Привлечь к ответственности за нарушение лицензионных требований можно в течение трех месяцев даже в случаях, когда ущемляются права потребителей (п. 2 Обзора). При этом ничто не мешает привлечь к ответственности в течение года за нарушение прав потребителей по ст. 14.4 КоАП РФ (если для этого есть основания).
Если нарушение зафиксировала камера, штраф для юрлиц и ИП, которых привлекают к ответственности в общем порядке, не должен достигать максимального предела (п. 3 Обзора). КС РФ предписал назначать им минимальный штраф: например, по ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ — 400 тыс. вместо 500 тыс. руб.
По Закону о персучете ИП могут оштрафовать как страхователя, а по КоАП РФ — как должностное лицо. Если предприниматель оказывается и тем и другим, штраф должен быть только один (п. 5 Обзора). Проект с изменениями в КоАП РФ уже вынесен на общественное обсуждение.
Право на возмещение судебных расходов не должно зависеть от процессуального статуса победителя спора. При этом учитывать нужно не только активное поведение заинтересованного лица, но и другие аспекты. Например, не увеличивали ли административный ответчик и заинтересованное лицо расходы на представителя специально (п. 4 Обзора).
Хотя норму закона признали частично не действующей на будущее время, препятствий для пересмотра судебных актов нет. Момент, с которого НПА признан недействующим, значения не имеет. КС РФ уже занимал аналогичную позицию в отношении норм АПК РФ (п. 11 Обзора).
Нельзя автоматически взыскивать все расходы на банкротство с руководителя. Если компанию банкротила налоговая, прежде чем заставить руководителя платить, судам нужно учесть ряд обстоятельств. Например, налоговая могла не подавать в суд, если было очевидно, что процедура банкротства приведет к напрасным расходам (п. 16 Обзора).
Если работник использует в служебных целях личный транспорт, ему выплачивается компенсация. Она не относится к реальному доходу сотрудника, значит, удерживать с нее алименты неправомерно. Норма, которая допускала такое толкование, признана неконституционной (п. 13 Обзора).
Если муниципальный депутат не обосновал, что мог позволить дорогие покупки, отобрать у него имущество, которое получено до вступления в должность, нельзя (п. 1 Обзора). Полагаем, что этот вывод можно применить в отношении всех лиц, расходы которых контролируются по антикоррупционному закону.