Аналитический обзор от 8 ДЕКАБРЯ 2009

Название документа

"КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 8 ДЕКАБРЯ 2009 ГОДА

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 28.11.2009 N 293-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ"

Источник публикации

Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".

Примечание к документу

Текст документа

КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 8 ДЕКАБРЯ 2009 ГОДА

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 28.11.2009 N 293-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"О ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ"

Законом от 28.11.2009 N 293-ФЗ (далее - Закон), внесшим изменения в Федеральный закон от 25.01.2002 N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения", уточнен порядок проведения Всероссийской переписи населения - более подробно регламентированы и разграничены обязанности по организации и проведению Всероссийской переписи населения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, уточнено содержание некоторых сведений, включаемых в опросные листы, уточнен также порядок финансирования переписи. В соответствие с действующим законодательством приведена применяемая в Федеральном законе "О Всероссийской переписи населения" финансовая и статистическая терминология.

Полномочия федерального органа исполнительной власти,

ответственного за проведение Всероссийской

переписи населения

Федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством РФ в качестве ответственного за проведение Всероссийской переписи населения (далее - федеральный орган; в настоящее время им является Федеральная служба государственной статистики), проводит контроль и надзор за осуществлением органами исполнительной власти субъектов РФ переданных им полномочий по подготовке и проведению переписи, в том числе утверждает форму и содержание соответствующей отчетности, а также периодичность ее представления. Федеральный орган вправе вносить в Правительство РФ предложения об изъятии у органов исполнительной власти субъектов РФ переданных им полномочий по подготовке и организации переписи в случае их ненадлежащего исполнения.

Федеральный орган является оператором, организующим и осуществляющим обработку персональных данных лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения; он также осуществляет правомочия обладателя официальной статистической информации, сформированной в результате проведения переписи, в пределах, установленных федеральными законами.

Федеральный орган (совместно с другими федеральными органами, осуществляющими соответствующие функции) осуществляет контроль и надзор за расходованием средств на предоставление субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных им полномочий по подготовке и проведению переписи, а также утверждает форму, по которой составляются списки лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения, о чем будет сказано далее (подп. "ж", "л", "м" п. 3, п. 5, подп. "д" п. 8 Закона).

Полномочия по подготовке и проведению Всероссийской

переписи населения, переданные субъектам РФ и органам

местного самоуправления

В полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, кроме полномочий по обеспечению мероприятий переписи оборудованными помещениями, транспортными средствами и средствами связи (т.е. полномочий, предоставленных субъектам РФ ранее), включено также полномочие по обеспечению охраняемыми помещениями для хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения. При этом Законом установлено, что осуществление перечисленных полномочий законами субъектов РФ может быть передано органам местного самоуправления (подп. "г" п. 3 Закона).

Органы местного самоуправления так же, как это было установлено ранее, оказывают содействие федеральному органу исполнительной власти, ответственному за проведение Всероссийской переписи населения, в привлечении граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору сведений о населении, а также органам исполнительной власти субъектов РФ в осуществлении их полномочий.

Определено также, что именно органы местного самоуправления должны обеспечивать наличие в муниципальных образованиях указателей названий улиц, номеров домов и номеров квартир. Кроме этого органы местного самоуправления представляют по запросу федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение Всероссийской переписи населения, данные о количестве жилых помещений и иных помещений, находящихся в муниципальной собственности, и численности лиц, проживающих и зарегистрированных в жилых помещениях по месту жительства или пребывания, а также лиц, проживающих и зарегистрированных в указанных иных помещениях по месту пребывания (подп. "и" п. 3 Закона).

Новые требования к сведениям, включаемым

в переписные листы

Федеральный закон "О Всероссийской переписи населения" установил возможность включения в переписные листы сведений о национальной принадлежности. В соответствии с Федеральным законом "О персональных данных" сведения о национальной принадлежности относятся к специальной категории персональных данных и могут быть обработаны только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. В связи с этим Закон определил, что согласие опрашиваемого лица на обработку сведений о его национальной принадлежности считается полученным в случае, если соответствующий раздел бланка переписного листа заполнен непосредственно опрашиваемым лицом (подп. "б" п. 4 Закона).

В переписные листы будут включаться также сведения о миграции, т.е. о продолжительности проживания или пребывания, прежнем месте жительства или пребывания, продолжительности пребывания на территории иностранного государства, причинах въезда в Российскую Федерацию, передвижении от места жительства или пребывания до места работы.

Вместо сведений о "родственных отношениях с проживающими совместно лицами", как это было сформулировано Федеральным законом "О Всероссийской переписи населения" ранее, в переписные листы могут включаться сведения об "отношениях с членами домохозяйства, под которым понимается группа лиц, проживающих в жилом доме, квартире или комнате либо части жилого дома или квартиры, совместно обеспечивающих себя необходимыми средствами к существованию и объединяющих полностью или частично свои доходы, либо лицо, проживающее в жилом доме, квартире или комнате либо части жилого дома или квартиры и самостоятельно обеспечивающее себя необходимыми средствами к существованию".

Сведения об образовании должны включать в себя и сведения о дошкольном образовании (подп. "а" п. 4 Закона).

Новые требования к порядку подготовки и проведения

Всероссийской переписи населения

Для контроля за заполнением переписных листов, сводки и группировки полученных сведений лицами, осуществляющими сбор сведений о населении, со слов опрашиваемых лиц в отношении каждого домохозяйства, жилого помещения, иного помещения составляются списки лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения. Эти списки составляются, как уже упоминалось, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение Всероссийской переписи населения, и уничтожаются им по достижении цели обработки полученных сведений. В списках лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения, указываются фамилия, имя, отчество опрашиваемого лица и его место жительства или пребывания. Указанные данные к сведениям о населении не относятся и в переписные листы не включаются (п. 5 Закона).

В целях обеспечения полноты сбора сведений о всех членах домохозяйства в случае их отсутствия в период, в течение которого проводится перепись населения, или отказа сообщить сведения о себе сбор сведений о поле и возрасте (дате рождения) этих лиц может быть осуществлен путем их получения на основании административных данных. Порядок получения сведений указанным путем устанавливается Правительством РФ (подп. "в" п. 4 Закона).

В случае отсутствия кого-либо из опрашиваемых лиц переписные листы заполняются со слов членов домохозяйства, за исключением сведений о национальной принадлежности. Переписные листы могут быть заполнены непосредственно лицами, подлежащими Всероссийской переписи населения (подп. "г" п. 4 Закона).

Финансирование мероприятий по подготовке и проведению

Всероссийской переписи населения

Средства на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ полномочий по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Общий объем субвенций определяется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ и содержащей порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций. Правительство РФ устанавливает также порядок расходования и учета этих средств (подп. "а", "б" п. 8 Закона).

Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"

 

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы