполагается, в числе прочего, определить направления дальнейшего развития законодательства РФ в сфере противодействия экстремизму, продолжить совершенствование организационного обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по противодействию экстремистской деятельности.
На втором этапе (2016 - 2024 годы) планируется разработать и принять законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов РФ, направленные на решение задач в сфере противодействия экстремизму, осуществлять прогнозирование развития ситуации в области межнациональных и межконфессиональных отношений в Российской Федерации и возможных экстремистских угроз, обеспечить вовлечение институтов гражданского общества в деятельность, направленную на противодействие экстремизму, создать систему дополнительной защиты информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", от проникновения экстремистской идеологии.
На третьем этапе (2025 год) предусматривается обобщить результаты реализаций настоящей Стратегии и при необходимости сформировать предложения по разработке новых документов стратегического планирования в данной сфере, а также обеспечить принятие мер организационного характера на межведомственном уровне.