Учетная политика и планирование в учреждениях: что учесть при подготовке к 2023 году

Все учреждения должны внедрить унифицированные формы электронных документов бухучета. Появились новшества в КВР и кодах КОСГУ. Есть и другие изменения. Расскажем, на что обратить внимание при обновлении учетной политики, настройке бухгалтерской программы, утверждении плановых документов.

Образцы новой редакции учетной политики смотрите по ссылкам: для казенных, бюджетных, автономных учреждений. Подробности о составлении документа — в путеводителе.

Первичка и регистры

Начиная с бухучета 2023 года все учреждения обязаны применять формы электронных первичных документов и регистров по Приказу N 61н.

Внедрите 17 форм электронной первички и 3 формы электронных регистров. Подробнее о том, как на них перейти и как их применять, см. в путеводителе и подборке.

Учтите такие нюансы:

  • в ряде форм есть реквизит "Идентификатор контрагента". В бухгалтерской программе добавьте уникальные коды из 22 разрядов для каждого контрагента;
  • в первичке по Приказу N 61н не ставят отметку бухгалтерии. Вместо этого оформляют электронный бухгалтерский документ (бухгалтерскую справку или извещение);
  • в 2022 году в Приказ N 61н добавили 6 форм электронной первички и 2 формы электронных регистров. Всем предстоит их использовать начиная с бухучета 2024 года. Однако новшества можно внедрить и раньше. Решение укажите в учетной политике. Его вправе принять централизованная бухгалтерия для обслуживаемых организаций. С 2023 года данные формы обязаны применять федеральные органы и казенные учреждения, которые по решению правительства передали учет Казначейству;
  • часть форм по Приказам N 61н и 52н сходны по назначению. Рекомендуем по согласованию с учредителем и финансовым органом закрепить в учетной политике применение более новых шаблонов. Это можно обосновать в том числе приоритетом унифицированных форм электронных документов. В дальнейшем Минфин планирует добавить все нужные шаблоны в Приказ N 61н, а Приказ N 52н отменить.

Стандарты бухучета

Начиная с бюджетного учета 2023 года действует стандарт "Государственная (муниципальная) казна". Его применяют только госорганы, органы местного самоуправления и учреждения, которые управляют и распоряжаются имуществом казны либо являются концедентом, учредителем управления имуществом публично-правового образования. Подробнее о новшествах см. в готовом решении.

План счетов

Изменений пока нет, но их планируют. Так, начиная с бухучета 2023 года хотят добавить счета 303 14 "Расчеты по единому налоговому платежу" и 303 15 "Расчеты по единому страховому тарифу". Они нужны из-за новых правил уплаты налогов и взносов. Подробнее об этих правилах см. в обзоре и готовом решении.

Конкретный порядок применения счетов пока не опубликовали. Дождитесь изменений, чтобы отразить их в учетной политике и скорректировать настройки бухгалтерской программы.

Исходя из новых правил уплаты, полагаем, порядок будет такой:

  • учреждения рассчитывают налоги и взносы, подают в инспекцию уведомление, расчет, декларацию и начисляют обязательства на счетах 303 ХХ. Вместо счетов 303 02, 303 07 и 303 10 используют счет 303 15;
  • уплаченную в бюджет сумму изначально отражают на счете 303 14;
  • после того как налоговая зачтет платежи в счет конкретных обязательств, суммы распределяют со счета 303 14 на другие счета 303 ХХ.

Счета 110 ХХ, 113 ХХ и другие счета для учета биологических активов планируют внедрить тоже с 2023 года.

Бюджетная классификация

КРБ

Начиная с планирования показателей на 2023 год и бухучета этого же года применяйте новый порядок формирования КБК. Приказ N 85н не используйте. Главные новшества такие:

  • бюджетные и автономные учреждения отражают закупки для создания, развития, использования государственных информсистем по КВР 246. Региональные и муниципальные организации используют этот код, только если так решит финансовый орган. Действие КВР 246 распространили и на муниципальные информсистемы;
  • любые выплаты персоналу, которые не относят к публичным нормативным обязательствам, показывают по тому же разделу и подразделу, что и обычные затраты на нужды органа или учреждения;
  • расходы на реализацию дополнительных образовательных программ спортивной подготовки учитывают по подразделу 1103 вместо 0703. Затраты на деятельность по организации отдыха детей отражают по подразделу 0709, а не 0707.

Об этих и других изменениях Минфин рассказал в системном письме. Он также разрешил образовательным учреждениям выбирать КВР для затрат на поездки учащихся по тем же правилам, что применяют учреждения спорта.

Учтите, что в новый порядок формирования КБК хотят внести небольшие поправки.

Для единого налогового платежа отдельный КВР пока вводить не планируют. В 2023 году перечисляйте налоги и взносы в разрезе прежних кодов.

КОСГУ

Начиная с бухучета 2023 года используйте новую редакцию Приказа N 209н. Главные изменения:

  • расходы на возмещение стоимости услуг связи и коммунальных услуг арендодателю, ссудодателю относят на подстатью 224, а не на подстатьи 221 и 223;
  • по-другому выбирают код по безвозмездным поступлениям и перечислениям, которые одновременно предназначены и для капвложений, и для текущих расходов. Если на капвложения предусмотрено не менее 80% от общего объема предоставляемых средств, характер операции считают капитальным. Если долю нельзя определить точно, характер транзакции признают текущим;
  • плату оператору за участие в открытых и закрытых электронных закупках, а также за проведение этих процедур отражают по коду 226. Отметим, применять при ее учете КВР 244 Минфин требовал с 2022 года;
  • доходы от выбытия биологических активов и операции по списанию таких объектов показывают по подстатье 460. Код 461 исключили.

Перечни КБК

Отражая показатели на 2023 год и плановый период, используйте новые перечни. В бухучете по общему правилу остатки переносите на новые КБК в межотчетном периоде.

Учтите, что в перечни хотят внести поправки.

Системные письма Минфина по бухучету

В 2022 году учреждениям разъяснили:

Внедрите эти подходы до составления отчетности за 2022 год.

План ФХД

Начиная с плана на 2023 год учитывайте изменения в требованиях Минфина. Главные новшества такие:

  • в рекомендуемую форму плана добавили строку для отражения показателей по КВР 880. Поправку можно применять и при корректировке документа на 2022 год;
  • если показатели поступлений на очередной год, 1-й или 2-й год планового периода изменились более чем на 20% по сравнению с отчетным периодом, учреждение должно письменно сообщить учредителю причины этого;
  • план надо утвердить не позднее начала очередного года. Учредитель установит конкретный срок с учетом данного ограничения. Прежняя формулировка требований допускала иное толкование;
  • если на последнюю отчетную дату бухотчетности у бюджетного учреждения есть просроченная кредиторская задолженность, план или его изменение вправе утвердить только учредитель. Для автономных учреждений аналогичного требования нет;
  • в обоснованиях по выплатам после утверждения годовой бухотчетности надо уточнять размер принятых и неисполненных на начало года обязательств.

До конца 2024 года планы ФХД не публикуют на сайте www.bus.gov.ru. Однако учреждения по-прежнему должны направлять их Казначейству с помощью данного ресурса. Также надо продолжать размещать документы на сайтах учреждений, если этого требуют отраслевые законы. Такое требование предусмотрено, например, для учреждений образования и культуры.

Федеральные бюджетные и автономные учреждения, помимо прочего, учитывают изменения в Приказе N 168н.

Источник: КонсультантПлюс

 




Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия