Закон N 44-ФЗ не обязывает участников закупки иметь товар на момент подачи заявки. Заказчику нужно учитывать при описании объекта закупки, какие показатели не сможет указать тот, у кого нет нужного товара. К ним ФАС относит [1]: химический или компонентный состав товара, показатели технологии производства, а также показатели, значения которых становятся известными при испытании товара.
Например, Новосибирское УФАС признало неправомерным [2] требование заказчика привести в заявке химический состав продуктов. Санкт-Петербургское УФАС посчитало нарушением то, что заказчик запросил сведения [3], которые можно получить только по результатам испытаний ("ударная прочность", "стойкость покрытия при температуре 20+/-2°С к статическому воздействию воды", "эластичность покрытия при изгибе" и т.п.).
Избыточные требования к описанию объекта закупки также признавало нарушением Московское областное УФАС [4]. Той же позиции придерживалась и ФАС (Решения от 24.07.2019 [5], от 19.09.2019 [6], от 17.10.2019 [7]).
Обычно антимонопольщики не подходят формально к проверке описания объекта закупки и оценивают требования заказчика комплексно. Так, Рязанское УФАС лишь отметило [8], что заказчик запросил конкретные значения показателей, которые можно было узнать только по результатам испытаний. Указать их могли участники, у которых товар в наличии. В другом случае Северо-Осетинское УФАС не посчитало [9] нарушением то, что заказчик предусмотрел в инструкции по заполнению заявок возможность указать значения показателей так же, как в техзадании, если они устанавливаются только по результатам испытаний товаров, имеющихся у участника.
Заказчику стоит обжаловать решение контрольного органа, так как суды могут прийти к иному выводу. Верховный суд посчитал [10], что участнику закупки достаточно привести характеристики товара согласно требованиям документации, которые основаны на техрегламентах и ГОСТах.
Заказчик должен описать объект закупки в соответствии с действующими стандартами. Ссылка на устаревшие ГОСТы — одна из распространенных ошибок заказчиков. Контрольные органы практически единогласно признают это нарушением. Например, так считают Тамбовское [11], Приморское [12], Якутское [13], Дагестанское [14], Санкт-Петербургское [15] Управления ФАС.
При описании объекта закупки заказчик может потребовать, чтобы товары, работы, услуги соответствовали ГОСТам, и запросить их дополнительные показатели. Однако эти показатели не должны противоречить характеристикам, указанным в ГОСТе. Расхождение в требованиях может запутать участников и вызвать проблемы при приемке исполнения контракта.
Подобные разночтения в описании закупок признавали нарушением Оренбургское [16], Санкт-Петербургское [17], Краснодарское [18] УФАС.
При проведении закупки заказчик обязан использовать [19] каталог товаров, работ и услуг (КТРУ). Если закупаемая позиция есть в каталоге, ее наименование и характеристики нужно указать в соответствии с ним.
Контрольный орган увидит нарушение, если:
О том, что заказчики должны использовать сведения из КТРУ, отмечала [23] ФАС.
В документации все товарные знаки должны сопровождаться словами "или эквивалент". Заказчика накажут [24], если возможность поставить эквивалент не будет предусмотрена. Он обязан указывать также параметры эквивалентности. Их отсутствие признают [25] нарушением. Отметим, что сотрудника заказчика могут наказать за это, даже если он предусмотрит возможность поставить эквивалент. Участник закупки должен понимать, что заказчик считает эквивалентом. К такому выводу [26] пришло Московское УФАС.
В Законе N 44-ФЗ есть исключения из этих правил. Заказчик может потребовать [27] поставить товар с конкретным товарным знаком, если:
Links:
[1] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=203114;dst=100018
[2] consultantplus://offline/ref=main?base=RGSS;n=49517;dst=100042
[3] consultantplus://offline/ref=main?base=PAS;n=596992;dst=100019
[4] consultantplus://offline/ref=main?base=PAS;n=597466;dst=100026
[5] consultantplus://offline/ref=main?base=PAS;n=566078;dst=100042
[6] consultantplus://offline/ref=main?base=RGSS;n=50378;dst=100026
[7] consultantplus://offline/ref=main?base=PAS;n=590295;dst=100081
[8] consultantplus://offline/ref=main?base=PAS;n=592223;dst=100058
[9] consultantplus://offline/ref=main?base=PAS;n=596199;dst=100195
[10] consultantplus://offline/ref=main?base=ARB;n=578660;dst=100018
[11] consultantplus://offline/ref=main?base=PAS;n=581989;dst=100040
[12] consultantplus://offline/ref=main?base=PAS;n=586108;dst=100026
[13] consultantplus://offline/ref=main?base=PAS;n=582001;dst=100082
[14] consultantplus://offline/ref=main?base=PAS;n=583459;dst=100037
[15] consultantplus://offline/ref=main?base=PAS;n=570761;dst=100047
[16] consultantplus://offline/ref=main?base=PAS;n=585736;dst=100035
[17] consultantplus://offline/ref=main?base=PAS;n=592238;dst=100068
[18] consultantplus://offline/ref=main?base=PAS;n=590316;dst=100080
[19] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=295903;dst=100138
[20] consultantplus://offline/ref=main?base=PAS;n=594240;dst=100035
[21] consultantplus://offline/ref=main?base=PAS;n=582761;dst=100019
[22] consultantplus://offline/ref=main?base=PAS;n=588226;dst=100253
[23] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=330916;dst=100038
[24] consultantplus://offline/ref=main?base=PAS;n=573327;dst=100045
[25] consultantplus://offline/ref=main?base=PAS;n=596957;dst=100113
[26] consultantplus://offline/ref=main?base=PAS;n=587650;dst=100041
[27] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=324349;dst=335
[28] http://respectrb.ru/support
[29] http://respectrb.ru/node/9220