Представим ситуацию, когда банк отказывает в операции или приостанавливает доступ к интернет-банкингу, но не объясняет причины отказа и не запрашивает документы, которые могли бы снять подозрения. В таких случаях в судебной практике есть примеры решений в пользу клиентов. В частности, суды:
Вместе с тем ссылаться в суде лишь на то, что банк блокирует обслуживание без пояснений или запросов, — очень ненадежная стратегия.
Так, в ситуации, когда банк не пояснил причины отказа от совершения операций, АС Западно-Сибирского округа отметил [5], что отсутствие информирования само по себе не повод признать отказ незаконным. В данном споре банк запрашивал у клиента документы, подозрительность операций была подтверждена.
АС Московского округа рассматривал дело, в котором банку удалось доказать сомнительность операций даже без запроса [6]. Суд указал, что его направление клиенту — право кредитной организации, а не обязанность. Банк среди прочего опирался [7] на анализ операций по счету, документы, представленные при открытии счета, информацию ЦБ РФ и сведения из программы СПАРК.
Выходит, в случае "молчаливой блокировки" клиенту лучше не доводить дело до суда, а обратиться в банк за разъяснением ее причин. Как указывал [8] ЦБ РФ, кредитная организация в ответ должна предоставить информацию в объеме, достаточном для того, чтобы использовать ее для реабилитации.
В одном из примеров клиент ссылался на то, запрашиваемый пакет документов включает налоговую, финансовую и иную отчетность, чрезмерно большой, направлен на тотальный контроль деятельности, не привязан к конкретной операции. Суд решил [9], что запросы банка не выходят за пределы его полномочий.
В другом споре истец требовал признать, что банк злоупотребил правом, когда запрашивал документы в сроки, не предусмотренные законом. По одному из запросов [10] нужно было представить документы на следующий день, по второму [11] — до полудня следующего дня. Первая инстанция и апелляция решили, что клиент выбрал ненадлежащий способ защиты права, и отказали в иске. Кассация с этим согласилась [12].
Получается, не стоит надеяться оспорить объем документов или срок. Лучше как можно скорее выполнить требования банка. Если нужно дополнительное время (к примеру, чтобы заверить копии), обратитесь в банк с просьбой продлить срок.
Бывает так, что клиент полностью выполняет запрос банка, но тот все равно отказывает в проведении операций или не возобновляет доступ к дистанционному обслуживанию. При этом банк не запрашивает дополнительные документы.
Конечно, важную роль играют обстоятельства конкретного дела и то, насколько представленные документы проясняют экономический смысл операций. Однако есть целый ряд случаев, в которых суды обращают внимание на отсутствие дополнительных запросов и встают на сторону клиентов. Такая практика встречалась, например:
Вместе с тем в одном из споров АС Северо-Кавказского округа сделал вывод [17] о том, что банк не обязан направлять уточняющие запросы до полного исчерпания подозрений и проводить полный документальный аудит. В некоторых случаях банк уже в первом запросе уведомляет [18] клиента, что он направляется однократно и дополнительных не будет.
Таким образом, в интересах клиента представить исчерпывающую документацию по первому же запросу банка. Тогда есть шанс доказать в суде, что вы сделали все от вас зависящее, и одержать победу.
Links:
[1] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=330804;dst=302
[2] consultantplus://offline/ref=main?base=AZS;n=154772;dst=100065
[3] consultantplus://offline/ref=main?base=AMS;n=318699;dst=100036
[4] consultantplus://offline/ref=main?base=ASZ;n=216735;dst=100037
[5] consultantplus://offline/ref=main?base=AZS;n=159553;dst=100047
[6] consultantplus://offline/ref=main?base=AMS;n=316553;dst=100086
[7] consultantplus://offline/ref=main?base=AMS;n=316553;dst=100117
[8] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=319197;dst=100011
[9] consultantplus://offline/ref=main?base=AZS;n=160049;dst=100073
[10] consultantplus://offline/ref=main?base=MARB;n=1681504;dst=100038
[11] consultantplus://offline/ref=main?base=MARB;n=1681504;dst=100041
[12] consultantplus://offline/ref=main?base=AMS;n=334404;dst=100034
[13] consultantplus://offline/ref=main?base=AVV;n=86758;dst=100066
[14] consultantplus://offline/ref=main?base=ACN;n=117722;dst=100039
[15] consultantplus://offline/ref=main?base=AMS;n=340197;dst=100054
[16] consultantplus://offline/ref=main?base=APV;n=183501;dst=100053
[17] consultantplus://offline/ref=main?base=ASK;n=141123;dst=100037
[18] consultantplus://offline/ref=main?base=AMS;n=323656;dst=100044
[19] http://respectrb.ru/support
[20] http://respectrb.ru/node/9220