Аналитический обзор от 10 АВГУСТА 2010 года

Название документа

"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 10 августа 2010 года

Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"

Источник публикации

Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".

Примечание к документу

Текст документа

КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 10 АВГУСТА 2010 ГОДА

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 27.07.2010 N 193-ФЗ

"ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ

С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА (ПРОЦЕДУРЕ МЕДИАЦИИ)"

Целью рассматриваемого Федерального закона (далее - Закон N 193-ФЗ) является введение и развитие в РФ альтернативных (неюрисдикционных) способов урегулирования споров. Закон закрепляет основные принципы проведения процедуры урегулирования споров с участием медиаторов, требования к лицам, желающим стать медиаторами, и организациям, осуществляющим деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, порядок заключения и исполнения соглашений о применении и о проведении процедуры медиации.

Принятие Закона N 193-ФЗ обусловило внесение связанных с этим изменений в ГК, ГПК, АПК РФ.

Медиаторы и организации, осуществляющие деятельность

по обеспечению проведения процедуры медиации

В соответствии с абз. 4 ст. 2 Закона N 193-ФЗ медиатором признается независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора.

Закон N 193-ФЗ предусматривает, что деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Основное различие состоит в требованиях к медиатору. Так, осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости (ч. 2 ст. 15 Закона N 193-ФЗ). Деятельность медиатора на профессиональной основе могут осуществлять лица, достигшие 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в установленном Правительством РФ порядке (ч. 1 ст. 16 Закона N 193-ФЗ).

Процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе (ч. 3 ст. 16 Закона N 193-ФЗ).

Вне зависимости от того, осуществляется ли деятельность медиатора на профессиональной или непрофессиональной основе, такая деятельность не признается предпринимательской (ч. 3 ст. 15 Закона N 193-ФЗ).

Часть 5 ст. 15 Закона N 193-ФЗ предусматривает, что медиаторами не вправе быть лица, замещающие государственные должности РФ, субъектов РФ, должности государственной гражданской и муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Исходя из содержания ст. ст. 5, 11, 15 Закона N 193-ФЗ можно сделать вывод, что медиатор не вправе:

- быть представителем какой-либо стороны спора (п. 1 ч. 6 ст. 15 Закона N 193-ФЗ);

- оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь (п. 2 ч. 6 ст. 15 Закона N 193-ФЗ);

- осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях (п. 3 ч. 6 ст. 15 Закона N 193-ФЗ);

- делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора (п. 4 ч. 6 ст. 15 Закона N 193-ФЗ);

- вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора (ч. 5 ст. 11 Закона N 193-ФЗ);

- ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон (ч. 7 ст. 15 Закона N 193-ФЗ);

- разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон (ч. 2 ст. 5 Закона N 193-ФЗ).

Что касается оплаты услуг медиатора, то в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона N 193-ФЗ деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе.

Организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, согласно абз. 5 ст. 2 Закона N 193-ФЗ признается юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является проведение процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных Законом N 193-ФЗ действий.

В отличие от деятельности медиаторов, которая может быть как платной, так и бесплатной, деятельность таких организаций осуществляется на платной основе (ч. 1 ст. 10 Закона N 193-ФЗ).

Из Закона N 193-ФЗ остается неясным, в каких отношениях (трудовых, гражданско-правовых) состоят медиатор и организация по обеспечению проведения процедуры медиации, является ли такая организация налоговым агентом медиаторов по доходам, полученным ими в связи с осуществлением деятельности по урегулированию споров, а также их представителем по расчетам со сторонами, как это предусмотрено, например, для коллегий адвокатов.

Порядок применения процедуры медиации

Закон N 193-ФЗ предусматривает возможность применения процедуры медиации как во внесудебном порядке, так и в рамках судебного процесса в любой момент до принятия судом решения по делу.

При этом, если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права (ч. 1 ст. 4 Закона N 193-ФЗ).

Сфера отношений, по спорам из которых возможно применение процедуры медиации, ограничена гражданскими, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, трудовыми (за исключением коллективных трудовых споров) и семейными правоотношениями. При этом особо отмечено, что процедура медиации не применяется к вышеназванным спорам, если они затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы (ст. 1 Закона N 193-ФЗ).

Основанием применения процедуры медиации является соглашение о применении такой процедуры (ст. 7 Закона N 193-ФЗ). Данное соглашение должно быть заключено в письменной форме либо до возникновения спора (медиативная оговорка), либо после его возникновения (абз. 6 ст. 2 Закона N 193-ФЗ).

Помимо соглашения о применении процедуры медиации Закон N 193-ФЗ предусматривает также заключение сторонами соглашения о проведении процедуры медиации (ст. 8 Закона N 193-ФЗ). С момента заключения данного соглашения в отношении спора, возникшего между сторонами, применяется процедура медиации (абз. 7 ст. 2 Закона N 193-ФЗ).

Анализ ст. ст. 7, 8 Закона N 193-ФЗ не позволяет дать однозначный ответ на вопрос, вправе ли стороны после возникновения спора сразу заключать соглашение о проведении процедуры медиации, минуя соглашение о применении такой процедуры.

Из Закона N 193-ФЗ не ясна правовая природа соглашения о применения медиации. Несмотря на внешнее сходство (данное соглашение предшествует соглашению о применении процедуры медиации), соглашение о применении процедуры медиации не может быть признано предварительным договором (ст. 429 ГК РФ), по которому стороны обязуются заключить соглашение о проведении данной процедуры, ввиду отсутствия у него специфических признаков, присущих предварительным договорам (срок и возможность понуждения к заключению основного договора).

Нельзя это соглашение признать и "рамочным". "Рамочным" признается договор, в котором оговариваются общие контуры соглашения, предварительные условия, подлежащие в будущем уточнению. "Рамочный" договор фиксирует намерение сторон продолжить сотрудничество в случае, когда нет возможности определить непосредственный предмет договора и иные условия. Изложенное подтверждает судебная практика (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2008 по делу N А05-8872/2008, Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 N 09АП-9342/2009-АК, от 25.06.2009 N 09АП-9302/2009-АК, от 25.06.2009 N 09АП-9963/2009-АК, от 24.08.2009 N 09АП-13929/2009-АК). "Рамочный" договор сам по себе не содержит существенных условий договора, которые, как правило, определяются дополнительными соглашениями, заявками и прочими документами.

При этом согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Так как ни Законом N 193-ФЗ, ни иными актами существенные условия соглашения о применении процедуры медиации не предусмотрены, следовательно, единственным существенным условием такого договора является предмет - согласие сторон на применение при урегулировании споров процедуры медиации. Исходя из этого, соглашение о применении процедуры "рамочным" не является.

В любом случае, наличие соглашения о применении процедуры медиации, равно как и наличие соглашения о проведении процедуры медиации и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры не являются препятствием для обращения в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено федеральными законами (ч. 3 ст. 7 Закона N 193-ФЗ).

В соответствии со ст. 8 Закона N 193-ФЗ соглашение о проведении процедуры медиации заключается в письменной форме и должно содержать сведения:

- о предмете спора;

- о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

- о порядке проведения процедуры медиации;

- об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

- о сроках проведения процедуры медиации.

Стороны могут выбрать медиатора, однако при направлении ими обращения в организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, последняя вправе назначить медиатора самостоятельно (ч. ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 193-ФЗ).

Согласно ст. 3 Закона N 193-ФЗ процедура медиации проводится на основе принципов конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Порядок проведения этой процедуры может определяться непосредственно в соглашении о ее проведении, либо устанавливаться сторонами путем ссылки в соглашении на правила проведения процедуры медиации, утвержденные организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации (ч. ч. 1, 2 ст. 11 Закона N 193-ФЗ).

Указанные правила должны определять:

- виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами;

- порядок выбора или назначения медиаторов;

- порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

- права и обязанности сторон при проведении такой процедуры;

- особенности проведения данной процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров.

Порядок проведения процедуры медиации в части действий медиатора отличается диспозитивностью. Так, в соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать, если иное не предусмотрено федеральным законом, на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора.

Статьей 13 Закона N 193-ФЗ установлены сроки проведения процедуры медиации. Общий срок, в который медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена и стороны пришли к взаимоприемлемому решению, составляет 60 дней. В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора до 180 дней. Такое продление срока не распространяется на проведение процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда.

Процедура медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

- заключением сторонами медиативного соглашения;

- заключением соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям;

- заявлением в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленным медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации;

- истечением срока проведения процедуры медиации;

- заявлением медиатора в письменной форме, направленным сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения (ст. 14 Закона N 193-ФЗ).

Законом N 193-ФЗ установлены требования к форме и содержанию медиативного соглашения. Согласно ч. 1 ст. 12 Закона N 193-ФЗ медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.

Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового (ч. 3 ст. 12 Закона N 193-ФЗ). Следовательно, при общем правиле о добровольности исполнения своих обязанностей по медиативному соглашению, утверждение его судом в качестве мирового дает сторонам дополнительные гарантии. В частности, в виде принудительного исполнения такого соглашения на основании выданного судом исполнительного листа.

Поскольку медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору представляет собой гражданско-правовую сделку (договор), в ч. 4 ст. 12 Закона N 193-ФЗ отдельно отмечено, что к нему могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда, о защите прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения соглашения. Несмотря на отсутствие специальных указаний в Законе N 193-ФЗ, однако исходя из существа данной сделки, к ней также должны быть применимы нормы гражданского законодательства о способах обеспечения обязательств, а также нормы, регулирующие основания недействительности сделок и их последствия.

Какого-либо регулирования принудительного исполнения либо же способов защиты прав и законных интересов сторон при отсутствии добровольного исполнения медиативных соглашений по трудовым и семейным спорам, в отличие от гражданских правоотношений, в Законе N 193-ФЗ не содержится.

Изменения некоторых законодательных актов

ввиду принятия Закона N 193-ФЗ

Введение в РФ способа урегулирования споров при участии медиаторов повлекло за собой изменения в ГК, ГПК и АПК РФ, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

В первую очередь данные изменения коснулись порядка исчисления сроков исковой давности, а также порядка отложения судебного разбирательства в случае выбора сторонами спора в качестве способа урегулирования спора процедуру медиации.

Так, ст. 202 ГК РФ дополнена п. 4, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается с момента заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации до момента прекращения процедуры медиации.

Отложение судебного разбирательства при обращении сторон в целях урегулирования спора к медиатору возможно на срок, не превышающий 60 дней (ч. 7 ст. 158 АПК РФ и ч. 1 ст. 169 ГПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 194-ФЗ).

Помимо этого ГПК и АПК РФ дополнены нормами, согласно которым медиаторы не подлежат допросу в качестве свидетелей об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением их обязанностей (ч. 5.1 ст. 56 АПК РФ в новой редакции и п. 1 ч. 3 ст. 69 ГПК РФ в новой редакции).

Закон N 193-ФЗ вступает в силу с 1 января 2011 г.

Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"

 

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы