Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18. Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
Расширены полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации, реализуемые в рамках предварительного парламентского контроля
Установлено, что в рамках предварительного парламентского контроля осуществляется, в числе прочего:
при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период или о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период - рассмотрение данных по объектам капитального строительства, вновь включаемым в проект федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и плановый период (на текущий финансовый год и плановый период), с указанием сроков их строительства, сметной стоимости, наличия проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы, положительным заключением о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, решений о предоставлении земельных участков под строительство.
Также Федеральным законом на Минэкономразвития России возложена задача по ежеквартальному внесению в Госдуму до 30-го числа месяца, следующего за отчетным, информации об изменениях федеральной адресной инвестиционной программы на текущий финансовый год и плановый период.
Кроме того, устанавливается, что федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку и реализацию государственной программы РФ (федеральной целевой программы), представляет в Госдуму отчет о ее реализации в случае досрочного прекращения ее реализации.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.
Уточнен порядок назначения заместителей федеральных служб и агентств
Поправками, внесенными в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Правительство РФ уполномочено назначать на должность и освобождать от должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению руководителей этих органов. Ранее данное полномочие осуществлялось федеральными министрами.
Установлен порядок рассмотрения Конституционным Судом РФ дел о возможности исполнения решений межгосударственного органа по защите прав и свобод человека
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П установлено, что федеральный законодатель - исходя из требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ - вправе предусмотреть специальный правовой механизм разрешения им вопроса о возможности или невозможности с точки зрения принципов верховенства и высшей юридической силы Конституции РФ исполнить вынесенное по жалобе против России постановление Европейского Суда по правам человека, в том числе в части мер общего характера.
Согласно принятому закону, правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о разрешении вопроса о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека (далее - межгосударственный орган) обладает федеральный орган исполнительной власти, наделенный компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов РФ при рассмотрении в таком межгосударственном органе жалоб, поданных против РФ (далее - уполномоченный орган) (на основании заключения федеральных государственных органов, на которые возложена обязанность в пределах своей компетенции принимать меры по исполнению решений межгосударственного органа по защите прав и свобод человека), либо на основании собственного вывода о невозможности исполнения вынесенного по жалобе, поданной против РФ, решения (в случае, если уполномоченный орган сам является органом, на который возложена обязанность по исполнению решений межгосударственного органа).
Запрос является допустимым в случае, если заявитель считает, что исполнение решения межгосударственного органа невозможно, поскольку оно основано на положениях международного договора в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией РФ.
Конституционный Суд РФ проверяет возможность исполнения в соответствии с Конституцией РФ решения межгосударственного органа в их истолковании межгосударственным органом с точки зрения основ конституционного строя РФ и установленного Конституцией РФ правового регулирования прав и свобод человека и гражданина.
По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд РФ принимает постановление о возможности или невозможности исполнения в целом или в части в соответствии с Конституцией РФ решения межгосударственного органа.
Госдумой принят закон, разрешающий гражданам РФ иметь два действующих загранпаспорта
Ранее выдача нового загранпаспорта при наличии действующего допускалась лишь в отдельных случаях, по ходатайству организации, направляющей заявителя за пределы территории РФ.
Новым законом установлено, что в период срока действия оформленного гражданину РФ загранпаспорта ему может быть оформлен и выдан второй паспорт, содержащий электронный носитель информации, сроком действия на десять лет.
Регламентирован порядок выдачи ФНС России свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом
Государственная услуга предоставляется Межрегиональной инспекцией ФНС России, в которой заявитель состоит на учете, управлениями по тому субъекту РФ, на территории которого заявитель состоит на учете по месту своего нахождения и не состоящий на учете в Межрегиональной инспекции.
Регламентированы, помимо прочего:
- срок предоставления государственной услуги (не более 30 календарных дней с момента представления заявления);
- исчерпывающий перечень документов, подлежащих представлению заявителем;
- исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги;
- порядок, размер и основания взимания государственной пошлины (за предоставление государственной услуги взимается государственная пошлина в размере 3500 рублей);
- состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения процедур (действий) в электронной форме;
- порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок качества и полноты предоставления государственной услуги;
- ответственность должностных лиц федерального органа исполнительной власти за действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги;
- досудебный (внесудебный) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц при предоставлении государственной услуги.
В приложении к приказу приведены формы документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
На 2016 год определена процедура обязательного общественного обсуждения госзакупок с начальной (максимальной) ценой контракта или ценой контракта, заключаемого с единственным поставщиком, превышающей 1 миллиард рублей
Обязательное общественное обсуждение проводится в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" официального сайта единой информационной системы в сфере закупок, а также в виде очных публичных слушаний.
Определен перечень лиц, которыми проводится обязательное общественное обсуждение. К ним относятся, в том числе, государственные и муниципальные заказчики, бюджетные учреждения, осуществляющие закупки в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок...", автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия при осуществлении закупок в соответствии с ч. 4 ст. 15 данного Закона и т.д.
По результатам обсуждения могут быть внесены изменения в планы-графики, извещения об осуществлении закупок, документацию о закупках либо закупки могут быть отменены.
С 1 января 2016 года вводятся в действие предельные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность)
Приказом установлены:
- предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей по субъектам РФ на 2016 год;
- предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на 2016 год, в среднем по субъекту РФ.
Органам исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов рекомендовано при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность) учитывать макроэкономические показатели одобренного Правительством РФ прогноза социально-экономического развития РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, изменение структуры, объемов и цен на топливо, используемое для производства электрической энергии, в том числе за счет природных факторов, изменение объемов покупаемой энергоснабжающими организациями и поставляемой потребителям электрической энергии, в том числе за счет увеличения покупки электрической энергии с оптового рынка электрической энергии (мощности).
Утверждена форма заявления, которое автоперевозчики должны будут подавать в уполномоченный орган власти для установления новых и изменения действующих межрегиональных маршрутов регулярных пассажирских перевозок
Согласно положениям нового закона об организации регулярных транспортных перевозок пассажиров, вступающим в силу в январе 2016 года, для установления нового межрегионального маршрута регулярных перевозок, а также для изменения существующего маршрута лицо, планирующее осуществлять по такому маршруту перевозки, должно будет обращаться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с соответствующим письменным заявлением.
Заявление должно содержать следующие сведения:
- номер и дату выдачи лицензии на осуществление автомобильных пассажирских перевозок;
- наименование (для юридического лица), ФИО (для индивидуального предпринимателя), ИНН, почтовый адрес, контактные телефоны;
- наименование межрегионального маршрута регулярных перевозок в виде населенных пунктов, в границах которых расположены начальный и конечный пункты;
- протяженность маршрута;
- места нахождения остановочных пунктов;
- наименования улиц и автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами;
- классы транспортных средств и максимальное количество каждого из таких классов, а также их максимальные высота, ширина и полная масса;
- экологические характеристики транспортных средств;
- планируемое расписание для каждого остановочного пункта по межрегиональному маршруту регулярных перевозок.
Приказом утверждены форма заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок, форма согласования расписания по такому маршруту, а также рекомендации по заполнению данных форм.
"Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2014 год"
Подготовлен доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации
Доклад включает результаты мониторинга выполнения решений Конституционного Суда РФ, постановлений Европейского Суда по правам человека, а также результаты мониторинга правоприменения по отраслям законодательства Российской Федерации, в том числе по таким отраслям, как: поступление на военную службу по контракту, ее прохождение и прекращение, а также определение правового положения (статуса) военнослужащего и предоставление ему социальных гарантий, социальная защита военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей; военно-техническое сотрудничество РФ с другими государствами; оказание специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации; среднее профессиональное образование; изучение, использование и охрана недр; нормирование в области охраны окружающей среды; система управления многоквартирными домами; закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд; государственная информационная система топливно-энергетического комплекса; регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и другим.
Изучение правоприменительной практики осуществлялось с использованием имеющейся в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ информации о применении нормативных правовых актов с учетом статистической информации, обращений граждан по вопросам, регулируемым нормативными правовыми актами в исследуемой сфере правоотношений, вступивших в силу судебных актов, разъяснений Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, а также заключений экспертов и сведений, поступивших от научных, общественных и образовательных организаций.
В докладе содержатся сформированные с учетом правоприменительной практики предложения о необходимости принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) законодательных и иных нормативных правовых актов, о мерах по повышению эффективности правоприменения и противодействия коррупции, о государственных органах, ответственных за проведение соответствующей работы.
Подписано постановление, направленное на повышение эффективности реализации программы "Жилье для российской семьи"
Основные условия и меры реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках госпрограммы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" были утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 года N 404.
Внесенными изменениями, в частности:
установлено, что кредиты, предоставленные акционерному обществу "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" за счет средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах в указанной корпорации, могут быть направлены на следующие цели:
финансирование строительства жилья экономического класса и объектов инженерно-технического обеспечения, в том числе в рамках программы "Жилье для российской семьи", включая строительство жилья экономического класса и объектов инженерно-технического обеспечения, расположенных в том числе на земельных участках, предоставленных Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства;
выкуп облигаций с залоговым обеспечением и (или) предоставление займов в целях финансирования выкупа объектов инженерно-технического обеспечения, созданных в рамках программы, а также приобретение закладных, удостоверяющих право залога на объекты инженерно-технического обеспечения, созданные в рамках программы;
финансирование (рефинансирование) доступного арендного жилья, в том числе программы предоставления целевых ипотечных кредитов (займов) в рамках ипотечного кредитного продукта "Арендное жилье";
предусмотрена возможность увеличения максимальной цены жилья экономического класса. Соответствующий порядок устанавливается Минстроем России и включает критерии обоснования такого увеличения;
предусмотрена возможность увеличения застройщиком максимальной цены жилья экономкласса на индекс потребительских цен на товары и услуги по субъекту РФ по договорам купли-продажи, заключенным в течение шести месяцев после ввода жилья в эксплуатацию;
предусмотрено включение проектов жилищного строительства в программу в целях завершения строительства многоквартирных домов, в которых не более 30 процентов квартир уже являются объектами долевого строительства.
В 2016 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, установленным Федеральным законом "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год"
Установлено, что страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Также определено, что в 2016 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размеров установленных страховых тарифов индивидуальными предпринимателями в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II или III группы.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.
До 1 января 2017 года приостановлено положение закона об индексации денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии
Речь идет о денежном довольствии военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Согласно норме, действие которой приостановлено, указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.
Приостановление действия данных положений закона обусловлено тем, что общий объем расходов, предусмотренный законом о федеральном бюджете на 2016 год, недостаточен для финансового обеспечения установленных расходных обязательств Российской Федерации.
Одновременно устанавливается, что с 1 февраля 2016 года размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, составляет 69,45 процента.
Закон вступает в силу с 1 января 2016 года.
Уточнен порядок реализации курсантами военных образовательных организаций права на безвозмездный проезд к месту использования основного (летнего) каникулярного отпуска один раз в год по территории России
Право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом предоставляется всем курсантам военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы - один раз в год по территории РФ к месту использования основного каникулярного отпуска и обратно.
Кроме того, несовершеннолетним гражданам, обучающимся в федеральных государственных общеобразовательных организациях (суворовских военных, нахимовском военно-морском училищах и кадетских корпусах) и профессиональной образовательной организации (военно-музыкальное училище), находящихся в ведении Минобороны России, предоставлено право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в случаях и порядке, определенных Минобороны России.
Продлено еще на один год приостановление индексации денежного содержания государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих, оплаты труда судей, а также отдельных социальных выплат, пособий и компенсаций
С учетом текущей экономической ситуации до 1 января 2017 года продлевается приостановление действия положений законодательных актов, поименованных в статье 1 Федерального закона от 6 апреля 2015 года N 68-ФЗ, устанавливающих порядок индексации отдельных выплат.
Одновременно предписано осуществить с 1 февраля 2017 года индексацию (в размере, установленном Правительством РФ) выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных:
законодательными актами РФ, указанными в пунктах 1, 3, 5 - 14, 16 - 19, 22 и 23 статьи 1 данного Федерального закона;
частями 8, 9, 10, 12 и 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащи..." и частями 2 и 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти...".
На 2016 год "заморожено" формирование накопительной пенсии
В следующем году полный размер индивидуальной части тарифа страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию будет направляться на финансирование страховой пенсии.
При этом суммы страховых взносов будут отражены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица и учтены при определении его индивидуального пенсионного коэффициента за 2016 год, в том числе с учетом соблюдения условий определения максимального значения указанного коэффициента.
Сформирован бюджет ФСС РФ на 2016 год
Доходная часть бюджета фонда на 2016 год утверждена в размере 614,5 млрд рублей, расходная - в размере 647,9 млрд рублей.
Таким образом, бюджет фонда спланирован с дефицитом в объеме 33,5 млрд рублей. Дефицит в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составит 45,5 млрд рублей. При этом в части, связанной с обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, планируется профицит в сумме 12,0 млрд рублей.
Законом установлено также, в частности, что:
сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляет в январе 2016 года 84 964,2 рубля, в феврале - декабре 2016 года - 90 401,9 рубля;
максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных...", не может превышать в январе 2016 года 65 330,0 рубля, в феврале - декабре 2016 года - 69 510,0 рубля.
Утверждены основные характеристики бюджета Пенсионного фонда РФ на 2016 год
Бюджет сформирован по доходам в сумме 7 528,8 млрд рублей (к уровню 2015 года рост поступлений составит 5,4%) и по расходам в сумме 7 703,9 млрд рублей.
Объем дефицита бюджета предусматривается в сумме 175,09 млрд рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии.
Среднегодовой размер страховой пенсии по старости составит в 2016 году - 12 603 рубля; среднегодовой размер социальной пенсии - 8 562 рубля.
Страховые и социальная пенсии будут проиндексированы на 4%. Предусмотрена возможность проведения второй индексации пенсий по итогам первого полугодия.
В 2016 году резерв бюджета фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, не создается.
Определены параметры бюджета ФФОМС на 2016 год
Бюджет фонда по доходам прогнозируется в объеме 1 661,7 млрд рублей, по расходам - 1 688,5 млрд рублей. Дефицит бюджета - 26,8 млрд рублей.
Доходы бюджета на 98,5 процента сформированы за счет поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Большая часть поступлений в виде субвенций подлежит направлению в бюджеты ТФОМС на организацию оказания медицинской помощи в субъектах РФ. Общий объем субвенций бюджетам территориальных фондов определен на основе численности застрахованных лиц, норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС и других показателей.
Также предусматриваются межбюджетные трансферты в том числе федеральному бюджету и бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение (софинансирование расходов) оказания гражданам высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС.
В целях привлечения медицинских кадров в сельскую местность в бюджете Фонда предусматриваются бюджетные ассигнования на осуществление в 2016 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
До 1 января 2017 года продлено приостановление действия закона о базовой стоимости необходимого социального набора
Базовая стоимость необходимого социального набора применяется для определения долговой стоимости одного долгового рубля, на основании которой предусматривается восстановление сбережений граждан, размещенных во вклады Сбербанка России до 20 июня 1991 года.
Действие названного закона приостановлено в связи с отсутствием финансового обеспечения, а также правового регулирования, предусматривающего механизм перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства государства.
Выписку из реестра арбитражных управляющих - членов соответствующей саморегулируемой организации могут получать в том числе представители заинтересованного лица по доверенности
Уточнено также, что выписка из реестра более не должна содержать оттиск печати или штампа с полным наименованием саморегулируемой организации.
Определено, что сведения о месте жительства, паспортных данных а также иные сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами, не входят в число сведений, подлежащих размещению саморегулируемой организацией на своем сайте.
Признан утратившим силу Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2010 N 148, которым был утвержден ранее действовавший порядок ведения реестра арбитражных управляющих, а также формы выписки из него и порядка обеспечения свободного доступа к сведениям реестра.
Вводится новая структура кода целевой статьи расходов бюджетов
С 2016 года код целевой статьи расходов бюджетов будет состоять из десяти разрядов.
Структура кода включает:
код программной (непрограммной) статьи (8 - 12 разряды кода);
код направления расходов (13 - 17 разряды кода).
Целевым статьям соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации будут присваиваться уникальные коды, сформированные с применением буквенно-цифрового ряда, включающие теперь и буквы латинского алфавита.
Установлено, например, что коды направления расходов, содержащие значения R0000 - R9990, используются для отражения расходов бюджетов субъектов РФ, в целях софинансирования которых были предоставлены субсидии из федерального бюджета.
Указания также в частности дополняются Таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Письмо Минфина России от 24.11.2015 N 03-03-06/1/68013
Применение повышающего коэффициента к норме амортизации в отношении объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, поименованных в новом перечне, начинается с июля 2015 года
Налоговым кодексом РФ установлен специальный повышающий коэффициент амортизации в отношении основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ.
Соответствующий перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2015 г. N 600.
Сообщается, что положения НК РФ о порядке вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах не распространяются на акты Правительства РФ. В этой связи данное Постановление должно применяться с момента вступления его в силу, то есть с 30 июня 2015 года.
По объектам, не поименованным в данном Постановлении, к которым ранее применялся указанный коэффициент (в соответствии с ранее действующим перечнем), применение коэффициента прекращается с июля 2015 года.
Письмо Минфина России от 09.12.2015 N 03-03-РЗ/67486
В случае отказа кредитора от получения законных процентов по денежному обязательству, начисляемых в порядке статьи 317.1 ГК РФ, у организации-должника возникает внереализационный доход
Часть первая ГК РФ дополнена статьей 317.1, вступившей в силу с 01.06.2015.
Согласно новому правилу, в случае если в договоре, на основании которого возникло денежное обязательство, отсутствует порядок начисления процентов, по такому обязательству у кредитора по умолчанию возникает право требования к должнику в размере законных процентов, установленных данной статьей.
Кредитор вправе отказаться от их получения. При этом задолженность организации-должника в виде суммы таких процентов списывается путем прощения долга и подлежит включению им в состав внереализационных доходов.
Отмечено при этом, что в случае указания в договоре на неприменение статьи 317.1 ГК РФ ни данные требования, ни доходы (расходы) у организаций не возникают.
Разъяснен порядок предоставления налоговых вычетов крымчанам при обращении к работодателям
Сообщается, что обратиться к налоговому агенту (работодателю), осуществляющему деятельность на территории Крыма, за получением стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов в соответствии с Налоговым кодексом РФ возможно с месяца внесения о нем сведений в ЕГРЮЛ.
При этом обращено внимание на то, что налоговые вычеты могут быть предоставлены только в отношении доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13 процентов, и при условии получения налогоплательщиком дохода, а также возникновения у него права на вычет после 18.03.2014.
В отношении доходов, полученных до этой даты, а также от организаций, не упомянутых в п. 21 Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период (Постановление от 11.04.2014 N 2010-6/14), налоговые вычеты не применяются.
Устанавливается предельное значение размера участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, в размере, равном 50 процентам
Размер участия иностранного капитала рассчитывается как соотношение иностранных инвестиций нерезидентов в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, и совокупного уставного капитала указанных кредитных организаций.
В расчет иностранных инвестиций в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, не включаются иностранные инвестиции:
осуществленные в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, и финансируемые за счет прибыли указанных кредитных организаций, полученной в РФ или репатриированной в РФ из-за рубежа;
осуществленные имеющими лицензию на осуществление банковских операций дочерними кредитными организациями иностранных банков в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, а также все последующие инвестиции указанных организаций в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций;
осуществленные до 1 января 2007 года в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций;
осуществленные в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, приватизация которых осуществлялась после 22 августа 2012 года;
составляющие 51 и более процентов акций (долей) уставного капитала кредитной организации, имеющей лицензию на осуществление банковских операций, осуществленные после 1 января 2007 года при условии нахождения указанных акций (долей) в собственности инвестора в течение 12 и более лет, если Банк России по истечении указанного срока не принял решение о продолжении включения указанных инвестиций в расчет и не опубликовал это решение.
Размер участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, рассчитывается Банком России в установленном им порядке по состоянию на 1 января каждого года.
Под квотой понимается предельное значение размера участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, равное 50 процентам.
Установлено, в частности, что при достижении квоты Банк России осуществляет следующие меры в отношении иностранных инвестиций:
отказывает в регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций;
налагает запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации, имеющей лицензию на осуществление банковских операций, за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов, если результатом указанных действий является превышение квоты.
Акции (доли) кредитной организации, отчужденные (проданные) с нарушением указанного запрета, не являются голосующими и не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров (участников) кредитной организации в течение периода действия такого запрета. В случае совершения сделки (сделок) по отчуждению (приобретению) акций (долей) кредитной организации с нарушением указанного запрета Банк России подает иск о признании соответствующей сделки (сделок) недействительной (недействительными).
Предусмотрено, что Банк России вправе по согласованию с Правительством РФ устанавливать для кредитных организаций с иностранными инвестициями ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности.
Для применения с 2016 года вводится в действие План счетов казначейского учета
Для органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, а также органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований), осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц, утвержден самостоятельный План счетов и Инструкция по его применению.
Одновременно исключаются соответствующие положения из Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н.
В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Определены критерии отнесения международных автомобильных перевозок грузов к двусторонним, транзитным и к перевозкам с территории или на территорию третьего государства
Вид выполняемой международной автомобильной перевозки груза определяется на основании данных, содержащихся в международной товарно-транспортной накладной, исходя из утвержденных критериев.
Определение вида перевозки осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) за осуществлением международных перевозок в следующем порядке:
водитель грузового транспортного средства по требованию должностного лица предъявляет ему накладную и другие документы, которые в соответствии с международными договорами РФ в области международного автомобильного сообщения и законодательством РФ требуются для осуществления перевозок;
должностное лицо проводит проверку данных, содержащихся в накладной и других документах, на предмет их соответствия утвержденным критериям.
Приказ Минтранса России от 28.09.2015 N 287
"Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"
Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2015 N 40032.
Установлены профессиональные и квалификационные требования к водителям и работникам автомобильного, а также городского наземного электрического транспорта
Утвержденные Требования устанавливают необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников. Необходимый уровень знаний достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.
Требования предъявляются к следующим категориям работников, в том числе:
водители транспортных средств категорий "B", "BE" (включая водителя легкового такси), "C", "C1", "CE", C1E", "D", "D1", "DE", D1E";
водители транспортных средств категорий "Tb" и "Tm;
диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов и др.
Приказ вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования, а в части требования к наличию свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика - по истечении 3 лет со дня официального опубликования Приказа.
Даны разъяснения по наиболее часто встречающимся вопросам, касающимся применения технических регламентов "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) и "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013)
В частности, сообщается:
каким образом будут действовать документы по подтверждению соответствия на молоко и молочную продукцию, мясо и мясную продукцию, выданные по национальному законодательству и действующие до 31 декабря 2015 года, в связи с окончанием переходных периодов технических регламентов Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021) и "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022) в сфере безопасности пищевой продукции;
применяются ли в настоящее время требования подпункта "в" пункта 107 технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013) в части использования придуманного названия мясной продукции;
возможна ли реализация мяса, полученного от убоя сельскохозяйственных животных, получаемого гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися животноводством.
С 1 января 2016 года приостанавливается действие положения, согласно которому собственники федеральных объектов культурного наследия имели право на компенсацию расходов на работы по их сохранению
Приостановление действия данного положения связано с принятием закона о федеральном бюджете на 2016 год. В соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса РФ, в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством расходных обязательств РФ, Правительство РФ вносит в Госдуму проект закона о приостановлении действия в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования.
Увеличен возрастной критерий с 35 до 50 лет в отношении медицинских работников, привлекаемых к работе в сельской местности
С 2016 года единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей предусматривается медицинским работникам в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа.
Законом продлевается на 2016 год действующий механизм финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, посредством предоставления межбюджетных трансфертов федеральному бюджету из бюджета ФФОМС.
Кроме того, в 2016 году предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам ТФОМС на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС.
Определяются подходы к формированию объема страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения для Республики Крым и города Севастополя и определению размера субвенций в бюджеты соответствующих ТФОМС.
Россией ратифицировано соглашение об учреждении Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), подписанное в Пекине 29 июня 2015 года
Целью деятельности АБИИ является содействие устойчивому развитию и укреплению инфраструктурной взаимосвязанности экономик Азии. Среди его основных приоритетов - финансирование проектов в сфере энергетики, транспорта, телекоммуникаций и пр.
Учредительными документами банка предусмотрено, что его региональные акционеры (всего 37 стран, включая Россию) будут владеть 75 процентами капитала Банка, а нерегиональные государства (всего 20, включая Бразилию, Германию, Францию, Великобританию) будут обладать долей в капитале в размере 25 процентов.
Крупнейшими акционерами банка выступают Китай (более 29 процентов), Россия (более 6,5 процентов) и Индия (более 8,3 процентов).
Разрешенный к выпуску капитал АБИИ составляет 100 млрд. долларов США и делится на оплачиваемый акционерами капитал (20 млрд. долларов США) и капитал, оплачиваемый по требованию (80 млрд. долларов США). Расходы федерального бюджета по формированию уставного капитала Банка составят 1,31 млрд. долларов США в течение пяти лет.
Россией ратифицировано соглашение об организации интегрированного валютного рынка СНГ, подписанное 5 декабря 2012 года в Ашхабаде
Соглашением предусмотрен прямой допуск банков-резидентов сторон на внутренние валютные рынки друг друга для проведения межбанковских конверсионных операций на условиях не менее благоприятных, чем те, которые предоставлены национальным коммерческим банкам, что будет способствовать расширению использования национальных валют при осуществлении платежей в сфере внешней торговли и предоставления финансовых услуг.
Положения Соглашения распространяются на банки, созданные и действующие на основании международных договоров, учредителями которых являются государства - участники данного Соглашения, с постоянным местонахождением в одном из государств-участников.