Как доказать, что контрагент не потребитель: берем на вооружение практику

Потребители как слабая сторона договора попадают под повышенную защиту. Однако порой стоит усомниться, правда ли физлицо — потребитель. Это поможет избежать, в частности, повышенной неустойки и штрафа. Что следует учитывать в подобных спорах, подскажет наш обзор судебной практики.

Обращайте внимание на предназначение объекта

Сделки в отношении некоторых объектов несвойственны для обычных граждан. Если возможность использовать объект для личных целей маловероятна, стоит указать на это суду.

В практике встречался случай, когда физлицо заказало у предпринимателя внутреннюю отделку здания и монтаж фасада. Работы были выполнены лишь частично, к тому же с недостатками. Заказчик обратился в суд и среди прочего потребовал взыскать потребительскую неустойку и штраф. Оказалось, что объект, на котором велись работы, предназначен для предпринимательской деятельности. Значит, Закон о защите прав потребителей в данном случае не работает. Подобными объектами могут быть отели, торговые центры или бизнес-центры.

Предназначение объекта между тем нельзя оценивать формально. Так, еще один недавний спор касался долевого строительства гостиницы, состоящей из комплекса апартаментов. Застройщик отмечал: речь идет о нежилом помещении, а значит, оно не может использоваться для личных нужд. Однако суд с этим подходом не согласился и защитил дольщика как потребителя. Апартаменты приобрело физлицо, не было данных о том, что они будут использоваться в коммерческих целях.

Учитывайте количество товаров или однородных сделок

Тот факт, что покупатель не потребитель, может подтверждать количество приобретаемого товара. ВС РФ в последнее время неоднократно отправлял дела на новое рассмотрение, так как нижестоящие суды не уделяли внимание этому вопросу.

В одном из случаев речь шла о покупке 10 планшетных компьютеров. Поскольку была приобретена большая партия однородных товаров, суд усомнился в том, что это сделано для личных нужд.

Второй пример касался купли-продажи автомобиля. Продавец указал: до совершения спорной сделки покупатель приобрел еще несколько авто. Этот аргумент заставил суд усомниться, применим ли в данном случае Закон о защите прав потребителей.

Определяйте, для каких целей заключен договор

Часто по косвенным признакам нельзя понять, что перед нами предприниматель "под прикрытием". Нужно знать, для чего заключалась сделка. Рассмотрим примеры таких ситуаций.

Физлицо направило посылку с бокалами за границу, но груз был утрачен в пути. Выяснилось, что отправитель — предприниматель, который занимается организацией свадеб. Доставка была организована для целей этого бизнеса. В итоге суд не удовлетворил требования о защите прав потребителя. Чтобы избежать судебных разбирательств, лучше заранее выяснять и фиксировать в договоре, заключается ли он с коммерческой целью.

Еще один интересный пример касался спора, вытекающего из договоров банковских счетов. Физлицо обратилось в суд по своему месту жительства, такое право есть у потребителей. Однако иск вернули из-за нарушения правил подсудности. Как оказалось, гражданин был ИП и использовал счета не для личных нужд, а для бизнеса. Выходит, иск следовало предъявить по месту нахождения банка.

Если в подобных случаях суд все-таки принимает дело к рассмотрению, стоит заявить ходатайство о направлении дела по подсудности. Это может помочь сэкономить на стоимости поездок вашего представителя в суд по месту жительства физлица.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы