Аналитический обзор от 4 АВГУСТА 2009

 

Название документа

"КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 4 АВГУСТА 2009 ГОДА

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 19.07.2009 N 194-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ"

Источник публикации

Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".

Примечание к документу

Текст документа

КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 4 АВГУСТА 2009 ГОДА

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 19.07.2009 N 194-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ"

Федеральным законом от 19.07.2009 N 194-ФЗ (далее - Закон N 194-ФЗ) уточнены функции службы судебных приставов, а также права и обязанности ее должностных лиц.

Задачи судебных приставов

К задачам судебных приставов, кроме ранее определенных задач по обеспечению установленного порядка деятельности судов и принудительному исполнению судебных актов и актов иных органов, отнесена также задача по исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (Федеральной службы судебных приставов).

Эта задача судебных приставов соответствует норме УПК РФ, установившей, что предварительное расследование в форме дознания производится, в т.ч., дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов - по уголовным делам о злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности, злостном уклонении от уплаты алиментов, воспрепятствовании осуществлению правосудия, и т.д.

Упоминание о дознавателях службы судебных приставов, осуществляющих решение указанной задачи, также включено в Федеральный закон "О судебных приставах" (п. п. 1, 10 ст. 1; здесь и далее указываются статьи и пункты Закона N 194-ФЗ).

Полномочия должностных лиц службы судебных приставов

 

Законом N 194-ФЗ конкретизированы полномочия должностных лиц службы судебных приставов, ранее определенные формулировками общего характера.

Так, к полномочиям главного судебного пристава РФ, возглавляющего Федеральную службу судебных приставов, в частности, отнесены: осуществление контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц; осуществление контроля за обеспечением установленного порядка деятельности судов и охраны зданий, помещений судов: осуществление контроля за обеспечением безопасности при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов; осуществление контроля за деятельностью должностных лиц Федеральной службы судебных приставов по розыску должника, его имущества или розыску ребенка; обеспечение межведомственной координации деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, образование в этих целях совещательных и консультативных органов и направление запросов на получение статистической и иной необходимой информации.

Главный судебный пристав РФ вправе в случае необходимости принимать решения об охране зданий и помещений конкретных судов в круглосуточном режиме.

Главные судебные приставы субъектов РФ и старшие судебные приставы обладают аналогичными полномочиями в пределах своей компетенции.

В то же время из текста Федерального закона "О судебных приставах" исключены положения, устанавливающие полномочие главного судебного пристава РФ устанавливать, в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда, штаты и структуру службы судебных приставов, и полномочие главного судебного пристава субъекта РФ устанавливать штаты и структуру подразделений судебных приставов (п. п. 7, 8, 9 ст. 1).

Обязанности и права судебных приставов

 

Законом N 194-ФЗ значительно расширены права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Установлено, что они имеют право:

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда, дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда, входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда;

в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебным приставам-исполнителям предоставлено также, в частности, право при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск.

Федеральным законом "О судебных приставах" было установлено, что требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан и что информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок. Законом N 194-ФЗ в эти нормы внесены уточнения - выполнению подлежат только законные требования судебного пристава, а информация судебным приставам предоставляется в объеме, необходимом для выполнения ими служебных обязанностей (п. п. 10, 11, 12 ст. 1).

Установлено, что право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств имеют не только судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, но и старшие судебные приставы и их заместители; при этом право на хранение и ношение оружия и специальных средств, как уточнено Законом N 194-ФЗ, перечисленные должностные лица имеют только при исполнении служебных обязанностей.

Установлено также, что судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязаны проходить военно-врачебную экспертизу, а периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, они должны проходить не реже одного раза в год.

 

Новые требования, предъявляемые к судебным приставам

 

 

По истечении трех лет после дня официального опубликования Закона N 194-ФЗ вступают в силу его нормы, установившие, что судебным приставом может быть гражданин, достигший возраста 21 год (в настоящее время - достигший двадцатилетнего возраста), и что высшее юридическое образование должны иметь не только старшие судебные приставы, но и их заместители (п. п. 4, 5, 10 ст. 1, п. 2 ст. 2).

Информация предоставлена Компанией "КонсультантПлюс".

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы