Бухгалтеру от 14 июля 2021 года

14.07.2021

ВС РФ рассказал, как считать сроки на взыскание налоговой недоимки

Налоговики пытались взыскать с организации налог, пени и штрафы, которые доначислили по итогам проверки, ведь добровольно требование не было исполнено. Компания ссылалась на то, что инспекция затянула сроки проверки и утратила право на взыскание. Разбираясь в ситуации, ВС РФ сформулировал такой подход.

Меры принудительного взыскания по НК РФ - это последовательные этапы единого порядка. Есть две разные административные процедуры: производство по делу о нарушении налогового законодательства и исполнение решения, которое приняли по результатам такого производства.

Когда проверяют сроки взыскания, оценивают своевременность действий инспекции на стадии исполнения решения. Сроки здесь начинают течь с выставления требования об уплате налога. Поэтому само по себе нарушение срока проверки не имеет значения при оценке правомерности действий налоговиков на стадии взыскания задолженности, ведь оно может произойти по разным причинам (долгий ответ от иностранных органов, непоступление ответов на запросы налоговиков, обеспечение прав налогоплательщика на ознакомление с результатами проверки и т.д.).

Однако длительный срок самой налоговой проверки могут признать недопустимым, если в результате мер налогового контроля становится слишком много или они не ограничены по времени. Для этого в НК РФ установили двухлетний предельный срок, после истечения которого инспекция теряет возможность взыскания. Этот период начинается с момента истечения срока на добровольное исполнение требования по уплате налога и поглощает иные сроки промежуточных действий по взысканию.

Таким образом, нарушение сроков проверки не лишает инспекцию права на взыскание, но ограничивает возможность этого взыскания пределами двух лет.

По обстоятельствам спора выяснилось, что камеральная проверка шла дольше на 4 месяца. Однако двухлетний срок инспекция не нарушила. Значит, взыскивать недоимку она могла.

Документы: Определение ВС РФ от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135

Какие есть сроки для взыскания налогов

 

14.07.2021

Финансисты подтвердили право учесть в расходах на УСН зарплату за нерабочие дни

Минфин разъяснил ситуацию, когда официально устанавливают нерабочие дни с сохранением зарплаты работникам. У ведомства такой подход: если налогоплательщик по законодательству обязан понести какие-то расходы, их считают экономически обоснованными. Значит, зарплату за эти нерабочие дни можно учесть при расчете единого налога на УСН. Конечно, речь идет о спецрежиме с объектом "доходы минус расходы".

Аналогичные разъяснения еще прошлым летом финансисты давали по налогу на прибыль.

Документ: Письмо Минфина России от 16.06.2021 N 03-11-06/2/47346

 

14.07.2021

Правительство определило, как субъектам МСП возместят банковские комиссии в системе быстрых платежей

Опубликовали правила, по которым банки получат субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат малого и среднего бизнеса по оплате комиссии в системе быстрых платежей (СБП). Речь идет о переводах физлиц в пользу субъектов МСП для оплаты товаров, работ и услуг.

В целом порядок выглядит так:

- кредитная организация, которая отвечает критериям, заключает с Минэкономразвития соглашение (п. п. 7, 10 и 14 правил);

- ежемесячно на основании заявления и реестра банковских комиссий банк получает средства на корреспондентский счет (п. п. 2 и 17 правил);

- банк возмещает затраты субъектам МСП (п. 23 правил).

Возместят комиссии по переводам за период с 1 июля по 31 декабря 2021 года.

Обращаем внимание, что средства правительство уже выделило.

Документы: Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1103 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107120042)

Распоряжение Правительства РФ от 09.07.2021 N 1867-р (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107120005)

 

14.07.2021

ФНС настаивает: для субсидии на профилактику коронавируса важна основная деятельность по реестру

Субъекты МСП и социально ориентированные некоммерческие организации могли получить в 2020 году субсидии на профилактику коронавируса. Одно из основных условий перечисления средств - сфера, в которой работала организация или ИП по основному виду деятельности, относится к требующим поддержки отраслям. Учитывался вид деятельности, который указан основным в ЕГРЮЛ или ЕГРИП по состоянию на 10 июня 2020 года.

Налоговики особо отметили: даже если организация вела "нужную" деятельность, но в реестре в качестве основной отражена другая, право на субсидию у компании нет.

Похожие разъяснения ФНС недавно давала в отношении субсидии на поддержку малого и среднего бизнеса в пострадавших от коронавируса отраслях.

Такой формальный подход в отношении различных мер поддержки в связи с пандемией разделяют, например, АС Волго-Вятского округа и 15-й ААС. Однако в судебной практике встречаются и примеры иных решений. Так, 7-й ААС встал на сторону субъекта МСП. Его выводы на днях подтвердил АС Западно-Сибирского округа.

Документ: Письмо ФНС России от 01.07.2021 N БС-18-11/1336@


Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы