С 2021 года у организаций появится новая обязанность: они должны будут сообщать о транспортных средствах и земельных участках, которые являются объектами налогообложения и не попадают под льготу, если никогда не получали по ним сообщения об исчисленной сумме налога (пп. "а" п. 3 ст. 1 законопроекта). Вместе с сообщением о том, что есть объект налогообложения, нужно направить в инспекцию по своему выбору копии документов, которые подтверждают госрегистрацию транспорта или права на участок. Сделать это нужно однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Поправка связана с тем, что декларации за 2019 год по транспортному и земельному налогу будут последними [1]. За 2020 год инспекция уже сама будет присылать сообщения об исчисленном налоге — отчетность сдавать не нужно.
Таким образом, если организация в 2020 году приобретет транспортное средство или участок земли и в 2021 году не получит от инспекции сообщения о налоге, нужно будет до 31 декабря 2021 года уведомить налоговиков о приобретении.
Если организация не выполнит это требование, ей будет грозить штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 49 ст. 1 законопроекта).
С 1 апреля 2020 года вступает в силу дополнение, касающееся взыскания недоимки за счет денежных средств организации или ИП (п. 11 ст. 1 законопроекта). Если общая сумма задолженности превышает 3000 руб., инспекция действует по общему правилу [2]: два месяца от срока требования для принятия решения о взыскании и шесть месяцев для обращения в суд.
А вот если недоимка меньше, то решение о взыскании будет приниматься в течение двух месяцев от момента, который наступил раньше:
Следует иметь в виду, что при недоимке до 3000 руб. срок, в который инспекция должна направить требование, будет составлять один год с момента ее выявления (п. 17 ст. 1 законопроекта).
Инспекция будет размещать на своем сайте в том числе решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущества (п. 18 ст. 1 законопроекта). Размещать нужно будет и информацию об отмене таких решений.
Сведения будут размещаться в течение трех дней с даты принятия решения, но не ранее вступления в силу решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности. На сайте станут указывать имущество, в отношении которого действует запрет. Какие именно это будут сведения, должна утвердить ФНС.
Поправка вступит в силу 1 апреля 2020 года.
Снимут ограничение, по которому переплату разрешается зачесть [3] только в счет налога того же вида: федеральный в счет федерального, региональный — регионального, местный — местного (пп. "а" п. 22 ст. 1 законопроекта).
С этим связана и другая поправка: возврат налога будет возможен, если нет недоимки по любому налогу и соответствующим пеням и штрафам (абз. 3 пп. "е" п. 22 ст. 1 законопроекта). На данный момент недоимки не должно быть [4] по налогу того же вида.
Оба изменения должны вступить в силу с 1 октября 2020 года.
Кроме того, если проводится камеральная проверка, то срок принятия решения о зачете или возврате переплаты теперь будет зависеть от срока ее окончания либо вступления в силу решения по ней (пп. "и" п. 22 ст. 1 законопроекта). Указанный срок будет начинаться:
Эта поправка должна заработать через месяц после опубликования закона.
Сообщать о наделении полномочиями начислять зарплату или о лишении таких полномочий нужно будет, только если у филиала или другого обособленного подразделения есть счет в банке. Кроме того, уточнят, что отчитываться и перечислять взносы нужно именно по месту нахождения такого подразделения (пп. "б" п. 3 ст. 1, пп. "а" и "в" п. 85 ст. 2 законопроекта). Поправки должны заработать уже с 1 января 2020 года.
Напомним: сейчас, если у подразделения нет расчетного счета, платить взносы [5] нужно по месту нахождения головного офиса. Неважно, где начисляют выплаты.
Налоговым органам разрешат информировать налогоплательщиков о недоимке и задолженности по пеням, штрафам, процентам с помощью СМС-сообщений, электронной почты или иными способами (пп. "б" п. 7 ст. 1 законопроекта). Они смогут это делать не чаще одного раза в квартал при условии, что налогоплательщик или плательщик взносов даст письменное согласие.
Поправка начнет действовать с 1 апреля 2020 года.
Правопреемники должны будут восстановить НДС, который принял к вычету их правопредшественник, если начнут использовать товары (в том числе основные средства и нематериальные активы), работы, услуги, имущественные права в деятельности, не облагаемой НДС, или перейдут на УСН, ЕНВД (пп. "б" п. 2 ст. 2 законопроекта).
Сейчас вопрос о том, восстанавливать ли НДС в такой ситуации, остается спорным [6].
Кроме того, хотят прописать порядок восстановления правопреемниками НДС, принятого к вычету правопредшественником при перечислении предоплаты, а также при уменьшении стоимости отгруженных товаров, работ, услуг, имущественных прав.
Изменения должны вступить в силу с 1 января 2020 года.
С 1 января 2020 года от обложения НДФЛ освобождаются единовременные компенсации педработникам, полученные в рамках госпрограммы (п. 13 ст. 2 законопроекта). Необлагаемая сумма ограничена 1 млн руб.
Сейчас такое освобождение действует [7] только в отношении медиков.
Расчет по форме 6-НДФЛ, а также справку 2-НДФЛ за год нужно будет представлять в инспекцию не позднее 1 марта следующего года (абз. 3 и 4 пп. "а" п. 19 ст. 2 законопроекта). Такая поправка начнет действовать с 1 января 2020 года. Поскольку в следующем году 1 марта — это воскресенье, то с учетом переноса [8] отчитаться нужно будет не позднее 2 марта.
По действующей редакции отчитываться [9] нужно не позднее 1 апреля.
Исключительно в электронном виде нужно будет отчитываться по НДФЛ тем, у кого 10 и более работников. Право выбора планируют оставить работодателям с меньшим числом сотрудников (абз. 7 пп. "а" п. 19 ст. 2 законопроекта). Сейчас порог до 25 человек [10].
Похожая поправка касается и РСВ. Разница в том, что расчет в электронном виде надо будет подавать, если в организации больше 10 сотрудников (пп. "б" п. 85 ст. 2 законопроекта). Если меньше, можно будет отчитаться на бумаге.
Изменения начнут действовать с 1 января 2020 года.
Организациям, обособленные подразделения которых находятся на территории одного муниципального образования, планируют предоставить право выбора одной инспекции, в которую необходимо сдавать отчетность. Если головная организация находится в том же муниципалитете, что и "обособки", отчетность можно будет сдавать также по месту учета главного офиса (абз. 8 пп. "а" п. 19 ст. 2 законопроекта). То же самое касается уплаты НДФЛ (пп. "б" п. 16 ст. 2 законопроекта). Чтобы воспользоваться таким правом, нужно будет уведомить все налоговые органы, где стоят на учете "обособки", о своем выборе не позднее 1-го числа налогового периода. Передумать в течение года нельзя.
Поправки заработают с 1 января 2020 года.
Начиная с отчета за 2021 год сведения о доходах физлица будут подаваться в составе расчета 6-НДФЛ (абз. 9 пп. "а" п. 19 ст. 2 законопроекта).
К дивидендам, а значит, к облагаемым доходам будут относить те выплаты, которые иностранная организация производит российской компании — акционеру или участнику при распределении прибыли после налогообложения (пп. "б" п. 21 ст. 2 законопроекта). Изменение вступит в силу с 1 января 2020 года.
С 1 января 2020 года результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности первоначальной стоимостью не более 100 тыс. руб. не будут относить к амортизируемому имуществу (пп. "а" п. 23 п. 2 законопроекта). Сейчас вопрос о необходимости учитывать стоимость объекта четко не урегулирован [11]. Из-за этого иногда возникает недопонимание.
С 1 января 2020 года будет исключено положение, по которому срок полезного использования расконсервированного объекта нужно продлевать на период консервации (пп. "б" п. 23 ст. 2 законопроекта).
Ограничат возможность переходить с линейного метода на нелинейный. По проекту менять метод начисления амортизации можно будет только один раз в пять лет (п. 24 ст. 2 законопроекта). Сейчас подобное ограничение действует [12] только при переходе с нелинейного метода на линейный.
Изменения вступят в силу 1 января 2020 года.
Во-первых, период, в течение которого базу по налогу на прибыль можно уменьшить на перенесенные убытки не более чем на 50%, продлен на год (пп. "б" п. 35 ст. 2 законопроекта).
Во-вторых, правопреемнику запретят учитывать убытки правопредшественника, если при проверке инспекция обнаружит, что основной целью реорганизации был как раз учет убытков (пп. "в" п. 35 ст. 2 законопроекта).
Обе поправки начнут действовать с 1 января 2020 года.
Регионы больше не будут устанавливать срок уплаты транспортного налога организациями (п. 63 ст. 2 законопроекта). Юрлица должны будут перечислять налог не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 68 ст. 2 законопроекта). Изменения вступят в силу с 1 января 2021 года.
Во-первых, теперь по кадастровой стоимости налогом будут облагаться в том числе те объекты, которые принадлежат организации на праве хозяйственного ведения (пп. "а" п. 69, пп. "б" п. 70 ст. 2 законопроекта).
Во-вторых, будет скорректирован перечень недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости. Так, вместо жилых домов и помещений, которые не учитываются на балансе как основные средства, теперь будет ссылка на объекты обложения [13] налогом на имущество физлиц (пп. "а" п. 70 ст. 2 законопроекта). Получается, что по кадастровой стоимости организации должны будут платить налог:
По сути, перечень открытый. Означает ли это, что все объекты, по которым определена кадастровая стоимость, будут теперь облагаться повышенным налогом, неясно.
Поправки вступят в силу 1 января 2020 года. Возможно, до этого времени появятся какие-то официальные разъяснения.
Муниципалитеты больше не будут устанавливать срок уплаты земельного налога организациями (п. 72 ст. 2 законопроекта). Юрлица должны будут перечислять его не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 77 ст. 2 законопроекта). Изменения вступят в силу с 1 января 2021 года.
Links:
[1] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=321760;dst=100012
[2] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=330842;dst=1371
[3] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=330842;dst=522
[4] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=330842;dst=533
[5] consultantplus://offline/ref=main?base=PBI;n=227132;dst=100056
[6] consultantplus://offline/ref=main?base=PBI;n=239371;dst=100009
[7] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=330502;dst=17539
[8] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=330842;dst=209
[9] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=330502;dst=11802
[10] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=330502;dst=11808
[11] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=330502;dst=11832
[12] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=330502;dst=4312
[13] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=330502;dst=10325
[14] https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/201909/r/re4gty3-gffhgw7-/720839-7_3ht.pdf
[15] http://respectrb.ru/support
[16] http://respectrb.ru/node/9220