Рассмотрим изменения подробнее.
Закон разграничивает составы правонарушений в области бухучета и отчетности по субъектам.
Отдельные статьи должны применяться [3] в отношении должностных лиц следующих организаций (далее — организации бюджетной сферы):
За грубое нарушение требований к бухучету и отчетности по ст. 15.11 КоАП РФ [4] будут наказывать должностных лиц всех компаний, кроме организаций бюджетной сферы [5]. Размер штрафа остался прежним: от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
За ошибки в бухучете и бухотчетности организаций бюджетной сферы будут применять специальные "бюджетные" составы. Сейчас в специальной норме [6] упоминается бюджетная отчетность. Норм об ответственности учреждений за ошибки в бухучете и бухотчетности нет, поэтому применяют общий порядок [7].
По специальной норме [8] будут штрафовать должностных лиц за непредставление или нарушение срока подачи не только бюджетной, но и бухгалтерской отчетности. Штраф прежний: от 10 тыс. до 30 тыс. руб.
Статью 15.15.6 КоАП РФ разделили на части.
Первая часть [8] касается только правонарушений, связанных с самим фактом представления отчетности. Текст действующей редакции [9] дополнен нормами об ответственности за нарушение порядка представления не только бюджетной, но и бухгалтерской отчетности.
Другие части статьи касаются представления недостоверной отчетности.
Искажение показателей отчетности станут разделять на незначительное, значительное и грубое. От степени искажения будет зависеть мера ответственности, в том числе при повторном нарушении.
Сейчас должностное лицо можно привлечь к ответственности только за сдачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности [9] или иных сведений для составления и рассмотрения проектов бюджетов и их исполнения. Штраф составляет от 10 тыс. до 30 тыс. руб.
Вместо действующего состава вводится несколько новых. Мера ответственности будет различаться в зависимости от степени искажения денежных показателей, которое привело к отражению неправильной информации об активах, обязательствах или финрезультате. При незначительном искажении могут ограничиться [10] предупреждением. А вот за грубое искажение грозит штраф [11] на сумму до 30 тыс. руб. За повторное нарушение наказание жестче. Те же составы применяются и при недостоверности консолидированной отчетности.
Критерии для определения степени искажения показателей будут перечислены в примечании [12] к статье КоАП РФ. Для незначительного и значительного искажения будут учитываться только числовые значения, а вот для грубого искажения предусмотрены дополнительные критерии.
Для оценки степени искажения применяется любой из критериев, указанных в следующей таблице.
Степень искажения |
Искажение денежного показателя бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Занижение сумм налогов, взносов и сборов из-за искажения данных бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Иные критерии |
Незначительное [13] |
|
Не превышает 100 тыс. руб. |
Отсутствуют |
Значительное [14] |
|
Более 100 тыс. руб., но не превышает 1 млн руб. |
Отсутствуют |
Грубое [15] |
|
Более 1 млн руб. |
|
Обратите внимание: названные критерии отличаются от тех, которые уже установлены или предлагались Минфином ранее. Степень значимости искажений показателей отчетности определяется, например:
Действующая редакция КоАП РФ | Новая редакция КоАП РФ | |||
Состав |
Наказание |
Состав |
Наказание |
|
Представление [9] заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для проектов бюджетов и их исполнения |
Штраф для должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. |
Представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности с незначительным искажением денежных показателей, которое привело к искажению информации об активах, обязательствах или финансовом результате. |
Предупреждение или штраф [19] для должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб. (за повторное нарушение [20] — от 5 тыс. до 15 тыс. руб.) | |
Представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности со значительным искажением денежных показателей, которое привело к искажению информации об активах, обязательствах или финансовом результате |
Штраф [21] для должностных лиц в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб. (за повторное нарушение [22] — от 15 тыс. до 30 тыс. руб.) |
|||
Представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности с грубым искажением денежных показателей, которое привело к искажению информации об активах, обязательствах или финансовом результате |
Штраф [23] для должностных лиц в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб. (за повторное нарушение [24] — от 30 до 50 тыс. руб.) |
Для нарушений в сфере бюджетного учета ассигнований, ЛБО и обязательств будут использовать разные составы, а также добавлен новый состав для ГРБС. Размер штрафов оставили прежним.
Сейчас должностные лица отвечают по одной статье [25] за нарушения, связанные с бюджетными сметами и учетом бюджетных ассигнований, ЛБО и принятых обязательств. Эти составы разделили по разным частям данной статьи.
Так, будут штрафовать должностных лиц:
За все указанные нарушения штраф остался прежним: от 10 тыс. до 30 тыс. руб.
Не будут штрафовать бухгалтеров, а также тех, с кем заключен договор на ведение учета, если искажения допущены по следующим причинам [29]:
Кроме того, предусмотрены случаи [30], когда должностные лица будут освобождаться от ответственности за нарушение порядка составления и представления бюджетной отчетности и бухотчетности.
Во-первых, это возможно, если подана уточненная налоговая декларация или расчет и уплачены недоимка, которая возникла из-за искажения данных в учете, и пени. Обязательное требование: должны быть соблюдены условия НК РФ [31].
Во-вторых, ответственность не наступит, если представить уточненную отчетность:
Links:
[1] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=325551;dst=0
[2] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=323875;dst=1461
[3] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=325551;dst=100034
[4] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=323875;dst=6966
[5] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=325551;dst=100009
[6] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=323875;dst=4424
[7] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=323875;dst=6967
[8] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=325551;dst=100019
[9] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=323875;dst=7862
[10] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=325551;dst=100021
[11] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=325551;dst=100025
[12] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=325551;dst=100033
[13] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=325551;dst=100035
[14] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=325551;dst=100040
[15] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=325551;dst=100045
[16] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=304513;dst=100734
[17] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=317114;dst=102114
[18] consultantplus://offline/ref=main?base=PNPA;n=32655;dst=100095
[19] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=325551;dst=100022
[20] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=325551;dst=100028
[21] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=325551;dst=100024
[22] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=325551;dst=100030
[23] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=325551;dst=100026
[24] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=325551;dst=100032
[25] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=323875;dst=4427
[26] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=325551;dst=100064
[27] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=325551;dst=100066
[28] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=325551;dst=100068
[29] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=325551;dst=100055
[30] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=325551;dst=100056
[31] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=323879;dst=4016
[32] http://respectrb.ru/support
[33] http://respectrb.ru/node/9220