В Башкирии проведена первая региональная проектно-аналитическая сессия по разработке системы наставничества в регионе

21 октября 2021 года прошла проектно-аналитическая сессия на тему «Проблемы, перспектива и поддержка развития системы наставничества на предприятиях и в профессиональных образовательных организациях Республики Башкортостан» в рамках проекта «Квалификация НАСТАВНИК».  

Организаторами выступили Региональное агентство развития квалификаций РБ и Центр опережающей профессиональной подготовки РБ при поддержке Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций и Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ. 

Модератором сессии выступила Клинк Ольга - руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций. Она подчеркнула, что задача проектно-аналитической сессии — изучить, проанализировать всесторонне данный вопрос, систему подготовки наставников и их мотивацию, сопряжение требований работодателей с образовательными программами, чтобы разработать модель наставничества на предприятиях республики, так как повышение производительности труда и обеспечение высоких темпов экономического роста невозможно без изменения качества кадровой базы.

Открывая проектно-аналитическую сессию Одинокова Ольга – директор Регионального агентства развития квалификаций РБ, отметила, что это первый опыт проведения региональной сессии в России, в её  работе принимают участие представители различных министерств региона, крупных и средних промышленных предприятий, субъектов малого и среднего предпринимательства и образовательных организаций. Целью сессии является выработка решений для систематизации, внедрения и развития института наставничества во взаимодействии  образовательных организаций и предприятиях республики для обеспечения работодателей профессиональными, квалифицированными кадрами.

С приветственным словом выступила министр семьи, труда и социальной защиты населения РБ Иванова Ленара, подчеркнув важность и ценность наставничества, которое дает экономический и социальный эффект, повышает профессиональный уровень всех вовлеченных сторон: студентов, молодых специалистов и самих наставников. Но кроме положительного эффекта от наставничества, есть определенные трудности, в частности – измерение результатов наставляемого, мотивация и психологическая готовность наставника передавать свои знания. Для этого нужна модель наставничества, интернет-площадка по наставничеству для информационной доступности всех заинтересованных участников процесса.

О наставничестве для студентов как партнерстве образовательных организаций и работодателей рассказала Косолапова Инесса – заместитель министра образования и науки РБ. В регионе 133 образовательных организации, включая филиалы в муниципалитетах. По мониторингу Управления Пенсионного фонда лишь 44%  выпускников в 2020 году трудоустроены, поэтому данный вопрос  стоит на первом месте. Есть вопросы к подготовке и качеству образования от работодателей,  необходима синхронизация рынка труда и потребности экономики республики. В республике функционирует  Координационный комитет, на котором обсуждаются вопросы: какие специалисты нужны нашим работодателям, какими компетенциями должны владеть выпускники и есть программа развития, по которой формируется кадровый прогноз, т.е. контрольные цифры приема в образовательные организации. 

Галиев Валерий – заместитель министра промышленности, энергетики и инноваций РБ подчеркнул, что наставничество реализуется практически во всех крупных промышленных предприятиях, которых в республике около 140. В качестве примера привел наставничество, реализуемое во взаимодействии Учалинского колледжа горной промышленности как основного поставщика кадров для Учалинского горно-обогатительного комбината. Также отметил, что одной из проблем в вопросе наставничества является низкая материальная база учебных заведений, которую стараются решить с помощью поиска индустриального партнера под каждую образовательную организацию. 

О положительном опыте и успешной практике внедрения системы наставничества рассказали представители ПАО «ОДК-УМПО» и торговой сети «Байрам». 

Быбин Андрей - заместитель директора производственно-учебного центра АК ГК "Ростех" рассказал об опыте успешного внедрения наставничества, практике формирования и поэтапного развития профессиональных компетенций будущих и действующих работников. На предприятии функционирует производственно-учебный центр авиационного комплекса в госкорпорации «Ростех» на базе ПАО «ОДК-УМПО», который предусматривает дуальное обучение, включая систему наставничества. Учебный центр трансформировал этот институт наставничества, в котором определил четырехступенчатую модель, разработал функционал и категории наставников. Программу обучения прошли более 1000 человек. В 2019 году 100 мастеров-наставников обучались в Германии по дуальной системе, адаптированной по профстандартам. Все наставники поощряются. Практика формирования и поэтапного развития профессиональных компетенций будущих и действующих работников «ОДК-УМПО» вошла в федеральную базу данных лучших практик предприятий и организаций, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке и повышению квалификаций персонала. Сегодня она применяется крупнейшими госкорпорациями и высокотехнологичными предприятиями.

Харисова Альфия - директор по персоналу и Крупина Мария - начальник учебного центра торговой сети «Байрам» поделились опытом и проблемами внедрения наставничества на предприятии.   

После пленарной части заседания участники стратегической сессии разделились на пять групп, каждая из которых анализировала один из аспектов развития системы наставничества: взаимодействие работодателей и образовательных организаций: зачем мы нужны друг другу; разработка внедрение цифровой платформы системы наставничества в республике и т.д.

Результаты работы каждой группы были представлены на пленарных заседаниях и рассмотрены всеми участниками стратегической сессии.

Кроме того, участниками сессии поставлены задачи и намечены конкретные шаги для «сближения» работодателей и образовательных организаций при создании условий для развития системы наставничества со стороны органов исполнительной власти для формирования системы наставничества, её развития и внедрения на региональном уровне.

В ходе работы проектно-аналитической сессии были детально рассмотрены вопросы по выстраиванию партнерских отношений всех участников системы наставничества, каким должен быть процесс наставничества между работодателем и образовательной организацией, какими компетенциями должны обладать наставники и наставляемые, какой должна быть нормативная база по наставничеству и каким должен быть эффект от наставничества.

«Сегодня прозвучало много интересных идей, над решениями которых нам всем предстоит подумать, - подвела итоги обсуждения Клинк Ольга. – Мы смогли выявить ряд системных и локальных проблем, наметить пути их решения. Работая в условиях ресурсных ограничений, мы должны понимать, как привлекать для развития системы новые идеи, новые средства и инструментарии, новых людей. Далее предстоит работа по структурированию всех озвученных идей.»

Результатом проектно-аналитической сессии стала совместная выработка предложений по разработке действующей системы наставничества и подготовка проекта плана мероприятий по внедрению модели системы наставничества. С целью дальнейшей доработки и эффективной реализации разработанного плана мероприятий по развитию системы наставничества, все участники сессии выразили готовность стать участниками рабочей группы по внедрению  системы наставничества в республике.




Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия