от 23 октября 2017 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18. Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Разделы

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Предоставление юрлицам субсидий на срок, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств, осуществляется по решению Правительства РФ, инициированному соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета

Речь идет о предоставлении субсидий юрлицам:

- в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (кроме установленных исключений), выполнением работ, оказанием услуг;

- на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в их собственности, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов, в случае если 100 процентов акций (долей) юридических лиц принадлежит РФ;

- государственными корпорациями (компаниями), публично-правовыми компаниями - на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в их собственности, или на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства.

Инициатором подготовки проекта указанного решения могут выступать осуществляющие полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета федеральный орган исполнительной власти, "Росатом" и "Роскосмос".

Проект решения согласовывается с Минфином России, а в отношении отдельных субсидий - также с Минэкономразвития России, которые рассматривают проект решения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления. Согласованный проект решения представляется в Правительство РФ.

В Госдуму внесен законопроект о назначении административных наказаний за нарушения ПДД по фактам их фиксации сторонними гражданами

Предлагаемыми к внесению в КоАП РФ изменениями предусматривается:

закрепление возможности фиксации гражданами, зарегистрированными в ФГИС "ЕСИА", применяющими технические средства с функцией видеозаписи и специализированное программное обеспечение, отдельных правонарушений, в том числе таких, как нарушение правил проезда через железнодорожные пути, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил проезда перекрестков, правил маневрирования, выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, нарушение правил остановки и стоянки ТС;

определение понятия "специализированное программное обеспечение", порядок создания и функционирования которого будет определяться Правительством РФ.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Роспатент: наличие в материалах заявки заключения об отсутствии сведений, составляющих гостайну, ускорит выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец

Все заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные в РФ, поданные в Роспатент российскими юридическими лицами или гражданами РФ, международные и евразийские заявки подлежат проверке на наличие сведений, составляющих государственную тайну.

В случае выявления сотрудником Роспатента обстоятельств, требующих проверки материалов заявки представителями федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, дальнейшую проверку заявки в соответствии с ее тематической принадлежностью проводят представители соответствующих компетентных органов.

При выявлении представителем компетентного органа обстоятельств, требующих, по его мнению, проверки содержания заявки, заявка направляется Роспатентом с помощью средств специальной связи непосредственно в компетентный орган. При этом рассмотрение Роспатентом указанной заявки приостанавливается на срок проведения проверок.

Проверке не подлежат заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, к которым при подаче приложено заключение созданной в установленном порядке соответствующей комиссии заявителя по защите государственной тайны об отсутствии в таких заявках сведений, составляющих государственную тайну. В связи с этим Роспатент извещает организации, осуществляющие патентование результатов интеллектуальной деятельности, о том, что наличие вместе с материалами заявки указанного заключения позволит оптимизировать сроки делопроизводства по заявкам на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

ЖИЛИЩЕ

Приказ Минстроя России от 26.09.2017 N 1257/пр
"О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2017 года"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2017 N 48606.

На IV квартал 2017 года определена средняя рыночная стоимость 1 кв. метра площади жилого помещения по субъектам РФ

Утвержденные показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра площади жилья применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.

Так, в частности, показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербургу по сравнению с предыдущим кварталом 2017 года не изменились и составляют 90400, 54479 и 62228 рублей соответственно.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Приказ Минтруда России от 29.09.2017 N 702н
"Об утверждении профессионального стандарта "Инструктор-проводник"
Зарегистрировано в Минюсте России 18.10.2017 N 48598.

Утвержден профессиональный стандарт для инструкторов-проводников в сфере туризма

Согласно стандарту основной целью деятельности данных специалистов является подготовка, сопровождение, обслуживание и обеспечение безопасности туристов при организации и прохождении некатегорированных и категорированных туристских маршрутов в природной среде.

Стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами следующих функций:

- сопровождение туристов при занятиях пешеходным туризмом и трекингом, альпинизмом и горным туризмом, лыжами и сноубордом на неподготовленных склонах, водным туризмом, велосипедным туризмом, спелеотуризмом, конным туризмом, туризмом на транспортных средствах (автотуризм, мототуризм, квадротуризм, снегоходный туризм);

- сопровождение туристов при прохождении маршрутов на горных лыжах или сноуборде на подготовленных склонах.

Стандартом установлены требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения каждой из функций.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

С 1 января 2018 года пенсионеру при прекращении им работы будет выплачиваться пенсия с учетом всех индексаций начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем увольнения

Правила выплаты пенсий приведены в соответствие с Федеральным законом "О страховых пенсиях" (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 134-ФЗ).

В настоящее время работающие пенсионеры получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета индексаций. После прекращения трудовой деятельности пенсионерам выплачивают пенсию в полном размере с учетом всех индексаций, имевших место в период его работы.

Новый порядок позволит пенсионеру получить полный размер пенсии за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем увольнения.

Более подробно с порядком выплаты пенсий можно ознакомиться в Информации ПФР от 05.07.2017 <О порядке выплаты пенсионерам пенсии после прекращения трудовой деятельности>.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

"Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2017 года по вопросам налогообложения"

ФНС России представлен обзор судебной практики по вопросам налогообложения за III квартал 2017 года, содержащий правовые позиции КС РФ и ВС РФ

В обзоре приведены выводы, основанные на конкретных судебных решениях по налоговым спорам. Указано, в частности, следующее:

правоприменительная практика ориентируется на признание налоговой выгоды необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом и что сами по себе оспариваемые законоположения не допускают доначисления налогоплательщику налогов в размере большем, чем это установлено законом;

используемое в пункте 2 статьи 45 НК РФ понятие "иной зависимости" между налогоплательщиком и лицом, к которому предъявлено требование о взыскании налоговой задолженности, должно толковаться с учетом цели данной нормы - противодействие избежания налогообложения в тех исключительных случаях, когда действия налогоплательщика и других лиц носят согласованный характер и приводят к невозможности исполнения обязанности по уплате налогов их плательщиком, в том числе при отсутствии взаимозависимости, предусмотренной статьей 105.1 НК РФ;

основанием для доначисления сумм НДС и НДФЛ стал факт неучета предпринимателем для целей налогообложения реализации права аренды земельного участка. Передачей имущественных прав предприниматель фактически погасил свои долги перед физическими лицами. Суды указали, что в рассматриваемом случае первостепенным является факт реализации имущественного права, которая является объектом налогообложения по НДС и получение экономической выгоды в виде прекращения обязательства по займу, которая, являясь доходом, образует налоговую базу по НДФЛ;

общество передало право собственности на нежилые помещения, а также часть права собственности на места общего пользования в доле, соответствующей размеру проданных офисных помещений. Суды посчитали, что при таких обстоятельствах у общества не имелось оснований применять для расчета налога полную кадастровую стоимость мест общего пользования, поскольку оно перестало являться собственником части этих помещений и, следовательно, не несет бремени их содержания, в том числе налогового;

сделка купли-продажи недвижимого имущества, совершенная между взаимозависимыми лицами (братом и сестрой), в соответствии с положениями пункта 5 статьи 220 НК РФ исключает возможность предоставления имущественного налогового вычета независимо от того, повлияла ли взаимозависимость на условия или результат сделки.

Приказ ФНС России от 27.09.2017 N СА-7-3/765@
"Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Евразийского экономического союза в электронной форме и порядка ее заполнения"

Вводится в действие форма налоговой декларации по косвенным налогам при импорте товаров с территорий государств - членов ЕАЭС

Приказом утверждена форма налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Евразийского экономического союза, формат ее представления в электронной форме, а также порядок заполнения.

Новая форма декларации утверждена в связи с применением во взаимной торговле с государствами - членами ЕАЭС положений Договора о Евразийском экономическом союзе, а также с отменой обязательности применения печати организаций.

<Информация> ФНС России от 20.10.2017 "Расчеты по страховым взносам за 9 месяцев 2017 года необходимо представить до 30 октября"

30 октября - последний день подачи расчетов по страховым взносам за девять месяцев 2017 года

Формы отчетности утверждены приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@.

Рекомендовано обратить внимание на заполнение следующих показателей при заполнении расчета за 9 месяцев 2017 года:

в поле "КПП" указывается КПП в соответствии со свидетельством о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения;

в поле "Расчетный (отчетный) период (код)" указывается код "33", а в случае реорганизации (ликвидации) организации - код "53";

в поле "месяц" (графы 190, 260) раздела 3.2 расчета указывается порядковый номер месяца в календарном году - "07", "08", "09".

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Указание Банка России от 08.08.2017 N 4483-У
"О внесении изменений в Указание Банка России от 14 августа 2002 года N 1186-У "Об оплате уставного капитала кредитных организаций за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2017 N 48541.

Исключена необходимость уведомления Банка России в случае приобретения определенными лицами свыше 1 процента акций кредитной организации

Не требуется уведомление Банка России в случае приобретения Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями (или соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими права собственника имущества) свыше 1 процента акций (долей) кредитной организации в результате одной или нескольких сделок, а также получение предварительного согласия Банка России при приобретении более 20 процентов акций или долей кредитной организации.

Также закреплен перечень документов, направляемых в структурное подразделение Банка России, для подтверждения увеличения уставного капитала кредитной организации путем мены или конвертации требований кредиторов по субординированным инструментам (субординированным кредитам, депозитам, займам, облигационным займам), включая требования по невыплаченным процентам по субординированным инструментам, а также требования по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным инструментам, на обыкновенные акции (доли) кредитной организации.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Указание Банка России от 15.08.2017 N 4497-У
"О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 24 апреля 2014 года N 151-И "О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)"
Зарегистрировано в Минюсте России 18.10.2017 N 48591.

Банком России скорректирован порядок и периодичность проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и их СРО

Документом, в частности:

устанавливается обязательность проведения каждые 3 года проверок отдельных видов некредитных финансовых организаций (бирж, БКИ, центрального депозитария, центрального контрагента, страховых организаций, стоимость активов которых в течение 6 календарных месяцев подряд превышает 20 млрд. руб. и иных);

вносятся технические корректировки в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации".

"Концепция расчета показателя долевой нагрузки"
(утв. Банком России)

Банком России разработана методика расчета показателя долговой нагрузки заемщика

Расчет показателя долговой нагрузки осуществляется кредитными и микрофинансовыми организациями по всем типам кредитов (займов): необеспеченные потребительские кредиты (займы), жилищные (в том числе ипотечные жилищные) кредиты и автокредиты.

Кредитор вправе не рассчитывать ПДН по кредитам и займам, величина которых составляет менее 7 000 рублей.

Показатель долговой нагрузки рассчитывается кредитором как отношение ежемесячных платежей заемщика по всем непогашенным кредитам и займам и по вновь выдаваемому кредиту (займу) к среднемесячному доходу за 6 месяцев.

Установлены особенности расчета показателя долговой нагрузки для созаемщиков и при рефинансировании кредита (займа).

Приведен порядок расчета величины среднемесячного платежа по кредитам и займам, а также перечень источников информации, которые могут быть использованы кредитором для расчета величины доходов физического лица.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

В перечень международных финансовых организаций, ценные бумаги которых допускаются к размещению и публичному обращению в РФ, включена Международная ассоциация развития

Международная ассоциация развития входит в группу Всемирного банка. Членами MAP являются 173 государства. В 2016 году MAP получила высшие кредитные рейтинги агентств Moody's и S&P.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Полномочия государственного заказчика могут передаваться государственным корпорациям (компаниям) и юридическим лицам, акции (доли) которых принадлежат Российской Федерации

Такие полномочия могут быть переданы при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты (за исключением бюджетных инвестиций в целях реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов), которые будут находиться в государственной собственности РФ либо при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты с последующей их передачей в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы указанных юридических лиц.

Передача объектов в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы юридических лиц влечет возникновение права государственной собственности Российской Федерации на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Соглашение о передаче полномочий может быть заключено в отношении нескольких объектов. Соглашение о передаче полномочий заключается в соответствии с типовой формой, утверждаемой Минфином России.

Постановление Правительства РФ от 17.10.2017 N 1264
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Некоторые акты Правительства РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов приведены в соответствие с действующим законодательством

В частности, наименования "рыбопромысловый участок" и "договор о предоставлении рыбопромыслового участка" изменяются на "рыболовный участок" и "договор пользования рыболовным участком".

Необходимость внесения указанных изменений обусловлена принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов".

Постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.

Постановление Правительства РФ от 18.10.2017 N 1269
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2016 г. N 1003"

Правительством расширен круг лиц, участвующих в государственных закупочных интервенциях сельскохозяйственной продукции

Постановление издано в целях реализации Федерального закона от 01.07.2017 N 144-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", которым организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие первичную или последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями на территории РФ, включены в число лиц, участвующих в государственных закупочных интервенциях.

Соответствующие поправки внесены в Постановление Правительства РФ от 05.10.2016 N 1003 "Об утверждении Правил приобретения сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе проведения государственных закупочных интервенций и ее реализации".

Установлено, что:

в случае нереализации сельскохозяйственной продукции из интервенционного фонда в течение срока действия кредитного договора, заключенного с банком-кредитором, указанный кредитный договор переоформляется без проведения отбора банков-кредиторов на срок до 3 лет (при переоформлении кредитного договора на новый срок его условия могут быть изменены по соглашению сторон по правилам, установленным Минсельхозом России по согласованию с ФАС России и Минфином России);

в случае нереализации в течение срока действия договора хранения сельскохозяйственной продукции из интервенционного фонда, находящейся на хранении у хранителей, с которыми агентом заключены договоры хранения, договор хранения может быть переоформлен с хранителем без проведения конкурсного отбора на срок до 3 лет при условии надлежащего исполнения таким хранителем условий договора хранения.

Приказ ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17
"Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2017 N 48609.

ФАС России обновлены рекомендации по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям

Методическими указаниями в числе прочего устанавливается:

порядок расчета размера платы за технологическое присоединение посредством применения стандартизированных тарифных ставок и посредством применения формулы;

порядок расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью менее 800 кВт и на уровне напряжения ниже 35 кВ посредством применения ставок за единицу максимальной мощности;

рекомендации по расчету размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств отдельных потребителей на уровне напряжения не ниже 35 кВ и максимальной мощности не менее 8900 кВт и объектов по производству электрической энергии;

порядок расчета размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту;

особенности учета запрашиваемой заявителем категории надежности электроснабжения при расчете платы за технологическое присоединение.

Утратившим силу признан приказ ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" с внесенными в него изменениями и дополнениями.

Приказ ФАС России от 04.10.2017 N 1292/17
"О внесении изменений в Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э"
Зарегистрировано в Минюсте России 18.10.2017 N 48588.

Указания по расчету тарифов в сфере теплоснабжения приведены в соответствие с действующим законодательством

В связи с утверждением Постановлений Правительства РФ от 24.01.2017 N 54 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", от 19.04.2017 N 468 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075", от 05.05.2017 N 534 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования механизма учета расчетной предпринимательской прибыли при установлении тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также обращения с твердыми коммунальными отходами" приказом, в частности, предусматривается:

исключение нормативного уровня прибыли из долгосрочных параметров регулирования тарифов;

уточнение порядка расчета экономии;

уточнение порядка формирования тарифов единой теплоснабжающей организации;

исключение возможности изменения тарифов в зависимости от степени исполнения инвестиционной программы по мероприятиям, финансируемым не за счет тарифных источников;

возможность дифференциации тарифов регулируемой организации по установленным границам территорий поселений, городских округов;

учет показателя расхода топлива в случае изменения метода распределения удельного расхода условного топлива между электрической энергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии в течение долгосрочного периода в рамках корректировки долгосрочных тарифов;

исключение особого порядка установления базового уровня операционных расходов при первом применении метода обеспечения доходности инвестированного капитала и метода индексации установленных тарифов;

уточнение порядка корректировки необходимой валовой выручки.

Приказ Минстроя России от 18.10.2017 N 1436/пр
"Об утверждении перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства"

Минстрой России определил, соблюдение требований каких правовых актов должно оцениваться при проведении проверок строительных СРО

В утвержденный перечень включены:

- 2 федеральных закона (Градостроительный кодекс РФ и Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях");

- 2 постановления Правительства РФ;

- 3 приказа Минстроя России.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 12.10.2017 N 130
"О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2017 N 48599.

Главным государственным санитарным врачом РФ вновь вводится временный запрет розничной продажи отдельных видов спиртосодержащей непищевой продукции

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписано приостановить на срок 180 суток розничную торговлю спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами (за исключением стеклоомывающих жидкостей, нежидкой спиртосодержащей продукции, а также спиртосодержащей продукции с использованием укупорочных средств, исключающих ее пероральное потребление) с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции, осуществляемой ниже цены, по которой осуществляется розничная продажа водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов за 0,5 литра готовой продукции, установленной Приказом Минфина России от 11.05.2016 N 58н.

Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ и на железнодорожном транспорте поручено, в числе прочего, усилить контроль за оборотом стеклоомывающих жидкостей и спиртосодержащих пищевых добавок и ароматизаторов.

Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Установление и методы мониторинга ресурсных характеристик электротехнического оборудования атомных станций" (РБ-136-17)
(утв. приказом Ростехнадзора от 14.10.2017 N 429)

Ростехнадзором утверждено руководство по методам мониторинга ресурсных характеристик электротехнического оборудования атомных станций (РБ-136-17)

Руководство содержит рекомендации по установлению и методам мониторинга ресурсных характеристик электротехнического оборудования атомных станций при их проектировании, конструировании, изготовлении, эксплуатации и выводе из эксплуатации.

Действие руководства распространяется на электротехническое оборудование атомных станций, включенное в программу управления ресурсом в соответствии с требованиями НП-096-15.

Руководство для применения юридическим и физическим (должностным) лицам, осуществляющим проектирование, конструирование, изготовление, эксплуатацию и вывод из эксплуатации электротехнического оборудования атомных станций.

Положения руководства рекомендуется учитывать при формировании требований эксплуатирующей организации к закупаемому электротехническому оборудованию атомных станций.

<Письмо> Минпромторга России от 25.09.2017 N ПГ-20-6834
<По вопросу разъяснения положений технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств">

В случае внесения существенных изменений в конструкцию классического транспортного средства оно подлежит проверке в соответствии с требованиями технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств"

Подпунктом 3 пункта 3 указанного технического регламента установлено, что его действие не распространяется на транспортные средства категорий L и M1, с даты выпуска которых прошло 30 и более лет, а также категорий M2, M3 и N, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии - рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния.

В соответствии с разделом II данного технического регламента "внесение изменений в конструкцию транспортного средства" - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.

Таким образом, в случае внесения изменений в конструкцию классических транспортных средств при условии, что вносимые изменения повлияют на изменение состояния транспортного средства на отличное от оригинального, необходимо проведение проверки выполнения требований безопасности в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".

<Информация> МВД России от 20.10.2017
"Госавтоинспекция разъясняет положения Административного регламента по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства"

Прекращение выдачи справок о ДТП, остановка водителей вне стационарных постов ДПС, фотовидеофиксация нарушений ПДД в зонах ремонта дорог - ГАИ разъяснены некоторые положения нового регламента

20 октября 2017 года вступил в силу приказ МВД России от 23 сентября 2017 года N 664, которым был утвержден обновленный административный регламент исполнения МВД России государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований российского законодательства в области безопасности дорожного движения.

В этой связи сообщается о некоторых изменениях, отраженных в новом регламенте.

В частности:

- исключены положения, предусматривающие при оформлении ДТП выдачу сотрудниками полиции участникам происшествия справки о ДТП. Иными словами, теперь при оформлении ДТП сотрудниками полиции будут оформляться исключительно процессуальные документы: определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, либо протокол об административном правонарушении, либо постановление по делу об административном правонарушении. В первичном процессуальном документе будут кратко отражаться сведения, которые ранее содержались в справке о ДТП (сведения о транспортных средствах и их повреждениях, о страховых полисах ОСАГО, участниках происшествия). Таким образом, отдельная справка о ДТП выдаваться не будет;

- остановка водителей сотрудниками Госавтоинспекции для проверки документов теперь допускается и вне стационарных постов ДПС, то есть при несении службы сотрудниками как в пешем порядке, так и на патрульном транспорте (автомобиле, мотоцикле);

- фотовидеосъемка общения с сотрудниками Госавтоинспекции не запрещается, за исключением возможности ее осуществления в рамках проведения охранных либо оперативно-розыскных мероприятий, рассмотрения дела об административном правонарушении (например, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору, тот может потребовать прекратить съемку), а также в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан, общественных объединений и организаций. При этом инспектор также имеет право вести съемку, причем не только на служебный видеорегистратор, но и на собственный мобильный телефон;

- теперь комплексы автоматической фотовидеофиксации будут применяться в том числе в местах проведения работ по ремонту, реконструкции и обустройству дорожной сети, то есть на участках автомобильных дорог, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками (ранее применение средств автоматической фиксации в таких местах не допускалось);

- в случае отрицательного результата освидетельствования на состояние опьянения, проводимого на ближайшем посту ДПС, ином помещении органа внутренних дел, и отсутствии оснований для направления на медицинское освидетельствование сотрудник полиции обязан будет препроводить лицо к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства (в старом регламенте была норма, которая обязывала инспекторов возвращать водителей только после медицинского освидетельствования из больницы к автомобилю (в случае если опьянение не было обнаружено).

Кроме того, ряд положений регламента приведен в соответствие с действующим законодательством.

К примеру, убрана возможность изъятия водительских прав и снятия номеров - эти меры ранее (в 2013 году) уже исключены из законодательства и не применяются. Теперь инспектору можно предъявлять не только традиционный бумажный полис ОСАГО, но и распечатку электронного (соответствующий закон принят еще в 2016 году). Прописана процедура оформления ДТП без участия понятых, которая также действует с 2014 года.

ПРАВОСУДИЕ

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.10.2017 N 24-П
"По делу о проверке конституционности пункта 5 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.А. Абрамова, В.А. Ветлугаева и других"

Конституционный Суд РФ запретил пересматривать вступившие в силу решения судов на основании определений судебных коллегий Верховного Суда РФ

Конституционный Суд РФ признал пункт 5 части четвертой статьи 392 ГПК РФ не противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он не предполагает возможности отмены вступивших в законную силу судебных постановлений по новым обстоятельствам в связи с определением (изменением) практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в определении судебной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенном по итогам рассмотрения другого дела в кассационном порядке.

Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.

Если постановления Президиума Верховного Суда РФ являются окончательными, принимаются в составе, представляющем Верховный Суд РФ в целом, и только в случаях, имеющих особое значение, в частности для формирования единообразной правоприменительной практики, то определения, выносимые судебными коллегиями Верховного Суда РФ при пересмотре конкретных дел в кассационном порядке, указанным критериям не отвечают.

Во-первых, такие определения, если ими нарушены права, свободы и законные интересы лиц, участвующих в деле, и других лиц, могут быть по их жалобам пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ; при этом определение судебной коллегии Верховного Суда РФ подлежит отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда РФ установит, что оно нарушает либо права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, либо права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы, либо единообразие в толковании и применении судами норм права.

Во-вторых, согласно Федеральному конституционному закону "О Верховном Суде Российской Федерации" судебные коллегии Верховного Суда РФ формируются в составе заместителей Председателя Верховного Суда РФ - председателей судебных коллегий Верховного Суда РФ и судей этих коллегий; в судебных коллегиях Верховного Суда РФ формируются судебные составы из числа судей, входящих в состав соответствующей судебной коллегии. Из этого следует, что судебные акты, выносимые в таком судебном составе, в силу самого порядка его формирования не могут рассматриваться как отражающие позицию Верховного Суда РФ в целом и не обладают свойствами, присущими постановлениям Президиума Верховного Суда РФ по конкретным делам, а потому не могут являться основанием для отмены по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов, тем более по делам, которые не были предметом рассмотрения судебной коллегии Верховного Суда РФ.

Иное приводило бы, по сути, к нарушению конституционного права на судебную защиту: если бы судебный акт одной из судебных коллегий Верховного Суда РФ по конкретному делу, в том числе вынесенный в кассационном порядке некоторым числом судей (обычно тремя), входящих в состав этой судебной коллегии, мог служить основанием для отмены нескольких (многих) судебных актов, вынесенных ранее по другим делам, не исключались бы ситуации, при которых пересмотр вступивших в законную силу и подлежащих исполнению судебных актов становился бы результатом не носящих фундаментальный характер нарушений в применении норм права. Между тем, как отмечал Европейский Суд по правам человека, полномочия вышестоящих судов по отмене окончательных и подлежащих исполнению судебных решений или по внесению в них изменений должны осуществляться в целях исправления существенных ошибок.

В сложившейся судебной практике придание определению судебной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенному в кассационном порядке по другому делу, такого же правового значения, как постановлению Президиума Верховного Суда РФ, фактически приводит к выведению соответствующих процессуальных правоотношений из-под действия конституционно-правового истолкования регулирования, являвшегося предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 21 января 2010 года N 1-П, в соответствии с которым в самом акте судебной власти, определившем (изменившем) практику применения правовой нормы, должно содержаться указание на возможность пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений, при вынесении которых правовая норма была применена судом иначе, а пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений допускается, если в результате нового толкования правовых норм не ухудшается положение подчиненной (слабой) стороны в правоотношении. Между тем, это конституционно-правовое истолкование в полной мере относится к постановлениям Президиума Верховного Суда РФ или Пленума Верховного Суда РФ, поскольку придание такого же значения с точки зрения пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся и новым обстоятельствам какому-либо иному судебному акту помимо постановления Президиума Верховного Суда РФ или постановления Пленума Верховного Суда РФ не рассматривалось Конституционным Судом РФ как допустимое с конституционной точки зрения.

В этой связи Конституционный Суд РФ указал, что федеральному законодателю надлежит внести в гражданское процессуальное законодательство следующие изменения, касающиеся пересмотра по новым обстоятельствам вступившего в законную силу судебного постановления по основанию, указанному в пункте 5 части четвертой статьи 392 ГПК РФ:

предусмотреть возможность такого пересмотра только при условии, что в соответствующем постановлении Пленума Верховного Суда РФ или Президиума Верховного Суда РФ содержится прямое указание на придание сформулированной в нем правовой позиции обратной силы применительно к делам со схожими фактическими обстоятельствами;

закрепить недопустимость придания обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение граждан в их правоотношениях (пенсионных, жилищных, по предоставлению обеспечения в порядке обязательного социального страхования и др.) с органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями (их должностными лицами), по сравнению с тем, как оно было определено в пересматриваемом судебном постановлении;

установить процессуальный срок, в течение которого допускается пересмотр вынесенного по конкретному делу и вступившего в законную силу судебного постановления в связи с таким новым обстоятельством, как определение (изменение) практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ или в постановлении Президиума Верховного Суда РФ, принятом по итогам рассмотрения другого дела в порядке надзора.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы