В июне Верховный суд Республики Башкортостан напомнил [1], по каким признакам можно считать недостаток товара существенным. Среди них — невозможность его устранить. Если товар легко отремонтировать, дефект существенным не признают. Например, брак дисплея компьютера к такому недостатку не отнесли [2].
Если недостатки устранены, это не значит, что они не были существенными. Когда дефекты появляются после устранения, не дают использовать товар по назначению, это говорит о том, что они существенные. Неважно, что к судебному разбирательству их устранили и на момент спора товар был в рабочем состоянии. Такое мнение [3] ВС РФ озвучил год назад. Он рассмотрел случай, когда автомобиль чинили больше четырех раз, но аппеляцию это не смутило.
Продавец может сам решить, как устранить недостаток товара: заменить одну из комплектующих или поменять товар на аналогичный. Если продавец выбирает второй способ, это не значит, что недостаток технически сложного товара был существенным, отметил [4] ВС РФ в марте.
Как известно из обзора практики ВС РФ [5], если существенный недостаток выявлен спустя два года после передачи потребителю и к этому моменту истек гарантийный срок, покупатель может требовать вернуть деньги только у изготовителя (уполномоченной организации, импортера). В апреле ВС РФ уточнил [6]: сначала потребитель может просить только устранить недостаток. Если в течение 20 дней проблема не будет решена или выяснится, что исправить дефект нельзя, тогда возвращаются деньги.
ВС РФ рассмотрел интересный случай с покупателем-коммерсантом, но логика суда применима и в спорах с потребителями. Тогда суд опроверг [7] довод апелляции о том, что при выявлении существенных недостатков товара покупатель не может требовать возместить расходы на их устранение. По ее мнению, это право должно работать только при выявлении несущественных недостатков. ВС РФ с этим не согласился и указал, что покупатель может предъявить любое из пяти требований, перечисленных в пп. 1 [8] и 2 [9] ст. 475 ГК РФ. Для потребителей это требования, указанные в п. 1 ст. 18 [10] Закона о защите прав потребителей.
Links:
[1] consultantplus://offline/ref=main?base=SOPV;n=406369;dst=100033
[2] consultantplus://offline/ref=main?base=SOPV;n=406369;dst=100029
[3] consultantplus://offline/ref=main?base=ARB;n=555041;dst=100047
[4] consultantplus://offline/ref=main?base=ARB;n=577428;dst=100037
[5] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=309239;dst=100131
[6] http://ondb.consultant.ru/news/10119/
[7] http://ondb.consultant.ru/news/9172/
[8] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=300853;dst=100103
[9] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=300853;dst=100107
[10] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=320449;dst=14
[11] http://ondb.consultant.ru/news/10786/
[12] http://respectrb.ru/support
[13] http://respectrb.ru/node/9220