Топ-7 трендов в высшем образовании по версии работодателей

Высшая школа меняется прямо сейчас. Ее подталкивают к этому, с одной стороны, все более конкретные требования рынка труда, а с другой — законодательные инициативы. Регулятор напрямую побуждает вузы к тесному сотрудничеству с коммерческим сектором и декларирует факт трудоустройства выпускников как важнейший критерий эффективности университетов. В преддверии вступительного сезона в вузах РБК Черноземье узнал у работодателей, какие перемены в работе высшей школы кажутся им важными уже сегодня, а каких они все еще ждут. И если вашему ребенку только предстоит сделать свой выбор, рассматривайте эти тренды как чек-лист — насколько выбранное им учебное заведение отвечает перспективным трендам в образовании?

1. Возрастающая роль цифровой индустрии в развитии высшего образования

«Для подготовки новых кадров с новыми компетенциями в стремительно меняющемся мире классическим университетам предстоит соперничать с многочисленными онлайн-платформами, так что участие цифровой индустрии в развитии высшего образования станет очевидным двигателем перемен в высшей школе, — считает исполнительный директор IPR MEDIA Сергей Иванов. — Будет интересно наблюдать переток реальных знаний из коммерческого сектора в университеты и трансформацию классического учебника в этом трансфере. Уверен, он останется как единица образовательного процесса, но преобразуется из традиционной книги в целый набор цифровых инструментов, которые облегчат обучение и свяжут его с реальной экономикой. Это станет возможным благодаря тому, что заказчиком, участником и идейным вдохновителем «переупаковки знаний» все чаще будут выступать компании. Для ответа на их запросы у государственного высшего образования есть много «точек роста» — опытные преподаватели, сильные научные школы и многолетний опыт. Но для каждого университета будет важно найти современные способы подачи обновленных знаний и в прямом контакте с работодателями занять свою нишу».

2. Формирование разумного баланса между учебой и практикой

«При всей важности максимального вовлечения представителей индустрии в образовательный процесс необходимо находить и удерживать разумный баланс между учебой и практикой, — считает руководитель академической программы SAS Россия/СНГ Михаил Петровский. — Полное погружение в работу со второго курса, пусть даже в области, близкой к будущей специальности, чаще всего приводит к тому, что на выходе получается «недоучка», карьерные перспективы которого достаточно ограничены. Многие компании, осознавая важность полноценного фундаментального образования, взаимодействуют с ведущими университетами и реализуют для этого академические и стажерские программы, в рамках которых читают лекции и ведут занятия. А преподаватели вузов, в свою очередь, получают возможность использовать технологии компаний в учебном процессе, делая совместные исследовательские и образовательные проекты».

3. Потеря позиций профильного образования

«По результатам глобального исследования, проведенного нашей компаний, для 29% предприятий наличие профильного высшего образования оказалось критичным, 39% работодателей отметили, что для них оно критично в отдельных случаях, когда речь идет об очень узкой квалификации, по 22% сказали, что высшее образование не обязательно должно быть профильным и что профильное высшее образование не обязательно, важнее опыт, компетенции и навыки кандидата, — рассказывает старший консультант направления HR, Legal, Office Support международной рекрутинговой компании Hays Екатерина Котова. — Эта тенденция — результат того, что все больше компаний самостоятельно организуют обучение своих сотрудников, «затачивая» их под себя и свои требования, и не рассчитывают на то, что сразу со студенческой скамьи получат абсолютно готового специалиста».

«В нашей идеальной картине мира бизнес должен формировать спрос на те или иные образовательные программы и вместе с вузами обучать ребят тому, что им действительно пригодится в работе. Тогда мы получим не выпускников с устаревшей теорией в голове, а тех, кто уже имеет представление о том, как все должно работать на практике. А до тех пор у нас будет наблюдаться огромный разрыв между тем, что нужно бизнесу от выпускников, и тем, кем они оттуда выходят, — соглашается CEO IT-компании TAGES Дмитрий Голубовский. — В нашей сфере безусловным плюсом являются только умение учиться (этот доступный не всем навык не зависит от наличия диплома) и базовое мышление «технаря», что тоже не определяется вузовской «корочкой». По факту абсолютно всех выпускников технических вузов нам приходится обучать, у них нет hardskills, необходимых для работы в сложной кастомной разработке».

4. Переход от кафедрального образования к системе академических программ и школ

«Сейчас среди ведущих университетов России есть представители обоих подходов, а какой из них окажется более эффективным — покажет время. Но каждый из них имеет плюсы и минусы, — рассуждает Михаил Петровский. — В рамках академических программ вузы могут оперативно менять учебные планы, подстраиваясь под запросы рынка, приглашать специалистов из бизнеса и внешних преподавателей. Студенты при этом получают более прикладные и актуальные знания, а компании, участвующие в учебном процессе, — молодых специалистов с нужными навыками. Однако при этом зачастую теряется общеобразовательный и научный компоненты. Традиционная кафедра предполагает наличие профессионального роста преподавателей всех уровней и позволяет создать более-менее стабильную научную школу. Отказ от такой системы приводит к уменьшению прослойки младшего и среднего преподавательского состава и снижению ее мотивации. За рубежом эта проблема решается в основном за счет привлечения иностранных специалистов, в том числе из России, Индии, КНР, с хорошим образованием, готовых работать на младших преподавательских позициях на не очень конкурентных условиях. В России же такой подход не работает, и даже ведущие университеты испытывают нехватку квалифицированного и мотивированного младшего и среднего преподавательского состава, что влечет за собой снижение качества базового образования в целом. Кроме того, уход от традиционной кафедральной системы сокращает процесс самоуправления со стороны студентов, преподавателей и сотрудников университета и приводит к построению в вузе «бизнес-вертикали», где администрация и попечительский совет — «работодатели», преподаватели — «наемные работники», а студенты — «клиенты». Это формирует соответствующее отношение к учебному процессу на всех уровнях».

5. Гибридизация дистанционных и очных технологий

«Один из вызовов для высшей школы на ближайшее будущее — обеспечение высокотехнологичного образовательного процесса с единой безопасной ИТ-платформой, — говорит директор по развитию бизнеса компании Vinteo Борис Попов. — Это даст возможность получать качественное и непрерывное образование в любых условиях, активнее привлекать авторитетный преподавательский состав, проводить трансграничные образовательные мероприятия, обеспечивать студентам мобильность и возможность совмещать учебу и работу. Прошедший год, когда вузы в экстренном режиме переходили на «удаленку», стал годом глобального тестирования разных платформ, и оказалось, что решения, обеспечивающие полноценный «эффект присутствия» и создающие атмосферу реальной учебной аудитории или близкую к ней, уже есть. Они способны обеспечить высокий уровень безопасности, включая идентификацию на вступительных экзаменах, развернутую статистику посещаемости дистанционных занятий, а также подключение с любых гаджетов и работу даже при плохом качестве интернета. Главным вектором их дальнейшего развития станет совместимость и коннект «одной кнопкой» — то есть возможность использовать платформу не только для внутренних процессов вуза, но и для межвузовского взаимодействия, в том числе на международном уровне».

6. Рост запроса на softskills

«Вуз важен не теми профессиональными знаниями, которые он дает, а теми гибкими компетенциями, которые он развивает — способностью к самообучению, лидированию проектов, управлению стрессом, сотрудничеству и переговорам, — уверена руководитель направления по подбору, обучению и развитию персонала ООО «БСХ Бытовые Приборы» Ирина Баженова. — В этом смысле польза и цель получения высшего образования остаются неизменными. Но как организовать эту систему, чтобы она максимально быстро приносила ценность обществу, особенно в условиях неопределенности, когда все сложнее предсказать, какие специальности и навыки будут востребованы через 6-10 лет? Сегодня шесть лет дневного обучения в вузе – уже непозволительная роскошь и серьезный риск в карьерной стратегии, потому что за этот срок полученные знания устаревают, а работодатель уже не готов брать специалиста 23 лет без опыта. Поэтому процентное соотношение общих фундаментальных и прикладных предметов должно быть серьезно пересмотрено в сторону вторых».

7. Agile-подход к образованию

«Образовательная программа должна работать как конструктор, — говорит Ирина Баженова. — У студентов должна быть возможность, отучившись какое-то время, кардинально сменить направление или сделать перерыв между образовательными модулями, потратив 1-2 года на формирование навыков в бизнесе. Так общество получит талантливых и очень вероятно — более счастливых людей, которые делают то, что им нравится, а не то, что много лет назад за них выбрали родители. По той же причине стандартная модель — поступление в вуз сразу после школы — тоже уйдет в прошлое. Молодые люди хотят как можно раньше понять, подходит им выбранное направление или нет. И они не готовы выбирать один раз и навсегда. Поэтому почему бы не дать себе один год практики после выпуска из школы для самоопределения?»

Источник: РБК




Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия