Согласно материалам дела принадлежащий заявительнице земельный участок она обменяла по договору мены на земельный участок той же категории с меньшей кадастровой стоимостью. По условиям договора участки признавались равноценными, обмен производился без каких-либо доплат.
Налоговый орган привлек заявительницу к налоговой ответственности с начислением недоимки по НДФЛ. При этом доход заявительницы на основании пункта 2 статьи 214.10 НК РФ был определен исходя из кадастровой стоимости отчужденного земельного участка, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
КС РФ указал, в частности, что как таковое приобретение налогоплательщиком недвижимого имущества по договору мены не свидетельствует безусловно о получении им экономической выгоды от сделки.
Налоговые обязательства при совершении указанных сделок без достаточных оснований определяются по правилам налогообложения дохода от сделок купли-продажи, т.е. в соответствии с пунктом 2 статьи 214.10 НК РФ во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 567 ГК РФ. Вследствие этого налогоплательщики оказываются вынужденными уплачивать подоходный налог, исчисленный, по сути, исходя из их имущественных потерь.
Также КС РФ отметил, что не могут игнорироваться содержащиеся в статье 41 НК РФ положения, позволяющие в случае опровержения равноценности (эквивалентности) совершенной мены установить подлежащую налогообложению экономическую выгоду налогоплательщика с учетом кадастровой стоимости приобретенного им недвижимого имущества и ее превышения над кадастровой стоимостью имущества отчужденного.
В связи с имеющейся правовой неопределенностью федеральному законодателю надлежит внести в НК РФ вытекающие из настоящего постановления изменения в части правового регулирования обложения НДФЛ полученных по договору мены недвижимого имущества доходов физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Links:
[1] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_524404/