от 18 декабря 2015 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18. Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Разделы

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

На организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами на коллективной основе, предлагается возложить обязанность по раскрытию информации о своей деятельности

Стандарт раскрытия информации будет утверждаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Министерством культуры России). Указанный стандарт будет содержать, в том числе, состав информации, подлежащей раскрытию аккредитованной организацией, порядок, способы и сроки ее раскрытия.

В настоящее время текст проекта, разработанного Минкультуры России, размещен для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru.

ЖИЛИЩЕ

Правом предоставления кредита на капремонт в многоквартирных домах предлагается наделить российские кредитные организации в обмен на господдержку в виде субсидий

В соответствии с проектом, разработанным Минстроем России, привлечение кредитных и/или заемных средств на капремонт осуществляют ТСЖ, ЖСК, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив, лицо, уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, при непосредственном управлении таким многоквартирным домом, или управляющая организация.

Предусматривается, что в повестку дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о привлечении кредитных и/или заемных средств на капремонт могут быть включены вопросы, в том числе:

проведения капремонта общего имущества в многоквартирном доме;

привлечения кредитных и/или заемных средств на капремонт;

выбора российской кредитной организации, предоставляющей услуги по выдаче кредитных средств на капремонт;

определения существенных условий кредитного договора или договора займа на капремонт с российской кредитной организацией.

Государственная поддержка кредитования капремонта предоставляется в виде субсидий российским кредитным организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору или договору займа на капремонт, а также основного долга по такому кредитному договору или договору займа.

К полномочиям Правительства РФ предлагается отнести определение федерального органа исполнительной власти и/или юридического лица, которыми разрабатывается и утверждается порядок предоставления российским кредитным организациям субсидий, в том числе перечень документов и порядок их предоставления в уполномоченный орган для получения субсидий, и установление критериев отбора российских кредитных организаций для получения господдержки, с учетом определенных проектом минимальных критериев.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Потребность в привлечении в Россию иностранных работников, прибывающих в РФ на основании визы, на 2016 год определена в количестве 213929 человек

Утверждено распределение определенной на 2016 год потребности в привлечении в Россию иностранных работников, прибывших на основании визы, по приоритетным профессионально-квалификационным группам.

Напомним, что на 2015 год потребность в привлечении в Россию иностранных работников была определена в количестве 275856 человек.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

На 2016 год продлено осуществление компенсационных выплат гражданам России по вкладам в Сбербанке, являющимся гарантированными сбережениями

Еще на один год продлено действие Правил осуществления компенсационных выплат, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 25.12.2009 N 1092.

Компенсации выплачиваются гражданам по 1945 год рождения включительно в 3-кратном размере остатка вкладов по состоянию на 20 июня 1991 года, а гражданам 1946 - 1991 годов рождения - в 2-кратном. Компенсация выплачивается также наследникам указанных лиц.

Размеры компенсаций зависят от срока хранения вкладов и определяются с применением установленных коэффициентов.

На осуществление компенсационных выплат в 2016 году в федеральном бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 8 000 000,0 тыс. рублей.

Утверждена форма расчета потребности в федеральных специальных марках для маркировки винодельческой продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями

Постановлением реализованы нормы Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции...".

Расчет потребности в федеральных специальных марках для маркировки винодельческой продукции производится сельскохозяйственными товаропроизводителями (организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами) с применением средств вычислительной техники и использованием данных, содержащихся в заявлении сельскохозяйственного товаропроизводителя о выдаче марок, отчете об использовании выданных федеральных специальных марок, первичных учетных документах сельскохозяйственного товаропроизводителя, предусмотренных законодательством о бухучете.

Потребность в марках рассчитывается по каждому образцу марок, указанных в заявлении об их выдаче, по утвержденной форме, заполненной в порядке, определенном Росалкогольрегулированием.

Количество марок, указанных в заявлении об их выдаче, с учетом их остатка должно предусматривать маркировку винодельческой продукции в объеме, который сельскохозяйственный товаропроизводитель может произвести в течение срока исполнения обязательства об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением.

Кроме того, действие Постановления Правительства РФ от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" распространено на сельскохозяйственных товаропроизводителей. Форма расчета потребности в федеральных специальных марках, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 N 1079, дополнена новым разделом "Объем полученного сырья для винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения".

Подготовлена сопоставительная таблица кодов видов расходов классификации расходов бюджетов и кодов КОСГУ, применяемых бюджетными и автономными учреждениями

В таблице приведено соответствие кодов и наименований расходов на выплаты персоналу казенных учреждений, а также расходов, связанных с закупками товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Внесены поправки в правила перевода денежных средств в платежной системе Банка России

Теперь порядок извещения клиентов Банка России об изменениях рабочих, выходных и нерабочих праздничных дней платежной системы Банка России будет осуществляться в соответствии с договором счета, либо договором об обмене, посредством направления электронных сообщений, а также путем размещения соответствующей информации в местах обслуживания клиентов (ранее закреплялись конкретные сроки уведомления клиентов).

Уточнены требования к переводу денежных средств с использованием сервиса срочного перевода, а также с использованием платежного поручения на общую сумму с реестром.

Так, в частности, установлен запрет на перевод кредитной организацией - участником обмена органу Федерального казначейства - участнику обмена денежных средств на общую сумму принятых к исполнению распоряжений физических лиц - плательщиков с использованием сервиса срочного перевода.

Определены обязательные реквизиты платежного поручения на общую сумму с реестром для зачисления денежных средств на счета физлиц.

Прописан порядок осуществления возврата денежных средств, не зачисленных их получателям (предусматривается возможность направления запроса об уточнении реквизитов, а также возможность закрепления соответствующего порядка в договоре между банком плательщика и банком получателя).

Уточнен порядок определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций

Положение о порядке определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций (утв. Банком России 22.12.2014 N 446-П) вступает в силу с 1 января 2016 года.

Необходимость внесения поправок в данное Положение продиктована уточнением правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, внесенных Указаниями Банка России от 04.06.2015 N 3659-У, а также от 22.06.2015 N 3685-У.

Изменения коснулись порядка учета поступлений, не признаваемых доходами кредитных организаций, а также комиссионных вознаграждений от осуществления переводов по банковским счетам, а также без открытия банковских счетов банков-нерезидентов, юридических лиц - нерезидентов и физических лиц - нерезидентов.

В методику определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций внесены изменения

Так, в частности, к числу показателей, уменьшающих сумму источников базового капитала, отнесена положительная разница между величиной ожидаемых потерь и величиной фактически сформированного резерва в отношении кредитных требований, величина кредитного риска для которых рассчитывается на основе внутренних рейтингов.

Предусмотрена возможность включения в состав источников добавочного капитала субординированных кредитов (депозитов, займов), привлеченных от нерезидентов до 1 января 2013 года на срок не менее 50 лет, фондированных бессрочными субординированными заимствованиями.

В части источников дополнительного капитала установлена возможность учета субординированных долговых инструментов, привлеченных от резидентов на срок не менее 50 лет, исключенных из состава источников добавочного капитала, а также положительной разницы между величиной сформированных резервов на возможные потери и величиной ожидаемых потерь.

Указание вступает в силу с 1 января 2016 года.

Обновлены списки организаций, в отношении которых осуществляется контроль и надзор Банком России и его территориальными учреждениями

Банком России приводятся списки:

саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, ломбардов, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, контроль и надзор за соблюдением законодательства которыми осуществляет Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России;

территориальных учреждений Банка России, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением законодательства на подведомственных им территориях иными микрофинансовыми организациями, ломбардами, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, а также жилищными накопительными кооперативами.

Отменено аналогичное Распоряжение Банка России от 05.06.2014 N Р-462.

Расширен перечень организаций, упомянутый в подпункте 3.6.1 пункта 3.6 Положения Банка России от 12 ноября 2007 года N 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами"

В указанный перечень включено Общество с ограниченной ответственностью "Таргин Бурение" (ООО "Таргин Бурение").

Настоящее письмо подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России", размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и применяется со дня его опубликования.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Установлена процедура лицензирования Банком России различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

В соответствии с утвержденной Инструкцией документы для получения лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, переоформления, выдачи дубликата лицензии, выдачи выписки из реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг и для внесения сведений в указанный реестр представляются в Департамент допуска на финансовый рынок Банка России.

В лицензии, выданной профессиональному участнику рынка ценных бумаг, указывается вид разрешенной деятельности. Лицензия выдается на бланке, защищенном от подделок, подписывается уполномоченным лицом Банка России, подпись которого скрепляется гербовой печатью Банка России. Информация о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии размещается на официальном сайте Банка России.

Определены, в том числе:

перечень документов, представляемых соискателем для получения лицензии, и порядок их рассмотрения;

порядок переоформления лицензии;

порядок переоформления лицензии, выданной брокеру, в связи с планируемым им изменением особенностей и характера деятельности;

порядок ведения реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В приложениях к Инструкции приведены образцы необходимых документов, в том числе заявления лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, заявления о переоформлении лицензии и др.

Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее официального опубликования в "Вестнике Банка России".

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Правительство РФ в целом поддерживает законопроект о репатриации валютной выручки

Проект Федерального закона N 888029-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" был внесен в Госдуму 25.09.2015.

Законопроектом предусматривается установление обязанности по репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках денежных средств от нерезидентов, причитающихся в соответствии с условиями договоров займа, а также дополнение части 4 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях новым составом правонарушения, в частности, установление ответственности за невыполнение резидентом такой обязанности.

Сообщается, что Правительством РФ поддерживается представленный законопроект, однако при этом предлагается учесть отдельные замечания, а именно:

с целью повышения эффективности работы по противодействию выводу капиталов за границу с использованием договоров займа требуется внести изменения в статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", расширив перечень операций с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, операциями между резидентами и нерезидентами по договорам займа, если сумма, на которую совершаются операции, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее;

для предотвращения возможности несвоевременной репатриации денежных средств в случае невключения резидентами в условия договора займа срока исполнения обязательства нерезидента перед резидентом по возврату предоставленных резидентами займов требуется предусмотреть в законопроекте внесение изменения в Гражданский кодекс РФ в части закрепления обязанности сторон договора указывать в договорах сроки исполнения сторонами обязательств.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Для некредитных финансовых организаций установлен порядок бухгалтерского учета операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом

Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, отражается на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет.

Положение не распространяется на ряд операций, в том числе с имуществом, полученным в доверительное управление по договору: с физическим лицом, с юридическим лицом, не являющимся НФО, а также по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом, а также по договору доверительного управления ипотечным покрытием.

Положение применяется микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами с 1 января 2018 года, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами и ломбардами - с 1 января 2019 года.

Минфин России напоминает, что с 1 июля 2016 года применение профессионального стандарта "Аудитор" обязательно для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов-работодателей

Профессиональный стандарт "Аудитор" был утвержден Приказом Минтруда России от 19.10.2015 N 728н и представляет собой характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления аудиторской деятельности и оказания прочих связанных с ней услуг.

В стандарте описаны трудовые функции лиц, осуществляющих аудиторскую деятельность, и определен уровень квалификации по каждой из этих функций. Кроме того, стандартом определены требования к образованию и опыту практической работы таких лиц и другие характеристики, необходимые для осуществления ими конкретных трудовых функций.

Для всех обобщенных трудовых функций (кроме функции "Осуществление вспомогательных функций при выполнении аудиторского задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью") предусматривается наличие у работника квалификационного аттестата аудитора и членство в саморегулируемой организации аудиторов. Для отдельных случаев требуется наличие квалификационного аттестата аудитора, выданного после 1 января 2011 года.

При применении стандарта необходимо иметь в виду, что по отдельным видам услуг, связанных с аудиторской деятельностью, приняты специализированные профессиональные стандарты (например "Специалист по оценочной деятельности", "Руководитель проектов в области информационных технологий", "Специалист по информационным системам").

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В план мероприятий "Совершенствование таможенного администрирования" включены меры по улучшению транспортной ситуации в морских портах

В частности, предусмотрены меры, направленные на внедрение в морских портах механизма единого окна, электронного документооборота при проведении пограничного, таможенного и других видов контроля в пунктах пропуска, сокращение количества предоставляемых в государственные контрольные органы документов и сведений при прибытии (убытии) судов и перемещаемых на них грузов, оптимизацию затрат на строительство морских пунктов пропуска в части устранения избыточных требований к проектированию, строительству, реконструкции и техническому оснащению морских пунктов пропуска.

Кроме того, будет продолжена работа по синхронизации распорядка работы пунктов пропуска и хозяйствующих субъектов, работающих в морских портах, сокращению сроков нахождения товаров в морских портах за счет оптимизации использования ресурсов государственных контрольных органов.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Земельные участки, не используемые для нужд обороны и безопасности, могут предоставляться гражданам и юрлицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства

Правительством установлен порядок утверждения перечня таких земельных участков. Перечни формируются федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, владеющие земельными участками, предоставленными для нужд обороны и безопасности и временно не используемыми для указанных нужд.

Включение земельного участка в перечень допускается в случае, если его использование в указанных целях не будет препятствовать безопасному и бесперебойному функционированию объектов, предназначенных для выполнения задач в области обороны страны и безопасности государства, расположенных в границах такого земельного участка либо на прилегающих к нему земельных участках.

В перечень вносится адрес земельного участка, его кадастровый номер и площадь, а также вид разрешенного использования и категория земель.

Утвержденный перечень подлежит размещению на сайте органа власти в двухнедельный срок.

Федеральный орган исполнительной власти, утвердивший перечень (кроме Минобороны России и ФСБ России), направляет утвержденный перечень в Росимущество.

Кроме того установлено, срок действия договора безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным для нужд Вооруженных Сил РФ, заключаемого Минобороны России с юридическим лицом или гражданином, заинтересованным в получении такого земельного участка, не должен превышать 5 лет.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Минкомсвязью России утверждены методические рекомендации по реализации оповещения граждан о возникновении у них права получить госуслуги с помощью e-mail, sms, push уведомлений, а также через личный кабинет портала госуслуг

Реализация оповещения о доступных государственных услугах в электронном виде может осуществляться:

- при достижении потенциальным заявителем возраста, с которого возникает право на получение предлагаемой государственной услуги в электронном виде;

- при предоставлении государственной услуги, результат получения которой предполагает право заявителя на получение предлагаемой государственной услуги в электронном виде;

- при наступлении жизненной ситуации (замужество, рождение ребенка и др.) и заполнении заявителем соответствующей информации в личном кабинете, необходимой для предоставления соответствующей государственной услуги в электронном виде;

- в иных случаях, определенных органами власти, предоставляющими государственные и муниципальные услуги в электронном виде.

В качестве примера в методических рекомендациях приведены следующие виды госуслуг, о которых гражданин может быть оповещен в электронном виде:

- получение паспорта гражданина РФ и загранпаспорта - при достижении 14, 25 и 40 лет, и заключении брака с изменением фамилии;

- назначение трудовой пенсии - при достижении пенсионного возраста.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы