15.09.2025
Важные новости для бухгалтера за неделю с 8 по 12 сентября
ЦБ РФ снова снизил ключевую ставку. Правительство ввело ставки платы за НВОС на 2026 - 2030 годы. ФНС уточнила детали снижения штрафа при подаче уточненной декларации к доплате. Подробнее об этих и других вопросах в нашем обзоре.
1. ЦБ РФ снова снизил ключевую ставку
С 15 сентября 2025 года показатель равен [11] 17%. Предыдущее значение - 18% - установили [12] в июле этого года.
ЦБ РФ указал, что годовая инфляция по оценке на 8 сентября составила 8,2%. Прогнозируется, что она снизится до 6 - 7% в 2025 году и вернется к цели - 4% - в 2026 году.
Регулятор будет поддерживать такую жесткость денежно-кредитных условий, которая нужна для возвращения инфляции к цели.
Очередное заседание по ключевой ставке пройдет 24 октября 2025 года [13]. ЦБ РФ примет решение исходя из устойчивости замедления инфляции и динамики инфляционных ожиданий.
Документ: Информация Банка России от 12.09.2025 [14]
2. Топ-3 "поворотных" дел ВС РФ по налогам за I полугодие 2025 года
Анонс обзора:
Подробнее в нашем обзоре [15].
3. Снижение штрафа при подаче уточненной декларации к доплате: ФНС уточнила детали
Налоговая служба напомнила [16]: если на момент подачи уточненной декларации к доплате сальдо ЕНС положительное, это можно рассматривать как смягчающее обстоятельство. Однако ее сдача позже срока уплаты налога влечет начисление пеней. В связи с этим штраф снижают пропорционально соотношению положительного сальдо и задекларированного налога с учетом пеней.
Ранее ФНС подробно указывала [17] на нюансы привлечения к ответственности за неуплату налога при подаче уточненной декларации к доплате.
Документ: Письмо ФНС России от 06.08.2025 N БВ-4-7/7311@ [18]
4. Правительство ввело ставки платы за НВОС на 2026 - 2030 годы
Кабмин утвердил [19] перечень загрязняющих веществ, за выброс которых взимают плату. Новые ставки определены по отдельности для каждого года из пяти с 2026 по 2030 год.
К примеру, за выброс в атмосферный воздух стационарными источниками диоксида азота ставка платы за тонну составит в 2026 году 219 руб. вместо 209,59 руб. [20] в 2025 году.
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 01.09.2025 N 2409-р [21]
5. Уволенному не выплатили премию за год, так как он не отработал весь период - суды ее не взыскали
В положении о вознаграждении предусмотрели, что годовая премия не положена тем, кто до конца года уволился по своей инициативе. Работник ушел из компании в мае, премию ему не выплатили. Он посчитал это дискриминацией и обратился в суд.
Три инстанции встали на сторону организации [22]. Локальный акт не обязывал платить премию. Трудовой договор тоже не гарантировал ее при досрочном увольнении.
Отметим, подобную точку зрения разделяют и другие суды, в том числе 2-й КСОЮ [23]. Согласен с ней и Роструд [24]. Однако есть мнение, что само по себе увольнение до конца расчетного периода не позволяет лишать специалиста годовой премии. На это указывал 7-й КСОЮ [25].
Документ: Определение 9-го КСОЮ от 31.07.2025 N 88-6144/2025 [22]
Рекомендуем: Как оформить выплату премии работнику после увольнения [26]; Как оформить выплату премии работнику после увольнения из учреждения [27]
6. Объект "доходы минус расходы" на УСН: финансисты напомнили об особенностях учета НДС
Минфин пояснил [28], что НДС, который налогоплательщик предъявил покупателю и уплатил в бюджет, не учитывается в расходах по налогу на УСН. Это связано с тем, что НДС, который получен от покупателей, не учитывается в доходах по налогу на УСН.
К такому выводу финансисты уже приходили [29].
Документ: Письмо Минфина России от 29.07.2025 N 03-11-06/2/73714 [28]
7. Форматы УПД, товарной накладной и акта выполненных работ с 2026 года: ФНС уточнила важные нюансы
С 1 января 2026 года утратят силу форматы документа о передаче товаров [30] при торговых операциях и акта выполненных работ [31]. Налогоплательщики не смогут обмениваться через операторов ЭДО товарными накладными и актами по этим форматам. ФНС обратила внимание на такие моменты [32]:
Документ: Информация ФНС России от 10.09.2025 [34]
8. Оплата по QR-коду в общепите: ФНС указала на особенности выдачи кассового чека
Агенты предоставляют предприятиям общепита ПО для расчетов, которое доступно по QR-коду или иным способом. Клиенты могут оплачивать услугу до ее получения или после. Налоговики рассмотрели варианты формирования чеков [35] в обоих случаях.
Клиент оплачивает услугу до ее получения. Агент должен сформировать [36] и направить чек, который может быть электронным. Реквизит "признак способа расчета" (тег 1214 [37]) должен иметь значение "1" [38].
Организация общепита до окончания оказания услуги (например, при выдаче заказа) обязана отпечатать на кассе и выдать клиенту бумажный чек. В признаке способа расчета нужно указать "4" [39]. Агент не вправе выдавать [40] такой чек, поскольку он при передаче заказа не осуществляет зачет предоплаты.
Клиент оплачивает услугу после ее оказания. До окончания оказания услуги (например, при выдаче заказа) предприятие общепита должно отпечатать [41] на ККТ бумажный чек и передать его клиенту до оплаты услуги через агента. Реквизит "признак способа расчета" должен содержать значение "6" [42].
При оплате агент обязан сформировать чек и выдать его клиенту. Чек может быть электронным. В признаке способа расчета нужно указать "7" [43].
ФНС отметила [44], что при оплате услуг сторонних организаций, ИП или физлиц через агента в чеке должны быть указаны реквизиты "данные поставщика" (тег 1224 [45]), "ИНН поставщика" (тег 1226 [46]) в нужном предмете расчета. Выручку по таким товарным позициям отнесут к выручке общепита.
Документ: Письмо ФНС России от 29.08.2025 N АБ-4-20/7961@ [47]
9. Поддержка общепита в 2025 году: НДС можно уплатить позже, за просрочку с декларацией не оштрафуют
Кабмин определил [48] такие меры поддержки:
Данными мерами поддержки смогут воспользоваться те, кто одновременно отвечает таким условиям:
Чтобы воспользоваться мерами поддержки, налогоплательщик должен подать [58] уведомление в инспекцию по месту учета. Налоговики предоставляют поддержку на основании данного уведомления, не вынося спецрешения.
Документ: Постановление Правительства РФ от 02.09.2025 N 1351 [59]
10. Туристический налог и жилые помещения: ФНС пояснила важный момент
Ведомство напомнило [60], что для туристического налога объект обложения - это услуги по размещению физлиц в объектах, которые зарегистрированы в реестре классифицированных средств размещения.
Жилые помещения не относят [61] к средствам размещения. Поэтому, если в органы власти поступят данные о жилых помещениях для расчета туристического налога, их не должны учитывать [62].
Документ: Письмо ФНС России от 11.09.2025 N СД-4-3/8338@ [62]
Полезные ссылки:
15.09.2025
ФСБУ 9/2025 "Доходы": Минфин перечислил основные новшества
Стандарт "Доходы" станет обязательным с отчетности за 2027 год (можно применять и раньше). Он заменит ПБУ 9/99 и ПБУ 2/2008. Минфин рассказал об основных новациях. Так, расширили сферу применения стандарта, изменили понятие доходов, порядок учета выручки и доходов, процедуру признания выручки.
Сфера применения
Стандарт обязаны применять [77] все коммерческие организации (ранее - кроме кредитных и страховых компаний). При этом, например, кредитные организации, некредитные финансовые организации (за рядом исключений) при отражении доходов на счетах бухучета должны учитывать требования Банка России.
По 2 видам деятельности предусмотрели [78] особый порядок регулирования учета доходов:
Основные изменения в учете доходов
Уточнили [79] понятие "доходы". Это увеличение экономических выгод:
Увеличение экономических выгод должно вести к увеличению капитала организации, не связанному с вкладами (взносами) ее учредителей (участников, акционеров, собственников имущества).
Доходы нужно будет делить [80] на включаемые и не включаемые [81] в чистую прибыль (убыток). Первые состоят [82] из выручки и доходов [83], отличных от нее. Если организация не продает продукцию, она сама принимает решение о признании дохода выручкой. Нужно исходить из требований ФСБУ, предмета и цели деятельности, вида дохода и условий его получения.
Установили [84], что доходами не будут признавать поступления:
Основные новации в учете выручки
Минфин выделил [85] такие новшества:
Также в ФСБУ 9/2025 установили [93] процедуру определения момента признания выручки в бухучете (ранее такой процедуры не было), сформулировали требования [94] к степени готовности (ранее требования были только для договоров строительного подряда).
Раскрытие информации
Нужно будет раскрывать [95] с учетом существенности:
Больше не понадобится раскрывать информацию о выручке от выполнения договоров с оплатой неденежными средствами.
Изменение учетной политики
Переход на новый порядок в отчетности надо отразить [96] ретроспективно (так, как если бы новые правила применяли всегда). Есть и упрощенный порядок [97].
Документ:
Информационное сообщение Минфина России от 11.09.2025 N ИС-учет-59 [98]
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [99]
Оформите заявку [100] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [101], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] https://ondb.consultant.ru/news/29483/#anchor_1
[2] https://ondb.consultant.ru/news/29483/#anchor_2
[3] https://ondb.consultant.ru/news/29483/#anchor_3
[4] https://ondb.consultant.ru/news/29483/#anchor_4
[5] https://ondb.consultant.ru/news/29483/#anchor_5
[6] https://ondb.consultant.ru/news/29483/#anchor_6
[7] https://ondb.consultant.ru/news/29483/#anchor_7
[8] https://ondb.consultant.ru/news/29483/#anchor_8
[9] https://ondb.consultant.ru/news/29483/#anchor_9
[10] https://ondb.consultant.ru/news/29483/#anchor_10
[11] https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202509/12/Informatsiya_CBR_yle.pdf
[12] https://ondb.consultant.ru/news/29049/
[13] https://www.cbr.ru/DKP/cal_mp/
[14] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514416;dst=0
[15] https://ondb.consultant.ru/news/29442/
[16] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513957;dst=100006
[17] https://ondb.consultant.ru/news/24266/
[18] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513957;dst=100009
[19] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513952;dst=100003
[20] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513974;dst=100014
[21] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513952;dst=100001
[22] consultantplus://offline/main?base=KSOJ009;n=87620;dst=100020
[23] consultantplus://offline/main?base=KSOJ002;n=89635;dst=100074
[24] consultantplus://offline/main?base=QUEST;n=204500;dst=100015
[25] consultantplus://offline/main?base=KSOJ007;n=114197;dst=100052
[26] consultantplus://offline/main?base=PBI;n=236616;dst=0
[27] consultantplus://offline/main?base=PKBO;n=31842;dst=0
[28] consultantplus://offline/main?base=QUEST;n=233262;dst=100015
[29] consultantplus://offline/main?base=QUEST;n=229285;dst=100015
[30] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=328738;dst=100012
[31] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=328740;dst=100012
[32] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514239;dst=100005
[33] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502129;dst=100016
[34] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514239;dst=100004
[35] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513933;dst=100008
[36] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513933;dst=100009
[37] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=507041;dst=100836
[38] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=507041;dst=104619
[39] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=507041;dst=104628
[40] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513933;dst=100011
[41] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513933;dst=100012
[42] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=507041;dst=104634
[43] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=507041;dst=104637
[44] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513933;dst=100014
[45] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=507041;dst=100876
[46] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=507041;dst=100884
[47] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513933;dst=100005
[48] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513953;dst=100005
[49] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513953;dst=100013
[50] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513953;dst=100009
[51] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=500016;dst=25026
[52] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512750;dst=104326
[53] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513953;dst=100010
[54] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=500016;dst=25032
[55] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=500016;dst=25033
[56] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513953;dst=100011
[57] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513953;dst=100012
[58] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513953;dst=100014
[59] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513953;dst=100001
[60] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514480;dst=100005
[61] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514480;dst=100009
[62] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514480;dst=100011
[63] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=191344;dst=0;last
[64] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=191979;dst=0;last
[65] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=28165;dst=0;last
[66] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=468229;dst=0;last
[67] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=362322;dst=0;last
[68] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=163320;dst=0;last
[69] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513933;dst=0;last
[70] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513952;dst=0;last
[71] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513953;dst=0;last
[72] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=513957;dst=0;last
[73] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=509712;dst=0;last
[74] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514239;dst=0;last
[75] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514416;dst=0;last
[76] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514480;dst=0;last
[77] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514306;dst=100009
[78] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514306;dst=100016
[79] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514306;dst=100020
[80] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514306;dst=100021
[81] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514306;dst=100262
[82] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514306;dst=100024
[83] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514306;dst=100219
[84] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514306;dst=100029
[85] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514306;dst=100034
[86] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514306;dst=100039
[87] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514306;dst=100071
[88] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514306;dst=100096
[89] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514306;dst=100108
[90] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514306;dst=100135
[91] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514306;dst=100142
[92] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514306;dst=100179
[93] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514306;dst=100188
[94] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514306;dst=100196
[95] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514306;dst=100306
[96] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514306;dst=100359
[97] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514306;dst=100360
[98] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=514306;dst=0
[99] http://www.consultant.ru
[100] https://respectrb.ru/consultant/demo
[101] http://respectrb.ru/node/9220