Готовимся к камеральным проверкам деклараций НДС

Ознакомились ли Вы с новым письмом Минфина России от 30.04.15 № 03-07-11/25178? Суть его в том, что с 1 января 2015 года вступили в силу поправки в пункт 8.1 статьи 88 и пункт 1 статьи 92 Налогового кодекса, внесенные Федеральным законом от 28.06.13 № 134-ФЗ.

Согласно указанным нормам, с этого года у инспекторов появились новые полномочия в рамках проведения камеральной проверки деклараций по НДС. Так, если в ходе проверки выявлены противоречия и несоответствия, свидетельствующие о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению, то налоговики вправе:

• истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации (например, договоры) — пункт 8.1 ст. 88 НК РФ;

• осуществлять осмотр территорий, помещений, документов и предметов (п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 91 НК РФ). Прежде осмотр в рамках камеральной проверки суды признавали незаконным.

Также в Минфине сообщили, что новые правила камеральных проверок применяются ко всем декларациям, в том числе к «уточненкам», представленным с 1 января 2015 года. Таким образом, компании не вправе отказаться представлять документы, ссылаясь на то, что уточненные декларации поданы за периоды, предшествовавшие дате вступления в силу Закона № 134-ФЗ.

Налогоплательщики НДС, помните! С нового года расхождения и противоречия в декларациях по НДС выявляются с помощью новой информационной системы ФНС. В системе производится перекрестная сверка данных о счетах-фактурах, которыми обменялись продавцы и покупатели. В книге продаж поставщика обязательно должна найтись запись, которая соответствует записи в книге покупок покупателя. Если в процессе сверки контрагент не будет найден или обнаружатся разногласия по суммам, номерам счетов-фактур и другим реквизитам, налоговая направит компании требование о представлении пояснений.

А теперь о главном: как избежать проблем при проверке декларации?

Самый надежный способ избежать расхождений - вести электронный документооборот. То есть обмениваться с контрагентами юридически значимыми электронными счетами-фактурами через оператора ЭДО (например, с помощью сервиса «Диадок»). В этом случае покупатель и продавец работают с одним и тем же электронным документом, автоматически принимая его к учету.

Если же компания ведет бумажный документооборот, то бухгалтеру придется в течение квартала регулярно сверяться с контрагентами, сопоставляя данные не только в счетах-фактурах, но и в книгах покупок/продаж и журналах полученных и выставленных счетов-фактур. Процесс трудоемкий, но только он поможет избежать необходимости отвечать на огромное количество требований со стороны налоговых органов.

Автоматизировать сверку данных можно с помощью сервиса «Контур.Сверка». Он отслеживает как ошибки в реквизитах контрагентов, проверяя их по базам налоговых органов, так и разногласия по суммам, датам и номерам счетов-фактур. По результатам сверки налогоплательщик исправляет в своей учетной системе ошибки, обсуждает с контрагентом, на чьей стороне допущена неточность, чтобы устранить разногласия между счетами-фактурами, и приглашает в сервис тех контрагентов, которые еще не загрузили свои книги.

Если все расхождения устранены, налогоплательщик отправляет в налоговый орган «чистые» данные. А значит, избавляет себя от головной боли, связанной с ответами на многочисленные требования налоговиков, и риска доначислений НДС.

«Контур. Сверка» – Ваш надежный помощник! Попробуйте его в работе и убедитесь сами во всех преимуществах этого сервиса.

По вопросам приобретения рекомендуем обратиться в Сервисный центр «Респект» по адресу: г. Уфа, ул. 50 лет СССР, 48/1, звоните: (347) 292-77-95, заказывайте тест-драйв на 3 месяца: kontur@respectrb.ru.