Аналитический обзор от 26 июля 2011 года

Название документа

"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 26 июля 2011 года

Федеральный закон от 01.07.2011 N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Источник публикации

Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".

Примечание к документу

Текст документа 

КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 26 ИЮЛЯ 2011 ГОДА 

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс". 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 01.07.2011 N 169-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ

АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

1. Предоставление документов для получения государственных и муниципальных услуг >>>

2. Изменения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг >>>

3. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей >>>

4. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним >>>

5. Изменения законодательства о государственном кадастре недвижимости >>>

6. Изменения норм Земельного кодекса РФ >>>

7. Изменения норм Градостроительного кодекса РФ >>>

Указанным Федеральным законом (далее - Закон N 169-ФЗ) более чем в 70 федеральных законов вносятся изменения, связанные с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Некоторые изменения носят лишь технический и уточняющий характер, однако в ряде случаев новеллы Закона N 169-ФЗ являются принципиальными.

Закон N 169-ФЗ за исключением отдельных положений, касающихся изменений Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ), вступил в силу 1 июля 2011 г.

Обращаем внимание на то, что он был официально опубликован лишь 4 июля 2011 г.

1. Предоставление документов для получения

государственных и муниципальных услуг

Закон N 169-ФЗ вносит в законодательство многочисленные изменения, касающиеся предоставления документов органам государственной власти и местного самоуправления для получения различных государственных и муниципальных услуг.

В целом, рассматриваемый Закон упрощает порядок их предоставления, в том числе путем уменьшения количества запрашиваемых документов. С этой целью во многие федеральные законы вводятся нормы, запрещающие органам государственной власти и местного самоуправления запрашивать сведения, которые имеются у других органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций.

В качестве примеров можно привести несколько изменений в Федеральные законы, вводимых Законом N 169-ФЗ.

Так, в ст. 14 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" включена норма, предписывающая Банку России при получении заявления о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций самостоятельно запрашивать у уполномоченных органов документы, содержащие сведения:

- о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями кредитной организации,

- о выполнении учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года.

В ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" вводится норма, разрешающая гражданину не предоставлять документы, являющиеся основанием для вселения в жилое помещение, если сведениями, содержащимися в них, располагают государственные органы или органы местного самоуправления.

Аналогично в ст. 11.3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" теперь предусматривается, что органы внутренних дел должны самостоятельно запросить необходимые сведения, если при обращении за получением лицензии на осуществление частной охранной деятельности не были представлены документы, которые лицензирующий орган может получить самостоятельно.

В ст. 22 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" указано, что при выдаче лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономических операций не допускается запрашивать у заявителя документы или сведения, которые имеются в наличии у органов государственной власти, местного самоуправления, а также у подведомственных им организаций. Отметим, что в порядок предоставления документов в иных случаях осуществления экспортного контроля Закон N 169-ФЗ никаких изменений не внес.

В Кодекс внутреннего водного транспорта РФ внесены изменения, которые запрещают органам, осуществляющим государственную регистрацию судов, запрашивать у заявителя какие-либо дополнительные документы, если они есть у органов государственной власти, местного самоуправления, а также в подведомственных им организациях (п. 1 ст. 19 и п. 2 ст. 21 КВВТ РФ в новой редакции).

Статьи 33.1 и 33.2 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" обязывают лицензирующий орган или орган, осуществляющий аккредитацию, при выдаче лицензии или переоформлении документа, подтверждающего ее наличие, самостоятельно запрашивать документы (сведения, содержащиеся в них), если такие документы находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

Изменениями, внесенными в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", установлено, что сведения об адвокатах и нотариусах, занимающихся частной практикой, предоставляются в территориальные органы страховщика не позднее 10 дней со дня назначения лица на должность нотариуса (присвоения лицу статуса адвоката).

Достаточно обстоятельно расписаны правила запроса документов в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". К примеру, ст. 28 данного Закона была дополнена нормой следующего содержания. Если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, орган, осуществляющий такое предоставление, самостоятельно запрашивает сведения:

- о правоустанавливающих документах на этот земельный участок;

- о данном некоммерческом объединении.

В целом, изменения, устанавливающие правила о том, что государственные или муниципальные органы должны самостоятельно запрашивать документы (или содержащиеся в них сведения), необходимые для получения государственных или муниципальных услуг, включены во многие федеральные законы. Среди них следует отметить:

- Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

- Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах";

- Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей";

- Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах";

- Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";

- Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";

- Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";

- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";

- Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии";

- Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

- Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях";

- Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния";

- Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";

- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей";

- Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

- Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи";

- Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях";

- Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях";

- Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе";

- Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

- Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

- Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";

- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях";

- Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";

- Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства";

- Федеральный закон от 25.12.2008 N 284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии";

- Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";

- Федеральный закон от 14.03.2009 N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними";

- Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";

- Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях";

- Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции";

- Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Отметим, что не все федеральные законы полностью пересмотрены на предмет сокращения количества представляемых документов. Так, Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" изменен только в части, касающейся представления документов саморегулируемыми организациями (ст. 50 указанного Закона). Правила предоставления документов для государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг остались неизменными. Эмитенты, к примеру, как и прежде, должны представлять документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве юридических лиц (п. 2.4.2 Приказа ФСФР РФ от 25.01.2007 N 07-4/пз-н "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг").

Изменения в Трудовой кодекс РФ также не были всеобъемлющими. Только ст. 216.1 указанного Кодекса, посвященная государственной экспертизе условий труда, была дополнена указанием на то, что проверяющий орган вправе самостоятельно запрашивать необходимые документы и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях. Такие запросы допускаются, если указанные документы и материалы находятся в распоряжении этих органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

В Лесной кодекс РФ также ввели положения, позволяющие проводить межведомственные запросы необходимых документов или сведений. При проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды из ЕГРЮЛ может быть запрошена информация об участвующем в аукционе юридическом лице (ч. 11 ст. 79 ЛК РФ). В некоторых других случаях может быть предоставлена информация из государственного лесного реестра (ч. 8.1 ст. 91 ЛК РФ в новой редакции).

Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" дополнили следующим правилом. В случае, когда для подтверждения права претендента на покупку государственного или муниципального имущества требуется представление какого-либо документа, который находится в распоряжении органов государственной власти, местного самоуправления либо подведомственных им организаций, такой документ запрашивается продавцом, если претендент указал в описи представленных документов реквизиты, но сам документ не представил (п. 3 ст. 16 указанного Закона в новой редакции).

Более обширные изменения внесены в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). Указанный Закон был дополнен нормой о том, что иностранный гражданин, желающий подтвердить размер и источник своего дохода, вправе не предоставлять копию налоговой декларации в территориальный орган ФМС России. Налоговая декларация может быть запрошена в соответствующем налоговом органе (абз. 1 п. 9 ст. 6 Закона N 115-ФЗ в новой редакции).

Кроме того, без участия гражданина в соответствующий территориальный орган ФМС России может быть отправлено свидетельство о постановке иностранца на налоговый учет (пп. 2 п. 5 ст. 6.1 Закона N 115-ФЗ в новой редакции). Если такие сведения не поступят в ФМС в течение одного года со дня въезда иностранца в Россию, то ФМС направит запрос в налоговые органы.

Когда иностранный гражданин продлевает срок действия разрешения на работу, наличие у него разрешения на проживание и разрешения на работу проверяют органы ФМС России на основании имеющихся у них сведений (абз. 1 п. 7.3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ в новой редакции).

В Федеральном законе от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" отдельно указаны документы, которые должен предоставить непосредственно заявитель, и документы, запрашиваемые регистрирующим органом. При этом согласно ст. 20 в новой редакции данного Закона первый список является закрытым, а все остальные документы запрашивает регистрирующий орган. Особо отмечено, что регистрирующий орган не вправе запрашивать у заявителя какие-либо документы, не указанные в первом списке или имеющиеся в наличии у органов государственной власти, местного самоуправления, а также в подведомственных им организациях.

Так же и в Федеральном законе от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции предусматривается, что документы о переводе земельных участков из одной категории в другую могут представляться двумя способами. Непосредственно заинтересованное лицо подает документы:

- удостоверяющие его личность;

- подтверждающие согласие правообладателя земельного участка на перевод этого участка из состава земель одной категории в другую.

Другие документы, предусмотренные в ч. 4 ст. 2 этого Закона, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по межведомственному запросу.

Процедура межведомственного запроса предусмотрена и в Федеральном законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Она может использоваться при рассмотрении по существу жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (ст. 60 указанного Закона в новой редакции).

Межведомственный запрос на получение документов или необходимых сведений также может направляться в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Это возможно в случаях представления в антимонопольный орган ходатайств и уведомлений об осуществлении сделок и иных действий, подлежащих государственному контролю (ст. 32 указанного Закона в новой редакции).

2. Изменения законодательства о предоставлении

государственных и муниципальных услуг

Самые значительные изменения Закон N 169-ФЗ внес в Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ). Указанный Закон был дополнен ключевыми для Закона N 169-ФЗ легальными определениями.

Межведомственный запрос был определен как документ на бумажном носителе или в электронной форме, которым запрашиваются документы и информация, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги. Такой запрос должен быть направлен органом, предоставляющим указанную услугу, либо многофункциональным центром в государственный орган, орган местного самоуправления или подведомственную им организацию на основании запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги (п. 10 ст. 2 Закона N 210-ФЗ в новой редакции).

Подведомственная государственному органу или органу местного самоуправления организация - это государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданное соответственно государственным органом РФ или субъекта РФ либо органом местного самоуправления.

Для государственных и муниципальных органов государственной власти и подведомственных им организаций предусмотрена обязанность предоставлять необходимые документы и сведения в соответствии с межведомственным запросом органов, оказывающих государственные или муниципальные услуги (ст. 6 Закона N 210-ФЗ).

В качестве основополагающих принципов оказания государственных и муниципальных услуг в ст. 7 Закона N 210-ФЗ установлено, что от заявителя нельзя требовать:

- представления документов и информации, не предусмотренных нормативными актами в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг;

- подачи документов, которые находятся в распоряжении государственных или муниципальных органов, а также в подведомственных им организациях (за исключением документов из особого перечня, приведенных в ч. 6 ст. 7 Закона N 210-ФЗ в новой редакции);

- осуществления действий (в том числе согласований), необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные им организации (за исключением перечня услуг, приведенного в ч. 1 ст. 9 Закона N 210-ФЗ в новой редакции).

3. Государственная регистрация юридических

лиц и индивидуальных предпринимателей

Закон N 169-ФЗ значительно упрощает порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, перекладывая обязанность получения и предоставления части документов (информации, содержащейся в них) на регистрирующие органы.

Отказ в государственной регистрации допускается только в предусмотренном Законом N 169-ФЗ случае непредставления документов заявителем. Если документы не были предоставлены по межведомственному запросу, отказать в государственной регистрации регистрирующий орган не может.

К примеру, в ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) указано на возможность предоставления документов, необходимых для государственной регистрации создаваемого юридического лица, через единый портал государственных и муниципальных услуг.

В этом случае регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, должен будет направить представленные учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. Экземпляр учредительных документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю, если он указал в заявлении на необходимость и способ его получения.

Такие же правила установлены и для внесения изменений в учредительные документы юридического лица (п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ в новой редакции).

Согласно п. 5 ст. 6 Закона N 129-ФЗ сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя предоставляются органам государственной власти и органам государственных внебюджетных фондов в электронной форме в пределах полномочий органа, которому предоставляются сведения. При этом обязательно должен быть соблюден порядок, установленный Правительством РФ, а также актами Президента РФ и Правительства РФ (если это предусмотрено федеральными законами).

Суду по находящимся в его производстве делам сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя предоставляются по запросу.

4. Государственная регистрация прав на недвижимое

имущество и сделок с ним

Важные изменения внесены в Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).

В п. 2 ст. 16 Закона N 122-ФЗ вводится общее правило о том, что документы, необходимые для государственной регистрации прав, должны представляться заявителем. Иное может быть предусмотрено Законом N 122-ФЗ и подзаконными актами, принятыми в его исполнение.

Однако регистрирующий орган не вправе требовать у заявителя документы, если они (или содержащиеся в них сведения) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций. Исключение составляют случаи, когда такие документы:

- в соответствии со ст. 17 Закона N 122-ФЗ являются основаниями для государственной регистрации прав;

- включены в определенный Законом N 210-ФЗ перечень.

Если заявитель не представил указанные документы (сведения) по собственной инициативе, регистрирующий орган самостоятельно запрашивает их в соответствующих органах и организациях.

Из списка документов, которые должны прилагаться к заявлению на регистрацию права, исключена выписка из ЕГРЮЛ, удостоверяющая личность заявителя-организации (абз. 8 ч. 2 ст. 16 Закона N 122-ФЗ). Эти сведения регистрирующий орган должен запрашивать самостоятельно.

Аналогичное правило установлено в отношении разрешения на строительство и проектной документации: эти документы или сведения, содержащиеся в них, запрашиваются регистрирующим органом, если заявитель не представил указанные документы по своей инициативе.

Основания для отказа в государственной регистрации, связанные с непредставлением определенных документов (ст. 20 Закона N 122-ФЗ), дополнены ссылкой на то, что обязанность по предоставлению таких документов изначально возложена на заявителя.

5. Изменения законодательства о государственном

кадастре недвижимости

Закон N 169-ФЗ вводит изменения и в Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).

Так, в ч. ч. 8 и 8.1 ст. 15 Закона о кадастре теперь предусмотрено следующее. Если в орган кадастрового учета поступило заявление о кадастровом учете в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, но копии необходимых документов заявитель не приложил, то орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы у государственных органов и органов местного самоуправления.

Кроме того, основаниями для осуществления кадастрового учета будут являться не только документы, предоставленные обратившимся в органы кадастрового учета лицом, но и документы, полученные в рамках межведомственного запроса (ч. 2 ст. 16 Закона о кадастре в новой редакции). Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя документов, которые запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (ч. 4 ст. 21 Закона о кадастре в новой редакции).

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре в новой редакции по межведомственному запросу запрашиваются копии следующих документов:

- разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;

- документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель;

- документа, подтверждающего установленное разрешенное использование земельного участка;

- документа, подтверждающего изменение назначения здания или помещения.

Особо подчеркивается, что при межведомственном запросе необходимых документов срок кадастрового учета не меняется (ч. 1 ст. 17 Закона о кадастре в новой редакции).

6. Изменения норм Земельного кодекса РФ

Закон N 169-ФЗ внес ряд точечных изменений в Земельный кодекс РФ, которые касаются вопросов образования земельных участков, находящихся в публичной собственности, их предоставления, а также отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Эти изменения направлены в первую очередь на то, чтобы органы публичной власти (государственной власти или органа местного самоуправления) не могли отказывать в совершении юридически значимого действия по поводу земельного участка, находящегося в публичной собственности (как и в принятии решения об образовании земельного участка или о его предоставлении), на основании того, что заявитель не приложил к соответствующему заявлению кадастровый паспорт земельного участка.

Так, в ст. 11.3 ЗК РФ введен п. 2.1, который устанавливает следующее.

Органы публичной власти запрашивают кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка в органах государственной власти или местного самоуправления, а также в подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии либо сведения, содержащиеся в них).

Также установлено, что при подаче заявления об образовании земельного участка землепользователи, землевладельцы, арендаторы прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на те земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются искомые земельные участки. Однако данная обязанность существует у указанных лиц только в случае, если эти документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

Кроме того, Закон N 169-ФЗ изменил п. 2 ст. 32 ЗК РФ. Теперь для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию или сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом.

Данная норма исключает отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, на основании того, что заявитель не приложил к заявлению кадастровый паспорт земельного участка. Ранее подобные отказы были достаточно распространены (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 01.12.2009 N Ф03-6608/2009, ФАС Центрального округа от 22.03.2010 по делу N А68-3823/09/153/8).

Также уточнена ст. 38.1 ЗК РФ. В первую очередь следует отметить введение дополнительного основания недопущения заявителя к участию в аукционе по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства. Таким основанием является отсутствие сведений о заявителе в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП.

Нельзя не отметить изменения в ст. 53 ЗК РФ, касающиеся отказа от права постоянного (бессрочного) пользования. Теперь согласно п. п. 3 и 3.1 данной статьи для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от такого права, помимо этого заявления необходимо представить следующие документы:

- копию документа, удостоверяющего личность (для гражданина);

- копию документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);

- документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного органа, действующего от имени учредителя, на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (для государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, центров исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, органов государственной власти и органов местного самоуправления);

- кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в ГКН сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);

- документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копию решения органа публичной власти о предоставлении земельного участка.

Регистрирующий орган запрашивает указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых они находятся. Представляется, что данное правило относится в первую очередь к документам, удостоверяющим права на землю.

Такие документы запрашиваются у заявителя, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

7. Изменения норм Градостроительного кодекса РФ

Закон N 169-ФЗ внес изменения в Градостроительный кодекс РФ, которые касаются в первую очередь порядка выдачи разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию.

Так, в ст. 51 ГрК РФ введена ч. 7.1, устанавливающая следующую норму. Если заявитель (застройщик) не представил правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка (или, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, проекты планировки территории и межевания территории) либо разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, то орган, уполномоченный выдать разрешение на строительство, запрашивает перечисленные документы в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях. Это относится к случаям, когда указанные документы в силу нормативных правовых актов должны находиться в данных органах и организациях.

Аналогичные положения установлены и для выдачи разрешения на строительство при индивидуальном жилищном строительстве (ч. ч. 9 и 9.1 ст. 51 ГрК РФ).

Схожие нормы установлены и для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Так, в случае непредставления застройщиком могут быть запрошены следующие документы (ч. 3.2 ст. 55 ГрК РФ):

- правоустанавливающие документы на земельный участок;

- градостроительный план земельного участка или, в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта, проекты планировки территории и межевания территории;

- разрешение на строительство;

- заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

Нельзя не отметить и ч. 3.3 ст. 55 ГрК РФ, касающуюся представления документов, указанных в п.п. 1, 4, 5, 6, 7 и 8 ч. 3 данной статьи. Эти документы застройщик направляет самостоятельно, если в распоряжении органов государственной власти, местного самоуправления или подведомственных им организаций они отсутствуют. В противном случае эти документы запрашиваются у перечисленных лиц (органов) органом, уполномоченным выдавать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

При этом законодатель особо предусмотрел, что неполучение (несвоевременное получение) запрошенных документов не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 6.1 ст. 55 ГрК РФ).

Также целесообразно обратить внимание на изменения, касающиеся уведомления о начале строительных работ.

В ч. 5.1 ст. 52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, вправе не представлять некоторые документы в орган государственного строительного надзора при его извещении о начале строительных работ. К этим документам относятся:

- копия разрешения на строительство;

- проектная документация в полном объеме;

- положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

В случае непредставления данных документов орган государственного строительного надзора самостоятельно запрашивает их (сведения, содержащиеся в них) в органе, выдавшем разрешение на строительство.

Из приведенных норм можно сделать вывод, что непредставление вышеперечисленных документов лицом, осуществляющим строительство, не является основанием для его привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ.

Обращаем внимание: судебная практика исходит из того, что обязанность направить уведомление о начале строительства возникает после получения документов, необходимых для начала строительства (Постановления ФАС Поволжского округа от 28.01.2010 по делу N А65-17625/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 03.11.2010 по делу N А15-858/2010). Нарушение такой обязанности не является длящимся административным правонарушением (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 11.12.2008 N Ф08-7566/2008, ФАС Поволжского округа от 26.05.2010 по делу N А06-1025/2010, ФАС Уральского округа от 22.10.2009 N Ф09-8161/09-С1).

Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы