Новшество коснется бизнеса, на который распространяется госконтроль (надзор) или муниципальный контроль.
Если нарушение влечет низкий, умеренный, средний или значительный риск причинения вреда охраняемым законом ценностям, наказывать юрлиц [2] и ИП [3] будут только по результатам контрольно-надзорного мероприятия.
Если риск высокий или чрезвычайно высокий, полагаем, что для привлечения нарушителя к ответственности проводить такое мероприятие будет необязательно. Вероятно, речь идет о нарушениях, на которые необходима быстрая реакция государства (например, о тех, которые привели к жертвам).
Действующий КоАП РФ подобного положения не содержит. Необходимость предусмотреть его связана с готовящейся реформой контроля и надзора. Госдума планирует в 2020 году рассмотреть законопроект, в котором есть понятие [4] "контрольно-надзорное мероприятие", перечислены виды [5] таких мероприятий (например, выездное обследование [6], мониторинговая закупка [7], выездная проверка [8]), зафиксированы правила их проведения. Подробнее о реформе читайте в нашем обзоре [9].
Планируют изменить размер штрафов, которые при исключительных обстоятельствах назначают в сумме ниже минимального предела. По проекту это могут быть штрафы, которые для должностных лиц составляют [10] от 10 тыс. руб., для ИП — от 20 тыс. руб.
Сейчас минимальный размер штрафа для должностного лица, который может быть снижен, составляет 50 тыс. руб. [11] Это относится и к ИП, поскольку они по общему правилу отвечают [12] так же, как должностные лица.
Для юрлиц минимальный размер штрафа, который можно снизить, не изменится [13] и составит 100 тыс. руб. [14]
По общему правилу временно запрещать [15] вести деятельность смогут за грубые административные правонарушения. В их перечень [16] войдут, в частности:
Запрет смогут назначить на срок до 30 суток.
Сейчас данное наказание называется административным приостановлением деятельности [17]. Его срок — до 90 суток [18]. Одно из самых распространенных нарушений, за которое грозит это наказание, — несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований.
Проект нового КоАП РФ предусматривает, что для большинства нарушений срок давности привлечения к ответственности составит один год [19].
Сейчас по множеству нарушений применяются [20] два общих срока давности:
Срок давности по длящимся нарушениям [25] согласно общему правилу будет исчисляться [26] со следующего дня после их обнаружения. Моментом обнаружения будет [27] момент составления протокола или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела. При административном расследовании это будет момент, когда примут решение о возбуждении дела и проведении такого расследования.
Сейчас срок давности при длящемся нарушении начинает исчисляться [28] со дня, когда его обнаружили. Пленум ВС РФ в 2005 году разъяснил, что днем обнаружения считается [29] день, когда лицо, уполномоченное составлять протокол, выявило нарушение.
Если выявят хотя бы два однородных нарушения [30], то наказывать будут [31] за одно. Правило будет работать, если одновременно соблюдаются следующие условия:
Сейчас такого правила в КоАП РФ нет. Полагаем, оно исключит случаи, когда по итогам одной проверки выявляют несколько однородных нарушений и штрафуют за каждое из них. Отметим, что суды не всегда идут навстречу проверяющим и вместо нескольких наказаний назначают одно. Это подтверждает, например, одно из решений [32] Мосгорсуда.
Читайте в наших обзорах о том, каких изменений ждать работодателям [33], бухгалтерам [34], должностным лицам организаций госсектора [35] в части наказаний за наиболее распространенные нарушения.
Links:
[1] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=340745;dst=100007
[2] consultantplus://offline/ref=main?base=PRJ;n=191214;dst=100134
[3] consultantplus://offline/ref=main?base=PRJ;n=191214;dst=100121
[4] consultantplus://offline/ref=main?base=PRJ;n=189647;dst=100832
[5] consultantplus://offline/ref=main?base=PRJ;n=189647;dst=100833
[6] consultantplus://offline/ref=main?base=PRJ;n=189647;dst=100895
[7] consultantplus://offline/ref=main?base=PRJ;n=189647;dst=100920
[8] consultantplus://offline/ref=main?base=PRJ;n=189647;dst=101015
[9] http://ondb.consultant.ru/news/11775/
[10] consultantplus://offline/ref=main?base=PRJ;n=191214;dst=100237
[11] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=340745;dst=6273
[12] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=340745;dst=8438
[13] consultantplus://offline/ref=main?base=PRJ;n=191214;dst=100238
[14] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=340745;dst=6276
[15] consultantplus://offline/ref=main?base=PRJ;n=191214;dst=100304
[16] consultantplus://offline/ref=main?base=PRJ;n=191214;dst=100083
[17] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=340745;dst=512
[18] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=340745;dst=2820
[19] consultantplus://offline/ref=main?base=PRJ;n=191214;dst=100324
[20] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=340745;dst=8458
[21] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=340745;dst=6382
[22] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=340745;dst=3441
[23] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=340745;dst=6857
[24] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=340745;dst=7755
[25] consultantplus://offline/ref=main?base=PRJ;n=191214;dst=100098
[26] consultantplus://offline/ref=main?base=PRJ;n=191214;dst=100329
[27] consultantplus://offline/ref=main?base=PRJ;n=191214;dst=100330
[28] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=340745;dst=100162
[29] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=156436;dst=100129
[30] consultantplus://offline/ref=main?base=PRJ;n=191214;dst=100100
[31] consultantplus://offline/ref=main?base=PRJ;n=191214;dst=100322
[32] consultantplus://offline/ref=main?base=SOCN;n=1227835;dst=100040
[33] http://ondb.consultant.ru/news/12127/
[34] http://ondb.consultant.ru/news/12128/
[35] http://ondb.consultant.ru/news/12130/
[36] consultantplus://offline/ref=main?base=PRJ;n=191214;dst=0
[37] consultantplus://offline/ref=main?base=PRJ;n=191249;dst=0
[38] http://respectrb.ru/support
[39] http://respectrb.ru/node/9220