Посетители отказываются надевать маски. Как защитить бизнес?

У меня пекарня. Мои сотрудники работают в масках и перчатках. Но бывает, что к нам заходят клиенты без масок, а некоторые натягивают на подбородок воротник от кофты, как бы прикрывая рот и нос. Когда мы просим надеть маски, они ругаются и даже угрожают, но просьбу не выполняют.

Я знаю, что по требованиям властей мы должны обслуживать посетителей в масках, иначе нас могут оштрафовать. Но что делать, если посетители не соблюдают требования? Как защитить себя?

Вы правы: пекарня — место массового пребывания людей, поэтому все работники и посетители должны быть в гигиенических масках. Если вы ИП и ваша пекарня обслужит клиента без маски, вас могут оштрафовать за нарушение правил в режиме повышенной готовности на 30 000—50 000 Р. Организацию оштрафуют на еще большую сумму — 100 000—300 000 Р.

Обязанность бизнеса обслуживать только посетителей в масках устанавливают региональные власти в рамках режима повышенной готовности. Если клиент отказывается надеть маску, у вас есть два варианта: не допустить его в торговую зону или отказать в обслуживании. Оба варианта будут законными, суды это уже подтвердили.

Однако действовать нужно по порядку, который разъяснили Минпромторг и Роспотребнадзор. Расскажу о нем подробнее.

Как убедить посетителя надеть маску

Обосновать просьбу надеть маску можно, если показать постановление главного санитарного врача и региональный акт, в которых сказано об обязательном масочном режиме.

Не все потребители знают, что требование надеть маску — это не прихоть продавца, а предписание главного санитарного врача. По этому вопросу сложилось много мифов. Например, кто-то считает, что масочный режим действует лишь в крупных городах. Другие — что маски надо носить только при высокой температуре или что требование носить маски противоречит Конституции. На самом деле обязательный масочный режим в местах массового пребывания людей действует на всей территории России.

Верховный суд РФ подтвердил законность этого правила. Он отметил, что носить маски должны все, в том числе люди, у которых есть медицинское заключение об отсутствии коронавирусной болезни.

Еще в каждом регионе действуют свои дополнительные антиковидные ограничения. Их строгость зависит от местной санитарно-эпидемиологической обстановки.

Например, в Москве граждане должны носить маски, даже если они просто гуляют. В такие указы часто вносят правки, поэтому надо читать последнюю редакцию акта.

Если у посетителя нет маски, можно предоставить ее бесплатно или предложить купить. Если посетитель все равно не хочет надевать маску, расскажите ему о штрафах.

Есть две статьи кодекса об административных правонарушениях, по которым гражданина могут оштрафовать за нарушение масочного режима:

1.   За нарушение постановления главного санитарного врача — на 15 000—40 000 Р.

2.   За нарушение регионального предписания — на 1000—30 000 Р.

Протоколы о нарушении составляет полиция, Роспотребнадзор и уполномоченный региональный орган. Наказание назначает суд.

Можно ли отказать клиенту в обслуживании

Если посетитель принципиально не хочет надевать маску, вы вправе отказаться его обслуживать. Законность этого подтвердил Верховный суд. При конфликте с посетителями Минпромторг рекомендует сотрудникам торговых объектов вызывать полицию.

Правозащитники из Смоленска посчитали, что рекомендации Минпромторга противоречат гражданскому кодексу, где сказано об обязанности продавца обслуживать всех обратившихся клиентов.

Кроме того, условие приобрести маску, чтобы купить товар, — это, по их мнению, тоже нарушение закона. Поэтому они подали иск о признании письма Минпромторга незаконным. Но Верховный суд отказался это делать.

Во-первых, Минпромторг дал только рекомендации, а не обязательные указания. Во-вторых, Минпромторг был прав: продавцы действительно имеют право отказываться обслуживать клиентов без маски.

Как не допустить посетителя в торговую зону

Отказ обслуживать клиента без маски может защитить от штрафа, но не от коронавируса. Если клиент начнет скандалить и требовать обслужить его без маски, то большое количество сотрудников подвергнутся риску заражения. Есть только один способ это предотвратить — не пропускать клиента без маски на территорию пекарни.

Роспотребнадзор допускает ненасильственное воспрепятствование потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам. Это означает, что можно поставить перед входом охранника, который будет пускать только людей в масках.

Охранник может также измерять температуру у посетителей на входе в торговый зал. При этом сведения о температуре — это персональные данные, а значит, их можно фиксировать только с согласия человека.

Роскомнадзор пояснил: на входе в организацию достаточно разместить объявление об измерении температуры. Тогда люди, заходя в помещение, будут выражать свое согласие на термометрию тела. Если термометр показал повышенную температуру, то сотрудники вправе направить посетителя к врачу.

Источник: Т—Ж




Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия