Аналитический обзор от 15 октября 2013 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Название документа

"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 15 октября 2013 года

Письмо Росреестра от 30.09.2013 N 14-ИСХ/09019-ГЕ/13 "Об отдельных вопросах, связанных с регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

Источник публикации

Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".

Примечание к документу

Текст документа

Подписаться на обзоры на www.consultant.ru

КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 15 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".

ПИСЬМО РОСРЕЕСТРА ОТ 30.09.2013 N 14-ИСХ/09019-ГЕ/13

"ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С РЕГИСТРАЦИЕЙ ПРАВ

НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ"

1. Основные новеллы Закона N 250-ФЗ >>>

2. Разъяснения Минэкономразвития России о нововведениях Закона N 250-ФЗ >>>

3. Разъяснения Росреестра о применении нововведений Закона N 250-ФЗ >>>

 

В рассматриваемом Письме Росреестра (далее - Письмо Росреестра) даны дополнительные разъяснения к Письму Минэкономразвития России от 27.09.2013 N 20632-ПК/Д23и "О рекомендациях относительно применения Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости" (далее - Письмо Минэкономразвития России).

Указанные Письма приняты в связи с вступлением в силу 1 октября 2013 г. (за исключением отдельных положений) Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости" (далее - Закон N 250-ФЗ), в соответствии с которым внесены важные изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) и Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).

Рассматриваемое Письмо Росреестра не является нормативным актом.

1. Основные новеллы Закона N 250-ФЗ

Законом N 250-ФЗ установлено, что допускается государственная регистрация договоров и иных сделок в электронной форме, если содержание такой сделки представлено в форме электронного документа (абз. 2 п. 1 ст. 14 Закона о регистрации в новой редакции). В этой ситуации специальная регистрационная надпись удостоверяется усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора. Регистрация в электронном виде дает альтернативу самому распространенному способу представления документов - непосредственно заявителем и позволит существенно уменьшить число тех, кто обращается в регистрирующий орган лично.

Предусматривается возможность вести Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) только в электронном виде, что позволит Росреестру существенно сократить затраты (п. 8 ст. 12 Закона о регистрации в новой редакции). Ранее регистрирующий орган вел ЕГРП и на бумажном, и на электронном носителях, теперь необязательно вести ЕГРП на бумажных носителях, если он ведется в электронной форме.

Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП. В форме документа на бумажном носителе в обязательном порядке оформляется только свидетельство (п. 1 ст. 14 Закона о регистрации в новой редакции).

Согласно Закону N 250-ФЗ заявитель вправе не представлять документ об уплате государственной пошлины (п. 4 ст. 16 Закона о регистрации в новой редакции). Соответствующую информацию работники регистрирующего органа смогут получить в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ведение данной системы предусмотрено абз. 4 - 5 п. 3 ст. 333.18 НК РФ, а также Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"). Однако заявитель при желании вправе представить документ об уплате государственной пошлины по собственной инициативе.

Предусмотренная реформой Гражданского кодекса РФ возможность вносить в ЕГРП записи о возражениях относительно зарегистрированного права (п. 7 ст. 8.1 ГК РФ) подробно регламентируется в Законе N 250-ФЗ. В нем установлен порядок внесения этих записей, а также предусмотрена возможность указать в ЕГРП на недопустимость внесения в него каких-либо изменений без личного участия правообладателя.

Так, с 1 октября 2013 г. собственник объекта недвижимости может заявить в регистрирующий орган о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект без его личного участия, в результате чего в ЕГРП будет внесена соответствующая запись. В этом случае арендатору, обратившемуся за регистрацией договора аренды в отсутствие арендодателя - собственника имущества, заявление о регистрации возвращается без рассмотрения с указанием причины возврата (п. 2 ст. 28.1 Закона о регистрации в новой редакции).

Форма заявления и требования к ее заполнению будут утверждены Минэкономразвития России. До этого момента действуют требования, закрепленные в п. 12 Приложения к Письму Минэкономразвития России.

Кроме того, внесены изменения в состав сведений государственного кадастра недвижимости. Установлено, что в нем также будут указываться кадастровые номера помещений, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение (п. 5.1 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре в новой редакции).

Также Законом N 250-ФЗ установлено, что содержащиеся в ЕГРП общедоступные сведения о правах и ограничениях прав на недвижимое имущество считаются внесенными в государственный кадастр недвижимости (ч. 3 ст. 7 Закона о кадастре в новой редакции). Данное правило должно упростить кадастровый учет, поскольку часть необходимых для его осуществления сведений может быть получена непосредственно из ЕГРП.

Жилые помещения в многоквартирном доме в качестве исключения из общего правила, действующего в отношении других типов помещений в зданиях или сооружениях, могут не ставиться на кадастровый учет одновременно с этим зданием (ч. 4 ст. 25 Закона о кадастре в новой редакции).

2. Разъяснения Минэкономразвития России

о нововведениях Закона N 250-ФЗ

Разъяснения, содержащиеся в Письме Минэкономразвития России, касаются ряда вопросов, возникших при применении положений Закона N 250-ФЗ. Проблемы появились потому, что к моменту вступления в силу Закона N 250-ФЗ еще не были разработаны и приняты все необходимые подзаконные акты, к которым часто отсылают данные новеллы законодательства о государственной регистрации недвижимости и кадастрового учета.

Так, Законом N 250-ФЗ предусматривается принятие специального подзаконного акта, регулирующего порядок и сроки хранения содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов и порядка предоставления сведений из него и из ЕГРП. Однако до момента вступления в силу такого нормативного акта следует руководствоваться Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" (п. 1 Письма Минэкономразвития России).

Помимо этого, в Письме Минэкономразвития России были даны разъяснения о порядке представления межевого плана, технических планов и акта обследования в форме электронных документов (п. 2), а также была определена форма представления заявления о государственном кадастровом учете, заявления об исправлении технической ошибки в электронном виде (п. 3).

До вступления в силу положений, определяющих правила ведения ЕГРП, необходимо действовать в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п. 6 Письма Минэкономразвития России).

Среди прочего можно отметить, что в отношении объектов недвижимости (частей объектов недвижимости), поставленных на государственный кадастровый учет до 1 октября 2013 г., срок действия временного статуса сведений об этих объектах должен быть пролонгирован до пяти лет (с момента постановки на государственный кадастровый учет), если до этой даты такой срок не истек (п. 11 Письма Минэкономразвития России).

Кроме того, Минэкономразвития России указало, что если заявителю необходимо подать заявление о возражении в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости либо заявление о невозможности проведения государственной регистрации без личного участия, специалист, ответственный за прием документов, самостоятельно формирует такое заявление (п. 12 Письма Минэкономразвития России).

В п. 13 Письма Минэкономразвития России также было определено, что по требованию правообладателя проведенная государственная регистрация прав может быть удостоверена выпиской из ЕГРП, выдаваемой по форме, установленной приложением 1 к Приказу Минэкономразвития России от 22.03.2013 N 147.

3. Разъяснения Росреестра

о применении нововведений Закона N 250-ФЗ

В Письме Росреестра уточнен ряд положений Письма Минэкономразвития России, касающихся некоторых неясных вопросов применения измененных норм Закона о регистрации и Закона о кадастре, в частности:

- правила фиксации записей в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, а также о невозможности проведения государственной регистрации без личного участия правообладателя (п. 2 Письма Росреестра);

- правила ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов. До вступления в силу соответствующих приказов Росреестра должны действовать правила, установленные Приказом Минюста России от 24.12.2001 N 343 "Об утверждении Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п. 3 Письма Росреестра);

- формирование сведений в справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости (здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения). В данной справке слова "земельный участок" должны быть заменены на соответствующий вид объекта недвижимости (см. форму такой справки в Приказе Минэкономразвития России от 25.10.2012 N 530 "Об определении вида предоставления внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка и кадастровом номере земельного участка") (п. 1 Письма Росреестра).

Кроме того, утратила силу ст. 18 Закона о кадастре, в которой устанавливалось, что кадастровый учет осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости. В связи с этим в Письме Росреестра указано, что возможность подачи документов для государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета по экстерриториальному принципу (в любом офисе приема документов вне зависимости от места нахождения объекта недвижимости) повысит эффективность деятельности регистрационных органов в этой части.

В то же время по вопросу о допустимости подачи документов на государственную регистрацию по экстерриториальному принципу существует и другая правовая позиция. Так, Федеральная кадастровая палата в Письме от 28.08.2013 N 05-0627-АГ "Об изменениях законодательства" обращает внимание на то, что ст. 18 Закона о кадастре утратила силу, но согласно внесенным в ст. 21 Закона о кадастре изменениям с заявлением о кадастровом учете по-прежнему необходимо обращаться по общему правилу в орган кадастрового учета или многофункциональный центр по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы