Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов

Источник публикации

Документ опубликован не был

Примечание к документу

Название документа

"Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2013 ГОД

И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2014 И 2015 ГОДОВ

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Основные направления налоговой политики) подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах, соответствующих предусмотренным в нем положениям, и внесения их в Правительство Российской Федерации. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере имеет ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.

В трехлетней перспективе 2013 - 2015 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

I. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде

Реализация целей и задач, предусмотренных "Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" и "Основными направлениями налоговой политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", проводилась во взаимосвязи с Основными направлениями антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, а также Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Основными направлениями налоговой политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, одобренными Правительством Российской Федерации в 2011 году, предусматривалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах и принятие нормативных правовых актов по следующим направлениям.

1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала.

2. Мониторинг эффективности налоговых льгот.

3. Налог на добавленную стоимость.

4. Акцизное налогообложение.

5. Налог на прибыль организаций.

6. Налогообложение природных ресурсов.

7. Введение налога на недвижимость.

8. Налоговое администрирование.

1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала

1.1. Снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование

Максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, взимаемый с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. рублей в 2012 году и до 573 тыс. рублей в 2013 году, был снижен с 34 до 30 процентов, а с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации был установлен тариф в размере 10 процентов.

При этом для плательщиков страховых взносов, которые в 2011 году уплачивали указанные взносы по максимальному тарифу 26 процентов, а также для социально ориентированных некоммерческих организаций снижен до 20 процентов максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисляемый на выплаты до установленной предельной величины облагаемой базы.

Кроме того установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов:

- для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности, - 30 процентов в пределах установленной величины взносооблагаемой базы;

- для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, - 14 процентов в пределах установленной величины взносооблагаемой базы.

Данный механизм снижения тарифов страховых взносов привел к снижению эффективной ставки обложения взносами, причем в наибольшей степени выгоды от такого снижения получило большинство работодателей (в составе работников у которых находятся как низкооплачиваемые категории, так и категории, заработная плата которых превышает средние показатели по российской экономике), поскольку снижение эффективной ставки обложения взносами коснулось всех работников, чья годовая заработная плата составляет 720 тысяч рублей и менее.

1.2. Совершенствование амортизационной политики

Правительством Российской Федерации в Государственную Думу был внесен проект федерального закона, уточняющий порядок восстановления в доходах суммы расходов на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств, а также расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (так называемой "амортизационной премии"), в случае реализации основных средств, в отношении которых такие капитальные вложения были осуществлены, ранее чем по истечении пяти лет с момента введения их в эксплуатацию.

Восстановлению будут подлежать суммы указанных капитальных расходов только в том случае, если основные средства реализованы лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику. Эта мера направлена на устранение препятствий для осуществления инновационной и инвестиционной деятельности. При этом сохраняется механизм, предотвращающий злоупотребление данной налоговой преференцией со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих указанную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже между взаимозависимыми лицами.

1.3. Меры налоговой поддержки плательщиков налога на доходы физических лиц

В положения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) был внесен ряд изменений в целях поддержки физических лиц.

Во-первых, в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства был введен особый порядок отражения в составе доходов средств финансовой поддержки в виде субсидий, которые отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет данного источника, но не более двух налоговых периодов с даты их получения.

Во-вторых, установлена ставка налога в размере 13 процентов в отношении доходов, полученных от осуществления трудовой деятельности физическим лицом, не признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, в рамках Государственной программы по стимулированию и организации процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников.

В-третьих, при получении социального налогового вычета у налогоплательщиков появилась возможность учесть пожертвования, направленные благотворительным организациям, социально ориентированным некоммерческим организациям, некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных, некоммерческим организациям на формирование (пополнение) целевого капитала, в целях уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

В-четвертых, был предусмотрен специальный механизм переноса на предшествующие налоговые периоды, но не более трех, остатка имущественного налогового вычета для пенсионеров, не имеющих доходов, облагаемых по налоговой ставке в размере 13 процентов.

В-пятых, в целях реализации демографической и социальной политики в сфере поддержки семей, имеющих детей, увеличен до 3 000 рублей размер стандартного налогового вычета для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми, а также на каждого ребенка-инвалида.

В-шестых, был внесен ряд изменений в законодательство о налогах и сборах, направленных на освобождение от налогообложения доходов физических лиц, в частности:

- расширен перечень оснований, по которым освобождаются от обложения средства, получаемые физическими лицами из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на развитие личного подсобного хозяйства;

- предусмотрено освобождение выплат, произведенных добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг на возмещение расходов добровольцев;

- изменен порядок налогообложения налогом на доходы физических лиц компенсационных выплат, связанных с увольнением работников (таких, как выплаты выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации) в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- для устранения неоднозначных трактовок по вопросам налогообложения правопреемников умерших застрахованных лиц, формирующих накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионном фонде Российской Федерации и в негосударственных пенсионных фондах, освобождены от налогообложения суммы пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии в негосударственных пенсионных фондах, выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица;

- предусмотрено освобождение от налогообложения единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный статьей 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

2. Мониторинг эффективности налоговых льгот

В настоящее время в российской налоговой системе действует около 200 различных льгот и преференций - по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам.

Несмотря на то, что предоставление налоговых стимулирующих механизмов и налоговых льгот напрямую не влечет расходования бюджетных средств, указанные меры оборачиваются сокращением доходов бюджетной системы Российской Федерации и тем самым уменьшают ресурсы государства, необходимые для решения поставленных перед ним задач. Поэтому правомерно рассматривать налоговые льготы, освобождения и прочие стимулирующие механизмы в качестве "налоговых расходов" бюджетной системы Российской Федерации.

В то же время более 90% выпадающих доходов составляют потери, связанные с применением налоговых освобождений, обусловленных структурой налогов и использованием общих принципов налогообложения отдельных операций.

Отметим, что среди основных причин недополучения доходов бюджетами бюджетной системы Российской Федерации являются положения законодательства о налогах и сборах, предусматривающие освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость финансовых и банковских операций. Такие механизмы являются по своей сути не льготами, а базовыми элементами действующей налоговой системы, соответствующей принципам налогообложения аналогичных операций в налоговых системах стран ОЭСР.

Другими словами, указанные суммы не могут быть признаны налоговыми расходами бюджетов, направленными на достижение тех или иных целей.

Среди основных налоговых расходов бюджетов, направленных на стимулирование экономического развития, по итогам 2010 года выделяются следующие льготы по направлениям стимулирования:

Инвестиционная деятельность (354 млрд. руб.)

амортизационная премия по налогу на прибыль организаций в размере 10 и 30% (одномоментное уменьшение базы налога на прибыль организаций до начала амортизации основных средств) - 112 млрд. руб. (налог на прибыль организаций);

налоговые каникулы по налогу на добычу полезных ископаемых для добывающих компаний в отношении новых месторождений и сверхвязкой нефти и ряду других - 176 млрд. руб.;

предоставление отдельным категориям налогоплательщиков пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, - 51 млрд. руб.;

ускоренная амортизация по налогу на прибыль организаций некоторых видов амортизируемого имущества - 15 млрд. руб.

Инновационная деятельность (12,2 млрд. руб.)

освобождение от НДС операций по реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности - 8,2 млрд. руб.;

освобождение от НДС операций по выполнению организациями НИОКР - 3,5 млрд. руб.;

вычет расходов из базы налога на прибыль организаций с повышающим коэффициентом 1,5 - 0,5 млрд. руб.

Отраслевое развитие (252 млрд. руб.)

льготы по налогу на имущество организаций в отношении линейных объектов (в отношении имущества железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи) - 134 млрд. руб.;

нулевая ставка по налогу на прибыль организаций для сельхозпроизводителей - 15 млрд. руб.;

освобождение от НДС операций и имущества, связанных с оказанием медицинских услуг, - 41 млрд. руб.;

освобождение от НДС операций по перевозке пассажиров - 29 млрд. руб.;

освобождение от НДС образовательных услуг - 33 млрд. руб.

Принятие решений по вопросам сохранения тех или иных льгот, а также введения новых необходимо осуществлять по результатам анализа практики их применения, администрирования и результативности.

В рамках реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах и в целях расширения налоговой автономии региональных и местных властей в прошедший период проводится работа по инвентаризации установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, которая позволит определить эффективность указанных льгот.

В целях оптимизации налоговых преференций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в 2013 - 2015 годах будет продолжена работа по оценке их эффективности.

При этом также проводится работа по систематизации действующих налоговых льгот и их оценке, проблем администрирования и определения налоговых льгот, которые наиболее востребованы в целях модернизации производства и внедрения инноваций.

3. Налог на добавленную стоимость

В 2011 году был принят ряд решений, направленных на изменение порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, среди которых наиболее важными представляются следующие.

1. Был введен новый вид счетов-фактур - корректировочные счета-фактуры и установлен порядок применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в случае изменения стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав) после их реализации, в том числе при предоставлении скидок, который позволит предотвратить потери федерального бюджета в связи с уменьшением налоговой базы продавцами без изменения размеров вычетов покупателями, а также позволит продавцам и покупателям не представлять уточненные декларации по НДС.

2. В целях предотвращения потерь федерального бюджета был установлен порядок восстановления сумм НДС, ранее правомерно принятых к вычету по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для проведения модернизации (реконструкции) объектов недвижимости, приводящей к изменению их первоначальной стоимости, частично используемых для осуществления операций, не подлежащих налогообложению НДС.

3. Изменениями в Кодекс был уточнен порядок применения НДС по договорам, предусматривающим оплату в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этих случаях предусмотрено налоговую базу (налоговые вычеты) не корректировать, а суммовые разницы учитывать в составе внереализационных доходов или в составе внереализационных расходов. Данное уточнение позволит устранить разногласия, возникающие на практике между налогоплательщиками и налоговыми органами при определении налоговой базы и налоговых вычетов в указанных случаях.

4. Налоговая база по НДС при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), или при переходе указанного требования к другому лицу была установлена как сумма превышения суммы дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены.

5. В целях приведения в соответствие норм Кодекса и международных соглашений, предусматривающих льготный порядок налогообложения НДС реализации товаров (работ, услуг) международным организациям и их представительствам, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, установлена ставка НДС в размере 0 процентов в отношении указанных операций.

6. В целях упрощения администрирования НДС был уточнен порядок освобождения от налогообложения услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений и установлено освобождение в отношении не только проведения спортивно-зрелищных мероприятий, но и их подготовки.

7. Налогоплательщикам, приобретающим основные средства и нематериальные активы для использования одновременно как в облагаемых налогом, так и освобождаемых от налогообложения операциях, предоставлено право по основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом и втором месяцах квартала, пропорцию для целей раздельного учета НДС определять также по итогам первого и второго месяца, а не квартала.

8. При реализации имущества и имущественных прав должников, признанных банкротами, налоговыми агентами в настоящее время признаются покупатели, приобретающие имущество и имущественные права.

9. При оказании иностранными лицами услуг по перевозке между двумя пунктами, расположенными на территории Российской Федерации (за исключением услуг по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого лица), была установлена местом реализации территория Российской Федерации.

Конкретизирован перечень работ (услуг), место реализации которых определяется по месту осуществления деятельности покупателя работ (услуг). В данный перечень включены аудиторские услуги, а также услуги по передаче единиц сокращения выбросов (прав на единицы сокращения выбросов), полученных в рамках реализации проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов или на увеличение абсорбции поглотителями парниковых газов в соответствии со статьей 6 Киотского протокола и Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата.

Уточнен порядок определения места реализации в отношении услуг по предоставлению в пользование воздушных судов, морских судов или судов внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время), оказываемых организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации. Согласно этим уточнениям местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается, если данные суда используются за пределами территории Российской Федерации для добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) научно-исследовательских целей либо перевозок между пунктами, находящимися за пределами территории Российской Федерации.

Установлен порядок определения места реализации в отношении деятельности, связанной с геологическим изучением, разведкой и добычей углеводородного сырья на участках недр, расположенных на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

10. Упрощено документальное подтверждение правомерности применения нулевой ставки НДС.

Из перечня документов, представляемых в налоговые органы для обоснования указанной ставки, исключены документы, подтверждающие оплату, что позволит российским налогоплательщикам, осуществляющим внешнеторговые операции, в более короткий срок возмещать НДС по приобретенным товарам (работам, услугам). Соответственно изменен порядок определения налоговой базы по НДС по указанным операциям. Так, с 1 октября 2011 года налоговая база по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке, подлежит пересчету в рубли по курсу Центрального Банка Российской Федерации на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг).

11. Предусмотрено исключение из налоговой базы по НДС сумм страховых выплат, полученных российскими налогоплательщиками по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают реализацию страхователем товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта.

12. Дополнен перечень операций, облагаемых НДС по нулевой ставке. В данный перечень включены работы (услуги), связанные с перевозкой и экспедированием товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в том числе в рамках Таможенного союза.

13. Установлен 180-дневный срок для сбора документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС, при осуществлении организациями внутреннего водного транспорта работ (услуг) по перевозке экспортируемых товаров по территории Российской Федерации.

14. Определен налоговый период, в котором подлежат восстановлению суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в случае их дальнейшего использования для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке.

15. Установлен срок представления банковской гарантии для целей применения заявительного порядка возмещения НДС. Налогоплательщики, имеющие право на применение указанного порядка возмещения, представляют в налоговые органы банковскую гарантию не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации, в которой сумма налоговых вычетов превышает сумму НДС, исчисленную по налогооблагаемым операциям за налоговый период.

16. Предусмотрен порядок прекращения обязательств по банковской гарантии, представляемой налогоплательщиком в целях реализации права на возмещение НДС в заявительном порядке, если после завершения камеральной проверки налоговой декларации налоговым органом не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

4. Акцизное налогообложение

Решениями, принятыми в 2011 году, предусматривается индексация ставок акцизов на 2012 - 2014 годы, а также ряд изменений, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения акцизами с целью повышения его эффективности.

В связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом уровня инфляции в указанном периоде предусматривается ежегодная индексация специфических ставок акцизов на все подакцизные товары. При этом опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции индексируются ставки акцизов на табачную и алкогольную продукцию.

В частности, состояние российского рынка позволяет в ближайшие три года производить индексацию ставок акциза на сигареты в среднем на 40% в год (см. таблицу).

Действующие и планируемые ставки акцизов на сигареты

с фильтром (без фильтра) в 2007 - 2014 гг.

Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"

Предоставленные документы включены в Системы КонсультантПлюс

Прикрепленный файлРазмер
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов320 кб

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы