от 30 октября 2015 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18. Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Разделы

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Программа деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010 - 2020 годы) изложена в новой редакции

Программа включает в себя основные мероприятия по строительству и реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог, находящихся (подлежащих передаче) в доверительном управлении Государственной компании, определяет очередность и сроки их реализации, необходимый объем работ, источники финансирования, а также содержит целевые индикаторы и показатели деятельности Государственной компании на 2010 - 2020 годы.

Приказ Минэкономразвития России от 27.07.2015 N 499
"Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по аккредитации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц"
Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2015 N 39488.

Регламентирован порядок осуществления федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц

Государственная функция осуществляется посредством организации и проведения внеплановых выездных и документарных проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных в национальной системе аккредитации, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в национальной системе аккредитации.

Регламентом, в частности, определены:

- права и обязанности должностных лиц при осуществлении федерального государственного контроля;

- права и обязанности аккредитованных лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю.

По результатам осуществления федерального государственного контроля составляется акт проверки соблюдения аккредитованным лицом обязательных требований, либо подготовка служебной записки по результатам систематического наблюдения, анализа и прогнозирования. В случае выявления нарушений выдаются предписания об их устранении. В случае невыполнения предписаний осуществляется прекращение или сокращение действия аккредитации.

В приложениях к регламенту приведена контактная информация территориальных органов Росаккредитации и наглядная блок-схема предоставления государственной функции.

Обновлены требования к операторам аэродромов гражданской авиации

Правилами устанавливаются требования к структуре оператора аэродрома. Структура подразделений оператора должна состоять из администрации, эксплуатационных участков, где группируются по технологическим признакам персонал и спецмашины, ремонтной мастерской по ремонту и техническому обслуживанию спецмашин, электротехнического и светосигнального оборудования, аэродромных средств тушения пожаров и аварийно-спасательных средств.

Определяются требования к персоналу оператора аэродрома гражданской авиации, эксплуатации аэродрома.

Сертификат оператора аэродрома гражданской авиации выдается уполномоченным органом по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя при условии соблюдения ими требований, установленных Правилами.

В приложении к Правилам приведена форма сертификата оператора аэродрома гражданской авиации.

Не подлежащим применению признан приказ ФСВТ России от 24.04.2000 N 98 "Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификация аэропортов. Процедуры", с изменениями и дополнениями.

В обозначении технических условий на продукцию с 1 января 2016 года будет использоваться шестиразрядный код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)

Такое разъяснение дано Росстандартом в ответ на обращения по вопросу отмены с 1 января 2016 г. Общероссийского классификатора продукции (ОКП) ОК 005-93.

Сообщается также, что предполагается сохранение обозначений ТУ, утвержденных до 1 января 2016 года, до их аннулирования или принятия новой редакции ТУ.

В случае пересмотра (принятия новой редакции) ТУ после введения в действие ОКПД2 допускается использование прежнего обозначения ТУ в скобках под новым обозначением ТУ.

На общественное обсуждение представлен проект нового Кодекса об административных правонарушениях

По мнению разработчиков, принятие нового Кодекса позволит обеспечить более полную защиту прав и свобод человека и гражданина, повысит прозрачность применения мер административного наказания и процессуального принуждения.

В проекте закрепляются нормы, предусматривающие в том числе:

общие положения законодательства об административных правонарушениях;

правила разграничения полномочий в области законодательства об административных правонарушениях между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

принципы административной ответственности;

перечень видов административного наказания и правила его назначения;

перечень оснований и правила освобождения от административной ответственности и административного наказания;

административную ответственность за нарушение федерального законодательства;

правила осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

К числу нововведений можно отнести выделение категорий грубых административных правонарушений, значительных административных правонарушений и менее значительных административных правонарушений.

В перечень видов административного наказания дополнительно включаются административный запрет на посещение публичных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров, ликвидация юридического лица или прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Устанавливается упрощенный порядок взыскания административных штрафов на небольшие суммы за счет удержаний из заработной платы, стипендии, пенсии и иных периодических платежей, выплачиваемых физическому лицу, привлеченному к административной ответственности. В целях обеспечения исполнения административного наказания в виде штрафа разработчиками предусмотрено дополнение Кодекса такой мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как обеспечительный арест имущества.

Также в проекте предусматривается ряд мер, стимулирующих правомерное поведение, направленных на создание у лица, привлекаемого к ответственности, заинтересованности в сотрудничестве с органами административной юрисдикции.

ЖИЛИЩЕ

Предлагается порядок оформления протоколов и реквизитов протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах

В частности, предусматривается недопустимость включения в повестку дня (соответственно, и в протокол общего собрания) таких пунктов, как "Разное", объединение под одной формулировкой разных по содержанию вопросов.

Предлагается установить требования к тексту каждого раздела протокола общего собрания, который должен состоять из трех частей: "слушали", "предложено", "решили (постановили)".

Проектом также устанавливается перечень обязательных приложений к протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Приказ Минтруда России от 28.09.2015 N 664н
"Об утверждении профессионального стандарта "Чистильщик металла, отливок, изделий и деталей"
Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2015 N 39471.

Утвержден профессиональный стандарт для чистильщика металла, отливок, изделий и деталей

В функции данных специалистов входит очистка и уплотнение поверхностного слоя металла, отливок, изделий и деталей.

Требования к образованию по данной профессии: основное общее образование и основные программы профессионального обучения (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, программы переподготовки рабочих, программы повышения квалификации рабочих).

Утвержден профессиональный стандарт для системных программистов

Согласно стандарту в функции данных специалистов входит разработка, отладка, модификация и поддержка системного программного обеспечения.

Стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами следующих трудовых функций:

- разработка компонентов системных программных продуктов;

- разработка систем управления базами данных;

- разработка операционных систем;

- организация разработки системного программного обеспечения;

- интеграция разработанного системного программного обеспечения.

Стандартом установлены требования к образованию и опыту работы, необходимые для допуска к выполнению каждой обобщенной трудовой функции.

Стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

При формировании сшивов документов, представляемых в налоговые органы, необходимо обеспечить сохранение их целостности, а также возможность свободного чтения и копирования

ФНС России разъяснены требования к формированию сшивов истребуемых налоговым органом документов (их копий).

Так, в частности, отмечено, что: сшив формируется объемом не более 150 листов с указанием арабскими цифрами сплошной нумерации; листы прошиваются на 2 прокола прочной нитью, концы нити выводятся на оборотную сторону последнего листа и проклеиваются; на бумажной наклейке проставляется заверительная надпись.

Сшивы документов (копий документов) представляются с сопроводительными письмами, в которых указываются основание их представления, включая реквизиты требования о представлении документов, количество сшивов и количество листов, содержащихся в каждом сшиве.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Неблагоприятные последствия несоблюдения требований к форме договора банковского вклада и процедуры его заключения возлагаются на банк

Конституционный Суд РФ признал не противоречащим Конституции РФ пункт 1 статьи 836 ГК РФ в части, позволяющей подтверждать соблюдение письменной формы договора "иным выданным банком вкладчику документом, отвечающим требованиям, предусмотренным для таких документов законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота", поскольку в этой части его положения, закрепляющие требования к форме договора банковского вклада, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не препятствуют суду на основании анализа фактических обстоятельств конкретного дела признать требования к форме договора банковского вклада соблюденными, а договор - заключенным, если будет установлено, что прием от гражданина денежных средств для внесения во вклад подтверждается документами, которые были выданы ему банком (лицом, которое, исходя из обстановки заключения договора, воспринималось гражданином как действующее от имени банка) и в тексте которых отражен факт внесения соответствующих денежных средств, и что поведение гражданина являлось разумным и добросовестным.

Конституционный Суд, в частности, указал, что если из обстоятельств дела следует, что договор банковского вклада, одной из сторон которого является гражданин, был заключен от имени банка неуполномоченным лицом, необходимо учитывать, что для гражданина, проявляющего при заключении договора необходимые разумность и добросовестность, соответствующее полномочие представителя может явствовать из обстановки, в которой он действует (абзац второй пункта 1 статьи 182 ГК РФ). Например, когда договор оформляется в кабинете руководителя подразделения банка, то у гражданина имеются основания полагать, что лицо, заключающее этот договор от имени банка, наделено соответствующими полномочиями. Подобная ситуация имеет место и в случае, когда договор банковского вклада заключается уполномоченным работником банка, но вопреки интересам своего работодателя, т.е. без зачисления на счет по вкладу поступившей от гражданина-вкладчика денежной суммы, притом что для самого гражданина из сложившейся обстановки определенно явствует, что этот работник действует от имени и в интересах банка.

Соответственно, суды, которые при рассмотрении споров между гражданами и кредитными организациями по поводу банковских вкладов самостоятельно осуществляют гражданско-правовую квалификацию отношений сторон, в том числе определяют, могут ли эти правоотношения считаться установленными, какова их природа, юридические факты, их порождающие, должны учитывать различный уровень профессионализма сторон в данной сфере правоотношений, отсутствие у присоединившейся стороны - гражданина реальной возможности настаивать на изменении формы договора и на проверке полномочий лица, действующего от имени банка, и т.д.

Суды не вправе квалифицировать, руководствуясь пунктом 2 статьи 836 ГК РФ во взаимосвязи с его статьей 166, как ничтожный или незаключенный договор банковского вклада с гражданином на том лишь основании, что он заключен неуполномоченным работником банка и в банке отсутствуют сведения о вкладе (об открытии вкладчику счета для принятия вклада и начисления на него процентов, а также о зачислении на данный счет денежных средств), в тех случаях, когда - принимая во внимание особенности договора банковского вклада с гражданином как публичного договора и договора присоединения - разумность и добросовестность действий вкладчика (в том числе применительно к оценке предлагаемых условий банковского вклада) при заключении договора и передаче денег неуполномоченному работнику банка не опровергнуты. В таких случаях бремя негативных последствий должен нести банк, в частности создавший условия для неправомерного поведения своего работника или предоставивший неуправомоченному лицу, несмотря на повышенные требования к экономической безопасности банковской деятельности, доступ в служебные помещения банка, не осуществивший должный контроль за действиями своих работников или наделивший полномочиями лицо, которое воспользовалось положением работника банка в личных целях, без надлежащей проверки.

В электронном уведомлении о внутреннем структурном подразделении банка необходимо отразить все предусмотренные документом реквизиты

С 1 мая 2015 года уведомления об открытии (изменении реквизитов, закрытии) внутреннего структурного подразделения кредитной организации представляются в территориальные учреждения Банка России только в форме электронного документа по форме, предусмотренной приложением 15 Инструкции Банка России от 02.04.2010 N 135-И.

Сообщается о необходимости указания, в том числе: даты, регистрационного номера, наименований всех адресатов - территориальных учреждений Банка России, которым направляется уведомление.

Обращено внимание также на необходимость проставления отметки о направлении предусмотренных Инструкцией N 135-И приложений с указанием их наименований и количества листов. Указано при этом, что направление дополнительных сопроводительных писем не требуется.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Определены правила осуществления двусторонних и транзитных международных автомобильных перевозок без российских разрешений

В частности, в случае если международным договором РФ предусмотрено осуществление иностранными перевозчиками двусторонних и транзитных международных автомобильных перевозок любых видов грузов без российских разрешений, такие перевозки осуществляются на основании международной товарно-транспортной накладной (ТТН), подтверждающей вид перевозки.

В случае если международным договором предусмотрено осуществление без российских разрешений перевозок грузов транспортными средствами определенной грузоподъемности или максимальной разрешенной массы, такие перевозки осуществляются на основании ТТН, подтверждающей вид перевозки, при условии, что в свидетельстве о регистрации транспортного средства указана информация о грузоподъемности или максимальной разрешенной массе, которые соответствуют установленным международным договором требованиям.

Разъяснены минимально необходимые требования для выдачи свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства

К ним, в частности, относится наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя работников, аттестованных в соответствии с требованиями Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37.

Подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, предоставлен переходный период до 01.01.2016 для получения лицензии

Одновременно сообщается, что для осуществления работ по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности такой переходный период не предусматривается и их обезвреживание и размещение возможно только при наличии соответствующей лицензии.

Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, сохраняют свое действие до 01.01.2019 (с правом их переоформления на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности).

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Уточнены требования к вычислительной программе по определению дисконтированной валовой выручки участника конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды в отношении объектов ЖКХ

Установлено, что при внесении изменений в вычислительную программу в наименовании ее файлов указываются номер версии программы и дата внесения указанных изменений.

Если изменения в программу внесены после окончания срока подачи конкурсных предложений участников конкурса для расчета дисконтированной валовой выручки участников конкурса используется версия программы по состоянию на день, предшествующий дню окончания срока подачи конкурсных предложений.

Если изменения в программу внесены до подачи конкурсных предложений участников конкурса, для расчета дисконтированной валовой выручки используется версия вычислительной программы по состоянию на день подачи конкурсных заявок.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Установлена процедура определения экспертной комиссией ФГБУ при Минздраве России взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения

Взаимозаменяемость лекарственного препарата определяется в процессе его государственной регистрации на основании сравнения с референтным лекарственным препаратом по параметрам, определенным Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств", при проведении комиссией экспертов федерального государственного бюджетного учреждения по проведению экспертизы лекарственных средств, находящегося в ведении Минздрава России, экспертизы лекарственного препарата в части экспертизы качества лекарственного средства или экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата.

Определение взаимозаменяемости биоаналогового (биоподобного) лекарственного препарата (биоаналога) осуществляется с учетом полученных по результатам проведения клинических исследований данных об отсутствии у него клинически значимых различий безопасности, эффективности и иммуногенности по сравнению с референтным лекарственным препаратом.

Вывод о взаимозаменяемости (невзаимозаменяемости) лекарственного препарата оформляется в виде приложения к заключению комиссии экспертов по форме, утверждаемой Минздравом России.

Определен круг лекарственных препаратов, на которые действие Правил не распространяется (в том числе референтные лекарственные препараты, лекарственные растительные препараты, гомеопатические лекарственные препараты).

Предусмотрено, что Минздрав России размещает на своем официальном сайте в сети Интернет сведения о зарегистрированных лекарственных препаратах для медицинского применения, в отношении которых выдано задание на определение взаимозаменяемости этих лекарственных препаратов.

Минспортом России утвержден перечень должностей в области спорта, на которые общероссийские спортивные федерации и физкультурно-спортивные организации могут привлекать иностранцев

В перечень включены, в частности, следующие должности:

- врач по спортивной медицине сборных команд;

- главный тренер сборной команды;

- медсестра по массажу сборной команды;

- механик сборной команды;

- специалист по подготовке спортивного инвентаря;

- специалист сборной команды;

- спортсмен;

- техник по эксплуатации и ремонту спортивной техники;

- хореограф.

Согласно закону о спорте указанные организации вправе осуществлять привлечение иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве спортсменов, тренеров и иных специалистов в области физкультуры и спорта с учетом установленных законодательством особенностей.

Установлены новые квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"

Требованиями для каждой специальности установлен необходимый уровень профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования. Кроме того, для каждой специальности установлены наименования должностей.

Признан утратившим силу Приказ Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н, которым были утверждены ранее действовавшие квалификационные требования к данным специалистам.

Граждане смогут узнать о перечне оказанных им в рамках обязательного медицинского страхования медицинских услуг и их стоимости через "личный кабинет" в Интернете

ФФОМС утвердил общие требования к содержанию и форме информирования застрахованных лиц о перечне оказанных им медицинских услуг и их стоимости в электронном виде через региональные порталы государственных и муниципальных услуг, официальные сайты региональных органов власти в сфере здравоохранения и территориальных фондов ОМС путем создания личного кабинета пациента.

В личном кабинете отображаются, в частности:

- сведения о страховой медицинской организации, выбранной застрахованным лицом в соответствии с законодательством РФ;

- сведения о медицинской организации, выбранной застрахованным лицом для получения первичной медико-санитарной помощи;

- сведения о медицинской организации, оказавшей медицинские услуги застрахованному лицу;

- наименование медицинской услуги;

- общая стоимость за медицинские услуги, оказанные застрахованному лицу в медицинской организации за период лечения;

- информация о периоде и датах оказания медицинских услуг;

- информация об условиях оказания медицинских услуг.

Процедура регистрации и авторизации застрахованного лица в личном кабинете осуществляется с использованием "Единой системы идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

Кроме того, утверждена форма справки о перечне оказанных застрахованному лицу медицинских услуг и их стоимости, выдаваемой страховой медицинской организацией.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы