Юристу от 8 мая 2024 года

08.05.2024

Возмещение судебных расходов по обособленным спорам в деле о банкротстве: поправки Минэкономразвития

По общему правилу проекта судебные расходы, которые взыскали с должника в пользу иного лица, возмещают в составе пятой очереди текущих платежей. Эту норму планируют закрепить с подачи КС РФ. В марте 2024 года он изменил практику возмещения судебных расходов по обособленным спорам и постановил принять законодательные изменения.

На уровне закона закрепят позицию Пленума ВАС РФ: компенсацию расходов кредитора, в пользу которого суд принял решение, можно получить после погашения основного долга и процентов. При этом уточнят, что речь идет о судебном акте о признании обоснованным заявления о банкротстве должника или о включении требований кредитора в реестр.

Также установят: если акт принят не в пользу должника, суд вправе взыскать расходы с иного лица, из-за злоупотребления которого они возникли. Это может быть арбитражный управляющий, который предъявил заведомо необоснованное требование или кредитор, который возражал против требований другого кредитора, и пр.

В проекте есть и другие положения.

Общественное обсуждение поправок завершат 17 мая.

Документ:

Проект федерального закона

 

08.05.2024

Развитие России: президент подписал указ о национальных целях до 2030 года и на перспективу

Глава государства определил 7 целей развития (п. 1 указа):

  • сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи;
  • реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотизма и социальной ответственности;
  • комфортная и безопасная среда для жизни;
  • экологическое благополучие;
  • устойчивая и динамичная экономика;
  • технологическое лидерство;
  • цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.

Реализацию планов оценят по ряду целевых показателей. Для этого поставили задачи, например:

  • увеличить МРОТ к 2030 году более чем в 2 раза по сравнению с 2023 годом. МРОТ должен составить не менее 35 тыс. руб. в месяц (пп. "м" п. 2 указа);
  • утвердить в 2026 году новые системы оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций и внедрить их с 2027 года (пп. "н" п. 2 указа);
  • сформировать к 2030 году современную систему профразвития педагогов для всех уровней образования (пп. "и" п. 3 указа);
  • обеспечить граждан жильем общей площадью не менее 33 кв. м на человека к 2030 году и не менее 38 кв. м к 2036 году (пп. "б" п. 4 указа);
  • улучшить качество коммунальных услуг для 20 млн человек к 2030 году (пп. "ж" п. 4 указа);
  • обеспечить значимый рост энергетической и ресурсной эффективности в ЖКХ, промышленном и инфраструктурном строительстве (пп. "и" п. 4 указа);
  • добиться как минимум 50-процентной доли отечественных самолетов у авиаперевозчиков к 2030 году (пп. "н" п. 4 указа);
  • снизить к 2036 году в 2 раза выбросы опасных загрязняющих веществ, которые оказывают наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха (пп. "б" п. 5указа);
  • обеспечить в 2024 - 2030 годах рост дохода на одного работника СМСП в 1,2 раза выше, чем рост ВВП (пп. "д" п. 6 указа);
  • создать к 2030 году эффективную систему подготовки, профпереподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики (пп. "и" п. 6 указа);
  • увеличить к 2030 году выручку малых технологических компаний не менее чем в 7 раз по сравнению с 2023 годом (пп. "е" п. 7 указа);
  • осуществить к 2030 году переход не менее 80% российских организаций ключевых отраслей экономики на применение базового и прикладного отечественного ПО в производственных и управленческих процессах (пп. "д" п. 8 указа);
  • увеличить к 2030 году долю оказания массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме до 99% (пп. "ж" п. 8 указа);
  • сформировать систему подбора, развития и ротации кадров для госорганов и местных властей (пп. "з" п. 8 указа).

Правительство должно разработать (скорректировать) нацпроекты и представить единый план по достижению национальных целей развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года.

Документ:

Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309

 

08.05.2024

Практика коллегии по экономическим спорам ВС РФ: обзор за апрель

Субсидиарная ответственность собственников компании в случае ее исключения из ЕГРЮЛ, взыскание средств должника со счета невостребованных сумм, распределение бремени расходов из-за изменения условий налогообложения сделки. Об этих и других делах расскажем в обзоре.

Субсидиарную ответственность "брошенной" организации продолжают нести ее собственники

Ситуация:

  • Общество привлекли к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве, но долг оно не погасило: из-за недостоверных сведений компанию исключили из ЕГРЮЛ.
  • Конкурсный управляющий потребовал привлечь к ответственности единственного участника компании.

Что сказали суды трех инстанций:

  • Компанию исключили из реестра по решению налоговой, а не собственника.
  • Управляющий мог возразить против ликвидации, но не сделал это, значит, несет риск неблагоприятных последствий.
  • В иске следует отказать.

Что сказал Верховный суд:

  • Собственник не принял никаких мер, чтобы погасить долг организации, наоборот, своим бездействием он способствовал ее исключению из ЕГРЮЛ.
  • Нельзя возлагать на кредиторов неблагоприятные последствия того, что они не смогли помешать исключению должника из реестра. Подобного основания для освобождения от ответственности или снижения ее размера в законе нет.

Документ: Определение ВС РФ от 26.04.2024 N 305-ЭС23-29091

Средства должника на внутрибанковском счете невостребованных сумм взыскивают на основании судебного решения

Ситуация:

  • Кредитор направил исполнительный лист в банк, где был открыт расчетный счет должника, но получил ответ, что последний там не обслуживается.
  • Банк пояснил: договор о расчетно-кассовом обслуживании был расторгнут, а деньги с него переведены на внутрибанковский счет невостребованных сумм.
  • Кредитор обратился в суд с заявлением об обращении взыскания на эти средства.

Что сказали суды трех инстанций:

  • Заявление не подлежит удовлетворению.
  • Правила обращения взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, здесь неприменимы, поскольку речь идет о средствах на банковском счете. В этом случае действуют спецправила.

Что сказал Верховный суд:

  • Спецправила, о которых упомянули нижестоящие суды, касаются не любого банковского счета, а только счета самого должника.
  • В рассматриваемой ситуации средства находятся в банке, но не на счете должника, а на внутрибанковском счете невостребованных сумм.
  • Эти деньги нужно рассматривать как имущество, находящееся у третьего лица (банка) в виде имущественных прав, и обратить на него взыскание по судебному решению.

Документ: Определение ВС РФ от 08.04.2024 N 301-ЭС23-23502

Если сделка стала облагаться НДС, доплатить сумму налога по общему правилу обязан покупатель

Ситуация:

  • Стороны заключили сублицензионный договор, плата по которому не облагалась НДС и должна была вноситься в течение трех лет.
  • К моменту внесения платы за очередной год изменилось законодательство: сделка стала облагаться НДС.
  • Лицензиат включил в счет НДС - сублицензиат отказался платить повышенное вознаграждение.
  • Лицензиат обратился в суд.

Что сказали суды трех инстанций:

  • Первая инстанция отказала лицензиату: цена твердая, стороны не договаривались о возложении на ответчика обязанности уплатить НДС сверх нее.
  • Апелляция, наоборот, поддержала истца: цена изменилась в силу закона, отражать этот факт в договоре не нужно.
  • Кассация, в свою очередь, согласилась с первой инстанцией. Суд также отметил, что по общему правилу нельзя увеличивать сумму сделки и взыскивать с покупателя НДС, если продавец неверно определил размер налога.

Что сказал Верховный суд:

  • Бремя уплаты НДС фактически лежит не на поставщиках (исполнителях), а на покупателях (заказчиках).
  • Если в силу изменений в законодательстве операция стала облагаться НДС, цена договора увеличивается на его сумму. Иные последствия могут быть установлены НПА или соглашением сторон.
  • По условиям договора истец не мог предъявить претензии о доплате НДС из-за неверной квалификации сделки, но не в случае изменения закона.

Документ: Определение ВС РФ от 04.04.2024 N 305-ЭС23-26201

Иные споры

О других спорах, которые коллегия рассмотрела в апреле, вы можете прочитать в наших новостях:

Предыдущий обзор практики читайте здесь.

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.04.2024) "Об исполнительном производстве"

 

 

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы