Аналитический обзор от 19 ОКТЯБРЯ 2010 года

Название документа

"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 19 октября 2010 года

Федеральный закон от 04.10.2010 N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Источник публикации

Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".

Примечание к документу

Текст документа

КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 19 ОКТЯБРЯ 2010 ГОДА

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 04.10.2010 N 264-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О РЫНКЕ

ЦЕННЫХ БУМАГ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ

АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Рассматриваемый Федеральный закон (далее - Закон N 264-ФЗ) существенно дополнил и детализировал на законодательном уровне правовое регулирование раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Изменения, внесенные данным Законом, затрагивают Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) и Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах).

После принятия Закона N 264-ФЗ понятия раскрытия и предоставления информации инвесторам на рынке ценных бумаг разделены. Под раскрытием понимается доступ к информации всех заинтересованных лиц, тогда как предоставлением следует считать представление информации только определенному кругу инвесторов. Указанная новелла коснется информации о предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумагах и производных финансовых инструментах, поскольку свободный доступ к этим сведениям для лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами, не предполагается.

Кроме того, согласно Закону N 264-ФЗ раскрытию (или предоставлению) подлежит не только бухгалтерская, но и финансовая отчетность, которая составляется по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".

Также из Закона о рынке ценных бумаг исключено упоминание о раскрытии информации в печатном органе, однако подобное требование все еще предусмотрено Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (Приказ ФСФР РФ от 10.10.2006 N 06-117/пз-н).

Многие положения рассматриваемого Закона подлежат конкретизации в нормативных правовых актах, принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (в настоящее время таким органом является Федеральная служба по финансовым рынкам РФ, далее - ФСФР).

Формы раскрытия или предоставления эмитентом информации

Пункт 4 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции устанавливает следующие формы раскрытия (или предоставления) информации: ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет), сводная бухгалтерская (консолидированная финансовая) отчетность эмитента и сообщения о существенных фактах.

Копии перечисленных форм, а также аудиторского заключения, составленного в отношении сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности, эмитент обязан представлять любым заинтересованным лицам по их требованию за плату, не превышающую затрат на изготовление копий (п. 15 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции).

А) Ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг

Пункты 6 - 9 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции устанавливают состав ежеквартального отчета по каждому кварталу.

В соответствии с п. 10 указанной статьи ежеквартальный отчет должен быть подписан лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, и главным бухгалтером эмитента (иным лицом, выполняющим его функции). Эти подписи подтверждают достоверность всей содержащейся в отчете информации. Также ежеквартальный отчет должен быть утвержден уполномоченным органом эмитента, если такой порядок предусмотрен его учредительными документами.

Перечисленные в этом пункте лица (в частности, лица, подписавшие ежеквартальный отчет) несут солидарно субсидиарную ответственность за убытки, которые инвестор и (или) владелец ценных бумаг может понести из-за недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации (п. 11 указанной статьи). Срок исковой давности для возмещения убытков по этому основанию начинает течь с даты раскрытия или представления соответствующего ежеквартального отчета (п. 12 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции).

Б) Сводная бухгалтерская (консолидированная финансовая) отчетность эмитента

Годовая сводная бухгалтерская (консолидированная финансовая) отчетность эмитента за последний завершенный финансовый год с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности раскрывается или представляется не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания указанного финансового года. Эта отчетность включается в состав ежеквартального отчета за второй квартал следующего финансового года, а в случае ее составления до даты окончания первого квартала следующего за ним финансового года - в состав ежеквартального отчета за первый квартал следующего за ним финансового года.

Промежуточная сводная бухгалтерская (консолидированная финансовая) отчетность эмитента раскрывается или представляется не позднее трех дней после даты ее составления, но не позднее 60 дней после даты окончания второго квартала текущего финансового года, а также включается в состав ежеквартального отчета за третий квартал текущего финансового года.

Согласно предыдущей редакции ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг годовая бухгалтерская отчетность за последний завершенный финансовый год включалась в состав ежеквартального отчета за первый квартал. Сводная бухгалтерская отчетность за завершенный финансовый год включалась в состав ежеквартального отчета за второй квартал.

В) Сообщение о существенных фактах

Пункт 13 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции определяет существенный факт как сведения, которые в случае их раскрытия или предоставления могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитента. Это более широкое определение, чем ранее.

В следующем пункте установлен перечень сведений, которые должны быть раскрыты посредством сообщения о существенных фактах. Этот перечень также значительно расширен по сравнению с прежней редакцией рассматриваемой статьи и состоит из 50 подпунктов.

Вероятно, в ближайшем будущем серьезной переработке должно подвергнуться Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (Приказ ФСФР РФ от 10.10.2006 N 06-117/пз-н), поскольку многие требования этого положения противоречат новому перечню сообщений о существенных фактах.

В частности, пп. 37 п. 14 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции предусматривает раскрытие информации о заключении эмитентом, контролирующим его лицом или подконтрольной эмитенту организацией договора, предусматривающего обязанность приобретать эмиссионные ценные бумаги указанного эмитента. Таким образом, недобросовестные эмитенты, выкупающие свои ценные бумаги не на рыночных условиях и через подконтрольных (зависимых) лиц, должны будут раскрывать об этом информацию.

Эмитент может не раскрывать сведения об условиях сделки, решение об одобрении которой было принято уполномоченным органом эмитента до ее совершения, а также о лице (лицах), являющемся (являющихся) ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), если это предусмотрено упомянутым решением. Такое новшество содержится в п. 16 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции. То есть эмитенты смогут защитить конфиденциальность своей коммерческой информации, однако информация об одобрении такой сделки должна быть раскрыта.

Закон о рынке ценных бумаг в новой редакции вводит термины "контролирующее лицо" и "подконтрольное лицо". Кроме того, упомянутым Законом предусмотрено, что участник (акционер) эмитента, обязанного осуществлять раскрытие или предоставление информации, владеющий пятью или более процентами голосующих акций (долей) такого эмитента, обязан предоставить информацию о лице (появлении лица), которое его контролирует, либо о его отсутствии (прекращении оснований такого контроля).

Раскрытие информации приобретателем более 30 процентов

акций открытого акционерного общества

Лицо, приобретшее более 30 процентов акций ОАО, на основании гл. XI.1 Закона об акционерных обществах обязано раскрыть следующую информацию:

1) было ли направлено добровольное, в том числе конкурирующее, или обязательное предложение в ФСФР. Указанная информация раскрывается не позднее дня, следующего за днем направления соответствующего предложения;

2) в чем заключалось добровольное, в том числе конкурирующее, или обязательное предложение. Содержание предложения должно быть раскрыто не позднее дня, следующего за днем истечения срока, предусмотренного для его рассмотрения ФСФР, если в течение указанного срока не было вынесено предписание о приведении добровольного, в том числе конкурирующего, или обязательного предложения в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах.

Освобождение эмитента от обязанности осуществлять раскрытие

или предоставление информации о ценных бумагах

Статья 30.1 Закона N 264-ФЗ предусматривает возможность освобождения эмитента от обязанности раскрыть или представить информацию о ценных бумагах. Для этого общим собранием акционеров эмитента должно быть принято решение о направлении заявления в ФСФР об освобождении от указанной обязанности. Решение должно быть принято большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании (п. 2 ст. 92.1 Закона об акционерных обществах).

Затем эмитент направляет данное заявление в ФСФР, которая в течение 30 дней со дня получения заявления принимает решение об освобождении эмитента от указанной выше обязанности. Для принятия положительного решения должны быть одновременно соблюдены следующие условия:

1) решение об обращении в ФСФР с заявлением, предусмотренным настоящей статьей, принято эмитентом в порядке, установленном Закона об акционерных обществах;

2) у эмитента отсутствуют иные эмиссионные ценные бумаги, за исключением акций, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта таких ценных бумаг;

3) акции эмитента не включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже и (или) ином организаторе торговли на рынке ценных бумаг;

4) число акционеров эмитента не превышает 500.

К заявлению эмитента должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение данных условий. Закон не уточняет, какие именно документы должны прилагаться, однако указывает, что исчерпывающий их перечень устанавливает ФСФР.

ФСФР вправе отказать в принятии решения об освобождении эмитента от раскрытия (или предоставления) информации. Основания для такого отказа установлены в п. 4 ст. 30.1 Закона о рынке ценных бумаг.

Предоставление информации о ценных бумагах

и о производных финансовых инструментах, предназначенных

для квалифицированных инвесторов

Закон N 264-ФЗ вводит специальные правила, касающиеся информации о ценных бумагах и о производных финансовых инструментах, предназначенных для квалифицированных инвесторов. Согласно Стратегии развития финансового рынка на 2006 - 2008 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 N 2043-р, к квалифицированным инвесторам можно отнести лиц, опыт и квалификация которых позволяют им адекватно оценивать риски, связанные с инвестициями в те или иные фондовые инструменты, и самостоятельно осуществлять операции с ценными бумагами на основе таких оценок. Правовой статус квалифицированного инвестора закреплен в ст. 51.2 Закона о рынке ценных бумаг.

Введенные Законом правила сводятся к следующему.

Любая информация о ценных бумагах, предназначенных для квалифицированных инвесторов, не может распространяться среди неограниченного круга лиц, в том числе с использованием рекламы, за исключением информации, подлежащей раскрытию (п. 1 ст. 30.2 Закона о рынке ценных бумаг).

Информация об указанных ценных бумагах, а также об их эмитентах и лицах, обязанных по таким ценным бумагам, может представляться: квалифицированным инвесторам, государственным органам и органам местного самоуправления в целях выполнения их функций, а также иным лицам, предусмотренным нормативными правовыми актами ФСФР.

Информация о производных финансовых инструментах, предназначенных для квалифицированных инвесторов, может быть представлена сторонам договоров, являющихся такими производными финансовыми инструментами, и перечисленным выше лицам.

Ценные бумаги и производные финансовые инструменты, предназначенные для квалифицированных инвесторов, не могут предлагаться неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы, а также лицам, не являющимся квалифицированными инвесторами (п. 4 ст. 30.2 Закона о рынке ценных бумаг).

В Законе N 264-ФЗ не установлены порядок и способы представления информации о ценных бумагах и о производных финансовых инструментах, предназначенных для квалифицированных инвесторов. Правила, касающиеся представления указанной информации, вступают в силу по истечении 180 дней с момента официального опубликования Закона N 264-ФЗ, поэтому у ФСФР имеется время на разработку правил предоставления информации о ценных бумагах и о производных финансовых инструментах, предназначенных для квалифицированных инвесторов.

Закон N 264-ФЗ вступил в силу со дня официального опубликования (08.10.2010), за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы