Государство задумало хорошее дело: создать единую информационную систему жилищно-коммунального хозяйства.
И цели благие - консолидация необходимой информации в сфере ЖКХ в едином месте в режиме онлайн, укрепление доверия граждан Российской Федерации к органам власти путем обеспечения свободного доступа граждан к информации в сфере ЖКХ и т.п.
Государственной Думой был принят закон 209-ФЗ от 21 июля 2014 г. «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», в котором были обозначены контрольные точки сроков реализации данного закона.
1 февраля 2016 года - оператор системы обязан обеспечить возможность приема системой информации, в том числе из иных информационных систем.
1 февраля 2016 года - органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечить возможность передачи в автоматизированном режиме информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, действующих на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в систему.
1 июля 2016 года - поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную 209-ФЗ.
Однако, Постановление Правительства Российской Федерации № 657 от 30 июня 2015 года упразднило ранее действующее постановление № 1468, в котором были отменены правила предоставления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг.
Из данного факта часть специалистов жилищной сферы сделали неверные выводы – некоторые посчитали, что Правительство вообще отменило электронную отчетность, кто-то решил, что изменен стандарт раскрытия информации или порядок взаимодействия с ГИС ЖКХ, был выдвинут ряд других несоответствующих действительности предположений. В связи с этим, считаем необходимым дать дополнительные разъяснения.
Самым важным нововведением Постановления № 1468 была обязанность организаций жилищно-коммунального комплекса предоставлять информацию органам местного самоуправления. Информация должна была предоставляться в виде электронных паспортов, форма которых была утверждена Госстроем.
Необходимо учесть, что подготовка электронных паспортов, их «ведение» – то есть актуализация содержащихся в них информации – были в некотором смысле «ноу-хау», ранее такая работа не проводилась; специалистов, способных эффективно исполнять эти функции, в штате большинства организаций не было, как не было ни программного обеспечения, ни инструкций, ни разъяснений.
Очевидно, что этот дополнительный вид деятельности требовал ощутимых затрат, однако Правительство РФ, вводя новую обязанность, «традиционно» не указало источников финансирования ее исполнения. Порядок подготовки электронных паспортов сразу вызвал множество вопросов. При этом, подавляющее число органов местного самоуправления не спешило требовать эти паспорта от организаций жилищно-коммунального комплекса, а те, в свою очередь, изготавливать.
За два года существования обязанности по предоставлению электронных паспортов большинство организаций лишь изучали вопрос (так сказать, готовились теоретически), но не осуществляли разработку паспортов на практике. Но часть организаций все же начала такие паспорта изготавливать, для чего требовалось собрать информацию, закупить (или самостоятельно разработать) необходимое программное обеспечение, выделить специалиста (и обучить его), который бы актуализировал содержимое электронных паспортов, обеспечить взаимодействие организации с органами местного самоуправления, далеко не все из которых были готовы «принимать» электронные паспорта.
Конечно же, можно выразить сочувствие тем, кто затратил огромные усилия, время, финансовые средства на изготовление электронных паспортов, и порадоваться за тех, кто не спешил исполнять установленные нормы, в итоге дождавшись их отмены. Однако, необходимо вспомнить, что Правительство изначально не скрывало тот факт, что электронные паспорта станут частью ГИС ЖКХ. Если внимательно почитать Федеральный закон от 21.09.2014 № 209-ФЗ «О Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон 209-ФЗ), можно заметить, что вся информация, которая согласно Постановлению Правительства РФ от 28.12.2012 подлежала внесению в электронный паспорт МКД, по закону 209-ФЗ подлежит размещению в ГИС ЖКХ.
Таким образом, обязанность по предоставлению информации с отменой Постановления № 1468 вовсе не исчезла. Изменился порядок предоставления этой информации! Теперь нет необходимости изготавливать электронные паспорта, однако содержимое этих паспортов необходимо будет размещать в ГИС ЖКХ. Теперь нет обязанности предоставлять информацию в органы местного самоуправления – эти органы самостоятельно могут получить все необходимые сведения из ГИС УЖХ.
Отмена Постановления 1468 не влияет на Закон 209-ФЗ и не освобождает поставщиков информации от обязанности размещения информации в ГИС ЖКХ. Более того, все предусмотренные Постановлением 1468 сведения, предусмотрены и Законом 209-ФЗ, то есть вс?, что необходимо было вносить в электронный паспорт, надо вносить в ГИС ЖКХ.
В заключение хочется еще раз обратить внимание специалистов ЖКХ на то, что, несмотря на отмену ПП РФ от 28.12.2012 N657, объем работ по размещению данных на интернет-ресурсах вовсе не уменьшился – требования по размещению информации в ГИС ЖКХ весьма высоки и влекут за собой необходимость сбора, систематизации, обработки и актуализации огромного числа сведений, в том числе и тех, которые раньше подлежали внесению в электронные паспорта МКД.
Следите за новостями.