Название документа
"КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 26 ЯНВАРЯ 2010 ГОДА
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.12.2009 N 385-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ"
Источник публикации
Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".
Примечание к документу
Текст документа
КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 26 ЯНВАРЯ 2010 ГОДА
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.12.2009 N 385-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ"
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) технический регламент - это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, к связанным с требованиями к ней процессам проектирования (включая изыскания), а также к зданиям, строениям и сооружениям, производству, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации).
По общему правилу технический регламент утверждается федеральным законом или постановлением Правительства РФ (ст. 9 Закона о техническом регулировании). Принятые к настоящему времени технические регламенты в основе своей регулируют не технические, а правовые аспекты: определяют термины, вводят правовые классификации и критерии и т.д.
В этой связи перед законодателем встала необходимость разрешить вопрос применения технических документов (национальных, международных, региональных стандартов и сводов правил), которые обеспечивают выполнение и соблюдение требований технического регламента. Поэтому был принят Федеральный закон от 30.12.2009 N 385-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" (далее - Закон N 385-ФЗ).
Закон N 385-ФЗ уполномочил федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию (далее - орган технического регулирования). В настоящее время таким органом является Минпромторг России в силу п. 1 Положения о Министерстве промышленности и торговле, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 438 (далее - Положение о Минпромторге России) принимать технические регламенты соответствующим нормативным правовым актом.
Дополнение терминологии Закона о техническом регулировании
Статья 2 Закона о техническом регулировании, устанавливающая термины и определения, используемые указанным Законом, дополнена следующими определениями: региональная организация по стандартизации, стандарт иностранного государства, региональный стандарт, свод правил иностранного государства, региональный свод правил.
Технический регламент, принимаемый органом
технического регулирования
Статья 10 Закона о техническом регулировании устанавливает возможность принятия технического регламента в особом порядке.
Данный порядок заключается в том, что технический регламент в исключительных случаях может приниматься не федеральным законом, а международным договором или межправительственным соглашением, указом Президента, постановлением Правительства РФ.
Закон N 385-ФЗ допускает теперь и принятие технического регламента нормативным правовым актом органа технического регулирования, что следует из п. 11 ст. 7 Закона о техническом регулировании в новой редакции. Также Закон N 385-ФЗ вводит в Закон о техническом регулировании статью 9.1, устанавливающую порядок принятия и опубликования такого технического регламента (далее - технический регламент).
Следует отметить, что к настоящему времени не внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации", которые наделяли бы Минпромторг России полномочиями принимать технический регламент.
Необходимо отметить, что в силу пп. 10.16 Положения о Минпромторге России данное Министерство вправе издавать приказы, имеющие нормативный характер. На основании этого можно сделать вывод о том, что технический регламент может быть утвержден приказом Минпромторга России.
Порядок принятия и опубликования
технического регламента
Закон N 385-ФЗ ввел в Закон о техническом регулировании статью 9.1, в которой установлен порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, принимаемого нормативным правовым актом органа технического регулирования.
Порядок принятия технического регламента следующий:
1. Проект технического регламента представляется разработчиком в орган технического регулирования для принятия при наличии:
- обоснования необходимости принятия технического регламента;
- финансово-экономического обоснования принятия технического регламента;
- документов, подтверждающих опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента;
- документов, подтверждающих опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента;
- перечня полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.
2. Проект технического регламента с приведенным выше комплектом документов направляется органом технического регулирования на экспертизу в экспертную комиссию по техническому регулированию.
3. Заключение данной экспертной комиссии о возможности принятия технического регламента готовится в течение 30 дней со дня поступления проекта технического регламента с комплектом документов в орган технического регулирования.
4. Заключение должно быть опубликовано в печатном издании органа технического регулирования и размещено в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
5. На основании заключения экспертной комиссии орган технического регулирования в течение 10 дней со дня поступления такого заключения принимает решение о принятии технического регламента или об отклонении его проекта. Отклоненный проект технического регламента с заключением экспертной комиссии по техническому регулированию должен быть возвращен разработчику в течение пяти дней со дня принятия решения об отказе.
6. Принятый технический регламент должен быть опубликован в печатном издании органа технического регулирования и размещен в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Следует отметить, что Минпромторг России не имеет своего официального печатного органа, поэтому можно предположить, что технический регламент, утверждаемый нормативным правовым актом органом технического регулирования, должен быть опубликован в "Российской газете" и "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". Этот вывод следует из п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Необходимо обратить внимание на то, что порядок опубликования документов обсуждения проекта технического регламента установлен в Постановлении Правительства РФ от 05.11.2003 N 673 "Об опубликовании и размере платы за опубликование документов о разработке, обсуждении и экспертной оценке проектов технических регламентов, проектов законодательных, иных нормативных правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования". В соответствии с этим Постановлением уведомления о разработке и обсуждении проекта технического регламента, проект технического регламента, а также экспертное заключение по этому проекту публикуются в печатном издании Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Ростехрегулирование) - "Вестнике технического регулирования и метрологии". Однако данное агентство не является органом технического регулирования, хотя и оказывает государственные услуги в этой области. Как было отмечено выше, органом технического регулирования является Минпромторг России. Поэтому "Вестник технического регулирования и метрологии" нельзя считать изданием органа технического регулирования.
Законодатель обязывает орган технического регулирования обеспечить бесплатный доступ к принятым техническим регламентам. Такой регламент подлежит государственной регистрации, что следует из п. 8 ст. 9.1 Закона о техническом регулировании.
Вступление технического регламента
Пунктом 10 ст. 7 Закона о техническом регулировании в новой редакции предусмотрено, что технический регламент, в том числе принятый органом технического регулирования, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.
Также п. 4 ст. 10 данного Закона установлено, что со дня вступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующий технический регламент, изданный указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ или нормативным правовым актом органа власти по техническому регулированию, утрачивает силу.
Перечень документов в области стандартизации,
обеспечивающие соблюдение требований
технического регламента
Закон N 385-ФЗ вводит в Закон о техническом регулировании статью 16.1, которая устанавливает правила формирования перечня документов в области стандартизации, обеспечивающие соблюдение требований технического регламента (далее - перечень документов в области стандартизации).
Национальным органом по стандартизации не позднее, чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании органа технического регулирования и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации.
В этот перечень могут включаться национальные стандарты и своды правил, международные, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств. Условием этого является регистрация указанных документов в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов, что следует из п. 2 ст. 16.1 Закона о техническом регулировании.
Пункт 4 ст. 16.1 Закона о техническом регулировании предусматривает, что применение актов, содержащихся в перечне документов в области стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
В случае применения таких документов для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия этим требованиям может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким документам (стандартам, сводам правил).
Их неприменение не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Пунктом 5 данной статьи установлено, что документы в области стандартизации, включенные в перечень документов, подлежат ревизии и в необходимых случаях пересмотру и (или) актуализации (не реже чем один раз в пять лет).
Необходимо отметить, что в соответствии с п. п. 4, 6 ст. 6 и п. 2 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные нормы и правила, принятые до принятия технического регламента о безопасности зданий и сооружений, признаются сводом правил, которые являются обязательными для применения и подлежат пересмотру и (или) актуализации не реже чем каждые пять лет (нормы вступят в силу 30.06.2010).
Тем самым данные строительные нормы и правила являются документами, обеспечивающими соблюдение данного технического регламента.
Регистрация технических документов
в информационном фонде технических
регламентов и стандартов
Значительно дополнена ст. 44 Закона о техническом регулировании, устанавливающая правовые основы информационного фонда технических регламентов и стандартов. Данный фонд является государственным информационным ресурсом, с помощью которого заинтересованные лица могут получить документы, содержащие технические требования и стандарты, в том числе Российской Федерации и зарубежных стран.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что международные, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, которые обеспечивают соблюдение требований принятого технического регламента или содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия (далее - технические документы), подлежат регистрации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
Законодатель в ст. 44 Закона о техническом регулировании определил процедуру данной регистрации:
1. Заинтересованное лицо представляет в национальный орган по стандартизации (Ростехрегулирование) заявление о регистрации технического документа с приложением его копии и надлежаще заверенного перевода на русский язык. Могут быть представлены заключения общероссийских общественных организаций предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, содержащие рекомендации о применении технического документа.
Необходимо отметить: Закон о техническом регулировании не указывает, что следует понимать под "заинтересованным лицом".
2. В течение пяти дней со дня получения заявления о регистрации стандарта или свода правил национальный орган по стандартизации направляет представленный на регистрацию технический документ с надлежаще заверенным переводом на русский язык в соответствующий технический комитет (технические комитеты) по стандартизации для заключения.
3. Технический комитет по стандартизации дает заключение о возможности применения технического документа для обеспечения соблюдения на добровольной основе требований принятого технического регламента или проведения исследований для применения и исполнения технического регламента и осуществления оценки соответствия, если в заявлении указано, что такое применение возможно. Данное заключение готовится в течение 30 дней со дня поступления документов и направляется в национальный орган по стандартизации (п. 4 ст. 44 Закона о техническом регулировании).
4. Регистрация технического документа (или мотивированный отказ в регистрации) производится либо в течение 15 дней со дня получения заключения технического комитета, либо не позднее 45 дней со дня поступления заявления о регистрации. Такое решение направляется заинтересованному лицу (заявителю) в течение пяти дней.
Пунктом 6 ст. 44 Закона о техническом регулировании определены основания для отказа в регистрации технического документа:
- несоблюдение требований, предусмотренных п. 4 данной статьи;
- мотивированное заключение технического комитета (технических комитетов) по стандартизации об отклонении технического документа.
Пункт 7 ст. 44 Закона о техническом регулировании предусматривает специальное основание отказа включения зарегистрированного технического документа в перечень документов, обеспечивающих добровольное применение технического регламента. Таким основанием является мотивированное заключение технического комитета (технических комитетов) по стандартизации о невозможности применения регламента для оценки его соответствия требованиям. Это заключение может быть обжаловано в суде.
Пункт 9 ст. 44 Закона о техническом регулировании устанавливает, что если в лицензионном договоре с иностранным правообладателем (или в силу норм международного права) установлена возмездность и (или) недопустимость предоставления открытого доступа к документам в области стандартизации, то национальный орган по стандартизации организует официальное опубликование в печатном издании органа технического регулирования и размещение в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме сведений о размере платы за предоставление соответствующих документов и правил их распространения.
Ростехрегулирование обязано безвозмездно предоставить документы по стандартизации по требованию органов государственной власти или по запросу суда.
Использование технических стандартов
иностранных государств
Закон N 385-ФЗ дополнил статью 46 Закона о техническом регулировании. Согласно п. 6.2 указанной статьи до дня вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации Правительство РФ вправе ввести обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств - участников Таможенного союза или в документах Европейского союза (далее - обязательные требования государств - участников Таможенного союза или Европейского союза).
Установив такие требования, Правительство РФ вправе определять формы оценки соответствия требованиям и орган, уполномоченный осуществлять государственный контроль (надзор) за их соблюдением.
Вплоть до принятия соответствующих технических регламентов национальный орган по стандартизации обязан публиковать перечень используемых в качестве обязательных требований государств - участников Таможенного союза или Европейского союза, что следует из п. 6.3 Закона техническом регулировании.
Заинтересованное лицо вправе представить в национальный орган по стандартизации надлежащим образом заверенный перевод технического регламента государства - участника Таможенного союза или документа Европейского союза. Такой документ подлежит учету в Ростехрегулировании.
Применение обязательных требований при отсутствии
технического регламента и выбор режима
технического регулирования
Согласно новой редакции п. 7 ст. 46 Закона о техническом регулировании обязательные требования, перечисленные в п. 1 ст. 46 указанного Закона, в отношении которых не приняты технические регламенты, действуют до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.
В случае введения обязательных требований, указанных в п. 6.2 ст. 46 Закона о техническом регулировании, заявитель может самостоятельно выбрать тот режим технического регулирования, в соответствии с которым будет осуществляться оценка соответствия обязательным требованиям, указанным в п. 1 или в п. 6.2 ст. 46 Закона о техническом регулировании. Тем самым ему предоставляется право выбора режима технического регулирования: либо соблюдать требования, содержащиеся в технических регламентах государств - участников Таможенного союза или в документах Европейского союза, либо соблюдать национальные технические требования.
Законодатель устанавливает, что при выборе режима технического регулирования требования к продукции и процессам, установленные в соответствии с другим режимом, для целей оценки соответствия не применяются.
В случае выбора режима технического регулирования, основанного на обязательных требованиях, указанных в п. 6.2 ст. 46 Закона о техническом регулировании, оценка соответствия осуществляется согласно действующим правилам и процедурам, установленным нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.
Необходимо обратить внимание, что согласно ст. 2 и п. 3 ст. 7 Закона о техническом регулировании оценкой соответствия является прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту. Такое определение включает в себя правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Изложенное должно быть закреплено в соответствующем техническом регламенте.
Вступление Закона N 385-ФЗ в силу
Закон N 385-ФЗ вступил в силу 11.01.2010.
Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"