Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.
Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Постановление Правительства РФ от 10.02.2014 N 89
"Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд"
Установлен порядок осуществления выездных и документарных мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд
При осуществлении ведомственного контроля осуществляется проверка в том числе:
соблюдения ограничений и запретов, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок;
соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок;
правильности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Орган ведомственного контроля уведомляет заказчика о проведении мероприятия ведомственного контроля путем направления уведомления.
Срок проведения мероприятия ведомственного контроля не может составлять более чем 15 календарных дней и может быть продлен только один раз не более чем на 15 календарных дней по решению руководителя органа ведомственного контроля или лица, его замещающего.
Определены права лиц, уполномоченных на осуществление ведомственного контроля, при проведении контрольных мероприятий. Должностные лица органов ведомственного контроля, уполномоченные на осуществление мероприятий ведомственного контроля, должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
По результатам проведения мероприятия составляется акт проверки, который представляется руководителю органа ведомственного контроля или иному уполномоченному руководителем лицу.
Органам государственной власти РФ рекомендовано утвердить регламент проведения ведомственного контроля.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
<Письмо> ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645
На сайте ФНС России в информационном ресурсе "База данных "Вопрос-Ответ" размещена правовая позиция налоговых органов в сфере государственной регистрации ЮЛ и ИП
Правовые позиции, размещенные в базе данных 30 января 2014 года, подлежат применению при осуществлении функций по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и КФХ.
Управлениями ФНС России по субъектам РФ предписано ежеквартально представлять предложения о новых позициях, подлежащих включению в базу данных.
При применении указанных позиций рекомендовано также учитывать разъяснения, содержащиеся в письме ФНС России от 05.12.2013 N СА-4-14/21795 (о случаях участия в судебных разбирательствах налоговых органов по спорам, возникшим в связи с исполнением территориальными налоговыми органами функций по государственной регистрации).
СЕМЬЯ
Приказ ФМС России от 26.12.2013 N 700
"Об утверждении Порядка подачи заявления о несогласии на выезд за пределы территории Российской Федерации не достигшего возраста восемнадцати лет члена семьи лица, признанного беженцем"
Зарегистрировано в Минюсте России 10.02.2014 N 31264.
Определены правила подачи в ФМС России заявления о несогласии на выезд из РФ несовершеннолетнего члена семьи лица, признанного беженцем
Такое заявление подается лично в территориальных орган ФМС России одним из родителей по месту постановки на учет лица, признанного беженцем, членом семьи которого является ребенок.
Заявление оформляется на русском языке в свободной форме, с указанием ФИО, места жительства и гражданства заявителя и ребенка. Вместе с заявлением представляется удостоверение беженца, заверенные копии документов, подтверждающих родительские права.
Заявление не рассматривается, если на момент его подачи имеется вступившее в силу законное решение суда о возможности выезда ребенка за границу.
ЖИЛИЩЕ
Приказ Минстроя России от 07.02.2014 N 41/пр
"Об утверждении методических рекомендаций по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах"
Одним из принципов установления минимального размера взноса на капремонт в многоквартирных домах предлагается определить его доступность для собственников жилых помещений
Подписан и размещен на официальном сайте приказ Минстроя России об утверждении методических рекомендаций для обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов РФ по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
В рекомендациях определен порядок, в том числе:
оценки общей потребности в средствах на финансирование капитального ремонта в рамках региональной программы капитального ремонта;
определения необходимого размера взноса собственников помещений на капитальный ремонт в рамках региональной программы капитального ремонта;
проведения оценки доступности необходимого размера взноса;
установления минимального размера взноса на первый год реализации региональной программы капитального ремонта и изменения его размера в течение срока реализации указанной программы;
установления минимального размера фонда капитального ремонта;
публикации сведений при установлении минимального размера взноса.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Письмо Минтруда России от 05.02.2014 N 12-5/10/В-547
Минтруд России проинформировал о новых подходах к предоставлению социальных услуг с 2015 года
С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Принятый Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности.
В соответствии с Законом социальное обслуживание граждан будет основываться на заявительном принципе, т.е. предоставление социальных услуг и отказ от них будут возможны только с учетом волеизъявления получателя.
Предполагается индивидуальный подход к социальному обслуживанию населения исходя из потребностей граждан в конкретных социальных услугах (предусматривается составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг с учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании).
В неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги (в том числе обеспечение предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и психологической помощи).
В субъектах РФ планируется ведение реестра поставщиков социальных услуг (реестр будет размещен в открытом доступе в сети Интернет) и регистра получателей социальных услуг.
Законом определяются условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе и категории граждан, которым социальные услуги должны предоставляться бесплатно.
Вводится социальное сопровождение граждан, предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.
Законом устанавливаются также положения, предусматривающие осуществление общественного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Приказ Минфина России от 24.12.2013 N 136н
"О Порядке ведения реестра соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг)"
Зарегистрировано в Минюсте России 10.02.2014 N 31265.
В соответствии с законом о федеральном бюджете на 2014 год соглашения о предоставлении федеральных субсидий и грантов юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям будут включаться в особый государственный реестр и размещаться на портале бюджетной системы РФ
В реестр включаются, в частности, соглашения о предоставлении федеральных субсидий федеральным бюджетным и федеральным автономным учреждениям:
- на финансовое обеспечение выполнения государственного заказа на оказание государственных услуг (работ);
- на иные цели (в том числе грантов);
- на осуществление капитальных вложений в объекты капстроительства федеральной собственности и на приобретение объектов недвижимости в федеральную собственность (в том числе в отношении субсидий для ФГУП).;
В реестр также включаются соглашения о предоставлении федеральных субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся федеральными государственными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации и компании, а также третьим лицам, если соглашениями предусмотрены положения о возможности предоставления им полученных бюджетных средств на конкурсной основе.
Кроме того, в реестр включаются соглашения о предоставлении субсидий и грантов юридическим лицам и физическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ и услуг.
Реестр ведется в электронной форме в системе Казначейства России. Информацию и документы, подлежащие включению в реестр, предоставляют главные распорядители соответствующих средств в течение трех рабочих дней со дня заключение договора или принятия соответствующего акта. Такие документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью. Казначейство России обеспечивает размещение реестровых записей на портале бюджетной системы РФ.
Документом установлен перечень включаемой в реестр информации и документов, а также правила их оформления и размещения.
Предусмотрен комплексный порядок вступления документа в силу: некоторые из его положений начинают действовать с 1 июля 2014 года, а отдельные положения - с 1 января 2015 года.
<Письмо> ФНС России от 31.01.2014 N ЕД-4-2/1600
"О направлении перечня контрольно-кассовой техники"
Расширен перечень ККТ, которую вправе применять платежные агенты (субагенты) при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц после 1 января 2014 года
Перечень ККТ актуализирован по состоянию на 20 января 2014 года. Предыдущий перечень ККТ, актуализированный по состоянию на 18.12.2013, содержал 47 позиций. В новом перечне - 53 (добавлены, в частности, Меркурий-119К, MSTAR-650TK, СТАРТ 650К).
<Письмо> ФНС России от 31.01.2014 N ГД-4-3/1630
"О налоге на добычу полезных ископаемых"
ФНС России даны разъяснения по вопросу применения налогового вычета по НДПИ при добыче нефти на участках недр, расположенных в границах Татарстана и Башкортостана
Условия применения указанного налогового вычета установлены статьей 343.2 НК РФ. Сумма вычета определяется с учетом коэффициента (Кп), характеризующего размер ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую.
Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую устанавливаются Правительством РФ с учетом средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и применяются с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга.
Для налогового периода января 2012 г. по НДПИ периодом мониторинга цен на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) будет являться период с 15 ноября по 14 декабря 2011 г.
Письмо ФНС России от 05.02.2014 N ГД-4-3/1895
"О порядке заполнения декларации по ЕНВД"
ФНС России даны разъяснения по вопросу постановки на учет организаций в качестве плательщика ЕНВД на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации
Сообщается, что организации, которые по состоянию на 01.01.2013 являлись налогоплательщиками ЕНВД, при изъявлении желания продолжить в 2013 году применение данного режима налогообложения могут быть поставлены на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД на основании представленной за I квартал 2013 года налоговой декларации по ЕНВД.
В связи с этим разъясняются некоторые вопросы, связанные с заполнением налоговой декларации по ЕНВД, и порядок ее представления при наличии у организации обособленных подразделений.
Так, в частности, указано, что в случае осуществления нескольких видов деятельности (одного вида деятельности) через несколько обособленных подразделений, находящихся на территории постановки на учет организации, подведомственной одной налоговой инспекции, организации следует представлять одну налоговую декларацию по ЕНВД.
В этом случае заполняется Раздел 2 декларации отдельно по каждому виду деятельности и по каждому месту его осуществления, с указанием на титульном листе кода "214" (по месту нахождения организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком); в 5-6 позиции КПП код причины постановки на учет "35".
Если деятельность осуществляется через обособленные подразделения, находящиеся на территориях других муниципальных образований (не по месту нахождения организации), подведомственных разным налоговым инспекциям, то декларация представляется в каждую налоговую инспекцию.
При этом Раздел 2 заполняется по каждому виду деятельности, в отношении которого уплачивается ЕНВД, и по каждому месту его осуществления. На титульном листе указывается код "310" (по месту осуществления деятельности российской организации), в 5-6 позиции КПП код причины постановки на учет "35".
<Письмо> ФНС России от 05.02.2014 N ГД-4-3/1897
"О документальном подтверждении расходов, связанных с командировками работников"
Расходы на приобретение электронного билета командированному работнику могут подтверждаться распечаткой соответствующих документов на бумажном носителе
До сведения налоговых органов доведено очередное письмо Минфина России, в котором приведена позиция, касающаяся подтверждения расходов организации при приобретении командированными работниками электронных проездных билетов:
при приобретении электронного авиабилета оправдательными документами, подтверждающими расходы организации, являются сформированная АИС маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту;
при приобретении железнодорожного билета в электронном виде - контрольный купон электронного проездного документа (билета), полученный в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети.
В случае подтверждения расходов на приобретение железнодорожного и (или) авиабилета вышеуказанными документами дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, не требуется.
<Письмо> ФНС России от 05.02.2014 N ГД-4-3/1898
"О порядке учета расходов на освоение природных ресурсов для целей налогообложения"
ФНС России разъяснила порядок учета расходов при выполнении геолого-разведочных работ для целей исчисления налога на прибыль
Сообщается, в частности, что при выполнении геолого-разведочных работ собственными силами расходы по отдельным видам работ, выполненным по договорам с подрядчиками, принимаются к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль организаций с 1-го числа месяца, в котором подписан итоговый акт выполненных работ (этапов работ) по соответствующему договору, и включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, равномерно в течение 12 месяцев.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
<Письмо> Банка России от 04.02.2014 N 17-Т
"О раскрытии информации кредитными организациями по форме 0409123"
Кредитным организациям рекомендовано размещать на официальном сайте Банка России данные отчетности по форме 0409123 "Расчет собственных средств (капитала) (Базель III)"
Для этого кредитной организации необходимо направить в Банк России соответствующее письмо по установленной форме, содержащее согласие на раскрытие данных отчетности, составленной в соответствии с требованиями Указания Банка России от 12.11.2009 N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации".
В случае изменения своего решения относительно представленного ранее согласия на раскрытие информации кредитная организация должна сообщить о своем отказе в Банк России (Департамент банковского надзора) до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
<Письмо> Банка России от 10.02.2014 N 20-Т
"О мерах по организации контроля за достоверностью информации"
В договорах с организациями, осуществляющими для кредитной организации оценку активов, должна быть прописана их ответственность за предоставление недостоверных данных
Территориальным учреждениям Банка России рекомендовано учитывать наличие в договорах с организациями, которые осуществляют для кредитной организации оценку активов и (или) предоставление информации, используемой для оценки активов по справедливой стоимости, ответственности организаций, осуществляющих оценку, за предоставление недостоверных данных, за исключением случаев, когда договор заключен на использование данных информационных систем, которые применяются на международном рынке для осуществления неорганизованных торгов финансовыми инструментами.
В части организации процедур контроля за информацией об исходных данных для оценки справедливой стоимости финансовых инструментов, предоставляемой указанными информационными системами, кредитным организациям рекомендуется руководствоваться МСФО 13 "Оценка справедливой стоимости".
Информация Банка России от 12.02.2014
"О консультативном документе Базельского комитета по банковскому надзору о расчете показателя чистого стабильного фондирования (Базель III)"
Банковскому сообществу представлена новая версия методики о порядке расчета показателя чистого стабильного фондирования (NSFR)
Пересмотрена опубликованная в 2010 году в сети Интернет версия консультативного документа "Базель III: Показатель чистого стабильного фондирования".
Пересмотр основан на изменении концептуального подхода, предусматривающего переход от NSFR как показателя структуры фондирования в условиях стресса на горизонте 1 год (версия 2010 года) к показателю, соблюдение которого направлено на избежание избыточной трансформации банками краткосрочных обязательств в долгосрочные активы (предложения 2014 года).
Основные изменения в методике расчета заключаются, в частности, в следующем: введена дополнительная детализация средств с оставшимся сроком погашения менее 1 года; смягчены (повышены) коэффициенты имеющегося стабильного фондирования при включении депозитов физических лиц сроком менее 1 года; введены ненулевые коэффициенты требуемого фондирования по краткосрочным ссудам банкам и небанковским финансовым организациям.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Постановление Правительства РФ от 10.02.2014 N 95
"О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации в части обязанности гарантирующих поставщиков заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителями электрической энергии (мощности) до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии"
Оптимизирована процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии (мощности) к электрическим сетям
Изменения и дополнения внесены в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, а также в утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861:
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг;
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
В соответствии с изменениями потребителям предоставляется право параллельного заключения договоров энергоснабжения и технологического присоединения к электрическим сетям. Это позволит сократить этапы технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Приказ Минпромторга России от 28.10.2013 N 1727
"Об утверждении Порядка выдачи предварительного согласия открытым акционерным обществам и их дочерним хозяйственным обществам на совершение действий, предусмотренных пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 11 сентября 2012 г. N 1285 "О мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении российскими юридическими лицами внешнеэкономической деятельности"
Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2014 N 31235.
Стратегические предприятия смогут продать зарубежную недвижимость с согласия Минпромторга России
Приказом установлена процедура получения стратегическими предприятиями предварительного согласия Минпромторга России на совершение следующих действий:
предоставление информации, касающейся своей деятельности, иностранным и международным органам и организациям;
внесение изменений в договоры, заключенные с иностранными контрагентами, и в другие документы, касающиеся их коммерческой (ценовой) политики в иностранных государствах;
отчуждение долей участия в иностранных организациях, прав на осуществление предпринимательской деятельности в иностранных государствах и недвижимого имущества, находящегося за рубежом.
Действие Приказа распространяется на открытые акционерные общества, включенные в перечень стратегических предприятий, утв. Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009, и их дочерние хозяйственные общества, в отношении которых Минпромторг России наделен полномочиями давать согласие на указанные действия с учетом Постановления Правительства РФ от 05.10.2012 N 1017.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Приказ Минприроды России от 14.11.2013 N 507
"Об утверждении Порядка определения суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр"
Зарегистрировано в Минюсте России 07.02.2014 N 31256.
Минприроды России установило, как определить сумму сбора за участие в конкурсе на право пользования недрами
Сумма сбора будет определяться на основании Сметы расходов на проведение конкурса, исходя из затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса, а также оплату труда привлекаемых экспертов.
Смета будет составляться в расчете на проведение конкурса для двух участников. Каждый участник должен будет оплатить сбор в размере половины от общей суммы расходов, учтенных в Смете.
Приказ предназначен для применения Роснедрами и органами государственной власти субъектов РФ.
Напомним, что согласно статье 42 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" уплата сбора за участие в конкурсе является обязательной для всех участников и одним из условий регистрации их заявок.
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Письмо ФАС России от 05.02.2014 N АЦ/3793/14
"По вопросу размещения информации о проводимых органом местного самоуправления конкурсах на право заключения концессионного соглашения"
Организатор конкурса на право заключения концессионного соглашения должен публиковать в определяемом концедентом официальном издании сообщения о проведении конкурса, о внесении изменений в конкурсную документацию и о результатах проведения конкурса с указанием его победителя
Сообщение о проведении конкурса опубликовывается конкурсной комиссией или направляется лицам в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения одновременно с приглашением принять участие в конкурсе (при проведении закрытого конкурса) в срок, установленный конкурсной документацией, но не менее чем за тридцать рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе.
Концедент вправе вносить изменения в конкурсную документацию при условии обязательного продления срока представления заявок на участие в конкурсе или конкурсных предложений не менее чем на тридцать рабочих дней со дня внесения таких изменений.
Конкурсная комиссия в течение пятнадцати рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения конкурса или принятия концедентом решения об объявлении конкурса несостоявшимся обязана опубликовать сообщение о результатах проведения или решение об объявлении конкурса несостоявшимся с обоснованием этого решения.
Информационное письмо ФСТЭК России от 06.02.2014 N 240/24/405
"Об утверждении Требований к средствам доверенной загрузки"
С 1 января 2014 года сертификация средств защиты информации, реализующих функции доверенной загрузки, в системе сертификации ФСТЭК России проводится на соответствие утвержденным Требованиям к средствам доверенной загрузки
Сообщается, что утвержденные Приказом ФСТЭК России от 27.09.2013 N 119 Требования применяются к программным и программно-техническим средствам, используемым в целях обеспечения защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации с ограниченным доступом и реализующим функции по предотвращению несанкционированного доступа к программным или техническим ресурсам средства вычислительной техники на этапе его загрузки.
Выполнение Требований является обязательным при проведении работ по оценке соответствия (включая работы по сертификации) средств технической защиты информации и средств обеспечения безопасности информационных технологий, организуемых ФСТЭК России в пределах своих полномочий.
В Требованиях выделены следующие типы средств доверенной загрузки:
средства доверенной загрузки уровня базовой системы ввода-вывода;
средства доверенной загрузки уровня платы расширения;
средства доверенной загрузки уровня загрузочной записи.
Для дифференциации требований к функциям безопасности средств доверенной загрузки выделяются шесть классов защиты средств доверенной загрузки. Самый низкий класс - шестой, самый высокий - первый.
Также в прилагаемой таблице приводится спецификация профилей защиты средств доверенной загрузки для каждого типа средства доверенной загрузки и класса защиты средства доверенной загрузки.
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1369
"Об утверждении формы свидетельства о признании ученой степени, ученого звания, полученных в иностранном государстве, и технических требований к нему"
Зарегистрировано в Минюсте России 07.02.2014 N 31252.
Утверждена новая форма свидетельства о признании иностранной ученой степени и ученого звания
Приведены технические требования к свидетельству.
Признан утратившим силу Приказ Минобрнауки России от 15.05.2012 N 404, ранее утверждавший форму аналогичного свидетельства.