c 22 сентября по 29 сентября 2023 года

<< Топ-5 популярных вопросов

#юристу

Если у организации имеется на балансе экскаватор, в какой срок нужно подавать сведения в военкомат? Насколько знаю, что если авто регистрирует ГИБДД, то военкоматы сами запрашивают данные, так как у них есть информация, а если технику регистрирует Ростехнадзор, то у военкомата сведений нет и нужно предоставлять их самостоятельно?

Посмотреть ответ специалиста

Информацию для учета предоставляют (п. 5 Порядка N 151):

  • подразделения Госавтоинспекции и органы Гостехнадзора путем передачи сведений о регистрации, изменении регистрационных данных (типа транспортных средств, их назначения или сведений о собственнике) и снятии с учета транспортных средств, подлежащих предоставлению войскам, воинским формированиям и органам, — по запросам военных комиссариатов (органов военного управления);
  • территориальные органы Росстата, другие федеральные органы исполнительной власти (далее — ФОИВ), органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации-владельцы — по запросам военных комиссариатов (органов военного управления);
  • территориальные органы ФНС в соответствии с Приказом Минфина России от 26.11.2018 N 238н.

Таким образом, организация не должна ставить на воинский учет транспортное средство, однако по запросам военных комиссариатов (органов военного управления) они должны представить им информацию о транспортных средствах, на основе которой транспортное средство будет поставлено на учет.

Обоснование

Учет транспортных средств ведется на основании предоставленной информации:

подразделениями Госавтоинспекции и органами гостехнадзора путем передачи сведений о регистрации, изменении регистрационных данных (типа транспортных средств, их назначения или сведений о собственнике) и снятии с учета транспортных средств, подлежащих предоставлению войскам, воинским формированиям и органам по запросам военных комиссариатов (органов военного управления);

территориальными органами Росстата, другими федеральными органами исполнительной власти (далее — ФОИВ), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями-владельцами по запросам военных комиссариатов (органов военного управления) <*>;

--------------------------------

<*> Пункт 26 Положения о военно-транспортной обязанности, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 г. N 1175.

территориальными органами ФНС России в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 238н «Об утверждении порядка, формы и сроков предоставления сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления, Банку России, нотариусам» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 января 2019 г., регистрационный N 53640), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 271н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61567).

(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 10.06.2021 N 342)

Приказ Министра обороны РФ от 14.03.2014 N 151 (ред. от 10.06.2021) «Об утверждении Перечня транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям, и Порядка учета транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям» {КонсультантПлюс}

Вопрос: Должна ли организация-собственник ставить на воинский учет транспортное средство при покупке?

Ответ: Нет. Ставит транспортное средство на воинский учет не организация — собственник транспортного средства, а военный комиссариат муниципального образования. Однако организации независимо от формы собственности, которые являются собственниками транспортных средств, в рамках исполнения военно-транспортной обязанности в мирное время должны проводить мероприятия, связанные, в частности, с учетом транспортных средств: по запросам военных комиссариатов (органов военного управления) они должны представить им информацию о транспортных средствах, на основе которой транспортное средство будет поставлено на учет.

{Вопрос: Должна ли организация-собственник ставить на воинский учет транспортное средство при покупке? (Подборки и консультации Горячей линии, 2022) {КонсультантПлюс}}


#специалисту по госзакупкам

Интересует вопрос по поводу приемочной комиссии по 44- ФЗ учреждения, которое находится на стадии ликвидации. С сентября все сотрудники выведены за штат. Правомочно ли назначить членами приемочной комиссии членов ликвидационной комиссии?

Посмотреть ответ специалиста

Учитывая, что Закон44-ФЗ специальных требований к членам приемочной комиссии не предъявляет, не устанавливает в отношении них запретов, соответственно, назначение членами приемочной комиссии членов ликвидационной комиссии не является нарушением Закона44-ФЗ.

Обоснование

По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

ч. 6 ст. 94, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}

Согласно части 3 статьи 94 Закона N 44-ФЗ, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

В соответствии с частью 6 статьи 94 Закона N 44-ФЗ по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

Необходимо отметить, что в случае осуществления приемки силами заказчика положениями Закона44-ФЗ не установлены требования к лицам, включаемым в приемочную комиссию, а также ограничения на совмещение членами приемочной комиссии иных функций в рамках закупочной деятельности заказчика.

Формирование приемочной комиссии осуществляется заказчиком самостоятельно, членами ее могут быть, в том числе контрактный управляющий, работники контрактной службы, члены комиссий по осуществлению закупок и иные лица, относящиеся или не относящиеся к работникам заказчика, но обладающие соответствующими познаниями или заинтересованные в надлежащей конкретной приемке и экспертизе результатов исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом отмечаем, что порядок формирования приемочной комиссии и утверждения заказчиком решения о ее создании положениями Закона44-ФЗ не регламентирован.

{Вопрос: О формировании заказчиком приемочной комиссии для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, и приемки товара (работы, услуги). (Письмо Минфина России от 16.01.2020 N 24-03-08/1616) {КонсультантПлюс}}

Когда и как сформировать приемочную комиссию

Для приемки результатов исполнения контракта вы вправе сформировать приемочную комиссию (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Это не обязательно, принимайте решение о необходимости такой комиссии самостоятельно. Создавать ее целесообразно, когда для приемки необходимо коллегиальное решение. Например, если для приемки необходимы специалисты разного профиля, объект закупки отличается технической сложностью или высокой стоимостью.

Чтобы сформировать комиссию, издайте приказ, которым утвердите состав комиссии. Форма или требования к такому приказу не установлены. Включите в состав комиссии не менее пяти человек (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Вы можете создать постоянно действующую либо ответственную за приемку отдельных контрактов комиссию. Включите в нее специалистов соответствующего предмету контракта профиля, обладающих надлежащим опытом или квалификацией. Закон44-ФЗ специальных требований к членам приемочной комиссии не предъявляет.

Для вашего удобства и во избежание спорных ситуаций при приемке вы можете разработать локальный акт, например положение о работе приемочной комиссии, определив порядок ее действия, сроки и иные особенности взаимодействия с работниками заказчика, экспертами, экспертными организациями и поставщиками.

Готовое решение: Каков порядок приемки товаров (работ, услуг) при закупках по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}


#кадровику

  В настоящее время действует правило о возможности замены для некоммерческих организаций и субъектов малого и среднего бизнеса административного штрафа на предупреждение, если правонарушение совершено впервые и соблюдены иные необходимые условия, перечисленные в ст. 4.1.1 КоАП РФ. С 1 октября 2023 года будут значительно увеличены штрафы за несоблюдение воинского учета, возможна ли замена после 1 октября этих штрафов на предупреждение?

Посмотреть ответ специалиста

Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровья людей, объектом животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

В КОАП РФ перечислены статьи, по которым наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение, и там нет статей, посвященных наказанию в сфере воинского учета. Исходя из этого, можно сделать вывод, что замена штрафа на предупреждение возможна при соблюдении вышеперечисленных условий.

Обоснование

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.


ч. 2, 3 ст. 3.4, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023) {КонсультантПлюс}

Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного

статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.33, 14.56, 15.21, 15.27.3, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 — 19.8.2,

19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.


ч. 2 ст. 4.1.1, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023) {КонсультантПлюс}

При каких условиях штраф заменяют предупреждением

При совершении административного правонарушения впервые административный штраф должны заменить предупреждением, если одновременно будут выполнены следующие условия (ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ):

  • правонарушение выявлено в ходе осуществления: государственного контроля (надзора); муниципального контроля;
  • назначение наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей разд. II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях;
  • не был причинен вред или не возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не был нанесен имущественный ущерб (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ);
  • правонарушение не входит в перечень правонарушений, при совершении которых штраф в данном случае нельзя заменять предупреждением (ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ).

Если за правонарушение предусмотрена возможность назначить помимо штрафа и дополнительное наказание, то при замене штрафа предупреждением это дополнительное наказание не применяется (ч. 3 ст. 4.1.1 КоАП РФ).


Готовое решение: Какой порядок (особенности) привлечения к административной ответственности юридических лиц (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}


#руководителю, #кадровику

    Позвонили из военкомата и вызвали директора организации, при этом официальной повестки не было. Стоит ли идти директору в военкомат, с какой целью могут вызвать, или стоит дожидаться официальной повестки? Вопрос касается воинского учета.

Посмотреть ответ специалиста

Военный комиссариат вызывает гражданина в военкомат для прохождения военной службы повесткой, которая по общему правилу вручается ему лично под расписку не позднее чем за три дня до срока, указанного в ней, либо направляется по почте заказным письмом.

Закон не предусматривает вручение повестки по телефону, звонить военнообязанным военкомату не запрещено. Другое дело, что такой звонок не накладывает на него никаких обязательств — это просто уведомление о том, что повестка сформирована и ее надо получить.

Поэтому директор может дождаться направления ему повестки и после явиться в военкомат.

Обоснование

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются

повестками военного комиссариата в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.
п. 3 ст. 26, Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О воинской обязанности и военной службе» {КонсультантПлюс}

Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
п. 1 ст. 31, Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О воинской обязанности и военной службе» {КонсультантПлюс}

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки. Повестки указанным гражданам направляются в письменной форме и дублируются в электронной форме. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата в письменной форме под расписку. Повестки направляются военным комиссариатом указанным гражданам по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу места жительства или места пребывания либо вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями или другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций лично.

Повестки военного комиссариата, направленные в письменной форме по почте гражданам, подлежащим призыву на военную службу, считаются врученными под расписку в день доставки (вручения) соответствующих заказных писем указанным гражданам при наличии в уведомлении о вручении заказного письма отметки организации почтовой связи о доставке (вручении) заказного письма гражданину.

Повестка в электронной форме направляется гражданину, подлежащему призыву на военную службу, в порядке и способами, которые установлены Правительством Российской Федерации, и считается врученной с момента ее размещения в личном кабинете гражданина на соответствующем информационном ресурсе, в информационной системе.

Гражданин, подлежащий призыву на военную службу, получивший повестку военного комиссариата после указанной в ней даты явки, в двухнедельный срок со дня получения повестки обязан сообщить об этом лично, явившись в военный комиссариат, либо через Портал государственных и муниципальных услуг (функций).

Гражданину, подлежащему призыву на военную службу, повестка военного комиссариата может быть вручена непосредственно в военном комиссариате под роспись, а также направлена в электронной форме.


п. 2 — 2.2 ст. 31, Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О воинской обязанности и военной службе» {КонсультантПлюс}

Повестка военного комиссариата

Лицевая сторона повестки на бумажном носителе состоит из двух частей — непосредственно самой повестки и отрывного корешка, который возвращается в направивший ее военный комиссариат.

Повестка на бумажном носителе должна быть подписана военным комиссаром (лицом, исполняющим обязанности военного комиссара) и заверена печатью военного комиссариата.

В повестке указывается одна из следующих причин вызова в военный комиссариат (Приложение N 1 к Положению, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663):

1) для уточнения документов воинского учета;

2) прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий, связанных с ним;

3) прохождения призывной комиссии, которая примет одно из следующих решений:

  • о призыве на военную службу;
  • направлении на альтернативную гражданскую службу;
  • предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
  • освобождении от призыва на военную службу и зачислении в запас;
  • освобождении от исполнения воинской обязанности;

4) прохождения призывной комиссии субъекта РФ;

5) отправки к месту прохождения военной службы.

Иные причины вызова призывников не предусмотрены.

Кроме того, в повестке указываются, в частности, дата и время явки в военный комиссариат, адрес военного комиссариата, правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в повестке требований (Приложение N 1 к Положению).

Вручение повестки призывнику

Повестки в настоящее время направляются призывникам в письменной форме. Они направляются военным комиссариатом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу места жительства или места пребывания гражданина либо вручаются ему лично под расписку (п. 3 ст. 26, п. п. 2, 2.2 ст. 31 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ; п. 7 Положения).

Личное вручение повестки призывнику может осуществляться следующими лицами (п. 2 ст. 31 Закона N 53-ФЗ; п. 7 Положения):

· работниками военного комиссариата (органов местного самоуправления на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты);

· по месту работы (учебы) руководителями или другими должностными лицами (работниками) организаций.

Повестка вручается, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке.

Призывник на отрывном корешке повестки, вручаемой ему лично, должен подтвердить информацию о том, что он оповещен о явке в военный комиссариат на назначенное время. Для этого он, в частности, указывает свои Ф.И.О., дату оповещения и ставит подпись. Также отрывной корешок повестки должен содержать, в частности, должность, подпись, инициал имени и фамилию лица, вручившего повестку (Приложение N 1 к Положению).

Повестка, направленная по почте, считается врученной под расписку в день доставки (вручения) гражданину соответствующего заказного письма при наличии в уведомлении о вручении отметки организации почтовой связи о доставке (вручении) заказного письма гражданину (п. 2 ст. 31 Закона N 53-ФЗ).

Если гражданин отказался от получения повестки, направленной по почте, или от ее личного вручения, повестка считается врученной гражданину в день такого отказа (абз. 2 п. 2.2 ст. 31 Закона N 53-ФЗ).

Таким образом, призывник считается уведомленным о явке в военкомат, в частности, если повестка была надлежащим образом оформлена и вручена ему лично под расписку уполномоченным лицом либо если ему было доставлено (вручено) соответствующее заказное письмо либо в день отказа гражданина от получения повестки (п. п. 2, 2.2 ст. 31 Закона N 53-ФЗ; п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).

При этом предусмотрено дублирование повесток в электронной форме и размещение их в электронной форме в личном кабинете гражданина в Реестре направленных (врученных) повесток (далее — Реестр повесток) (с начала его эксплуатации).

Кроме того, предусмотрено размещение уведомления о направлении повестки в личном кабинете гражданина на Едином портале госуслуг или (при наличии технической возможности) на региональном портале госуслуг.

С начала эксплуатации, в частности, Реестра повесток повестка, направленная в электронной форме, будет считаться врученной со дня ее размещения в личном кабинете гражданина в указанном Реестре. При этом повестка в любом случае будет считаться врученной по истечении семи дней со дня ее размещения в Реестре повесток (п. 2 ст. 31 Закона N 53-ФЗ; ч. 2 ст. 9 Закона N 127-ФЗ; п. 7 Положения; п. 2 Постановления Правительства РФ от 24.07.2023 N 1204).


Ситуация: Как вызывают в военкомат? («Электронный журнал «Азбука права», 2023) {КонсультантПлюс}


#бухгалтеру

Являются ли налоговой тайной, за разглашение которой предусматривается ответственность должностных лиц налоговых органов, сведения о платежеспособности налогоплательщика? Если да, то устанавливается ли ответственность работников организаций, подведомственных ФНС России, осуществляющих ввод и обработку данных о налогоплательщиках, за разглашение таких сведений?

Посмотреть ответ специалиста

Понятие налоговой тайны содержится в статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, в частности, являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика.

Сведения о платежеспособности налогоплательщика являются налоговой тайной. За разглашение

информации, доступ к которой ограничен федеральным законом предусмотрена ответственность должностных лиц налоговых органов согласно ст. 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 183 Уголовного кодекса РФ.

Обоснование

Сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено статьей 102 настоящего Кодекса.


п. 9 ст. 84, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.08.2023) {КонсультантПлюс}

Положения настоящей статьи в части определения состава сведений о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), составляющих налоговую тайну, запрета на разглашение указанных сведений, требований к специальному режиму хранения и доступа к указанным сведениям, а также ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, либо разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), полученные организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляющими ввод и обработку данных о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), а также на работников указанных организаций.


п. 5 ст. 102, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.08.2023) {КонсультантПлюс}

Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 и статьей 17.13 настоящего Кодекса, -

(в ред. Федеральных законов от 09.04.2007 N 45-ФЗ, от 11.06.2021 N 206-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.


ст. 13.14, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023) {КонсультантПлюс}

Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, -

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.


ст. 183, «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) {КонсультантПлюс}

Налоговая тайна — это любые сведения о налогоплательщике, которые получены инспекцией и иными госорганами (п. 1 ст. 102 НК РФ). Например, о контрагентах и условиях сделок с ними, об остатках денег на счетах и депозитах, о способах налогового учета отдельных операций.

Также к налоговой тайне относится коммерческая тайна, например, секреты производства и иные производственные, технические, экономические, организационные сведения (п. 2 ст. 102 НК РФ).

Налоговая тайна не подлежит разглашению. Однако налоговый орган в некоторых случаях обязан передавать сведения, составляющие налоговую тайну (п. 2 ст. 102 НК РФ). Например, по запросу полиции или судей (пп. 29 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», ч. 6 ст. 1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»).

В ряде случаев передача инспекцией сведений о налогоплательщике, составляющих налоговую тайну, иным лицам не является ее разглашением. Например, так будет в ситуации, когда сам налогоплательщик (плательщик страховых взносов) даст на это согласие. Его можно направить в инспекцию как в отношении всех сведений, так и их части (п. 2.3 ст. 102 НК РФ). Форма, Порядок представления и электронный Формат такого согласия утверждены Приказом ФНС России от 14.11.2022 N ЕД-7-19/1085@.

Не являются налоговой тайной, в частности, следующие сведения (п. 1 ст. 102 НК РФ):

  • общедоступные сведения, например данные об организации из ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 6 Закона о регистрации юрлиц и ИП) или данные бухотчетности, которые можно получить в государственном информационном ресурсе по запросу (ч. 9 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете);
  • о применяемом спецрежиме, о среднесписочной численности работников;
  • о налоговых нарушениях и ответственности за них, в том числе о сумме задолженности при ее наличии;
  • о примененных инспекцией обеспечительных мерах (способах обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов);
  • о перечисленных организацией за прошлый год в качестве единого налогового платежа суммах денежных средств с указанием их принадлежности;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за прошлый год;
  • об участии в КГН;
  • сведения, направляемые налоговым (таможенным, правоохранительным) органам других государств по международным договорам о взаимном сотрудничестве.

Вы вправе отказаться от режима налоговой тайны в отношении всех или части сведений. Для этого оформите согласие на признание налоговой тайны общедоступной (пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ). Оно подается в инспекцию по той же Форме, что и согласие на предоставление сведений иному лицу.

Сведения, составляющие налоговую тайну, предоставляются иным лицам в Порядке, который утвержден Приказом ФНС России от 14.11.2022 N ЕД-7-19/1085@.


{Готовое решение: Какие сведения являются налоговой тайной (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}}

НАЛОГОВАЯ ТАЙНА, КОТОРУЮ НАЛОГОВИКИ МОГУТ РАЗГЛАШАТЬ

К налоговой тайне относятся любые полученные инспекцией данные о налогоплательщике (плательщике страховых взносов). Исключениями являются сведения, перечисленные в п. 1 ст. 102 НК РФ. В частности, не является налоговой тайной:

  • информация об ИНН налогоплательщика, применяемом им спецрежиме;
  • общедоступные сведения. Например, таковыми являются сведения и документы, которые содержатся в ЕГРЮЛ, если доступ к ним не ограничен на основании заявления юрлица (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, которые предусмотрены федеральным законом (п. 2 ст. 102 НК РФ).

Случаи, не признаваемые разглашением налоговой тайны, перечислены в ст. 102 НК РФ. Это, в частности, представление инспекцией сведений о налогоплательщике, составляющих налоговую тайну, иному лицу, если на это есть согласие самого налогоплательщика (п. 2.3 ст. 102 НК РФ).

В настоящее время действуют несколько законов, которые определяют, в каких случаях и кому налоговики могут разгласить сведения о налогоплательщике, составляющие налоговую тайну.

Так, налоговики могут предоставлять сведения, составляющие налоговую тайну, в следующих случаях:

  • по требованию прокурора — любые сведения (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);
  • по запросу судебного пристава-исполнителя (запросу ФССП — в автоматическом режиме) — сведения, которые необходимы для своевременного и полного исполнения требований по исполнительному документу. Например, у налогового органа можно запросить сведения о наименовании и местонахождении банков, в которых открыты счета должника, о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках, а также другие данные об имуществе должника (ч. 8, 9, 9.1 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);
  • по запросу взыскателя, у которого есть действительный исполнительный лист, — сведения о наименовании и местонахождении банков, в которых открыты счета должника, о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках (ч. 8, п. п. 1 — 3 ч. 9 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);
  • в других установленных законом случаях.


Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам {КонсультантПлюс}