от 28 декабря 2017 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18. Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Разделы

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Приказ Министра обороны РФ от 09.10.2017 N 610
"Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по вводу в эксплуатацию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, после осуществления их монтажа в связи с заменой или модернизации"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2017 N 49410.

Регламентирован порядок выдачи Минобороны России акта ввода в эксплуатацию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов после осуществления их монтажа в связи с заменой или модернизации

Установлено, что проведение контрольного осмотра объекта осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации поступившего уведомления о вводе объекта в эксплуатацию.

Акт ввода объекта в эксплуатацию оформляется по результатам проведения контрольного осмотра объекта в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента проведения контрольного осмотра объекта.

В приложении к регламенту приведена контактная информация уполномоченных органов по предоставлению государственной услуги по субъектам РФ.

Приказ Минприроды России от 12.10.2017 N 553
"Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах на землях особо охраняемых природных территорий"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2017 N 49424.

Регламентирован порядок осуществления Росприроднадзором федерального государственного пожарного надзора в лесах на землях особо охраняемых природных территорий

Регламентом установлены полномочия должностных лиц, осуществляющих надзор, а также права и обязанности объектов проверки. Должностные лица Росприроднадзора имеют право, в частности:

- осуществлять патрулирование лесов;

- проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;

- ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах;

- осуществлять досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;

- давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и осуществлять контроль за их исполнением;

- задерживать в лесах граждан, нарушивших требования, и доставлять нарушителей в правоохранительные органы;

- изымать у граждан, нарушающих требования, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы.

В приложении к Регламенту приведена контактная информация территориальных органов Росприроднадзора.

Приказ Минсельхоза России от 06.12.2017 N 612
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата"
Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2017 N 49458.

Регламентирован порядок выдачи Россельхознадзором фитосанитарного, реэкспортного фитосанитарного и карантинного сертификатов

Установлены следующие сроки предоставления данной госуслуги:

- выдача ФСС, РФС, КС или направление уведомления об отказе в выдаче ФСС, РФС, КС - три рабочих дня со дня поступления соответствующего заявления (формы приведены в приложении к регламенту) и необходимых документов в территориальное управление Россельхознадзора;

- переоформление ФСС или направление уведомления об отказе в переоформлении ФСС осуществляется в течение одного рабочего дня.

МВД России разработан проект федерального закона, устраняющего неопределенность в вопросах постановки иностранных граждан и лиц без гражданства на учет по месту пребывания

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.07.2017 N 22-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан США Н.Д. Вордена и П.Д. Олдхэма" были признаны не соответствующими Конституции РФ ряд положений Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" в той мере, в какой они содержат неопределенность как в вопросе о том, допустима ли и в каком случае в отношении иностранного гражданина (лица без гражданства), временно пребывающего в РФ, постановка его на учет по месту пребывания по месту нахождения (адресу) принимающей стороны, так и в вопросе о том, каким образом соотносятся обязанности в сфере миграционного учета временно пребывающего в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) и принимающей стороны в части обеспечения постановки его на учет именно по месту (адресу), по которому он должен быть в соответствии с установленным порядком поставлен на учет по месту пребывания.

В целях устранения указанного противоречия законопроектом уточняются понятия "место пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации" и "сторона, принимающая иностранного гражданина в Российской Федерации".

Так, местом пребывания предлагается считать жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в которых иностранный гражданин фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организацию, по адресу которой иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания.

Кроме того, законопроектом закрепляется перечень мест пребывания, по адресу которых иностранный гражданин будет подлежать учету по месту пребывания, в том числе устанавливается, что иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56
"О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов"

Верховным Судом РФ актуализированы разъяснения по практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных со взысканием алиментов

В частности, устанавливается, что:

при определении материального положения сторон следует учитывать все виды их доходов (заработная плата, доходы от предпринимательской деятельности, от использования результатов интеллектуальной деятельности, пенсии, пособия, выплаты в счет возмещения вреда здоровью и другие выплаты), а также любое принадлежащее им имущество (в том числе ценные бумаги, паи, вклады, внесенные в кредитные организации, доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью);

при установлении семейного положения плательщика алиментов следует, в частности, выяснить, имеются ли у него другие несовершеннолетние или нетрудоспособные совершеннолетние дети либо иные лица, которых он обязан по закону содержать;

иными заслуживающими внимания обстоятельствами являются, например, нетрудоспособность плательщика алиментов, восстановление трудоспособности получателя алиментов;

разрешая вопрос о том, является ли лицо, претендующее на алименты, нуждающимся в помощи, следует выяснить, является ли материальное положение данного лица достаточным для удовлетворения его жизненных потребностей с учетом его возраста, состояния здоровья и иных обстоятельств (приобретение необходимых продуктов питания, одежды, лекарственных препаратов, оплата жилого помещения и коммунальных услуг и т.п.);

если при рассмотрении дела о взыскании средств на содержание совершеннолетнего дееспособного лица будет установлено, что истец совершил в отношении ответчика умышленное преступление либо имеются доказательства недостойного поведения истца в семье (бывшей семье), суд в соответствии с пунктом 2 статьи 119 СК РФ вправе отказать во взыскании алиментов.

Под преступлением, совершение которого может явиться основанием к отказу в иске, следует понимать любое умышленное преступление против жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства, половой неприкосновенности, иных прав ответчика, что должно быть подтверждено вступившим в законную силу обвинительным приговором суда либо постановлением (определением) суда или постановлением органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию.

Как недостойное поведение, которое может служить основанием для отказа во взыскании алиментов, в частности, может рассматриваться злоупотребление истцом алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, употребление им наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, занятие азартными играми, иное поведение, противоречащее интересам семьи.

При рассмотрении дел данной категории необходимо учитывать, когда было совершено умышленное преступление либо имели место факты недостойного поведения в семье, характер, тяжесть и последствия их совершения, а также дальнейшее поведение истца;

суд вправе удовлетворить требование о взыскании алиментов за прошедший период в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению алиментов, однако они не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты. О мерах, принятых в целях получения алиментов, могут свидетельствовать, в частности, обращение истца к ответчику (например, посредством направления телеграмм, заказных писем с уведомлением либо посредством электронной почты) с требованием об уплате алиментов либо с предложением заключить соглашение об уплате алиментов, обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка (если впоследствии судебный приказ был отменен).

В Постановлении также даются разъяснения в том числе по вопросам взыскания алиментов с родителей (бывших усыновителей) на несовершеннолетних детей, взыскания алиментов на детей, оставшихся без попечения родителей, а также в случае лишения родительских прав одного из родителей, взыскания алиментов на нетрудоспособных нуждающихся в помощи совершеннолетних детей, алиментных обязательств супругов и бывших супругов.

В связи с принятием настоящего Постановления признано утратившими силу Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 года N 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов", абзацы второй - четвертый пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей".

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58
"О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Верховным Судом РФ актуализированы разъяснения по применению Закона об ОСАГО

Указано, что при наступлении страхового случая потерпевший обязан уведомить страховщика о его наступлении в установленные сроки, и направить страховщику заявление о страховом возмещении с приложением документов, предусмотренных Правилами ОСАГО, а также представить на осмотр поврежденное в результате ДТП транспортное средство и/или иное поврежденное имущество. Если потерпевшим не представлено поврежденное имущество или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) в согласованную со страховщиком дату, страховщик согласовывает с потерпевшим новую дату осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков. Если потерпевший повторно не представляет поврежденное имущество или его остатки, результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков не принимаются для определения размера страхового возмещения.

В заявлении о страховом возмещении потерпевший должен, помимо прочего, сообщить о другом известном ему на момент подачи заявления ущербе, кроме расходов на восстановление поврежденного имущества, который подлежит возмещению (например, об утрате товарной стоимости, о расходах на эвакуацию транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия и т.п.). Разъясняется также, что передача документов страховщику может осуществляться только способами, обеспечивающими фиксацию их направления и доставку адресату.

В Постановлении также рассмотрены вопросы, касающиеся в числе прочего:

порядка заключения договора ОСАГО;

оформления документов о ДТП в отсутствие сотрудников полиции;

перечня лиц, имеющих право на получение страхового возмещения по ОСАГО;

обязанностей страхователей и потерпевших в случае наступления страхового случая;

прямого возмещения убытков;

выплаты страхового возмещения и осуществления восстановительного ремонта;

особенностей осуществления страхового возмещения в связи с повреждением легкового автомобиля, находящегося в собственности гражданина и зарегистрированного в РФ;

ответственности страховщика за нарушение сроков выплаты страхового возмещения.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

"Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за 1 квартал 2017 г."
(утв. Рострудом)

Рострудом подготовлен доклад с руководством по соблюдению работодателями обязательных требований трудового законодательства за I квартал 2017 года

В докладе содержатся:

разъяснение неоднозначных или неясных для подконтрольных лиц обязательных требований и новых требований нормативно-правовых актов (в том числе по вопросу проведения внеплановой специальной оценки условий труда при смене одного помещения на другое, по вопросам сокращения численности или штата работников);

разъяснение новых требований нормативно-правовых актов (в том числе вступившего в силу с 18.02.2017 Приказа Минтруда России от 14.11.2016 N 642н "О внесении изменений в нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федерального закона "О специальной оценке условий труда");

результаты работы по выявлению устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований;

анализ обращений граждан и организаций по вопросам наличия пробелов и противоречий действующего законодательства.

"Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за 2 квартал 2017 г."
(утв. Рострудом)

Рострудом подготовлен доклад с руководством по соблюдению работодателями обязательных требований трудового законодательства за II квартал 2017 года

Доклад включает в себя:

разъяснение неоднозначных или неясных для подконтрольных лиц обязательных требований и новых требований нормативно-правовых актов (в том числе по вопросу проведения внеплановой специальной оценки условий труда при смене одного помещения на другое, по вопросам сокращения численности или штата работников);

разъяснение новых требований нормативно-правовых актов (в том числе вступившего в силу с 21.04.2017 Приказа Минтруда России от 02.11.2016 N 604н "Об утверждении Правил по охране труда при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов");

результаты работы по выявлению устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований;

информацию о принятых решениях Конституционного Суда РФ, практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Постановление Правительства РФ от 22.12.2017 N 1613
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

В некоторые постановления Правительства РФ внесены изменения, касающиеся социальной помощи гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

Постановлением, в частности:

- уточняется перечень документов, подтверждающих статус граждан, переселяющихся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

- уточняются основания для снятия граждан с такого учета;

- дополняется перечень документов, подаваемых гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера, для постановки на учет;

- устанавливается порядок закрытия договора банковского счета в случае смерти (гибели) владельца жилищного сертификата;

- расширяется перечень возможностей приобретения жилых помещений владельцами жилищного сертификата;

- уточняется порядок формирования списков участников программы переселения, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году.

В 2018 году норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина на соцуслугу по обеспечению медикаментами и лечебным питанием для детей-инвалидов составит 823,4 рубля

Ранее данный норматив устанавливался федеральным законом. Так, в 2017 году согласно Федеральному закону от 19.12.2016 N 422-ФЗ величина норматива составляла 807,2 рубля. Теперь данное полномочие передано Правительству РФ.

Постановлением также внесены изменения в Методику, определяющую порядок расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В частности, предусматривается более ранний срок представления ПФР сведений о численности граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, - не позднее 20 октября года, предшествующего очередному году (ранее - не позднее 10 ноября).

Информация ПФ РФ от 27.12.2017 <Пенсионная система: что ждет россиян в 2018 году>

ПФР напоминает об изменениях в пенсионной системе РФ в 2018 году

Сообщается, что в 2018 году россиян ожидает:

- повышение пенсий и социальных выплат.

Уже с 1 января 2018 года, а не с февраля, как было раньше, страховые пенсии неработающих пенсионеров вырастут на 3,7%. Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4 982,9 рубля в месяц, стоимость пенсионного балла - 81,49 рубля. В итоге среднегодовой размер страховой пенсии по старости вырастет до 14 075 рублей, у неработающих пенсионеров - до 14 329 рублей.

С 1 февраля на уровень инфляции 2017 года будут проиндексированы размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), которую получают федеральные льготники.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, будут повышены с 1 апреля на 4,1%. В итоге среднегодовой размер социальной пенсии вырастет до 9 045 рублей. Средний размер социальной пенсии детей-инвалидов и инвалидов с детства первой группы составит 13 699 рублей.

У пенсионеров, которые работали в 2017 году, в августе 2018 года вырастут страховые пенсии - ПФР проведет традиционную беззаявительную корректировку страховых пенсий;

- возобновление индексации пенсии после увольнения.

В 2016 и 2017 году возобновление индексации пенсии и начало ее выплаты в полном размере происходило спустя три месяца с даты увольнения. С 2018 года эта процедура тоже будет занимать три месяца, но они будут пенсионеру компенсированы.

Выплата полного размера пенсии будет реализована следующим образом. К примеру, пенсионер уволился с работы в марте. В апреле в ПФР поступит отчетность от работодателя с указанием того, что пенсионер еще числится работающим. В мае ПФР получит отчетность за апрель, в которой пенсионер работающим уже не числится. В июне ПФР примет решение о возобновлении индексации, и в июле пенсионер получит уже полный размер пенсии, а также денежную разницу между прежним и новым размером пенсии за предыдущие три месяца - апрель, май, июнь. То есть пенсионер начнет получать полный размер пенсии спустя те же три месяца после увольнения, но эти три месяца будут ему компенсированы;

- дополнение программы материнского капитала.

Во-первых, семьи с низким доходом, в которых с 1 января 2018 года появится второй ребенок, смогут получать ежемесячную выплату из средств материнского капитала. Под низким доходом семьи понимается доход, который не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ. Размер выплаты тоже зависит от региона - он равен прожиточному минимуму для детей, который установлен в субъекте РФ за II квартал предшествующего года. Если семья обращается за выплатой в 2018 году, ее размер составит прожиточный минимум для детей за II квартал 2017 года.

Во-вторых, снимается трехлетний мораторий на распоряжение материнским капиталом на дошкольное образование детей.

Возможность вступления в программу материнского капитала продлена до 31 декабря 2021 года. То есть для получения права на материнский капитал необходимо, чтобы ребенок, который дает право на сертификат, родился или был усыновлен до 31 декабря 2021 года. При этом само получение сертификата и распоряжение его средствами временем не ограничены;

- новый вид пенсии - социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны.

Причиной появления нового вида пенсии стало то, что дети, родители которых неизвестны, были изначально поставлены в неравное материальное положение по сравнению с детьми-сиротами - поскольку не имели права на получение пенсии по случаю потери кормильца, так как юридически никогда не имели ни одного из родителей.

Кроме того, разъяснено, что мораторий на формирование пенсионных накоплений законодательно продлен и на 2018 год. Мораторий означает, что те 6% страховых взносов, которые могли бы пойти на накопительную пенсию, направляются на формирование страховой пенсии. Таким образом, в любом случае все страховые взносы, уплаченные работодателем за гражданина, участвуют в формировании пенсии в полном объеме.

ПФР разместил информацию, которая поможет понять, имеет ли семья право на ежемесячную выплату при рождении (усыновлении) второго ребенка

После новогодних праздников ПФР начинает принимать заявления от нуждающихся семей на получение ежемесячной выплаты из средств материнского капитала, в которых после 1 января 2018 года рожден или усыновлен второй ребенок.

Право на получение ежемесячной выплаты имеют семьи, в которых размер дохода на члена семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума в субъекте РФ (сведения о прожиточном минимуме по субъектам РФ приведены в приложении к письму).

Для определения среднедушевого дохода на члена семьи необходимо общую сумму доходов семьи за последние 12 месяцев разделить на 12, а потом разделить на количество членов семьи, включая рожденного (усыновленного) второго ребенка (перечень учитываемых и неучитываемых доходов приведен в письме).

Если полученная величина меньше 1,5-кратного прожиточного минимума, указанного в приложении, можно обращаться за выплатой.

Заявление о назначении ежемесячной выплаты можно подать в клиентской службе ПФР или через ряд МФЦ.

Если обратиться в первые шесть месяцев, выплата будет установлена с даты рождения ребенка, то есть будут выплачены средства в том числе и за месяцы до обращения. Если обратиться позднее шести месяцев, выплата устанавливается со дня подачи заявления.

Размер выплаты равен прожиточному минимуму для детей, который установлен в субъекте РФ (соответствующие сведения приведены в таблице).

Через личный кабинет на сайте ПФР можно подать заявление о прекращении/возобновлении выплаты пенсии и об отказе от получения/восстановлении выплаты пенсии

Кроме того "Пенсионный калькулятор" теперь доступен не только на сайте ПФР, но и на портале госуслуг.

Все услуги и сервисы, предоставляемые ПФР в электронном виде, объединены в один портал - es.pfrf.ru. Чтобы получить услуги ПФР в электронном виде, необходимо иметь подтвержденную учетную запись на портале госуслуг (gosuslugi.ru). Ключевые услуги ПФР в электронной форме также можно получить через бесплатное мобильное приложение.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

ФНС России утверждена типовая дополнительная профессиональная программа оценки соответствия ККТ и технических средств оператора фискальных данных

Программа содержит требования, обязательные при реализации дополнительной профессиональной программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям образовательными организациями высшего образования, организациями дополнительного профессионального образования, профессиональными образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность.

Определено, что продолжительность такого обучения слушателей должна составлять не менее 38 академических часов. Сроки ее освоения определяются образовательной организацией самостоятельно.

Формы обучения слушателей (очная, очно-заочная) определяются образовательной организацией самостоятельно. Повышение квалификации может осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с законодательством об образовании.

К обучению допускаются лица, имеющие среднее профессиональное, высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Содержание оценочных и методических материалов определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом положений законодательства об образовании, о применении ККТ.

Отчетность участников рынка ценных бумаг переведена в новый формат

Банком России утверждены новые формы отчетности для профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, клиринговых организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, в виде списка показателей в разрезе аналитических признаков в целях представления отчетности в формате XBRL, а также устанавливается перечень примерной группировки показателей отчетности участников рынка ценных бумаг и счетов бухгалтерского учета в целях проверки достоверности и сопоставимости отчетных данных.

Требования, предусмотренные данным Указанием, не распространяются на кредитные организации.

Перевод участников рынка ценных бумаг на электронный формат сбора и обработки отчетных данных на базе спецификаций XBRL (extensible Business Reporting Language, расширяемый язык деловой отчетности) в Российской Федерации осуществляется в соответствии с "Планом мероприятий (дорожной картой) Банка России на 2016 год по реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016 - 2018 годов", утвержденным Банком России.

С принятием данного документа утратят силу некоторые Указания Банка России по вопросам представления отчетности участниками рынка ценных бумаг, в том числе Указание Банка России от 15.01.2015 N 3533-У "О сроках и порядке составления и представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг в Центральный банк Российской Федерации" и Указание Банка России от 30.11.2014 N 3459-У "О формах, сроках и порядке составления и представления отчетов клиринговыми организациями и лицами, осуществляющими функции центрального контрагента, в Центральный банк Российской Федерации".

Утверждены требования к отчетности НПФ в формате XBRL

Указание устанавливает формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России отчетности в формате XBRL (eXtensible Business Reporting Language, расширяемый язык деловой отчетности).

Отчетность представлена в виде списка показателей в разрезе аналитических признаков.

Со дня вступления в силу данного документа утрачивает силу Указание Банка России от 07.02.2017 N 4282-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности о деятельности, в том числе требованиях к отчетности по обязательному пенсионному страхованию, негосударственных пенсионных фондов, порядке и сроках раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского и актуарного заключений негосударственными пенсионными фондами".

<Информация> Банка России
Контрольные соотношения показателей отчетности по форме 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" за 2017 год

При формировании отчетности по форме 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" необходимо обеспечить соблюдение контрольных соотношений

Данные контрольные соотношения подлежат применению при составлении отчетности за 2017 год.

В информации сообщены также общие требования к формированию файлов описания страховщика в части заполнения обязательных реквизитов и отражению показателей отчетности.

Минэкономразвития России предложены меры по совершенствованию норм инвестиционного законодательства

Законопроектом:

предусматривается исключение из понятия "иностранный инвестор" иностранных юридических лиц или организаций, не являющихся юридическими лицами, находящимися под контролем юридических лиц или граждан РФ, иностранных граждан, имеющих также гражданство РФ;

дается определение понятия "контролируемое лицо";

дополняется определение понятия "иностранная инвестиция" - это самостоятельное и непосредственное вложение иностранным инвестором своих средств;

в целях исключения влияния нового определения "иностранный инвестор" на осуществление контроля над иностранными инвестициями в хозяйствующие общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, предлагается предусмотреть понятие "иностранный инвестор" в Федеральном законе "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства";

вносятся поправки в Закон РФ "О недрах" в целях нераспространения понятия "иностранный инвестор" на деятельность, связанную с пользованием участками недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр федерального значения.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Уточнено структурное подразделение Банка России, рассматривающее ходатайства об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций при прекращении деятельности кредитной организации по решению ее учредителей

Предусмотрено, в частности, что кредитная организация, учредители (участники) которой приняли решение о ее ликвидации, направляет ходатайство об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций на имя руководителя территориального учреждения Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью кредитной организации, или руководителя Департамента надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью кредитной организации, или Службы текущего банковского надзора Банка России, осуществляющей надзор за деятельностью кредитной организации.

Также скорректированы перечень документов, прилагаемых к ходатайству, процедура рассмотрения ходатайства, процедура принятия решения по ходатайству.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан организовать систему мониторинга рисков, обеспечивающую своевременное доведение информации до сведения его органов управления

Профессиональный участник в рамках организации системы управления рисками должен разработать внутренний документ, устанавливающий порядок организации и осуществления управления рисками профессионального участника, соответствующий требованиям, предусмотренным настоящим Указанием.

В частности, профессиональный участник должен обеспечить осуществление процессов и мероприятий в отношении его рисков, в том числе рисков профессионального участника, признаваемых им значимыми, реализация которых может привести к одному из следующих последствий:

снижение собственных средств ниже размера собственных средств, установленного для форекс-дилера или рассчитанного для иных профессиональных участников в соответствии с Указанием Банка России от 11.05.2017 N 4373-У;

наступление оснований для применения мер по предупреждению банкротства профессионального участника;

наступление оснований для аннулирования лицензии, за исключением аннулирования лицензии на основании заявления профессионального участника рынка ценных бумаг в письменной форме;

невозможность непрерывного осуществления дальнейшей деятельности профессионального участника.

Указание вступает в силу по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Скорректированы требования по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Некоторые счета бухгалтерского учета исключены из Плана счетов (в том числе счета "Активы в управляющих компаниях", "Вложения в управляющие компании"), а часть из них изложена в новой редакции.

Отдельные изменения внесены в Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета.

Так, например, установлено, что по счетам аналитического учета счета 020100000 "Денежные средства учреждения" в 1 - 17 разрядах номера счета отражаются нули (ранее в 15 - 17 разрядах).

Уточнены требования по отражению операций по некоторым счетам, в том числе при осуществлении (выбытии) финансовых вложений, а также счетам, применяемым для определения финансового результата учреждения.

Приказ Росстата от 25.12.2017 N 864
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

Росстатом утверждены обновленные статистические формы, по которым подается информация об оплате труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, действующие с отчета за январь - март 2018 года

Утверждены следующие формы:

- N ЗП-образование "Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала";

- N ЗП-наука "Сведения о численности и оплате труда работников организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, по категориям персонала";

- N ЗП-здрав "Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала";

- N ЗП-соц "Сведения о численности и оплате труда работников сферы социального обслуживания по категориям персонала";

- N ЗП-культура "Сведения о численности и оплате труда работников сферы культуры по категориям персонала".

Признается утратившим силу приказ Росстата от 07.10.2016 N 581, которым были утверждены ранее действовавшие формы.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Утвержден порядок формирования перечня статей административного и уголовного законодательства государств - членов ЕАЭС, нарушение которых может явиться основанием для отказа во включении в реестр уполномоченных экономических операторов

Информация из общего перечня статей административного и уголовного законодательства государств - членов ЕАЭС, предусматривающих административную и уголовную ответственность за административные правонарушения и преступления или уголовные правонарушения, привлечение к ответственности за совершение которых законодательством государств-членов определено в качестве основания для отказа во включении в реестр уполномоченных экономических операторов, используется при проверке соблюдения юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в указанный реестр.

Установлено, что формирование и ведение перечня включают в себя получение, хранение, систематизацию и актуализацию информации о статьях административного и уголовного законодательства государств-членов, предусматривающих административную и уголовную ответственность за административные правонарушения и преступления или уголовные правонарушения, предоставляемой таможенными органами государств-членов в Евразийскую экономическую комиссию, и осуществляются Комиссией.

Информация направляется таможенными органами государств-членов на адрес электронной почты Комиссии не позднее 5 рабочих дней с даты официального опубликования изменений, вносимых в соответствующие акты государств-членов, если эти изменения затрагивают информацию, включенную в перечень.

Перечень размещается на официальном сайте ЕАЭС.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года.

Установлены случаи иного потребления товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны

К таким случаям отнесено:

потребление товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, осуществляемое резидентом (участником, субъектом) свободной (специальной, особой) экономической зоны (далее - СЭЗ) при создании на территории СЭЗ объектов недвижимости в целях реализации соглашения (договора) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договора об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларации, предпринимательской программы), которые становятся составной и неотъемлемой частью таких объектов. В этом случае такие товары считаются потребленными, если объекты недвижимости, при создании которых они использованы, введены в эксплуатацию и зарегистрированы на праве собственности за резидентом (участником, субъектом) СЭЗ в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС, а если это установлено законодательством государств-членов, - и эксплуатировались таким резидентом (участником, субъектом) СЭЗ не менее срока, установленного законодательством государств-членов;

потребление товаров при эксплуатации (содержании), ремонте, реконструкции объектов недвижимости, находящихся на территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны;

потребление товаров при эксплуатации и (или) техническом обслуживании оборудования, машин и агрегатов, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и используемых на территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. В этом случае такие товары считаются потребленными, если они полностью уничтожены, использованы без остатка при совершении указанных операций;

потребление товаров, осуществляемое резидентом (участником, субъектом) СЭЗ при проведении на территории СЭЗ исследований, испытаний, тестирований, проверок, опытов или экспериментов в целях реализации соглашения (договора) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договора об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларации, предпринимательской программы). В этом случае такие товары считаются потребленными, если они полностью уничтожены, использованы без остатка при совершении указанных операций.

Также приводится перечень условий вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории свободной (специальной, особой) экономической зоны без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Кроме того, утверждены порядок завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в случаях иного потребления товаров, чем предусмотренное подпунктом 4 пункта 1 статьи 205 ТК ЕАЭС, а также перечень территорий государств - членов ЕАЭС, на которые из свободных (специальных, особых) экономических зон допускается вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для собственных производственных и технологических нужд.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года.

С 1 июля 2019 года вступает в силу технический регламент "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" (TP ЕАЭС 045/2017)

Объектом технического регулирования указанного технического регламента является нефть, подготовленная к транспортировке и (или) использованию, выпускаемая в обращение и находящаяся в обращении на рынке ЕАЭС.

Технический регламент не распространяется на нефть, поставляемую на экспорт за пределы таможенной территории Союза, поставляемую по государственному оборонному заказу, находящуюся на хранении в организациях, обеспечивающих сохранность государственного материального резерва, а также используемую изготовителем (производителем) нефти исключительно для собственных нужд.

Нефть, выпускаемая в обращение и находящаяся в обращении, должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов ЕАЭС, действие которых на нее распространяется.

Каждая партия нефти, выпускаемая в обращение и находящаяся в обращении на рынке ЕАЭС, должна сопровождаться паспортом, который содержит следующие сведения:

наименование, место нахождения (адрес) юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, являющихся изготовителем (производителем) нефти или продавцом (в том числе импортером) либо уполномоченным изготовителем (производителем) нефти лицом, оформившим паспорт;

товарный знак изготовителя (производителя) нефти (при наличии);

обозначение и наименование документа, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть (при наличии), и ее наименование и обозначение в соответствии с этим документом;

нормативные значения показателей нефти, установленные в требованиях к показателям нефти согласно приложению и в документе, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть, а также фактические результаты лабораторных испытаний с указанием наименования собственной испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС;

номер партии;

единый знак обращения продукции на рынке ЕАЭС;

номер и дата выдачи паспорта;

фамилия, инициалы и подпись лица, оформившего паспорт.

Паспорт оформляется при приеме (сдаче) нефти для целей транспортировки, хранения, переработки и реализации.

При реализации нефти продавец (в том числе импортер) обязан представить по требованию потребителя копию паспорта.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Уточнен порядок указания при маркировке пищевой продукции сведений о наличии ГМО

Установлено, что для пищевой продукции, полученной с применением ГМО, рядом с единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза наносится одинаковый с ним по форме и размеру знак маркировки продукции, полученной с применением ГМО, в виде надписи "ГМО".

В случае если изготовитель при производстве пищевой продукции не использовал генно-модифицированные организмы, то содержание ГМО в пищевой продукции 0,9 процента и менее является случайной или технически неустранимой примесью, и такая пищевая продукция не относится к пищевой продукции, содержащей ГМО. При маркировке такой пищевой продукции сведения о наличии ГМО не указываются.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 12 месяцев с даты его официального опубликования.

Внесены уточнения в перечень товаров, освобождаемых от ввозной таможенной пошлины

Установлено, что от ввозной таможенной пошлины освобождается, в числе прочего, ванадий-алюминиевая лигатура, классифицируемая кодом 8112 92 910 0 ТН ВЭД ЕАЭС, предназначенная для производства титановых слитков, сплавов и слябов и ввозимая в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2019 года включительно в Республику Казахстан в объеме не более 300 тонн ежегодно и в Российскую Федерацию в объеме не более 150 тонн ежегодно, при условии предоставления в таможенные органы подтверждения целевого назначения ввозимого товара, выданного уполномоченным органом Республики Казахстан и уполномоченным органом Российской Федерации соответственно, содержащего сведения о количестве товара и организациях, осуществляющих поставку и ввоз такого товара.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Верховный Суд РФ признал недействующими некоторые положения разъяснений Роспотребнадзором правил предоставления гостиничных услуг

11 января 2016 г. Роспотребнадзором издано письмо N 01/37-16-29 "О разъяснении отдельных положений Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" (далее - Письмо).

Разъясняя отдельные положения Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 9 октября 2015 г. N 1085 (далее - Правила), Роспотребнадзор в пункте 8 Письма указал: "В соответствии с пунктом 29 Правил "плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с расчетным часом", т.е. временем, установленным исполнителем для заезда и выезда потребителя, определяемым с учетом положений пункта 23 Правил.

В соответствии с пунктом 25 Правил "исполнителем может быть установлена посуточная и (или) почасовая оплата проживания". Поскольку согласно второму абзацу пункта 29 Правил "в случае задержки выезда потребителя после установленного расчетного часа плата за проживание взимается с потребителя в порядке, установленном исполнителем", информация о таком порядке, также как и сведения о времени заезда (выезда) из гостиницы, доводится до потребителя в числе обязательной информации об оказываемых услугах, перечень которой приведен в пункте 10 Правил, в порядке, предусмотренном пунктом 11 Правил.

Что же касается содержания последнего абзаца пункта 29 Правил, то его следует соотносить с первым абзацем этого же пункта, а также с положениями пунктов 23 и 25 Правил. Это означает, что при использовании исполнителем посуточной оплаты проживания в качестве изначальной минимальной расчетной суммы для оплаты гостиничных услуг и при расчетном часе в 12 часов текущих суток по местному времени, в том случае, когда потребитель заезжает и размещается в гостинице после 0 часов 00 минут до названного установленного расчетного часа, а выезжает, к примеру, на следующий день до расчетного часа, исполнитель не может взимать с него за этот период времени (т.е. в день заезда до расчетного часа) плату за полные сутки, в результате чего общая сумма, подлежащая оплате, составит не плату за двое суток, а максимум - за 1,5 суток. Одновременно следует иметь в виду, что, поскольку в последнем абзаце пункта 29 Правил никак не упоминается для целей его правоприменения выезд потребителя, это означает, что он в этой связи не подлежит автономному применению в ситуации, когда и время размещения (заезда), и время выезда из гостиницы при посуточной оплате проживания приходится на период с 0 часов 00 минут до установленного расчетного часа".

Верховный Суд РФ, в частности, указал следующее.

Анализ пункта 8 Письма позволяет сделать вывод, что сформулированные в нем разъяснения устанавливают правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и оказывающие общерегулирующее воздействие на отношения в области предоставления гостиничных услуг, которые при этом выходят за рамки адекватного истолкования (интерпретации) пункта 29 Правил и влекут изменение правового регулирования соответствующих отношений.

Так, пунктом 29 Правил предусмотрено, что плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с расчетным часом. В случае задержки выезда потребителя после установленного расчетного часа плата за проживание взимается с потребителя в порядке, установленном исполнителем.

При размещении потребителя с 0 часов 00 минут до установленного расчетного часа плата за проживание взимается в размере, не превышающем плату за половину суток.

Определяя, что плата за проживание взимается в размере, не превышающем плату за половину суток при размещении потребителя с 0 часов 00 минут до установленного расчетного часа, Правила в разъясняемой части не содержат каких-либо исключений из данного предписания либо особенностей их применения в зависимости от длительности проживания потребителя.

Согласно пункту 3 Правил под расчетным часом понимается время, установленное исполнителем для заезда и выезда потребителя. В силу пункта 6 Правил цена номера (места в номере), а также иные условия договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством РФ или локальными нормативными актами исполнителя допускается предоставление льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей.

Исходя из разъяснений оспариваемого Письма применение абзаца третьего пункта 29 Правил поставлено в зависимость от различных случаев предоставления гостиничных услуг. Так, по содержанию пункта 8 Письма (абзац шестой) приведенная норма Правил не подлежит автономному применению в ситуации, когда время размещения (заезда) и время выезда из гостиницы при посуточной оплате проживания приходится на период с 0 часов 00 минут до установленного расчетного часа.

Вместе с тем в разъясняемых нормативных положениях, включая упоминаемые в Письме ссылки на пункты 23 и 25, не имеется подобного установления. Отсутствие в Правилах предписания, что положения абзаца третьего пункта 29 не применяются к случаю кратковременного размещения потребителя и предоставления ему гостиничных услуг с 0 часов 00 минут до установленного исполнителем расчетного часа того же дня, в частности времени выезда, не могло быть восполнено Письмом Роспотребнадзора, которому действующим законодательством не предоставлены полномочия по осуществлению нормативного правового регулирования правил оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ. Подобное изменение или дополнение действующих правил в соответствии со статьей 39 Закона РФ "О защите прав потребителей" относится к компетенции Правительства РФ.

С учетом изложенного, Верховный Суд РФ признал недействующим со дня вступления настоящего Решения в законную силу пункт 8 письма Роспотребнадзора от 11 января 2016 г. N 01/37-16-29 "О разъяснении отдельных положений Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации".

Определен алгоритм действий иностранного производителя лекарственных средств в случае отказа в выдаче Минпромторгом России заключения о его соответствии требованиям правил надлежащей производственной практики

В случае отказа в выдаче заключения о соответствии производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям правил надлежащей производственной практики иностранный производитель разрабатывает план корректирующих мероприятий (САРА) и направляет его в Минпромторг России.

Регламентирована последовательность действий в случаях, когда устранение выявленных нарушений не требует длительного времени, и в случаях, когда устранение выявленных нарушений по производству одной или нескольких лекарственных форм требует длительных временных затрат, а по другим лекарственным формам или типам лекарственных средств выявленные нарушения устранены.

Документы, представляемые на рассмотрение в Минпромторг России, должны быть заверены в установленном порядке (либо нотариально, либо печатью компании и подписью руководителя (на каждом листе или на последнем листе прошитых документов с оборота), в случае, если документы подписывает уполномоченный сотрудник, необходимо предоставить на него доверенность).

Регламентирован порядок действий иностранного производителя лекарственных средств при выявлении в результате инспекции производственной площадки нарушений правил надлежащей производственной практики

Выявленные по результатам проведенного инспектирования иностранного производителя несоответствия (нарушения) требований правил надлежащей производственной практики классифицируются инспекционной комиссией в соответствии с Приказом Минпромторга России от 04.02.2016 N 261.

Информация о всех выявленных нарушениях и их классификации (критические, существенные, несущественные) доводится до сведения ответственных лиц производителя в ходе заключительного совещания, проводимого комиссией инспекторов по итогам проверки.

В срок, не превышающий 30 календарных дней со дня окончания инспектирования, инспекторами составляется инспекционный отчет.

В течение 21 календарного дня со дня окончания инспектирования (в период формирования инспекционного отчета инспекторами) производитель вправе представить в уполномоченное учреждение ФБУ "ГИЛС и НП" всю необходимую документацию, с целью пояснения и обоснования своей позиции по выявленным нарушениям (производителем также предоставляются документы и материалы, подтверждающие принятие мер и устранение выявленных нарушений).

Указанные материалы рассматриваются инспекторами в рамках подготовки инспекционного отчета. По результатам рассмотрения инспекторами может быть принято решение об изменении класса нарушения или о его снятии.

ПРАВОСУДИЕ

Верховным Судом РФ даны разъяснения по использованию документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ, в частности:

раскрывается понятийный аппарат (в т.ч. "документ в электронном виде", "электронный образ документа (электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе)", "электронный документ", "система автоматизации судопроизводства", "личный кабинет")";

предусмотрено, что граждане, организации, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, вправе направлять обращения в суд в электронном виде (например, исковые заявления, заявления, в том числе заявления о выдаче судебного приказа, административные исковые заявления, ходатайства, жалобы);

определено, что обращение в суд может быть подписано простой электронной подписью, а в случаях, предусмотренных законодательством, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (например, заявление о предварительном обеспечении защиты авторских и/или смежных прав, заявление об обеспечении иска, заявление о применении мер предварительной защиты);

установлено, что в случае если исковое заявление, заявление, административное исковое заявление, жалоба или представление и приложенные к ним документы поданы в суд в электронном виде и судьей вынесено определение (постановление) об отказе в принятии или о возвращении такого обращения, то поданные в электронном виде документы не прилагаются к копии соответствующего определения;

предусмотрено, что информация о принятии обращения в суд к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в сети Интернет с учетом сроков, предусмотренных процессуальным законодательством;

разъяснены особенности подготовки и рассмотрения дела с использованием документов в электронном виде, выполнения судебных актов в форме электронного документа, направления лицам, участвующим в деле, судебных актов и их копий в электронном виде.

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

Актуализирован порядок оформления форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах

Данный порядок приведен в соответствие с Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ, согласно которому не позднее 1 января 2018 года нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе, и нотариусами, занимающимися частной практикой, должен быть осуществлен переход к регистрации всех совершаемых нотариальных действий в электронной форме в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата.

Поправки касаются, в т.ч. порядка заполнения граф реестра регистрации нотариальных действий нотариуса, сведений, указываемых при свидетельствовании верности копии документа, оформления удостоверительных надписей для сделок и доверенностей.

Актуализированы Требования к содержанию реестров единой информационной системы нотариата

Требования приведены в соответствие с Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ, согласно которому не позднее 1 января 2018 года нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе, и нотариусами, занимающимися частной практикой, должен быть осуществлен переход к регистрации всех совершаемых нотариальных действий в электронной форме в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата.

Скорректированы требования к записям в реестре нотариальных действий о физическом лице, о юридическом лице, от имени или по поручению которого совершено нотариальное действие, и к содержанию нотариальных действий.

Актуализирован порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата

Данный порядок приведен в соответствие с Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ, согласно которому не позднее 1 января 2018 года нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе, и нотариусами, занимающимися частной практикой, должен быть осуществлен переход к регистрации всех совершаемых нотариальных действий в электронной форме в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата.

В соответствии с поправками, в том числе регистрацию нотариального действия в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата (ЕИС) осуществляют также лица, замещающие временно отсутствующих нотариусов. Также уточнен порядок регистрации нотариального действия в реестре нотариальных действий ЕИС.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы