с 22 октября по 29 октября 2023 года

<< Топ-5 популярных вопросов

#воинский учет

"Явка гражданина в военный комиссариат для снятия с воинского учета может потребоваться, в частности, при отсутствии уведомления от военного комиссариата об изменении сведений в автоматизированном режиме в случае переезда на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией (п. 1 ст. 10 Закона N 53-ФЗ; пп. "г" п. 50 Положения N 719)". Насколько я понимаю, данное пояснение не относится к случаям, когда человек уехал на новое место пребывания (свыше 6 месяцев) за пределы РФ, правильно? То есть гражданин опять должен въехать в РФ для личной явки только потому, что военкомат уведомления об изменении сведений в автоматизированном режиме с учетом требований статьи 8.1 настоящего Федерального закона не прислал?

Посмотреть ответ специалиста

При выезде из РФ на срок более шести месяцев граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сообщить об этом в письменной или электронной форме через портал госуслуг в военный комиссариат или местную администрацию, осуществляющую первичный воинский учет.

Нет, приезжать не нужно. Сейчас доступно три способа:

·         направить в военкомат заявление и необходимые документы по почте. Рекомендую использовать заказное письмо с описью вложения и уведомлением о вручении. У него будет трек-номер, по которому отправление можно будет отследить. А опись подтвердит содержание письма, если возникнет спор;

·         подать заявление без личной явки в военкомат через представителя по доверенности. На эту возможность указывает пункт 8 статьи 8.2 закона о воинской обязанности;

·         лично прийти в орган воинского учета.

 Обоснование

Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляются путем внесения сведений о них в Реестр воинского учета.

Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, могут осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат.

При постановке на воинский учет, снятии с воинского учета и внесении изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, без личной явки таких граждан их уведомление об этом осуществляется автоматически через Реестр воинского учета в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций). При этом таким гражданам должна быть обеспечена возможность представления необходимых для осуществления воинского учета документов при личной явке гражданина в военный комиссариат либо с использованием личного кабинета гражданина на Портале государственных и муниципальных услуг (функций).

Сведения, содержащиеся в записи Реестра воинского учета, могут быть изменены по обращениям граждан, в отношении которых они составлены, или их законных представителей. Направление таких обращений и информирование о ходе и результатах их обработки обеспечиваются в том числе с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций).

По итогам рассмотрения обращений принимаются решения о внесении изменений в сведения, содержащиеся в записи Реестра воинского учета, либо об отказе во внесении таких изменений, которые направляются заявителям.

Решения военных комиссариатов об отказе во внесении изменений в сведения, содержащиеся в записи Реестра воинского учета, могут быть обжалованы в порядке, установленном разделом V.1 настоящего Федерального закона.

п. 8 ст. 8.2, Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О воинской обязанности и военной службе" {КонсультантПлюс}

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

сообщить в письменной или электронной форме через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведения о переезде на новое место пребывания, не подтвержденные регистрацией, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо явиться в военный комиссариат в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий (при отсутствии уведомления от военного комиссариата об изменении сведений в автоматизированном режиме с учетом требований статьи 8.1 настоящего Федерального закона);

п. 1 ст. 10, Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О воинской обязанности и военной службе" {КонсультантПлюс}
До начала эксплуатации государственного информационного ресурса, содержащего сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета, и государственной информационной системы "Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете" мероприятия, осуществляемые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, с использованием указанных информационных ресурсов, в том числе постановка на воинский учет без личной явки, направление повесток в электронной форме, применение временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, осуществляются без использования таких информационных систем и ресурсов.

ст. 9, Федеральный закон от 14.04.2023 N 127-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" {КонсультантПлюс}

Порядок снятия с воинского учета

Законодательством предусмотрено осуществление воинского учета (в том числе снятие граждан с воинского учета) посредством внесения соответствующих сведений в Реестр воинского учета (после начала его эксплуатации).

При этом снятие с воинского учета может осуществляться без личной явки гражданина в военный комиссариат на основании сведений, содержащихся в государственных информационных системах и ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных по их запросам (п. 1.2 ст. 8п. 3 ст. 8.1п. 6 ст. 8.2 Закона N 53-ФЗ; ч. 2 ст. 9 Закона от 14.04.2023 N 127-ФЗ; п. 16(1) Положения N 719; п. 3 Постановления Правительства РФ от 25.07.2023 N 1211).

При переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией, выезде из РФ на срок свыше шести месяцев для снятия с воинского учета допускается также обращение в военный комиссариат или местную администрацию, осуществляющую первичный воинский учет, в письменной или электронной форме через Портал госуслуг.

Явка гражданина в военный комиссариат для снятия с воинского учета может потребоваться, в частности, при отсутствии уведомления от военного комиссариата об изменении сведений в автоматизированном режиме в случае переезда на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией (п. 1 ст. 10 Закона N 53-ФЗ; пп. "г" п. 50 Положения N 719).

Отметим, что возможность снятия гражданина с воинского учета по доверенности законодательством не предусмотрена.

Для снятия с воинского учета в связи с достижением предельного возраста лицами, пребывающими в запасе, обращаться в военный комиссариат и заполнять какие-либо документы не требуется (п. 3 ст. 53 Закона N 53-ФЗ).

Ситуация: Каковы основания и порядок снятия граждан с воинского учета? ("Электронный журнал "Азбука права", 2023) {КонсультантПлюс}


#бухгалтеру

Как учитывать в бухгалтерском учете задолженность или переплату по поставщикам, которые в процессе ликвидации или ликвидированы? В течение какого срока можно списать задолженность и по какому документу?

Посмотреть ответ специалиста

Дебиторская и кредиторская задолженность списывается в отчетном периоде, в котором внесена запись в ЕГРЮЛ о ликвидации поставщика. Для списания дебиторской задолженности в бухгалтерском учете сделайте следующее (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности): проведите инвентаризацию дебиторской задолженности, выявите задолженность, нереальную для взыскания; оформите документы, необходимые для списания дебиторской задолженности;  отразите списание задолженности с балансового учета.

Для списания дебиторской задолженности оформите (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности):

  • документы, содержащие результаты инвентаризации дебиторской задолженности (например, акт по форме N ИНВ-17 и справку к нему);
  • документ с письменным обоснованием списания дебиторской задолженности (например, протокол заседания инвентаризационной комиссии, выписка из ЕГРЮЛ);
  • приказ (распоряжение) руководителя о списании дебиторской задолженности. Более подробная информация во вложении.

Сам процесс ликвидации контрагента не является основанием для признания дебиторской задолженности безнадежной и ее списания.

Нельзя списать задолженность поставщика-ИП на основании выписки из ЕГРИП, если ИП прекратил свою деятельность.

Также нельзя списать задолженность поставщика:

  • при исключении организации из ЕГРЮЛ в случае, когда ее невозможно ликвидировать, так как нет средств на расходы, необходимые для ликвидации, и эти расходы нельзя возложить на учредителей (участников);  
  • в случае, когда в нем содержатся недостоверные сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.  

Другими словами, если организация исключена из ЕГРЮЛ по причинам, обозначенным в п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, то ни ГК РФ, ни Закон N 129-ФЗ не относят данные организации к недействующим юридическим лицам. Соответственно, задолженность контрагента, исключенного из ЕГРЮЛ на основании п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, не может быть признана в налоговом учете безнадежной по основанию ликвидации организации-должника. Такая задолженность списывается по иным основаниям. Например, когда истечет срок исковой давности.

Обоснование

Кредиторскую задолженность перед контрагентом надо списать на дату его ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ как недействующей организации (Письма Минфина от 12.07.2023 N 03-03-06/2/65088, от 19.01.2021 N 03-03-06/1/2236).

На основании выписки из ЕГРЮЛ оформите приказ директора о списании. 

{Типовая ситуация: Как списать кредиторскую задолженность при ликвидации контрагента (Издательство "Главная книга", 2023) {КонсультантПлюс}}

При ликвидации должника или его исключении из ЕГРЮЛ как недействующей организации задолженность признается безнадежной на дату записи в ЕГРЮЛ. Для списания нужны выписка из ЕГРЮЛ и приказ директора (Письма Минфина от 12.07.2023 N 03-03-06/2/65088, от 08.12.2016 N 03-03-06/1/73076).

При банкротстве списать задолженность можно только после окончания конкурсного производства и ликвидации организации. Задолженность, включенную в реестр требований кредиторов, списать нельзя, даже если во время банкротства истечет срок исковой давности (Письмо Минфина от 04.03.2013 N 03-03-06/1/6313).  

{Типовая ситуация: Как списать дебиторскую задолженность при ликвидации и банкротстве (Издательство "Главная книга", 2023) {КонсультантПлюс}}

Кредиторскую задолженность списывайте в том отчетном периоде, в котором наступили основания для списания (Письмо Минфина России от 19.12.2006 N 07-05-06/302).

Если кредиторская задолженность подлежит списанию в связи с ликвидацией кредитора или исключением его из ЕГРЮЛ по решению налогового органа, то списать ее надо в отчетном периоде, на который приходится дата внесения записи в реестр (п. п. 6, 7 ст. 22 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, п. 16 ПБУ 9/99).

Готовое решение: Как списать кредиторскую задолженность в бухгалтерском учете (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}

Выписка из ЕГРИП, подтверждающая прекращение гражданином деятельности в качестве ИП, не является достаточным основанием основанием для признания кредиторской задолженности перед ним безнадежной к взысканию. 

Готовое решение: Как списать кредиторскую задолженность в бухгалтерском учете (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}

Когда дебиторская задолженность не признается безнадежной

По иным основаниям признавать дебиторскую задолженность безнадежной для целей налога на прибыль нельзя (п. 2 ст. 266 НК РФ). К примеру, она не признается безнадежной:

  • при реорганизации должника, поскольку долг переходит к правопреемнику (ст. 58 ГК РФ, Письмо Минфина России от 06.09.2016 N 03-03-06/1/52041);
  • на основании выписки из ЕГРИП, если ИП прекратил свою деятельность (Письмо Минфина России от 27.04.2017 N 03-03-06/1/25384);
  • при исключении организации из ЕГРЮЛ в случае, когда ее невозможно ликвидировать, так как нет средств на расходы, необходимые для ликвидации, и эти расходы нельзя возложить на учредителей (участников) (п. 5 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, Письма Минфина России от 20.01.2022 N 03-03-07/2970, от 15.01.2021 N 03-03-06/1/1525, от 24.10.2019 N 03-03-06/1/81781);
  • при исключении организации из ЕГРЮЛ в случае, когда в нем содержатся недостоверные сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (п. 5 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, Письма Минфина России от 15.01.2021 N 03-03-06/1/1525, от 24.10.2019 N 03-03-06/1/81781).

Также нельзя признавать безнадежной задолженность, право требования которой налогоплательщик (не банк) приобрел у другого лица (Письмо Минфина России от 13.04.2021 N 03-03-06/1/27494).

Готовое решение: Как списать дебиторскую задолженность в налоговом учете (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}


#бухгалтеру бюджетной организации

По какому КОСГУ оплатить услуги по измельчению веток деревьев на территории учреждения дробилкой подрядчика? Работы по санитарной обрезке веток осуществлялась другой организацией.

Посмотреть ответ специалиста

Услуги по измельчению веток деревьев на территории учреждения дробилкой подрядчика прямо не предусмотрены Порядком № 209н. Однако данные расходы можно отразить по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ аналогично работам по распиловке, колке и укладке дров.

Указанный перечень является открытым и не исключает отражения иных расходов, которые он не предусматривает.

Расходы по измельчению веток деревьев отражайте в увязке с КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг"

Обоснование

На подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 - 225, 227 - 229 КОСГУ, в том числе:

- работы по распиловке, колке и укладке дров;

Приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н (ред. от 08.09.2022) "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" {КонсультантПлюс}
 

Расходы на заготовку (распиловку, колку и укладку) дров отражайте по подстатье 226 "Прочие работы, услуги". Это прямо предусмотрено п. 10.2.6 Порядка N 209н.

Во всех случаях расходы на заготовку, поставку (приобретение) дров отражайте в увязке с КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (п. 53.2.4.4 Порядка N 82н, Письмо Минфина России от 25.11.2020 N 02-05-12/102777). Разъяснение ведомства основано на положениях Порядка N 85н. Считаем его применимым и в отношении Порядка N 82н.

{Готовое решение: По каким кодам КОСГУ и КВР отражаются расходы на заготовку и приобретение дров (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}}


#кадровику бюджетной организации

В Положении об оплате труда Централизованной бухгалтерии прописано, что персональный повышающий коэффициент устанавливается до 3-х окладов. Финуправление утверждает, что положение неправильное, и должен быть коэффициент не больше 1,85. Это действительно так? Нас интересует максимальный размер персонального повышающего коэффициента.

Посмотреть ответ специалиста

Персональная надбавка представляет собой стимулирующую выплату индивидуального характера, предназначенную для конкретного работника. Указанная выплата выплачивается сверх установленного оклада и начисляется вместе с заработной платой.

Работодатель исходя из своих финансовых возможностей вправе самостоятельно определить порядок назначения и изменения указанных надбавок, в том числе по своему усмотрению установить размер надбавки, в частности в виде повышающего коэффициента к окладу.

Порядок назначения персонального повышающего коэффициента к окладу, а также его отмену работодатель может закрепить в коллективном договоре, соглашении либо в ином локальном нормативном акте организации (например, в положении об оплате труда) с соблюдением требований ч. 4 ст. 8 ТК РФ (ст. 135 ТК РФ).

В связи с введением новых систем оплаты труда учредители устанавливают положения об оплате труда. Системы оплаты труда работников бюджетных и автономных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений. Системы оплаты труда работников казенных учреждений устанавливаются положениями об оплате труда работников подведомственных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений.

Пунктом 5 Постановления Правительства РБ от 16.05.2007 N 131 "Об оплате труда работников отдельных государственных учреждений Республики Башкортостан" рекомендовано органам местного самоуправления Республики Башкортостан:

условия оплаты труда, размеры надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего и компенсационного характера (за исключением надбавки за выслугу лет, решения о порядке выплаты которой принимаются применительно к Постановлению Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 мая 2002 года N 143) работников централизованных бухгалтерий при администрациях муниципальных районов и городских округов, их управлениях и самостоятельных отделах определять применительно к условиям оплаты труда работников организаций, указанных в приложении N 2 к  Постановлению;

при утверждении фонда оплаты труда работников централизованных бухгалтерий при администрациях муниципальных районов и городских округов, их управлениях и самостоятельных отделах дополнительно к условиям оплаты труда работников организаций, указанных в приложении N 2 к настоящему Постановлению, предусматривать средства в размере 3-кратной суммы должностных окладов работников в год для выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы и выплачивать указанную ежемесячную надбавку в размерах от 50 до 100% должностного оклада указанных работников.

Если рассматривать положения об оплате труда работников, в зависимости от того, кого обслуживают централизованные бухгалтерии, то рекомендуемый персональный повышающий коэффициент составляет до 3,0 (в быстром поиске указать наименование - Рекомендуемый размер персонального повышающего коэффициента Башкортостан).

Так Постановлением Правительства РБ от 28.10.2008 N 376 (ред. от 26.10.2020) "Об оплате труда работников государственных учреждений культуры и искусства Республики Башкортостан" установлен рекомендуемый размер персонального повышающего коэффициента - до 3,0.

При этом артистическому и художественному персоналу ведущих государственных учреждений культуры, искусства и кинематографии по перечню согласно приложению N 2 к настоящему Положению устанавливается персональный повышающий коэффициент - до 5,0.

Постановление Правительства РБ от 27.10.2008 N 374 (ред. от 17.04.2023) "Об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Башкортостан" рекомендуемый размер персонального повышающего коэффициента оплаты труда может устанавливаться для:

административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала - до 3,0;

профессорско-преподавательского состава - до 5,0;

руководителей структурных подразделений - до 3,0;

работников сферы научных исследований и разработок - до 3,0;

работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих, - до 3,0.

Персональный коэффициент 1,85 применялся в 2014 году к условиям оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, руководителей структурных подразделений, их заместителей государственных учреждений образования Республики Башкортостан. В 2021 году в Положении об оплате труда работников государственных учреждений образования, подведомственных Министерству образования и науки Республики Башкортостан, утвержденном Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 октября 2008 года N 374 "Об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Башкортостан" (с последующими изменениями)  в пункте 3.7 цифры "1,85" заменили цифрами "3,0";

Таким образом, учредитель в отношении подведомственных учреждений самостоятельно определяет персональный повышающий коэффициент. По Республике Башкортостан рекомендуемый персональный коэффициент установлен до 3,0.


#специалисту по госзакупкам

В Устав ООО внесли положение о Совете директоров. В документе оставили статью, что единственный участник может одобрять и совершать крупные сделки, но этими же полномочиями наделили совет директоров. При участии в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ можем ли мы предоставить решение на осуществление крупной сделки только от единственного участника?

Посмотреть ответ специалиста

Участник закупки должен предоставить решение о согласии на совершение или решение о последующем одобрении крупной сделки, в случае если для него заключение контракта либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой и необходимость такого решения установлена законодательством РФ, учредительными документами участника (пп. "м" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).

Заказчики, работающие по Закону N 223-ФЗ, нередко требуют от участников закупок представить в составе заявки документ, являющийся решением органа управления участника закупки об одобрении (согласовании) крупной сделки или подтверждающий, что заключение договора не является для участника закупки крупной сделкой.

Содержание такого решения должно отвечать требованиям, которые установлены в п. 3 ст. 67.1 ГК РФ, ч. 3 ст. 46 Закона об ООО соответственно (Письмо Минфина России от 20.08.2020 N 24-02-08/73111).

Вместе с тем, учитывая, что в описанной в вопросе ситуации, в уставе полномочиями об одобрении сделок наделен совет директоров, то если сделка от 25 до 50 процентов стоимости имущества общества, должна быть одобрена советом директоров, а единственный участник может одобрить сделку свыше 50 процентов стоимости имущества общества.

Обоснование

Принятие решения о согласии на совершение крупной сделки является компетенцией общего собрания участников общества.

В случае образования в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества принятие решений о согласии на совершение крупных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов стоимости имущества общества, может быть отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В решении о согласии на совершение крупной сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной, выгодоприобретателем, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения.

В решении о согласии на совершение крупной сделки могут не указываться сторона сделки и выгодоприобретатель, если сделка заключается на торгах, а также в иных случаях, если сторона сделки и выгодоприобретатель не могут быть определены к моменту получения согласия на совершение такой сделки.

Решение о согласии на совершение или о последующем одобрении сделки может также содержать указание:

на минимальные и максимальные параметры условий сделки (верхний предел стоимости покупки имущества или нижний предел стоимости продажи имущества) или порядок их определения;

на согласие на совершение ряда аналогичных сделок;

на альтернативные варианты условий сделки, требующей согласия на ее совершение;

на согласие на совершение сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно.

В решении о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки может быть указан срок, в течение которого действительно такое решение. Если такой срок в решении не указан, согласие считается действующим в течение одного года с даты его принятия, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий сделки, на совершение которой было дано согласие, либо обстоятельств, в которых давалось согласие.

Крупная сделка может быть заключена под отлагательным условием получения надлежащего согласия на ее совершение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

п. 3 ст. 46, Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об обществах с ограниченной ответственностью" {КонсультантПлюс}

Как принять решение о согласии на совершение (одобрение) крупной сделки

Решение принимает компетентный орган управления общества (п. 3 ст. 46 Закона об ООО).

Срок принятия решения - до либо после совершения сделки (п. 3 ст. 46 Закона об ООО).

Сделка может содержать отлагательное условие, согласно которому права и обязанности по ней возникнут после получения одобрения на ее совершение (п. 3 ст. 46 Закона об ООО, п. 1 ст. 157 ГК РФ).

Для принятия решения нужно:

Созвать и провести общее собрание или заседание совета директоров, в зависимости от того, к чьей компетенции относится вопрос принятия решения (п. 3 ст. 46 Закона об ООО).

Орган управления

ООО

Совет директоров

Стоимость имущества от 25% до 50% балансовой стоимости активов, и вопрос отнесен уставом к его компетенции (п. 3 ст. 46 Закона об ООО)

Общее собрание

1. Стоимость имущества от 25% до 50% балансовой стоимости активов, если нет совета директоров или вопрос не отнесен уставом к его компетенции (п. 3 ст. 46 Закона об ООО).

2. Стоимость имущества более 50% балансовой стоимости активов (п. 3 ст. 46 Закона об ООО)

Общее собрание (заседание совета директоров) созывается и проводится в соответствии с требованиями законодательства и устава общества.

Готовое решение: Как получить согласие (одобрение) на совершение крупной сделки ООО (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}

Вопрос: Может ли ООО в своем уставе предусмотреть одобрение крупной сделки единоличным исполнительным органом, советом директоров или общим собранием участников в зависимости от цены сделки, закрепив сам ценовой диапазон?

Ответ: Положения Закона об ООО в части одобрения крупной сделки позволяют ООО внести в устав положения, в соответствии с которыми принятие решений о согласии на совершение крупных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет от 25% до 50% стоимости имущества общества, относится к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Иные изменения в части одобрения крупных сделок внести в устав нельзя, поскольку законодательство в данной части носит императивный характер и не подлежит изменению уставом.

Определение же уставом стоимости сделок в рублевом выражении может войти в противоречие с положением действующего законодательства в части отнесения сделки к крупной, поскольку стоимость имущества общества ежегодно может меняться.

{Вопрос: Может ли ООО в своем уставе предусмотреть одобрение крупной сделки единоличным исполнительным органом, советом директоров или общим собранием участников в зависимости от цены сделки, закрепив сам ценовой диапазон? (Консультация эксперта, 2020) {КонсультантПлюс}}


#юристу

Если родитель оформляет в письменном виде согласие на заключение его ребенком договора ГПХ, нужно ли ему еще дополнительно давать согласие на обработку своих персональных данных? Обычно в согласии на заключение договора родитель указыват свои паспортные данные, но мы их никак не обрабатываем, просто согласие прикрепляем к договору ГПХ.

Посмотреть ответ специалиста

Не требуется согласие на обработку персональных данных физического лица в случаях, приведенных в п. п. 2 - 11 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных. В частности, согласие не нужно, если обработка необходима:

1) для заключения договора по инициативе гражданина или договора, по которому он будет выгодоприобретателем;

2) исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем по которому является гражданин.

Обоснование

Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

ч. 1 ст. 9, Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "О персональных данных" {КонсультантПлюс}

Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

ч. 3 ст. 9, Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "О персональных данных" {КонсультантПлюс}

Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:

обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем. Заключаемый с субъектом персональных данных договор не может содержать положения, ограничивающие права и свободы субъекта персональных данных, устанавливающие случаи обработки персональных данных несовершеннолетних, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также положения, допускающие в качестве условия заключения договора бездействие субъекта персональных данных;

п. 5 ч. 1 ст. 6, Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "О персональных данных" {КонсультантПлюс}

Не требуется согласие на обработку персональных данных физического лица в случаях, приведенных в п. п. 2 - 11 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных. В частности, согласие не нужно, если обработка необходима:

1)    для заключения договора по инициативе гражданина или договора, по которому он будет выгодоприобретателем или поручителем. Например, если индивидуальный предприниматель арендует у вас помещение и вы указываете в договоре его паспортные данные;

2)    исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является гражданин. Например, если вы запрашиваете адрес гражданина для доставки ему товара;

3)    осуществления и выполнения функций, полномочий и обязанностей, которые возложены на вас законодательством. Например, если вы получаете у клиента адрес его электронной почты, чтобы направить ему кассовый чек в электронной форме (Разъяснения Минкомсвязи России);

4)    осуществления прав и законных интересов (ваших или третьих лиц) либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы гражданина. Например, если вы в целях обеспечения безопасности записываете Ф.И.О. и паспортные данные посетителей.

В остальных случаях обработка персональных данных осуществляется с согласия гражданина (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных). Например, придется получить согласие, если вы собираете данные граждан для маркетингового исследования или уступаете требование к должнику - физическому лицу.

Готовое решение: В каком порядке должна осуществляться обработка персональных данных физлиц (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}