2018 год принес довольно много изменений, которые отразились на порядке создания, формирования и размещения планов закупок и планов-графиков. В то же время некоторые старые проблемы остались актуальны. Расскажем о новшествах и напомним о подводных камнях в планировании госзакупок.
Нельзя закупить товар, работу или услугу без плана-графика. Это указано в п. 2 ст. 72 БК РФ и в ч. 11 ст. 21 Закона N 44-ФЗ. Несмотря на это, многие заказчики проводят неотложные закупки по контрактам до 100 тыс. руб., в том числе через подотчетных лиц. Напомним, такие действия могут признать нарушением [1], за которое специалисту контрактной службы грозит штраф [2] по ч. 4 ст. 7.29.3 [3] КоАП РФ.
Иногда заказчик вынужден получать услуги без заключения контракта, например услуги связи или теплоснабжения. Контракт заключают только после публикации плана-графика и распространяют его действие на прошедшее время на основании ч. 2 ст. 425 ГК РФ. В 2018 году АС СЗО подтвердил [4] законность этой схемы в отношении контракта с единственным поставщиком, поэтому стало больше шансов доказать свою правоту в такой ситуации. Однако стоит учесть, что в практике встречался и противоположный подход [5], Минфин тоже высказывался [6] против.
Все федеральные заказчики, в том числе бюджетные и автономные учреждения [7], создают планы закупок на 2019 год в системе "Электронный бюджет". Инструкции размещены на сайте [8] Минфина.
Если вы уже сформировали план закупок в личном кабинете ЕИС, но еще не разместили, то переведите его в архив [9]. Создайте новую версию плана в "Электронном бюджете", передайте его в личный кабинет в ЕИС и разместите.
Если же вы опубликовали сформированный в ЕИС план закупок, просто сформируйте [10] такой же план закупок в "Электронном бюджете" и передайте в личный кабинет в ЕИС.
Планы-графики, как и прежде, нужно формировать и размещать через личный кабинет в ЕИС.
Региональные и муниципальные заказчики формируют планы закупок и планы-графики в ЕИС или через свои региональные системы.
В 2018 году значительно расширили КТРУ [11]. Если в нем появились закупаемые товары, работы и услуги, указывайте [12] их наименования, характеристики и единицы измерения строго в соответствии с каталогом. Изменение характеристик или добавление новых требуется обосновать [13] в описании объекта закупки. Если не применить КТРУ или не обосновать дополнительные характеристики, могут возникнуть претензии [14] со стороны контрольных органов, и должностному лицу будет грозить штраф от 20 тыс. до 50 тыс. руб [15].
Не забудьте, что в 2018 году появилась возможность закупить у единственного поставщика:
Некоторые заказчики сначала формируют планы только с первоочередными закупками, а оставшиеся добавляют по необходимости. Казначейство и финансовые органы регионов и муниципалитетов за этим не следят [20].
Тем не менее поступать так рискованно, поскольку по смыслу закона [21] в план нужно включать все закупки. Кроме того, произвольно измененять планы не разрешено ни федеральным [22], ни региональным и муниципальным [23] заказчикам. За такое нарушение можно получить представление от прокуратуры или счетной палаты. Полагаем, ответственное должностное лицо могут оштрафовать на 15 тыс. руб [24].
Подробнее о работе по планированию госзакупок читайте:
Как составить, утвердить и разместить план-график закупок по Закону N 44-ФЗ [26]
Links:
[1] consultantplus://offline/ref=main?base=RGSS;n=43777;dst=100062
[2] consultantplus://offline/ref=main?base=SOUG;n=155264;dst=100019
[3] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=315355;dst=7273
[4] consultantplus://offline/ref=main?base=ASZ;n=204760;dst=100031
[5] consultantplus://offline/ref=main?base=RAPS018;n=124762;dst=100074
[6] consultantplus://offline/ref=main?base=QUEST;n=171182;dst=100010
[7] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=309519;dst=100008
[8] https://www.minfin.ru/ru/ismf/pk-bp/plan_buy/
[9] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=309519;dst=100010
[10] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=309519;dst=100011
[11] http://zakupki.gov.ru/epz/ktru/quicksearch/search.html
[12] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=295903;dst=100138
[13] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=295903;dst=100097
[14] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=310346;dst=100001
[15] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=315355;dst=7268
[16] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=221118;dst=100291
[17] consultantplus://offline/ref=main?base=CJI;n=114611;dst=100005
[18] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=315102;dst=1096
[19] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=315102;dst=1091
[20] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=214379;dst=100076
[21] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=315102;dst=100150
[22] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=305260;dst=100036
[23] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=305250;dst=28
[24] consultantplus://offline/ref=main?base=LAW;n=315355;dst=7275
[25] consultantplus://offline/ref=main?base=CJI;n=114653;dst=100001
[26] consultantplus://offline/ref=main?base=CJI;n=113924;dst=100001
[27] http://respectrb.ru/support
[28] http://respectrb.ru/node/9220