от 21 октября 2020 года

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

С 1 января 2021 г. устанавливается порядок осуществления Росгидрометом государственного надзора за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы

Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами следующих обязательных требований:

- наличие специального разрешения (лицензии) на проведение работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;

- выполнение требований о приобретении, хранении и использовании средств активного воздействия специализированными организациями активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы.

Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, мероприятий по контролю при проведении работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, не связанных с взаимодействием с юридическими лицами, направленных на профилактику нарушений обязательных требований при проведении работ.

Проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в рамках государственного надзора не предусмотрено.

Должностные лица при проведении проверок имеют право, в числе прочего, беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) о назначении проверки посещать территории, здания, помещения, сооружения, на которых осуществляется деятельность при проведении работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, а также выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

С 1 января 2021 года вступают в силу новые формы и порядок уведомления органов МВД России о привлечении иностранных работников

Утверждены:

форма ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста, порядок его заполнения;

форма уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина (лица без гражданства) организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан (лиц без гражданства) на территории РФ, порядок представления такого уведомления;

форма уведомления об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину (лицу без гражданства) - высококвалифицированному специалисту и порядок подачи уведомления;

форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства);

форма уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства);

порядок подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства).

Аналогичный Приказ МВД России от 04.06.2019 N 363 утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 24.07.2020 N 1110.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Установлена методика определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им

Применение содержащихся в методике критериев оптимальности и показателей эффективности призвано повысить качество управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом и направлено на реализацию задач по сокращению доли участия публично-правовых образований в хозяйственных обществах, действующих на конкурентных рынках, формированию необходимой имущественной основы деятельности публично-правовых образований, а также государственных (муниципальных) предприятий и учреждений, улучшению финансово-экономических показателей хозяйственных обществ и унитарных предприятий, вовлечению в коммерческий оборот государственной (муниципальной) инфраструктуры, оптимизации расходов на содержание государственного и муниципального имущества, увеличению доходов бюджетов посредством эффективного управления государственным и муниципальным имуществом.

В приложении содержатся формы отчетности об эффективности управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом.

Признано утратившим силу Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2015 N 481-р, регулирующее аналогичные правоотношения.

ЖИЛИЩЕ. ЖКХ

ДОМ.РФ обязан ежеквартально рассчитывать нормативы финансовой устойчивости и представлять отчет Национальному совету по обеспечению финансовой стабильности

Правительством утверждены:

методика расчета нормативов финансовой устойчивости единого института развития в жилищной сфере (ДОМ.РФ);

методика количественной оценки кредитного риска;

методика проведения ДОМ.РФ стресс-тестирования достаточности собственных средств (капитала) и стресс-тестирования достаточности своих ликвидных активов;

Правила осуществления контроля за соблюдением ДОМ.РФ плана обеспечения своей финансовой устойчивости.

Кроме того, устанавливается обязанность и сроки представления Национальному совету по обеспечению финансовой стабильности, в частности: отчета о соблюдении нормативов финансовой устойчивости; результатов проведения стресс-тестирования достаточности собственных средств (капитала) и ликвидных активов, а также результатов проверки, проведенной внешними (независимыми) экспертами в соответствии с частью 9 статьи 5.1 Федерального закона "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Актуализированы рекомендации по подготовке субъектами РФ заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года

Рекомендации включают в себя формы заявки и дополнительной заявки (в случае внесения изменений), табличные формы приложений к заявке, типовые формы договора и соглашений.

Приводится, в числе прочего, порядок представления заявки, определены требования по подготовке приложений к заявке, а также рекомендации по подготовке по подготовке дополнительной заявки на предоставление финансовой поддержки.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Обновлен профстандарт "Проводник пассажирского вагона"

Основная цель вида профессиональной деятельности - обеспечение комфорта и безопасности пассажиров в пути следования пассажирского поезда.

Определены требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минтруда России от 14.05.2015 N 294н.

Обновлен профстандарт "Начальник пассажирского поезда"

Основная цель вида профессиональной деятельности - обеспечение безаварийной и надежной работы оборудования пассажирского поезда и высокого уровня обслуживания пассажиров в пути следования пассажирского поезда.

Определены требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особые условия допуска к работе и другие характеристики.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минтруда России от 18.01.2017 N 45н.

Актуализирован профессиональный стандарт "Специалист по организации управления движением поездов, производства маневровой работы на раздельных пунктах"

Целью профессиональной деятельности указанных специалистов является обеспечение безопасности движения поездов, выполнения графика движения поездов и производства маневровой работы.

В перечень выполняемых ими трудовых функций входит: обработка информации о производстве маневровой работы в автоматизированных информационно-аналитических системах, обработка поездной информации в автоматизированных информационно-аналитических системах, ведение документации по поездной и маневровой работе, планирование движения поездов и производства маневровой работы, организация движения поездов и производства маневровой работы.

Приводятся требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе.

Признан утратившим силу приказ Минтруда России от 3 декабря 2015 г. N 977н, которым был утвержден аналогичный стандарт.

Актуализирован профессиональный стандарт "Работник по оперативно-техническому учету работы локомотивов, моторвагонного подвижного состава железнодорожного транспорта"

Целью профессиональной деятельности указанных специалистов является обеспечение комплексного учета информации о работе локомотивов (моторвагонного подвижного состава), рабочем времени локомотивных бригад и своевременного ее ввода в автоматизированную систему.

В перечень их трудовых функций входит, в числе прочего: обработка информации из маршрутов машиниста, ведомостей учета дизельного топлива и электроэнергии локомотивов железнодорожного транспорта, обработка информации из документов по учету наличия и состояния локомотивов железнодорожного транспорта, организация деятельности по оперативно-техническому учету работы локомотивов железнодорожного транспорта.

Приводятся требования к образованию и обучению, к опыту практической работы.

Признан утратившим силу приказ Минтруда России от 12 февраля 2018 г. N 78н, которым был утвержден аналогичный стандарт.

Утвержден профстандарт для специалистов по эксплуатации объектов трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов

Основная цель вида профессиональной деятельности - обеспечение надежного, эффективного функционирования и безопасной эксплуатации объектов трубопроводного транспорта (в том числе объектов магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов).

Определены требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ

Установлены примерные форма и структура государственного социального заказа на оказание госуслуг в социальной сфере

Также утверждены общие требования к форме отчета об исполнении государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Документ реализует требования Федерального закона от 13.07.2020 N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", который регулирует отношения, связанные с формированием и исполнением государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг физлицам за счет субсидий в отраслях социальной сферы (образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, туризм).

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

"Комиссия Правительства по законопроектной деятельности рассмотрела поправки о налоговом вычете по расходам на физкультурно-оздоровительные услуги" (информация с официального сайта Правительства РФ от 19.10.2020)

Правительством рассмотрен законопроект о введении "оздоровительного" налогового вычета по НДФЛ

Вычет планируется предоставлять в размере расходов на физкультурно-оздоровительные услуги, но не более 120 тыс. рублей за налоговый период с учетом расходов на иные социальные вычеты по НДФЛ. Максимальный размер вычета (13% от суммы в 120 тыс. рублей), подлежащий возврату налогоплательщику, может составить 15,6 тыс. рублей.

Перечень организаций, предоставляющих физкультурно-оздоровительные услуги, при получении которых можно будет претендовать на налоговый вычет, сформирует Минспорт.

Разъяснены вопросы, касающиеся переквалификации выплаченных дивидендов в случаях, когда размер чистой прибыли по данным годовой отчетности меньше, чем величина дивидендов, выплаченных по результатам квартала, полугодия, девяти месяцев

Сообщается, что действующее законодательство не содержит положений, изменяющих экономическую квалификацию выплаченных дивидендов (распределенной прибыли) в указанных случаях.

Таким образом, доходы в виде дивидендов, выплаченные акционерам (участникам) хозяйственных обществ по результатам работы за квартал, полугодие и девять месяцев отчетного года, в дальнейшем переквалификации для целей налогообложения не подлежат.

Ко второму чтению подготовлен законопроект, уточняющий порядок уплаты налогов с прибыли КИК

Законопроект предусматривает возможность уплачивать налог с фиксированной прибыли КИК физическими лицами, своевременно направившими уведомление в налоговый орган о переходе на новый порядок уплаты налога.

Согласно законопроекту фиксированная сумма прибыли устанавливается в размере 38 460 000 рублей за налоговый период 2020 года, 34 000 000 рублей за последующие налоговые периоды начиная с 2021 года вне зависимости от количества контролируемых иностранных компаний.

Законопроект содержит также ряд существенных поправок, предусматривающих, в частности:

- уточнение понятия иностранной холдинговой (субхолдинговой) компании;

- определение порядка истребования документов в отношении КИК, необходимых для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения;

- введение штрафа в размере 500 тыс. рублей за непредставление налоговому органу документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании, в установленный срок либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями.

ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Действие Правил идентификации клиентов в целях ПОД/ФТ распространены на операторов лотерей

С учетом изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом от 01.03.2020 N 46-ФЗ, актуализированы требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, предусмотренные Приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366.

Согласно внесенным уточнениям к субъектам, на которых распространяются указанные требования, относятся организаторы азартных игр и операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Банк России и Роспотребнадзор напоминают о недопустимости навязывания дополнительных платных услуг при предоставлении потребительских кредитов (займов)

Оплата дополнительных платных услуг зачастую производится за счет заемных средств, а условия их оказания определяются в одностороннем порядке в стандартных формах, к которым присоединяются заемщики.

Законом РФ "О защите прав потребителей" установлен запрет обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других товаров (работ, услуг).

Помимо права на отказ от приобретения таких услуг законодательство предоставляет право на отказ от уже заключенного договора оказания дополнительных платных услуг.

В этой связи является недопустимым включение в договор оказания дополнительных платных услуг условий, ограничивающих право потребителя на отказ от договора или усложняющих процедуру такого отказа.

Проблематика оказания страховых услуг рассмотрена в информации Роспотребнадзора от 21.04.2015 "Роспотребнадзор разъясняет: добровольно-принудительное страхование при предоставлении потребительского кредита (займа) незаконно".

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

НПФ, страховые организации и общества взаимного страхования, соответствующие установленным критериям, должны применять МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" в редакции 2014 года с введенными поправками с 1 января 2023 года

Внесены изменения в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитных финансовых организаций в связи с применением МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты".

В частности, введена обязательность применения МСФО (IFRS) 9 для организаций, соответствующих критериям, предусмотренным пунктом 20B МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования".

В случае если принимается решение о применении МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" в редакции 2014 года в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся до 1 января 2023 года, указанное решение должно быть отражено в учетной политике.

Указание вступает в силу с 31 декабря 2020 года.

Вводится в действие МСФО "Уступки по аренде, связанные с пандемией COVID-19 (Поправка к МСФО (IFRS) 16)"

МСФО (IFRS) 16 "Аренда" дополнен новыми положениями об упрощении практического характера, а также введена поправка "Уступки по аренде, связанные с пандемией COVID-19".

Арендатор должен применять данную поправку в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 июня 2020 или после этой даты. Допускается досрочное применение, в том числе в финансовой отчетности, которая на 28 мая 2020 года не была одобрена к выпуску.

"Уступки по аренде, связанные с пандемией COVID-19. Поправка к МСФО (IFRS) 16"
(введены в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 05.10.2020 N 226н)

В МСФО (IFRS) 16 "Аренда" внесены поправки об упрощении практического характера

На территории РФ вводится в действие МСФО "Уступки по аренде, связанные с пандемией COVID-19 (Поправка к МСФО (IFRS) 16)".

Предусматривается, в частности, что в качестве упрощения практического характера арендатор может принять решение не анализировать, является ли уступка по аренде, соответствующая установленным условиям, модификацией договора аренды.

Упрощение практического характера применимо только к тем уступкам по аренде, которые возникают в качестве прямого следствия пандемии COVID-19, и только при соответствии всем установленным условиям.

Внесенные поправки арендатор должен применять в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 июня 2020 или после этой даты. Допускается досрочное применение, в том числе в финансовой отчетности, которая на 28 мая 2020 года не была одобрена к выпуску.

С отчета за 2020 год введены в действие изменения в указания по заполнению формы ФСН N 1-ЦБ "Сведения о движении ценных бумаг и доходах по ним по институциональным секторам"

Скорректированы отдельные пункты подраздела 2.2 "Облигации" указаний по заполнению данной формы федерального статистического наблюдения.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Внесены дополнения в перечень продукции, которая должна соответствовать определенным требованиям в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории РФ

В указанный перечень включены: блок аккумуляторов газа, компрессорные установки на базе поршневых объемных компрессоров для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, компрессорные установки дыхательного воздуха, заправочная колонка компримированным природным газом.

Предусматривается, что для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и получения мер государственной поддержки, предусматривающими наличие заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, в отношении этой продукции должны выполняться требования и технологические операции, которые в совокупности оцениваются следующим количеством баллов за их выполнение (освоение) на территории РФ:

"Блок аккумуляторов газа": с 1 января 2022 г. - не менее 30 баллов, с 1 января 2023 г. - не менее 40 баллов, с 1 января 2024 г. - не менее 50 баллов;

"Компрессорные установки на базе поршневых объемных компрессоров для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций": с 1 января 2022 г. - не менее 115 баллов, с 1 января 2023 г. - не менее 135 баллов, с 1 января 2024 г. - не менее 150 баллов, с 1 января 2025 г. - не менее 160 баллов;

"Компрессорные установки дыхательного воздуха": с 1 января 2022 г. - не менее 80 баллов, с 1 января 2024 г. - не менее 90 баллов, с 1 января 2026 г. - не менее 100 баллов;

"Заправочная колонка компримированным природным газом (КПГ)": с 1 января 2022 г. - не менее 40 баллов, с 1 января 2023 г. - не менее 50 баллов, с 1 января 2024 г. - не менее 60 баллов.

"Расширен перечень получателей субсидий на развитие производства" (информация с официального сайта Мэра Москвы от 20.10.2020)

Москва расширяет перечень получателей субсидий из городского бюджета на развитие промышленного и инновационного производства

Ранее эта мера поддержки предоставлялась только технопаркам, индустриальным паркам и организациям, реализующим проекты по их созданию.

Теперь субсидии на компенсацию выплат процентов по кредитам на развитие имущественного комплекса смогут получить креативные технопарки и промышленные комплексы. Также за поддержкой могут обратиться инновационные научно-технологические центры и организации, реализующие инвестиционные приоритетные проекты по созданию промышленных комплексов. Объем субсидий не должен превышать 300 миллионов рублей в год.

Кроме того, юридические лица, работающие в сфере промышленности, а также управляющие компании технопарков в любой сфере, смогут получить следующие субсидии:

- на компенсацию выплат процентов по кредитам на оборудование (до 200 миллионов рублей в год);

- на компенсацию затрат на лизинг оборудования (до 100 миллионов рублей в год);

- на технологическое присоединение к системам инженерно-технического обеспечения (до 100 миллионов рублей в год).

Раньше право оформить их в Москве было только у промышленных комплексов, управляющих компаний технопарков, индустриальных (промышленных) парков, а также организаций, реализующих инвестиционные приоритетные проекты.

СТРАХОВАНИЕ

Проведение осмотра и организация независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства по договорам ОСАГО являются непосредственной обязанностью страховщика

Согласно пункту 14 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", стоимость независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), на основании которой осуществляется страховое возмещение, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования.

В этой связи, в целях обеспечения защиты прав и законных интересов потерпевших при исполнении страховыми организациями обязательств по договорам ОСАГО Банк России обращает внимание на недопустимость возложения страховыми организациями на потерпевших обязанности по оплате стоимости проводимых по направлению страховой организации осмотра и (или) независимой экспертизы (оценки) поврежденного транспортного средства.

ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ

Обновлено Типовое положение (регламент) о контрактной службе

Типовое положение (регламент) устанавливает общие правила организации деятельности контрактной службы, основные полномочия контрактной службы (заказчика), руководителя и работников контрактной службы при осуществлении заказчиком деятельности, направленной на обеспечение государственных и муниципальных нужд в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Предусмотрены положения, касающиеся организации деятельности контрактной службы, ее функций и полномочий.

Приказ вступает в силу со дня вступления в силу приказа Минэкономразвития России о признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

С 1 января 2021 г. устанавливается порядок приобретения, хранения и использования средств активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы

Активное воздействие на метеорологические и другие геофизические процессы проводится в целях их регулирования и уменьшения возможного вреда от данных процессов населению и экономике (защита сельскохозяйственных растений от градобития, регулирование осадков, рассеивание туманов и спуск снежных лавин).

Установлено, в частности, что средства активного воздействия, содержащие взрывчатые и пиротехнические вещества, вправе приобретать, хранить и использовать специализированные организации, имеющие лицензии на проведение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, выданные им Росгидрометом в установленном порядке.

Не содержащие взрывчатых и пиротехнических веществ средства активного воздействия (технические средства, радиолокационные средства, реагенты, используемые для проведения работ по активному воздействию) могут приобретаться, храниться и использоваться специализированными организациями без наличия у них лицензий на проведение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления.

Хранение средств активного воздействия, содержащих взрывчатые и пиротехнические вещества, должно осуществляться способом, исключающим попадание прямых солнечных лучей и атмосферных осадков на упаковку, в которой содержатся такие средства.

Хранение средств активного воздействия, содержащих взрывчатые и пиротехнические вещества, осуществляется в соответствии с требованиями эксплуатационной документации таких средств на складах (хранилищах) постоянного (круглогодичного) хранения, складах межсезонного хранения (в межсезонный период работ по активному воздействию или на период хранения менее года) и складах временного хранения (требуемого по технологии количества средств активного воздействия на период или сезон проведения работ).

Хранение средств активного воздействия, содержащих взрывчатые и пиротехнические вещества, должно исключать их утрату и порчу.

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Утвержден порядок информирования потребителя о том, что СМИ выполняет функции иностранного агента

Установлено, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории РФ, должны сопровождаться следующим указанием: "Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента".

В зависимости от способа распространения данное указание должно иметь форму текстового сообщения либо звуковую форму.

Указание подлежит размещению в начале каждого сообщения (материала) иностранного средства массовой информации под заголовком либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого сообщения (материала).

При размещении указания в аудио-, аудиовизуальной продукции, оно должно быть распространено в начале трансляции сообщения (материала), а также при каждом возобновлении трансляции данного сообщения (материала) после ее прерывания.

Продолжительность демонстрации, воспроизведения указания в аудио-, аудиовизуальной продукции в начале трансляции сообщения (материала) должна составлять не менее 15 секунд.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

С 1 января 2021 года вступает в силу новый порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий

Утверждены в том числе порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению, перечень противопоказаний к применению вспомогательных репродуктивных технологий и искусственной инсеминации.

Оказание медицинской помощи с использованием вспомогательных репродуктивных технологий проводится на основе информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство по утвержденной форме.

Аналогичный Приказ Минздрава России от 30.08.2012 N 107н утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 17.06.2020 N 868.

С 1 марта 2021 г. вводятся в действие Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для ветеринарного применения

Правила устанавливают требования к реализации лекарственных препаратов потребителям, в том числе их отпуску по рецепту или без рецепта, а также к хранению в целях реализации ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.

Регламентированы требования к обеспечению деятельности субъекта розничной торговли, а также процессы его деятельности.

Настоящий Приказ вступает в силу с 1 марта 2021 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 марта 2022 г., и действует до 1 марта 2027 г.

Предложен порядок государственного регулирования предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП

Проектом предусматривается, в частности, что Росздравнадзор проводит мониторинг дефектуры (рисков ее возникновения) лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по причине низкой зарегистрированной предельной отпускной цены производителя.

Минздрав России при поступлении заключения Росздравнадзора направляет в личный кабинет заявителя предложение о государственной перерегистрации предельной отпускной цены на лекарственный препарат.

Экономический анализ представленных документов и сведений будет осуществляться ФАС России, по результатам которого Минздравом России будет издан приказ о государственной перерегистрации цены, действующий 1 год с даты его издания, либо принято решение об отказе в регистрации цены.

ФАС России в течение срока действия приказа о перерегистрации цены проводит мониторинг цен на лекарственные препараты в иностранных государствах. В случае выявления по результатам мониторинга снижения цены на лекарственный препарат в иностранных государствах ФАС России уведомляет об этом держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата (уполномоченное им лицо) и представляет в Минздрав России решение о снижении цены.

В случае отсутствия оснований для снижения цены ФАС России не позднее 5 дней до окончания действия приказа о перерегистрации цены представляет в Минздрав России решение о подтверждении цены, на основании которого переиздается соответствующий приказ о перерегистрации цены.

Лекарственные препараты, реализованные производителями по цене, действовавшей до вступления в силу приказа о перерегистрации цены, могут находиться в гражданском обороте до истечения срока годности по цене, примененной на дату их реализации с учетом установленных к ней предельных размеров оптовых и розничных надбавок.

ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Уточнены требования, касающиеся доведения информации о перечне лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или распространению оружия массового уничтожения

Внесены изменения в постановления Правительства РФ от 6 августа 2015 г. N 804, а также от 26 октября 2018 г. N 1277, устанавливающие правила определения перечня таких лиц, а также доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а теперь также и других юридических и физических лиц, в том числе не являющихся ИП.

Доведение информации осуществляется путем обеспечения доступа к через личные кабинеты.

Через личные кабинеты также доводится необходимая информация до аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, организаторов торговли, клиринговых организаций, центральных контрагентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию, а также до органов государственной власти и организаций.

Перечень таких органов государственной власти и организаций приведен в приложении.

По согласованию с органами государственной власти и организациями информация может доводиться до них с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия либо с применением защищенных каналов связи.

ПРАВОСУДИЕ

Верховным Судом РФ подготовлен четвертый за 2020 год обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека

Обзор включает в себя практику международных договорных органов ООН, действующих в сфере защиты прав и свобод человека, а также Европейского Суда по правам человека в сфере:

административно-правовых отношений (в частности, вопросы госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и др.);

гражданско-правовых отношений (в том числе вопросы присуждения компенсации (возмещения ущерба) за допущенные нарушения прав и свобод человека и определения ее размера и др.);

административного судопроизводства (право на доступ к суду);

социально-трудовых правоотношений (запрет дискриминации);

уголовных и уголовно-процессуальных отношений (в том числе право на жизнь и др.).

Отмечается, что в целях эффективной защиты прав и свобод человека судам необходимо при рассмотрении административных, гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных и иных дел учитывать правовые позиции, сформулированные межгосударственными органами по защите прав и свобод человека.

Верховным Судом РФ подготовлен пятый за 2020 год обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека

Обзор включает в себя практику в сфере:

административно-правовых отношений (в частности, запрет пыток, иного недопустимого обращения, вопросы содержания лиц в одиночной камере и др.);

жилищных, семейных правоотношений (например, вопросы выселения и др.);

социально-трудовых правоотношений (защита прав несовершеннолетних (предоставление социального пособия беженцам) и др.;

уголовных и уголовно-процессуальных отношений (в том числе право на свободное выражение своего мнения и др.).

Отмечается, что в целях эффективной защиты прав и свобод человека судам необходимо при рассмотрении административных, гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных и иных дел учитывать правовые позиции, сформулированные межгосударственными органами по защите прав и свобод человека.

Верховным Судом РФ подготовлен шестой за 2020 год обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека

Обзор включает в себя практику Европейского Суда по правам человека в сфере:

административно-правовых отношений (в частности, право на уважение семейной жизни и др.);

уголовных и уголовно-процессуальных отношений (в том числе запрет пыток, иного недопустимого обращения (домашнее насилие) и др.).

Отмечается, что в целях эффективной защиты прав и свобод человека судам необходимо при рассмотрении административных, гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных и иных дел учитывать правовые позиции, сформулированные межгосударственными органами по защите прав и свобод человека.

Предлагается урегулировать порядок участия в судебных заседаниях по гражданским или административным делам посредством веб-конференции

Проект предполагает использование наряду с системой видео-конференц-связи альтернативной системы веб-конференции, которая позволит сторонам оперативно осуществлять взаимодействие с судом и принимать участие в судебных заседаниях, используя для этого различные средства коммуникации (компьютер, смартфон, планшет), без необходимости явки в суд.

Согласно проекту лица, участвующие в деле, и иные участники процесса смогут участвовать в судебном заседании путем использования системы веб-конференции при условии заявления ими ходатайства об этом и при наличии в судах технической возможности осуществления веб-конференции. Установление личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, участвующего в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, осуществляется по документам, удостоверяющим личность гражданина, с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих дистанционную идентификацию и аутентификацию лица, включая ЕСИА и единую биометрическую систему.

Проектом также предлагается установить, что исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы в электронном виде могут быть поданы через личный кабинет участника судебного процесса - информационный ресурс, который размещен на портале госуслуг, либо через системы электронного документооборота участников судебного процесса посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Определяются требования к порядку подписания электронных документов. В частности, исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы, которые подаются через личный кабинет участника судебного процесса, могут быть подписаны простой электронной подписью, если процессуальным законодательством не установлено, что они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

Вступление в силу проекта планируется с 1 января 2022 года.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Установлена процедура репатриации с территории РФ моряков - иностранных граждан и моряков - лиц без гражданства

Утвержденный Порядок разработан в целях соблюдения правила 2.5 "Репатриация" Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве в части репатриации с территории РФ:

моряков - иностранных граждан и моряков лиц без гражданства, входящих в состав экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в случае невозможности осуществления репатриации судовладельцем;

моряков - иностранных граждан и моряков - лиц без гражданства, входящих в состав экипажей судов, плавающих под иностранным флагом, в случае невозможности осуществления репатриации как судовладельцем, так и компетентным органом государства - участника Конвенции, под флагом которого плавает судно.

Предусмотрены, в том числе перечень документов в целях реализации права на репатриацию, представляемые моряком в территориальный орган МВД России, основания для принятия решения об отказе в осуществлении репатриации (рекомендуемый образец уведомления об отказе в осуществлении репатриации приведен в приложении к Порядку).

<Информация> Минюста России от 19.10.2020 "Готовится к подписанию Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений по гражданским или торговым делам от 2 июля 2019 г."

Россия готовится присоединиться к Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений по гражданским или торговым делам от 2 июля 2019 г.

Конвенция призвана содействовать международной торговле на основе единых правил. Ее нормы распространяются на судебные решения по спорам, возникающим из договорных отношений, из причинения вреда, решения по потребительским спорам и т.д.

Конвенция устанавливает перечень случаев, в которых суды одного государства, ратифицировавшего конвенцию, обязуются признавать и приводить в исполнение решение, принятое судом другого государства, также ее ратифицировавшего. Конвенция устанавливает и исчерпывающий перечень оснований для отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.

Участники трансграничных отношений (граждане, компании, государственные органы) смогут оперативно оценить перспективы исполнимости конкретного судебного решения и будут в меньшей степени подвержены рискам, связанным с различиями в процессуальном законодательстве и судебной практике государств, участвующих в конвенции. Конвенция также позволит гражданам и юридическим лицам сократить сроки разрешения трансграничных споров и связанные с этим расходы.

Неофициальный перевод текста конвенции на русский язык размещен на сайте Минюста России.


Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы